Музыка в синтезе с театральным и киноискусством на примере программных инструментальных произведений

Лободина Елена Ивановна

На примере исполняемых произведений в синтезе с другими видами искусств (театр, опера, балет, кино), выявить взаимосвязи и взаимодействия с театральными жанрами и кино. Развитие творческой активности обучающегося через различные виды деятельности: сольное и ансамблевое выступление, нахождение ассоциативных связей между театральными видами искусств и кино и музыкальной составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestats._urok.docx160.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

ГОРОДСКОГО  ОКРУГА ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МУДО ДШИ «Гармония»

                                                   ____________________ Н.К. Григорян

                                                                                                «___»______________________  2017 г.


Методическая разработка открытого урока

преподавателя  по классу фортепиано     

Лободиной Елены Ивановны

Тема открытого урока: «Музыка в синтезе с    
  театральным и кино искусством на примере программных инструментальных произведений»


       
10988663132635018_116545352_976217059_976217059forumtonnelgif


                                             
Дата проведения открытого урока:  17.02.2017
                                      Время проведения открытого урока: 12.00
                                      Место проведения открытого урока: ДШИ «Гармония»
Цель урока: на примере исполняемых произведений в синтезе с другими видами искусств (театр, опера, балет и кино), выявить взаимосвязи и взаимодействия музыки с театральными жанрами и кино.

Задачи урока.
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания;

- продолжить формирование практических навыков (технические приёмы исполнения).

Развивающие: развитие творческой активности обучающегося через различные виды деятельности (сольное и ансамблевое выступление, нахождение ассоциативных связей между театральными видами искусств и кино и музыкальной составляющей);

- комплексное эстетическое развитие ребёнка, его эмоционально-чувственного отношения к жизни и искусству, формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию народов России и мира.


Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственной личности;
- воспитание эстетического вкуса и любви к предмету;
- повышение уровня познавательной мотивации;

- реализация возможностей обучающегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество.

Здоровье сберегающие:

- применение эмоциональной разрядки;
- правильная организация пианистического аппарата, снятие зажимов.

Методы обучения:
-
словесные (устное изложение материала): рассказ, объяснение;
- наглядные (изобразительная наглядность): видео показ;
-
практические (формирование умения): источник знаний – практическая деятельность, репродуктивный метод.

Реализуемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;

- технология педагогического общения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационная технология;

- технология коллективной творческой деятельности.

Оборудование и материалы: мультимедийное сопровождение урока (компьютер, экран, презентация), фортепиано.

Ожидаемые результаты: посредством сопоставления - музыка и театр, музыка и опера, музыка и балет, музыка и кино, рассматривая взаимодействия внутри этих пар как попытку перевода с языка одного искусства на язык другого ключевых моментов художественного образа, «погрузить» ребёнка в  более глубокое понимание содержания произведения, постараться более точно воссоздать программный замысел композитора.

Тип урок: интегративный с элементами комбинированного урока (ознакомление обучающихся с конкретными явлениями и понятиями, закрепление знаний, формирование и закрепление умений и навыков).

План урока:
1. Введение в урок на основе лекционного фрагмента о синтезе искусств и программной музыке.
2. Взаимодействие музыки с театральным искусством и кино. Работа над музыкальным материалом на основе культурологической знаний, введение новых образных сопоставлений для более яркого раскрытия содержания программных произведений.  
2.1. Роль музыки в древнегреческом театре, античные мифы.
2.2. Объединение музыки и драмы в жанр оперы.

2.3. Балет как синтез музыки, танца и драматического действия.
2.4. Взаимодействие музыки и кино.
3. Заключение (рефлексия, оценивание, домашнее задание).



                                                        Ход урока:
        1. То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусств. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии (изображалась с двойной флейтой), Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов.
       
