Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе (4 класс)

Тычина Татьяна Николаевна

В данном материале представлена разработка открытого урока 4-го класса по музыкальной литературе. Тема: "Использование игровых приемов на уроке контроля знаний

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Разработка открытого урока

                  по музыкальной литературе в 4 классе

«Использование игровых приемов на уроке контроля знаний»

ТЕМА УРОКА:   Урок контроля знаний по изученной в первой четверти теме «Русское народное музыкальное творчество. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов» с использованием игровых приемов.

ЦЕЛЬ УРОКА: Проверка знаний учащихся по изученному материалу.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Проверка знания русских народных инструментов, их особенностей и звучания.

2.Проверка знания видов русской народной песни, их содержания и характерных особенностей с использованием слухового анализа и нотного текста.

3.Проверка знания изученных музыкальных произведений

4.Проверка самостоятельных творческих заданий учащихся.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса.

Демонстрация игровых приемов в традиционных формах контроля знаний

на уроке музыкальной литературы - как сделать процесс контроля знаний  интересным, «нестрашным» и познавательным?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Использование игровых приемов при фронтальном опросе учащихся.

2.Проверка выполнения домашнего задания учебного и творческого характера.

3.Использование игрового и поискового методов при слуховом анализе музыкального произведения.

4.Использование игровых приемов при контроле знаний музыкальных произведений.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:

1.Муз.фрагменты звучания свирели и балалайки

2.А.Лядов «Восемь РНП для оркестра» - Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая.

3.П.Чайковский Квартет №1 – 2ч. /фрагмент/

4.П Чайковский  Концерт для ф-но с орк. №1 – финал /фрагмент/

5.М.Мусоргский Песня Марфы из оперы «Хованщина» /фрагмент/

6.Н.Римский-Корсаков Песня Садко из оперы «Садко» /фрагмент/

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА:

1.АФИША с пропусками

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент       -                                                            1 мин.

2.Фронтальный опрос                 -          4 мин

Ребята, мы закончили изучение большой и важной темы – «Русское народное музыкальное творчество».

Каким словом часто заменяют это длинное название – народное творчество?

                                                                                                                (фольклор)

Что относится к музыкальному фольклору любого народа?    

                                       (песни, танцы, музыкальные инструменты, наигрыши)

Перечислите, какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете?

(каждый называет по очереди)

Определите: какой инструмент звучит?

                                            (балалайка, дудочка-свирель)

Игра «Третий лишний»: называются три инструмента, учащиеся должны определить инструмент, не входящий в определенную группу, и объяснить свое решение.

РОЖОК – ЖАЛЕЙКА – ГУСЛИ

ДОМРА – ГУСЛИ – ГУДОК

Предложить учащимся придумать свой вариант загадки.

3.Творческое задание, выполненное самостоятельно  дома – «ПИСЬМО МЮНХГАУЗЕНА»

Всем хорошо известен этот персонаж французского писателя Распэ. Он – выдумщик и фантазер. Надо внимательно послушать его письмо и определить: что в нем правда, а что вымысел?                                         3 мин

4. Опрос по теме «Русская народная песня»:

Письмо Мюнхгаузена напомнило нам, что в русском музыкальном фольклоре существует много песен. Давайте вспомним их.

КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ с пропусками в тексте – при ответе необходимо верно вставить название жанра РНП. Не отвечающие учащиеся слушают и  знаками руки показывают – согласны или не согласны с отвечающим.

По окончании ответа вопрос: какие виды РНП не встречались в тексте?

Назовите.        4 мин

5.МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

Проверка выполнения творческого задания - исполнение учащимися сочиненной плясовой на слова стихотворения

«Пастушок, пастушок

Выйди к нам на лужок

Выйди к нам на лужок

Заиграй-ка в свой рожок»        3мин

Благодаря кому РНП сохранилась до наших дней?

(русские композиторы собирали, записывали РНП,      создавали сборники РНП).

Назовите русских композиторов – создателей сборников РНП.

(М.Балакирев «40 рнп», Н.Римский-Корсаков «100)    рнп», П.Чайковский «50 рнп», А.Лядов обработал около 200 рнп)

Определите, из какой песни эта мелодия и кто из композиторов ее сохранил в своем сборнике?            

                («Эй.ухнем» Балакирев; «Про татарский полон» Римский-Корсаков

                   Темы песен могут исполнить сами учащиеся)

Для чего, как вы думаете, композиторы собирали РНП?

        ( сохраняли, использовали в своем творчестве).

5.Слуховой анализ пьес из сюиты А.Лядова «Восемь РНП для оркестра»

А.К.Лядов очень часто в своем творчестве использовал РНП.

Для своей оркестровой сюиты композитор выбрал 8 РНП, собранных им самим – это разные виды  народных песен, с некоторыми мы сейчас познакомимся. Но вот в чем дело! В типографии напечатали  ноты, но забыли напечатать названия пьес.

Перед вами сложная задача: внимательно прослушать пьесы и определит: какой жанр песни забыли написать в типографии? Для этого надо вспомнить музыкальные особенности разных видов песен.

/Прослушивание пьес – Протяжная, Шуточная, Колыбельная, Плясовая, наблюдение муз. особенностей и обсуждение ответов учащихся/

Протяжная – печальный, лирический, задушевный характер, минорный лад, медленный темп, широкая напевная мелодия, чередование мелодии-соло с «хоровым» подголосочным звучанием, приходящим к унисону, интонации вздоха, использование струнных инструментов – подражание голосам, неквадратное строение второй части (12, 15 тактов)

Шуточная- известная шуточная песня «Я с комариком плясала», скерцозный характер, изображение комариного писка – трели во вступлении и в конце, мажорный лад, высокий регистр, флейта и флейта-пикколо.

Колыбельная- нежно-напевная мелодия, спокойно-задумчивый характер, минорный лад, очень медленный темп, в аккомпанементе ритм «качания», тихая динамика, в конце диминуэндо (РРР), однообразно повторяющийся напев – 9 раз, варьируется, играют только струнные.

Плясовая – задорный характер, мажорный лад, быстрый темп, ритмичность, пиццикато струнных подражание балалайке, флейта – свирели, мелодия варьируется.                                                                        18 мин (6+12)

6. Муз. викторина с игрой в «Афишу с пропусками»                         3 мин

Мы с вами собрались на концерт. Была такая непогода, что афиша на стене  пришла в негодность. Остались лишь обрывки сведений, которые мы должны восполнить. Давайте попробуем восстановить афишу.

                               11 ноября в 18.00 состоится

                   КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

В программе:

1.П.Чайковский                          для ф-но с оркестром -         часть

2.М.Глинка  Вариации на тему песни «  

3.М.                        Песня     Марфы из оп

4.                              Квартет №1 – 2 часть Аnd

5.А.Лядов Шуточная из        «                          »

6.Н.Римский-Корсаков    

МУЗ.ВИКТОРИНА  /учащиеся определяют произведение и ставят его порядковый номер по афише/ - 3-1-6-4-5

1.Мусоргский Песня Марфы

2.Чайковский Концерт №1 – 3 часть

3.Римский-Корсаков Песня Садко

4.Чайковский Квартет №1 -2ч.

5.Лядов Шуточная                                                                                       3 мин

7.Завершений урока – подведение итогов, оценка деятельности и знаний учащихся.                                                                                                    1 мин