урок музыки 1 класс
конспект открытого урока по теме: "Коллективное музицирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzyke.docx | 32.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме: “Коллективное музицирование”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ “Сангарская гимназия”
урок музыки, 1 класс
Цель урока:
Добиться слаженного синхронного исполнения в ансамбле заданного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательная:
Дать наиболее полные сведения об основных задачах, связанных с коллективным музицированием;
2. Воспитательная:
Формирование интереса к данному виду работы, а также умения слушать и контролировать себя и остальных участников ансамбля во время игры;
3. Развивающая:
Формирование и развитие исполнительских навыков игры, понимание исполнительских задач и способов их решения;
Тип урока: урок закрепления полученных навыков.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
-словесный;
-наглядный;
-практический.
Реализуемые технологии:
-развивающего обучения;
-творческая лаборатория;
-художественно-эстетическая;
-информационная;
-здоровьесберегающая.
Оборудование:
-Музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, деревянные шумовые инструменты, блок-флейта);
-Медиаторы;
-Партии;
-Пюпитры;
-Стулья;
-Сборник нот
Ожидаемые результаты:
Ученик умеет анализировать исполнение в ансамбле;
У них сформирован музыкальный образ;
Они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, динамическими оттенками.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и вступительное слово;
3. Работа по группам, работа над музыкальным образом;
4. Заключение, подведение итогов.
Ход урока:
Вводная часть: проверка готовности к уроку: ноты; настройка инструментов. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.
Сведения об основных принципах коллективного музицирования, беседа с учащимися о пользе ансамблевой игры.
Важный элемент – проигрывание песни по группам. Исполнение песни. Пропевание нот.
Завершающий этап работы, подготавливающий к концертному исполнению. Проигрывание всей песни целиком.
Заключительная часть:
Педагог: Сегодня мы поговорим об игре в ансамбле, о пользе ансамблевого музицирования. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). -Ребята, кто мне поможет: чему еще способствует ансамблевое музицирование? Ученица (Самсонова Каролина): Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную грамоту. Педагог: Спасибо, Каролина, молодец! Может еще кто-нибудь добавит? Ученица (Оконешникова Полина): Нотный текст помогает разобраться в простых элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, nonlegato. Педагог: Да, Полина, правильно. А еще все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. -Ребята, а какие способы звукоизвлечения на своих инструментах вы знаете? Вот, например, Сережа. Как ты извлекаешь звук на фортепиано? Ученик (Симонов Сергей): На фортепиано звук извлекается при помощи прикосновения пальцев к клавишам. Бывают несколько видов извлечения звука– нажим, толчок, удар и скольжение. Педагог: Спасибо, Сережа. А кто мне расскажет про игру на ксилофоне и металлофоне? Ученица (Петрова Анжелина): На ксилофоне так же как и на металлофоне звук извлекается ударами палочек по пластинам. Педагог: Спасибо, Анжелина, правильно. А вот Сандаара Обутова играет на духовом инструменте, блок-флейте, какие основные приемы звукоизвлечения у блок-флейты? Ученица (Обутова Сандаара): На флейте основной прием – вдувание. Тут важную роль играет открытое горло, правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха. Педагог: Ну надо же как интересно, спасибо большое! -А теперь, давайте вспомним и закрепим песню "Таба" ("Олень") и исполним ее. Дети садятся за музыкальные инструменты: ксилофон (Самсонова Каролина, Симонов Сергей), металлофон (Ионашку Таисия, Сыроватский Алеша), деревянные шумовые инструменты (Авелев Аркадий, Попов Ваня), колокольчик (Петрова Анжелина), блок-флейта (Обутова Сандаара, Дьяконова Влада, Жакун Богдан, Оконешникова Полина, Бондарчук Вика, Лимаренко Олег). Исполнение песни "Таба" (якутская народня песня). Дети играют и поют песню: Хаар, хаар хаачыргыыр Халлааным халынна Тап-тап табыйан Табакаам айаннаа! Снег, снег захрустел Прояснил зимний день Снег, снег заблестел Ты беги мой олень! -Молодцы, ребята, очень хорошо сыграли и исполнили песню. А сегодня у нас новое произведение. Сели все как слушатели: спина прямая, руки на парту. Послушайте песню (в исполнении учителя песня "Тень-тень"): 1.Тень-тень потетень выше города плетень Сели звери под плетень похвалялися весь день. 2.Похвалялася лиса: "Всему свету я краса". Похвалялся зайка: "Поди догоняй-ка". 3.Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши" Похвалялись блохи: "И у нас неплохи". 4.Похвалялся медведь: "Могу песни я петь" Похвалялася коза: "Всем вам выколю глаза!" В этой песне слова народные, а музыку написал Вас. Калинников. Называется она - «Тень-тень». -Как вы думаете, ребята, сколько куплетов имеет песня? (4 куплета) -А как вы догадались? (разные звери в каждом куплете, характеры разные итд). -Когда начнем играть на музыкальных инструментах, аккомпанемент должен звучать тише, как бы кто-то тихонечко подпевает. Сразу учимся видеть динамический план песни, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание. На протяжении всей песни помягче прикасаться к инструменту, окончания фраз нежнее, не выталкивать, а слушать. Но сначала проиграем песню по группам. Играет свою партию группа металлофонов и ксилофонов. Педагог: Хорошо, молодцы. Немного не хватило звука в вашем сольном отрезке, можно играть посмелее. А теперь послушаем деревянные шумовые инструменты. Педагог: Молодцы! А теперь послушаем партию блок- флейты. Внимательно слушаем музыку ребята, потому что у вас звучание идет на вторую фразу, на начало каждого куплета. Я отметила на партитуре место где вы играете. Я аккомпанирую мелодию вам. Дети старательно играют на блок-флейте. Педагог: Молодцы. Хочется сказать, что игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важная задача педагога. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. А теперь попробуем сыграть все вместе. Каждый постарается выполнить поставленную перед ним задачу. Дети проигрывают песню целиком. Педагог: Молодцы! Только не забывайте, игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Так же во время коллективного музицирования требуется: 1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. 2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. 4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. 5. Работа над выразительным исполнением. 6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить песню целиком. А теперь давайте немного сдвинем темп и постараемся исполнить песню приблизив к концертному исполнению. Дети исполняют песню "Тень-тень"с еще большим воодушевлением. Педагог: Ну молодцы, порадовали! Спасибо вам большое! И в заключении сегодняшнего занятия хочется сказать, что особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной грамоты и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие. Всем большое спасибо, увидимся на следующем занятии! Список используемой литература: 1. Хрестоматия 1 класс Э.Б.Абдуллин 2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано" 3. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники" |