Но не были чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии (древние сказители – рапсоды не читали, а пели свои повествования о подвигах богов и героев); Талия и Мельпомена  - покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора. Только Клио, муза истории, и Урания, - муза астрономии, кажутся стоящими несколько в стороне.
       Все музы – сёстры, и в их родстве – глубокий смысл: миф о музах, как и многие другие, в образной форме отражает суть реальных явлений. Она заключается в том, что в древности искусства были теснее связаны друг с другом, чем в наше время.
Поэзия и музыка существовали тогда в виде единого искусства – песни. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяют собой не отдельный искусства, а разные жанры внутри музыкально – поэтического искусства.
       Шли столетия, музыка и поэзия приобрели самостоятельность. Но родство их сохранилось, проявляясь в постоянном тяготении друг к другу. Ведь
вокальная музыка – это синтез музыки и поэзии. Близость этих двух искусств основана главным образом на том значении, которое имеет ритм, придающий размеренность и стройность как течению слов в стихотворной речи, так и течению музыкальных звуков. Но и другие стороны поэзии, например рифма, да и вообще вся звуковая сторона тяготеют к музыке. Некоторые стихотворения, не предназначавшиеся авторами для пения, например «Из Гёте» («Горные вершины») Михаила Юрьевича Лермонтова, всё-таки «поют», стоит только произнести их вслух и прислушаться к их ритму, как будто бы монотонному, убаюкивающему, а в то же время живому и переменчивому в каждой строке:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.
        И не случайно свыше 90 композиторов написали к этому стихотворению музыку. Среди них -  А.Е. Варламов, М.М. Ипполитов – Иванов, В.С. Калинников, Н.К. Метнер. Особенно известен дуэт А.Г. Рубинштейна. И вовсе не случайно данное произведение вы изучаете на занятиях хора.
       К союзу с поэзией стремится и инструментальная
программная[1] музыка. Примеры – в сборнике фортепианных пьес Петра Ильича Чайковского «Детский альбом», где у каждой пьесы есть не только «говорящее», но и «рассказывающее» название: «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Болезнь куклы», «Новая кукла» и все остальные маленькие произведения, с некоторыми из них вы с удовольствием знакомились и исполняли. Вспомним! Назовите!
Вася: Немецкая песенка, Камаринская
Сима: Марш деревянных солдатиков, Мазурка
Катя:
Итальянская песенка, Новая кукла, Вальс
Учитель:
Катя, а вальс можно назвать программным произведением?
Катя: Думаю да, т.к. мы заложили в исполнение произведения «программу» - историю Золушки на балу.
Учитель: Верно! По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя слово работать с музыкой.
       В дальнейшем вы обязательно познакомитесь ещё с одним сборником П.И. Чайковского для детей постарше
«Времена года», где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.
       Назовите, пожалуйста, примеры программной музыки из вашей учебной программы с яркими названиями.
Сима: «Вечер» Сергея Сергеевича Прокофьева, «Вальс Снегурочки» из балета «Сон Дрёмович» Николая Карповича Чемберджи.
Вася: «В цирке» Мераба Алексеевича Парцхаладзе, «Поэтическая картинка» Эдварда Грига.
Катя: «Улыбка» Чарли Чаплина, «Музыка из телевизора»
Микаэла Таривердиева.
 
Учитель: Правильно! А вот если произведение называется, например, «Лирическая песня» (Серафима играет пьесу Николая Васильевича Дремлюги), это определяет только характер исполнения, но никак не конкретное содержание, тем и различны программная и непрограммная музыка.

