Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе (4 класс)
В данном материале представлена разработка открытого урока 4-го класса по музыкальной литературе. Тема: "Использование игровых приемов на уроке контроля знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока по муз. литературе (4 класс) | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока
по музыкальной литературе в 4 классе
«Использование игровых приемов на уроке контроля знаний»
ТЕМА УРОКА: Урок контроля знаний по изученной в первой четверти теме «Русское народное музыкальное творчество. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов» с использованием игровых приемов.
ЦЕЛЬ УРОКА: Проверка знаний учащихся по изученному материалу.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Проверка знания русских народных инструментов, их особенностей и звучания.
2.Проверка знания видов русской народной песни, их содержания и характерных особенностей с использованием слухового анализа и нотного текста.
3.Проверка знания изученных музыкальных произведений
4.Проверка самостоятельных творческих заданий учащихся.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса.
Демонстрация игровых приемов в традиционных формах контроля знаний
на уроке музыкальной литературы - как сделать процесс контроля знаний интересным, «нестрашным» и познавательным?
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Использование игровых приемов при фронтальном опросе учащихся.
2.Проверка выполнения домашнего задания учебного и творческого характера.
3.Использование игрового и поискового методов при слуховом анализе музыкального произведения.
4.Использование игровых приемов при контроле знаний музыкальных произведений.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:
1.Муз.фрагменты звучания свирели и балалайки
2.А.Лядов «Восемь РНП для оркестра» - Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая.
3.П.Чайковский Квартет №1 – 2ч. /фрагмент/
4.П Чайковский Концерт для ф-но с орк. №1 – финал /фрагмент/
5.М.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина» /фрагмент/
6.Н.Римский-Корсаков Песня Садко из оперы «Садко» /фрагмент/
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:
1.АФИША с пропусками
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент - 1 мин.
2.Фронтальный опрос - 4 мин
Ребята, мы закончили изучение большой и важной темы – «Русское народное музыкальное творчество».
Каким словом часто заменяют это длинное название – народное творчество?
(фольклор)
Что относится к музыкальному фольклору любого народа?
(песни, танцы, музыкальные инструменты, наигрыши)
Перечислите, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?
(каждый называет по очереди)
Определите: какой инструмент звучит?
(балалайка, дудочка-свирель)
Игра «Третий лишний»: называются три инструмента, учащиеся должны определить инструмент, не входящий в определенную группу, и объяснить свое решение.
РОЖОК – ЖАЛЕЙКА – ГУСЛИ
ДОМРА – ГУСЛИ – ГУДОК
Предложить учащимся придумать свой вариант загадки.
3.Творческое задание, выполненное самостоятельно дома – «ПИСЬМО МЮНХГАУЗЕНА»
Всем хорошо известен этот персонаж французского писателя Распэ. Он – выдумщик и фантазер. Надо внимательно послушать его письмо и определить: что в нем правда, а что вымысел? 3 мин
4. Опрос по теме «Русская народная песня»:
Письмо Мюнхгаузена напомнило нам, что в русском музыкальном фольклоре существует много песен. Давайте вспомним их.
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ с пропусками в тексте – при ответе необходимо верно вставить название жанра РНП. Не отвечающие учащиеся слушают и знаками руки показывают – согласны или не согласны с отвечающим.
По окончании ответа вопрос: какие виды РНП не встречались в тексте?
Назовите. 4 мин
5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
Проверка выполнения творческого задания - исполнение учащимися сочиненной плясовой на слова стихотворения
«Пастушок, пастушок
Выйди к нам на лужок
Выйди к нам на лужок
Заиграй-ка в свой рожок» 3мин
Благодаря кому РНП сохранилась до наших дней?
(русские композиторы собирали, записывали РНП, создавали сборники РНП).
Назовите русских композиторов – создателей сборников РНП.
(М.Балакирев «40 рнп», Н.Римский-Корсаков «100) рнп», П.Чайковский «50 рнп», А.Лядов обработал около 200 рнп)
Определите, из какой песни эта мелодия и кто из композиторов ее сохранил в своем сборнике?
(«Эй.ухнем» Балакирев; «Про татарский полон» Римский-Корсаков
Темы песен могут исполнить сами учащиеся)
Для чего, как вы думаете, композиторы собирали РНП?
( сохраняли, использовали в своем творчестве).
5.Слуховой анализ пьес из сюиты А.Лядова «Восемь РНП для оркестра»
А.К.Лядов очень часто в своем творчестве использовал РНП.
Для своей оркестровой сюиты композитор выбрал 8 РНП, собранных им самим – это разные виды народных песен, с некоторыми мы сейчас познакомимся. Но вот в чем дело! В типографии напечатали ноты, но забыли напечатать названия пьес.
Перед вами сложная задача: внимательно прослушать пьесы и определит: какой жанр песни забыли написать в типографии? Для этого надо вспомнить музыкальные особенности разных видов песен.
/Прослушивание пьес – Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая, наблюдение муз. особенностей и обсуждение ответов учащихся/
Протяжная – печальный, лирический, задушевный характер, минорный лад, медленный темп, широкая напевная мелодия, чередование мелодии-соло с «хоровым» подголосочным звучанием, приходящим к унисону, интонации вздоха, использование струнных инструментов – подражание голосам, неквадратное строение второй части (12, 15 тактов)
Шуточная- известная шуточная песня «Я с комариком плясала», скерцозный характер, изображение комариного писка – трели во вступлении и в конце, мажорный лад, высокий регистр, флейта и флейта-пикколо.
Колыбельная- нежно-напевная мелодия, спокойно-задумчивый характер, минорный лад, очень медленный темп, в аккомпанементе ритм «качания», тихая динамика, в конце диминуэндо (РРР), однообразно повторяющийся напев – 9 раз, варьируется, играют только струнные.
Плясовая – задорный характер, мажорный лад, быстрый темп, ритмичность, пиццикато струнных подражание балалайке, флейта – свирели, мелодия варьируется. 18 мин (6+12)
6. Муз. викторина с игрой в «Афишу с пропусками» 3 мин
Мы с вами собрались на концерт. Была такая непогода, что афиша на стене пришла в негодность. Остались лишь обрывки сведений, которые мы должны восполнить. Давайте попробуем восстановить афишу.
11 ноября в 18.00 состоится КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В программе: 1.П.Чайковский для ф-но с оркестром - часть 2.М.Глинка Вариации на тему песни « 3.М. Песня Марфы из оп 4. Квартет №1 – 2 часть Аnd 5.А.Лядов Шуточная из « » 6.Н.Римский-Корсаков |
МУЗ.ВИКТОРИНА /учащиеся определяют произведение и ставят его порядковый номер по афише/ - 3-1-6-4-5
1.Мусоргский Песня Марфы
2.Чайковский Концерт №1 – 3 часть
3.Римский-Корсаков Песня Садко
4.Чайковский Квартет №1 -2ч.
5.Лядов Шуточная 3 мин
7.Завершений урока – подведение итогов, оценка деятельности и знаний учащихся. 1 мин