урок музыки 1 класс

Потапова Светлана Егоровна

конспект открытого урока по теме: "Коллективное музицирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke.docx32.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме: “Коллективное музицирование”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ “Сангарская гимназия”

урок музыки, 1 класс

Цель урока:

Добиться слаженного синхронного исполнения в ансамбле заданного произведения.

Задачи урока:                 

1. Образовательная:

Дать наиболее полные сведения об основных задачах, связанных с коллективным музицированием;

 2. Воспитательная:

Формирование интереса к данному виду работы, а также умения слушать и контролировать себя и остальных участников ансамбля во время игры;

3. Развивающая:

Формирование и развитие исполнительских навыков игры, понимание исполнительских задач и способов их решения;

Тип урока: урок закрепления полученных навыков.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Методы:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Реализуемые технологии:

-развивающего обучения;

-творческая лаборатория;

-художественно-эстетическая;

-информационная;

-здоровьесберегающая.

Оборудование:

-Музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, деревянные шумовые инструменты, блок-флейта);

-Медиаторы;

-Партии;

-Пюпитры;

-Стулья;

-Сборник нот

Ожидаемые результаты:

Ученик умеет анализировать исполнение в ансамбле;

У них сформирован музыкальный образ;

Они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, динамическими оттенками.

План урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и вступительное слово;

3. Работа по группам, работа над музыкальным образом;

4. Заключение, подведение итогов.

Ход урока:

Вводная часть: проверка готовности к уроку: ноты; настройка инструментов. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

Сведения об основных принципах коллективного музицирования, беседа с учащимися о пользе ансамблевой игры.

Важный элемент – проигрывание песни по группам. Исполнение песни. Пропевание нот.

Завершающий этап работы, подготавливающий к концертному исполнению. Проигрывание всей песни целиком.

Заключительная часть:

Педагог: Сегодня мы поговорим об игре в ансамбле, о пользе ансамблевого музицирования. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

-Ребята, кто мне поможет: чему еще способствует ансамблевое музицирование?

Ученица (Самсонова Каролина): Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную грамоту.

Педагог: Спасибо, Каролина, молодец! Может еще кто-нибудь добавит?

Ученица (Оконешникова Полина): Нотный текст помогает разобраться в простых элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, nonlegato.

Педагог: Да, Полина, правильно. А еще все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения.

-Ребята, а какие способы звукоизвлечения на своих инструментах вы знаете? Вот, например, Сережа. Как ты извлекаешь звук на фортепиано?

Ученик (Симонов Сергей): На фортепиано звук извлекается при помощи прикосновения пальцев к клавишам. Бывают несколько видов извлечения звука– нажим, толчок, удар и скольжение.

Педагог: Спасибо, Сережа. А кто мне расскажет про игру на ксилофоне и металлофоне?

Ученица (Петрова Анжелина): На ксилофоне так же как и на металлофоне звук извлекается ударами палочек по пластинам.

Педагог: Спасибо, Анжелина, правильно. А вот Сандаара Обутова играет на духовом инструменте, блок-флейте, какие основные приемы звукоизвлечения у блок-флейты?

Ученица (Обутова Сандаара): На флейте основной прием – вдувание. Тут важную роль играет открытое горло, правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха.   

Педагог: Ну надо же как интересно, спасибо большое!

-А теперь, давайте вспомним и закрепим песню "Таба"  ("Олень") и исполним ее.

Дети садятся за музыкальные инструменты: ксилофон (Самсонова Каролина, Симонов Сергей), металлофон (Ионашку Таисия, Сыроватский Алеша), деревянные шумовые инструменты (Авелев Аркадий, Попов Ваня), колокольчик (Петрова Анжелина), блок-флейта (Обутова Сандаара, Дьяконова Влада, Жакун Богдан, Оконешникова Полина, Бондарчук Вика, Лимаренко Олег). Исполнение песни "Таба" (якутская народня песня). Дети играют и поют песню:

                                                      Хаар, хаар хаачыргыыр

                                                      Халлааным халынна

                                                      Тап-тап табыйан

                                                      Табакаам айаннаа!

                                                      Снег, снег захрустел

                                                      Прояснил зимний день

                                                      Снег, снег заблестел

                                                      Ты беги мой олень!

-Молодцы, ребята, очень хорошо сыграли и исполнили песню. А сегодня у нас новое произведение. Сели все как слушатели: спина прямая, руки на парту.  Послушайте песню (в исполнении учителя песня "Тень-тень"):

                                           1.Тень-тень потетень выше города плетень

                                              Сели звери под плетень похвалялися весь день.

                                           2.Похвалялася лиса: "Всему свету я краса".

                                              Похвалялся зайка: "Поди догоняй-ка".

                                           3.Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши"

                                              Похвалялись блохи: "И у нас неплохи".

                                           4.Похвалялся медведь: "Могу песни я петь"

                                              Похвалялася коза: "Всем вам выколю глаза!"

В этой песне слова народные, а музыку написал Вас. Калинников. Называется она - «Тень-тень».

-Как вы думаете, ребята, сколько куплетов имеет песня? (4 куплета)

-А как вы догадались? (разные звери в каждом куплете, характеры разные итд).

-Когда начнем играть на музыкальных инструментах, аккомпанемент должен звучать тише, как бы кто-то тихонечко подпевает. Сразу учимся видеть динамический план песни, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание.  На протяжении всей песни помягче прикасаться к инструменту, окончания фраз нежнее, не выталкивать, а слушать. Но сначала проиграем песню по группам.

Играет свою партию группа металлофонов и ксилофонов.

Педагог: Хорошо, молодцы. Немного не хватило звука в вашем сольном отрезке, можно играть посмелее. А теперь послушаем деревянные шумовые инструменты.

Педагог: Молодцы! А теперь послушаем партию блок- флейты. Внимательно слушаем музыку ребята, потому что у вас звучание идет на вторую фразу, на начало каждого куплета. Я отметила на партитуре место где вы играете. Я аккомпанирую мелодию вам.

Дети старательно играют на блок-флейте.

Педагог: Молодцы. Хочется сказать, что игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важная задача педагога. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. А теперь попробуем сыграть все вместе. Каждый постарается выполнить поставленную перед ним задачу.

Дети проигрывают песню целиком. 

Педагог: Молодцы! Только не забывайте, игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Так же во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера.
3. Работа над ритмом.

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением. 

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить песню целиком. А теперь давайте немного сдвинем темп и постараемся исполнить песню приблизив к концертному исполнению.

Дети исполняют песню "Тень-тень"с еще большим воодушевлением.

Педагог: Ну молодцы, порадовали! Спасибо вам большое! И в заключении сегодняшнего занятия хочется сказать, что особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на  музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.  Всем большое спасибо, увидимся на следующем занятии!

Список используемой литература:

1. Хрестоматия 1 класс Э.Б.Абдуллин

2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

3. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"