        2.1. А сейчас мы вновь мысленно перенесёмся во времена Древней Греции и попробуем запрограммировать некоторые исполняемые произведения относительно выбранной темы. Будем вплетать в единое сюжетное полотно отдельные смысловые линии, добавим новизны восприятия музыкальных тем и интонаций.
       В древности Греция называлась
Элладой. Это была красивая, с прекрасным климатом страна, омываемая с трёх сторон тёплыми водами Средиземного моря. Самую высокую гору Греции Олимп, по мнению греков, давным-давно облюбовали их великие боги. В главном дворце всегда жил правитель богов и людей Зевс. Когда он гневался, то метал золотые стрелы-молнии, которые вызывали громовые раскаты, поэтому прозвали его Громовержцем. Впрочем, царствование его было благополучным – на Земле стоял Золотой век. Каждый из детей Зевса был наделён каким-нибудь талантом и управлял стихией или ремеслом.
       Так,
Аполлон был богом света и покровителем искусств, которых олицетворяли музы (о них было сказано выше). На острове Делос родился бог света, златокудрый Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Всё кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и горы, и долина, и море. Вся природа ликовала вместе с богинями. Аполлон был замечательным музыкантом, он никогда не расставался с лирой. Когда он играл, всё замирало в природе, даже птицы переставали петь… Величественные звуки, казалось, заполняли весь эфир.
       Предлагаю Василию перевоплотиться в образ прекрасного Аполлона и попытаться передать его завораживающую игру, исполнив
«Поэтическую картинку»[2] e moll Эдварда Грига[3] (их шесть в одноимённом цикле). Заметим, что сам композитор был превосходным исполнителем собственных сочинений. «Слушая Грига, мы инстинктивно осознаём, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры», - писал о нём П.И. Чайковский. Музыканты-исследователи[4] усматривают связь орнаментики григовской мелодии с народным искусством норвежских скрипачей: это такие приёмы народного скрипичного музицирования, как трели и акцентирование отдельных долей мелодии, таковые имеются и в этой пьесе.
Для раскрытия художественного образа произведения можешь использовать и описание красоты природы Эллады, острова Крит, на котором родился Зевс, образ самого Зевса…
                                                                                (Приложение 1)
        Но сначала вспомним рекомендации технического порядка, необходимые для качественного исполнения. На что ты должен обратить внимание при исполнении пьесы?
Ученик: Это правильная посадка, ощущение единства с инструментом, свободные дышащие руки. Быть сконцентрированным на исполнении, слушать себя. «Петь» на инструменте, звук должен «лететь», «дышать», вибрировать, мелодия «парить», гармонии чутко поддерживать. Чувствовать «сквозное развитие», чисто пользоваться педалью. Ярче противопоставить две разнохарактерные темы. Более значительной сделать кульминацию.
Ученик исполняет.
Учитель: Молодец, Василий! Сегодня у тебя прозвучало произведение по-новому, более красочно! Хотелось бы ещё посоветовать большей ясности пальцевой на пиано (dolce), окутать этот динамический оттенок более тёплым тембром, а в теме con fuoko послушать штрих легато, провести с большим внутренним напряжением.

        Если соотнести пьесу «В цирке» М. А. Парцхаладзе[5] с рассматриваемым историческим временем, то можно представить себе античные Олимпийские игры. Это крупнейшие состязания в силе, ловкости и красоте. Атлеты соревновались в беге на короткие дистанции, двойном беге, кулачном бою, гонках на колесницах, а также беге в полном вооружении, прыгали в длину и метали диск. Прежде чем пройти отбор и попасть в состав участников олимпиады, кандидат должен был десять месяцев усиленно тренироваться на родине под руководством тренера, а потом ещё несколько месяцев в самой Олимпии. За подготовкой тщательно следили судьи-элланодики, они же обладали правом награждать победителей или наказывать провинившихся.
       Как только гонцы разносили весть о начале
«игр, угодных богам», в стране прекращались все войны и распри. Дороги становились безопасными, и атлеты и зрители со всех полисов Греции направлялись в Олимпию, расположенную в долине реки Алфей.  
                                                                             
(Приложение 1а)
Учитель: Василий, как мы понимаем, олимпийские состязания были делом государственной важности. И потому с этой долей ответственности предлагаю сыграть данное произведение. Постарайся быть «победителем» на древнегреческих играх!

Исполняем пьесу в быстром темпе, активно, хватко. Представляем состязание в умелости, мастерстве, побеждает сильнейший! Помни о технических моментах: синхронность в руках, распределение баланса между руками; все гаммообразные пассажи шестнадцатыми провести активными «молоточковыми» пальчиками, обращая внимание на снятие каждого пальца, кисть собирать горсточкой, округлять, следить за 1-м пальцем, «прятать» его под 2-й и 3-й, целостное объединяющее движение руки.
Ученик вдохновенно исполняет.
Учитель: Молодец! Хорошо выстраивал фразы, слушал штрихи, ярко прозвучали динамические контрасты, произведение прозвучало цельно.
       Хотелось бы сделать маленькое дополнение в связи с тем, что вы все втроём участвуете во множественных конкурсах. Так вот, знаете ли вы, что общественные спортивные состязания
Олимпийские игры родились в VIII в. до нашей эры, а двумя веками позднее там начали проводить музыкальные состязания – Пифийские игры, которые можно считать далёкими предками современных конкурсов. Пифийские игры проходили при храме, построенном в честь покровителя искусств, бога солнца и света Аполлона. Согласно мифам, он, победив чудовищного змея Пифона, сам учредил эти игры.
Итак, раскрыть по-новому художественный смысл исполняемых программных произведений нам помогло обращение в историческое античное прошлое с его легендами и мифами, спортивными и музыкальными состязаниями; историей развития древнегреческого театра, о роли музыки в нём ( о чём будет сказано далее).

        А сейчас сделаем небольшую паузу - физкультминутку, почувствуем себя «олимпийскими атлетами», снимающими напряжение после спортивной эстафеты…

       
2.2. Вернёмся в атмосферу древнегреческой мифологии к музам театра Талии и Мельпомене, которые тоже олицетворяют собой союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Особенное место занимала музыка в трагедии. Трагедия открывалась вступительной песней, которую исполнял хор мужских голосов. В процессе развития сюжета звучали песнопения, исполняемые стоя, они раскрывали слушателям смысл происходящего (актёры – мужчины на ходулях, в масках, мантиях). Заключительная песня исполнялась хором, который имел очень важное значение. Хор был как бы «голосом народа» и одновременно голосом автора трагедии или комедии. Помимо хора в трагедии получило распространение сольное пение, сопровождаемое игрой флейты или кифары. В комедии роль музыки другая – сопровождение пантомимы, декламации актёров в антрактах спектакля.
       Греческая трагедия послужила образцом для авторов первых
опер, произошло это во Флоренции на рубеже XVI-XVII вв. Конечно, возродить античную трагедию было невозможно, музыку античного театра учёные-флорентинцы знать не могли. Но они создали оперу – жанр, объединяющий музыку и драму. Опера с успехом развивалась и в Италии, и в Германии, Франции, России.
       Одним из блестящих представителей создания романтического оперного направления является
Карл Мария фон Вебер[6] (Сонатину C dur в ансамблевом варианте исполняют Вася и Сима). Вебер по преимуществу композитор оперный[7], и это слышно в его инструментальной музыке, которая отличается своей драматичностью, разнообразием образов, очерченных композитором с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Стилю Вебера присущ песенно-танцевальный тематизм, своеобразие и красочность гармонии, свежесть оркестрового колорита и трактовки отдельных инструментов. 
       
Работая с труппами оперных театров, Вебер обнаружил выдающиеся дирижерские способности и талант организатора музыкально-театрального дела. Уже в самом начале своей дирижерской деятельности Вебер установил новый порядок размещения музыкантов в оперном оркестре — по группам инструментов, тем самым предвосхитив принцип размещения инструментов в оркестре, который станет характерным для всего XIX и XX века. В этом новаторство выдающегося германского композитора.
       При исполнении Сонатины Вебера мы с вами много говорили об инструментовке произведения, т.е. пытались передать звучание камерного оркестра, в состав которого входят певучие струнно-смычковые и деревянно-духовые инструменты, придающие звучанию воздушность и лёгкость.
       Сегодня предлагаю добавить некоторые нюансы к характеру произведения, связанные с
оперным началом композитора Вебера.
Как известно, с развитием немецкого национального музыкального театра связана
немецкая комическая опера[8], в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Попробуйте придать интонациям более театральный характер, как если бы каждую тему разыгрывал на сцене определённый персонаж со своей характеристикой, историей в соответствии с общей сюжетной драматургической линией. Это и нежно-умилённые, и шутливо-озорные, и лукавые с насмешкой, и радостно-вдохновенные, и торжественно-бравурные! Возникает ассоциация с комедиями венецианского драматурга Карло Гольдони «Слуга двух господ», французского драматурга Пьер-Огюстен Карон де Бомарше «Женитьба Фигаро». Как известно, великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт написал знаменитую оперу-буффу[9] «Свадьба Фигаро» по одноимённой пьесе Бомарше, вы обязательно познакомитесь с этим удивительным произведением на уроках зарубежной музыкальной литературы.
                                                                             
(Приложение 2)

Учитель: Вася и Сима! Попробуйте исполнить музыку Вебера театрально, более «живо» и одухотворённо! Постарайтесь тембр инструмента приблизить к тембру человеческого голоса, сделав его особенно тёплым, наполненным чувством. Помним, об ощущениях метроритма, который выполняет функции дирижёра в ансамбле, чувствуем вместе сильные доли, ритмическую определённость внутри такта, синхронный ауфтакт (взятие дыхания).
Молодцы! Сыграли с большим отношением и слушали друг друга!
Итак, звучание Сонатины Вебера обогатила театральность трактовки музыкальных образов, тем самым мы проследили гармоничное сочетание музыки и театрального жанра.

        2.3. И ещё один театральный жанр невозможно себе представить без музыки. Это балет, синтез музыки, танца и драматического действия. В балете музыка полностью заменяет слово: она передаёт развитие сюжета, раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц, «подсказывает» балетмейстеру рисунок танца. Музыка как бы становится «видимой» в движениях танца, в пластике жестов артистов.
       Балет бывает многоактным или одноактным,
балетом-пьесой с развёрнутым сюжетом, балетом-симфонией – бессюжетным произведением или хореографической миниатюрой. В балете взаимодействуют несколько видов танца: классический, характерный, ритмопластический, современный. Классический танец – это главная «пластическая речь» в балете. Развиваясь в течении длительного времени, он приобрёл точные, узаконенные формы, стал стройной системой, сложившейся на основе элементов народных танцев и танцев различных эпох (античности, Возрождения и др.). В XVII в. во Франции была разработана терминология классического танца, принятая повсеместно и в настоящее время.                                                   (Приложение 3)
       И в соответствии с развивающейся темой хочется сделать акцент на
взаимодействие музыки и хореографии. Драматический замысел балета раскрывает и передаёт музыка в её синтезе с хореографией. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов – балерин и танцовщиков делает его одухотворённым, осмысленным, поэтически содержательным.
Учитель: Василий с Серафимой исполняют ещё одно произведение в ансамблевом варианте – это «Вальс Снегурочки» из балета Чемберджи[10] «Сон Дрёмович». Сам сюжет предполагает фантастический мир сказки, волшебные образы. Мы выстраивали драматургию произведения, «рисовали» придуманные персонажи, наделяли музыкальными характеристиками. Говорили о выразительности и гибкости фразировки, инструментовке. Скажите, ребята, с каким видом танца вы бы соотнесли музыку «Снегурочки» (классическим, характерным, ритмопластическим или современным)?
Ученики: Классическим!
Учитель: Согласна с вами! Попрошу сыграть ансамбль с большей пластикой и гибкостью, представляя балетное музыкально-сценическое действо. Помним, что главное в ансамбле - это единство и синхронность, пытаемся создать впечатление, будто играет один человек.
Хорошо! В вашей игре чувствовалась «пластическая речь»!
Итак, раскрыть смысл программного произведения наиболее полно мы сумели на примере взаимопроникновения музыки, танца и драматического действа.                               


       
2.4. Весьма значительное место занимает музыка в кино и на телевидении. В фильмах звучит и симфоническая, и инструментальная музыка, она помогает раскрыть внутренний, глубинный смысл развёртывающихся событий. Надо сказать, музыка с самого начала сопровождала экран. Немые фильмы шли под аккомпанемент тапёра. Запел экран едва ли не раньше, чем заговорил. Все первые звуковые фильмы были музыкальными.
       Екатерина представит своей игрой данный вид взаимодействия искусств. Первое произведение написано великим
Чарли Чаплиным[11]. Это нежная, трогательная, полная светлой грусти и надежд мелодия «Smile» («Улыбка»). Она появилась на свет в 1936 году. Чарли Чаплин написал ее для своего фильма «Новые времена» («Modern Times»), и она исполнялась как инструментальная композиция. Это был последний немой фильм Чарли Чаплина. Спустя некоторое время, мелодия стала песней[12]: «Улыбайся, когда тебе больно, улыбайся даже если твое сердце разбито…».

        Вторая пьеса известного советского и российского композитора Микаэла Леоновича Таривердиева с названием «Музыка из телевизора». С творчеством этого уникального композитора мы знакомы в основном по популярным художественным фильмам, хотя им написано большое количество и камерных вокальных циклов, органные произведения, балеты, оперы. Его называли «последним романтиком нашего времени», а музыку «божественной». Его музыку ни с чьей не спутаешь, её узнаёшь с первых звуков: мелодия удивительно своеобразна, как будто парит в атмосфере, «космические» гармонии, пронизывающая глубочайшая мысль…
                                                                               
(Приложение 4)
Учитель
: Катюша, постарайся максимально точно передать характер этих двух программных произведений, смысл, обозначенный автором. С каким чувством ты должна исполнять каждую из этих пьес? И каковы технические задачи необходимо решить для воплощения замысла автора?
Ученица: Если говорить о технической стороне, то эти произведения кантиленного плана, с характерными для кантилены широким дыханием, длинными фразировочными лигами; в кантилене важно «пение на инструменте» - качественное легато, для которого необходимо слушать связь, соединение звуков. Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши (словно в глубокий мягкий ковёр). Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой – легато). Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. 
       Если
характеризовать музыку: «Улыбка» Чарли Чаплина  - это удовольствие, наслаждение, радость жизни, «Музыка из телевизора» Микаэла Таривердиева – это прежде всего мысль, которую композитор доносит своей музыкой.
Учитель: Всё верно, Катя! И эту мысль ты должна бережно пронести через всё произведение словно свечу в ладонях, не дав ей погаснуть. А свеча эта – Божественный огонь. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь называли Святой. Может быть, именно в этом наш особый путь в этом мире – сохранить и передать Божественный огонь следующим поколениям, эту надежду и радость жизни

Ученица исполняет.
Учитель
: Итак, мы выявили глубокую взаимосвязь музыки с кино искусством.


3. Заключение.

Рефлексия.
Учитель: Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?
Вася: Познакомились с таким понятием как программная музыка.
Учитель: Чем же отличается программная от непрограммной музыки?
Вася: В программной музыке всегда заложена «программа», какой-либо конкретный сюжет.
Учитель:
 В чём отражается программность произведения?
Катя: В названии произведения или литературном комментарии к нему.
Учитель: А для раскрытия сюжета произведения нам помогут знания о связи музыки с театральным искусством, искусством танца и кино? В чём это проявляется?
Вася: Например, в «Поэтической картинке» Грига мне интересными показались сравнения с античными образами, что придало большую выразительность игре. Захватила история – сравнение с Олимпийскими соревнованиями в пьесе Парцхаладзе «В цирке». Каждая пьеса была как маленький спектакль, интересно было «разыгрывать» каждый сюжет.

Учитель: А в ансамблевых произведениях какие находки мы использовали для обозначения «программы» произведений, какие мы проводили параллели, с чем сравнивали?
Серафима: Музыке мы старались придать театральность. В «Сонатине» Вебера музыкальные темы должны были «проживать» как будто персонажи на театральной оперной сцене, а в «Снегурочке» Чемберджи мы представляли классический балет.
Учитель: и это придало рельефность образам. А в чём проявилась взаимосвязь музыки и кино искусства на примере исполняемых произведений?

Катя: В пьесе «Улыбка» мне помог прежде всего трогательный и забавный образ самого Чарли Чаплина, кадры из фильма «Новые времена» с его участием. А «Музыку из телевизора» М. Таривердиева я сравнила, по рекомендации учителя, с эпизодом фильма режиссёра Андрея Тарковского «Ностальгия», где герой Олега Янковского через продуваемое сырым ветром пространство несёт свечу. При исполнении мне необходимо было «пронести» мелодию через всё произведение проникновенно, бережно и задушевно, подвести к её высшей точке развития (кульминации) и устойчиво завершить, не «затушив свечу»…

Оценивание.
Учитель: Замечательно вы сегодня потрудились, открылись для меня новыми возможностями, а прежде всего узнали сами себя по-новому. Образы и сюжеты «заиграли» точнее, ярче и осмысленнее.
Музыка – это искусство неисчерпаемых богатств, глубин, оттенков и граней, проявлений, сочетаний и взаимосвязей, находок и загадок, которые невероятно интересно разгадывать!

 Домашнее задание.
1. Старайтесь больше анализировать, проводить аналогии с историей, культурой, интерпретировать музыку в синтезе с различными видами искусств, что невероятно обогатит и ваше представление о возможной задумке композитора, и поможет претворить замысел автора, сделает вашу игру более художественно выразительной.  
2. Уделяйте большое значение технической стороне, детальной работе, оттачивании необходимых приёмов и движений, которые являются основой для точности воплощения музыкальных образов и характеров, и в целом строится драматургия произведения.
 

3. Ансамблистам следует продолжать самостоятельную работу, отрабатывая проблемные фрагменты, уточняя штрихи, фразировку и динамику произведения. Работать индивидуально и вместе. Понимать, что воплощение художественного образа требует синтеза всей предыдущей работы, где происходит слияние отдельных элементов в крупные части, которые, в свою очередь, объединяются в законченное произведение.


                                     
                             Список литературы.
1. Богданова А. Портреты советских композиторов. Мераб Парцхаладзе. Очерк жизни и творчества. – М.: Сов. комп., 1985.

2. Бондаренко Е.И. Путешествие в мир кино. –М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

3. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. –М.: Музыка, 2007.
4. Будур Н.В., Панкеев И.А. Мифы и легенды народов мира. Том I. –М.: РООССА, 2007.
5. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. –Л.: Музыка, 1968.
6. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран.
Вып.I. –М.: Музыка, 1978.

7. Друскин М.С. Избранное. – М.: Сов. комп., 1981.
8. Дубкова С.И. Сказки звёздного неба. –М.: Белый город, 2004.
9. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. Том I, II, IV. –М.: Советская энциклопедия, 1978.

10. Кубеев М.Н. Сто великих легенд и мифов мира. Научно-популярное изд. –М.: Вече, 2011.

11. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.II –М.: Музыка, 1979.

12. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.V –М.: Музыка, 1980.

13. Медушинский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и старшего школьного возраста. –М.: Педагогика, 1985.
14. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. Научно-популярное изд. –М.: Сов. комп., 1988.

15. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд.4. –М.: Музыка, 1982.
16. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. –М.: Музыка, 2007.
17. Священная история в рассказах для детей П.Н. Воздвиженского. Моя первая книга. – М.: Белый город, 2006.






[1] Программная музыка – инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», т.е. какой-либо конкретный сюжет. Программность произведения либо отражается в его названии, либо излагается в специально предпосланном литературном комментарии. Программными можно считать и те произведения, которые лишены конкретного сюжета, но имеют ярко выраженный образно-философский «подтекст».

[2] Инструментальная пьеса лирико-драматического или лирико-повествовательного характера, отличающаяся свободой построения и эмоциональной насыщенностью.

[3] Григ Эдвард (1843-1907) – выдающийся норвежский композитор, пианист, дирижёр; основоположник национальной классической музыки.

[4] Друскин Михаил Семёнович. Избранное. –М.: Советский композитор, 1981.

[5] Парцхаладзе Мераб Алексеевич (1924-2008) – грузинский и российский композитор и педагог. Особенно популярна музыка для детей, полна сердечности и доверительности, красочна, ярко выраженное эмоциональное начало.

[6] Вебер Карл-Мария (1786-1826) – выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист; основоположник национальной романтической оперы.

[7] Вот что писал, например, Г. Берлиоз: «А каков оркестр, аккомпанирующий этим благородным вокальным мелодиям! Какие изобретения! Какие искуснейшие изыскания! Какие сокровища открывает перед нами подобное вдохновение!»

[8] Зингшпиль – немецкая комическая опера.

[9] Опера-буффа – жанр комической оперы.

[10] Чемберджи Николай Карлович (1903-1948) – советский композитор, автор многочисленных сочинений для большого симфонического оркестра.

[11] Сэр Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин -1889-1977гг. - американский и английский киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино – образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях в 1910-е годы. Чаплин активно использовал приёмы пантомимы и буффонады.

[12] Текст написали Джон Тернер и Джеффери Парсонс. Впервые песню «Smile» исполнил великий Нэт Кинг Коул – «чёрный Синатра», как его называли.оизведения