ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Размер 3\4. Акценты. Динамические оттенки. Нота (и пауза) с точкой. («Маленький вальс» Иванова-Крамского) Кружок «Игра на гитаре» (первый год обучения)
Данное занятие позволит обучающимся освоить практические навыки игры на гитаре, познакомиться с такой формой произведения как ВАЛЬС с его акцентами, динамическими оттенками, раскрыть термин «нота (и пауза) с точкой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_otkrytoe_zanyatie.doc | 709.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Размер 3\4. Акценты. Динамические оттенки. Нота (и пауза) с точкой.
(«Маленький вальс» Иванова-Крамского)
Кружок «Игра на гитаре»
(первый год обучения)
подготовил:
педагог дополнительного образования
Нилогов Э.Ю.
г. Нелидово
2017
Цель – освоение обучающимися практических навыков игры на гитаре.
Задачи занятия: познакомить обучающихся с такой формой произведения как ВАЛЬС с его акцентами, динамическими оттенками. Раскрыть термин «нота (и пауза) с точкой».
Методы обучения: словесный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.
Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:
- для каждого учащегося стул, гитара;
- для каждого учащегося дидактический материал (нотоносец, таблицы, карточки с рисунками, ноты табулатура);
План занятия:
I. Повторение предыдущих тем (пульс, метр, размер, сильные и слабые доли)
II. Трехдольный размер ¾.(примеры заполнения тактов).
III. Акценты в «Маленьком вальсе» Иванова-Крамского.
IV. Динамические оттенки в музыке («Маленький вальс» Иванова-Крамского).
V. Нота (и пауза) сточкой в «Маленьком вальсе» Иванова-Крамского.
VI. Заключение.
Продолжительность занятия: 90 минут (2 академ. час)
Количество обучающихся: 4-6 человек.
Ход занятия:
I. Повторение предыдущих тем (пульс, метр, размер, сильные и слабые доли)
- Сегодня мы будем беседовать о музыкальном размере три четверти, узнаем, что такое акцент, динамика, и как точка увеличивает длительность ноты.
Но сначала повторим, что такое пульс, метр, размер, сильные и слабые доли.
Рассмотрим простой пример:
Мы знаем, что основа музыки - это равномерная пульсация.
Вот пульсация в этом примере:
Е -----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Н-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
G----------------------------------------------------------------------------0-------------------------0---
D---------------0-----2-----2-------------0-----2----2------2------3---------------2-------3----------
A----------3-------------------------3---------------------------------------------------------------------
E------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Счёт 1 и 2 и 1 и 2 и 1 и 2 и 1 и 2 и 1 и 2 и 1и2и 1 и 2 и 1и2и
Сильные удары (доли), выделенные жирным шрифтом, чередуется со слабыми в строгой закономерности. Обычно одна сильная доля одна слабая или одна сильная и две слабых. Каждый сильная доля считается первой.
В зависимости от количества слабых ударов счёт ведется до 2, 3, 4 или другой величины до следующей сильной доли. Такой счёт ударов называют музыкальным метром.
А что же такое музыкальный размер? Метр и размер в музыке тесно переплетаются между собой, в большинстве случаев если речь идет о метре, то его можно заменить размером.
Музыкальный размер - это числовое отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте, их относительная длительность, а обозначается в виде дроби. Верхнее число показывает сколько всего долей в такте, а нижнее число - длительность каждой доли. Время от одной сильной доли до наступления следующей сильные доли в музыке называют тактом. Такты разделяются друг от друга тактовой чертой. Каждый такт начинается со счёта "раз", то есть с первой сильной доли.
(Обучающиеся вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы преподавателя)
II. Трехдольный размер ¾.(примеры заполнения тактов).
- Размеры (метры) бывают простыми и сложными. Простые размеры бывают двухдольные, трехдольные.
И так рассмотрим простой трехдольный размер 3/4.
Использование этого размера, как и многих других, продиктовано танцевальными ритмами, в данном случае ритмом вальса, чаконы и, в некоторой степени, фламенко. В трех четвертях, как и в двух четвертях, единицей размера по-прежнему остается четвертная нота (нижняя цифра 4 указывает на то, что мы имеем дело с четвертными нотами). Cчёт ведется на «раз и, два и, три и».
Посмотрите некоторые варианты ритмического заполнения тактов для этого размера:
(обучающиеся записывают в тетрадь новый материал)
Рассмотрим всё тот же ритмический рисунок на примере песни «Братец Яков»
Братец Якоб (фр. Frère Jacques, нем. Bruder Jakob) — французская детская песенка, широко известное музыкальное многоголосное произведение, канон (один голос повторяет другой, вступая позже него)
(Кстати, эта песенка была использована Густавом Малером в 3 части его 1-й симфонии).
Итак, рассмотрим ритмическое заполнение тактов:
E--- -----------------------------------------------------------------------------------------------------------
H-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
G--------------------------------------------------------------------------------0-------------------------0-
D-------------------0----2------2-----------0------2----2------2-------3---------------2---------3--------
A----------3--------------------------3---------------------------------------------------------------------
E------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Счёт 1и2и 3и 1и2и 3и 1и2и 3и 1и2и 3и 1и2и 3и 1и2и3и 1и2и 3и
-Хотя естественный акцент такта в этом размере приходится на первый счет, здесь его делать не следует, так как в этом случае мелодия может стать слишком тяжеловесной.
(обучающиеся играют на гитаре и поют)
- А для лучшего усвоения понятия «трехдольный размер ¾» поиграем в игру
«Заполни такт».
Учащиеся делятся на две группы: «Паузы» и «Ноты».
Цель игры: заполнить такт нотами и паузами так, что бы соблюдался размер 3/4.
Группа «Паузы» вписывает в такт только паузы, а группа «Ноты» - только ноты.
Например: четвертная нота+ восьмая пауза+ восьмая нота+четвертная пауза) и т.д.
Затем группы меняются названиями и игра повторяется.
III. Акценты в «Маленьком вальсе» Иванова-Крамского.
- Давайте продолжим знакомство с нашим маленьким вальсом.
Этот очень полезный этюд, который написал Иванов-Крамской - составитель известной школы игры на гитаре. Сегодня мы поговорим о том, что представляют собой акценты в музыке.
Е -------------------------------------------------------------------------------------------0----------3-----1--
Н------------------1-----------1----0------------------3-----------3----1-----------1-----------------------
G------------0-------------------------------------0-----------------------------------------------------------
D-------------------------0------------------3-----------------2----------------------------------0-----------
A-----3--------------------------------------------------------------------------0-----------------------------
E---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Е -----0---------------------------0------------------------------------------------------------1--------1---0--
Н----------3--------1---0--------------3------1----------------1----------1---0---------0--------------------
G---------------0-------------------------------0-----------2---------------------------------------------------
D--3--------------------------------------------2----------------------0----------------------------------------
A-----------------------------------------------3-------0--------------------------------------------0----------
E-------------------------------3------------------------------------------------------0-------------------------
Е ---------------0-------------3-----1--------------------------------------------------------------------------
Н---------1-----------------------------------------0-----------------0-------------------1------0-------------
G----------------------------------------------------------2-----------------1----------------------------2----
D------------------------0--------------------1-----------------2----------------------------------------------
A--0-------------------------------------------------------------------------------------------------------0----
E--------------------------------------------------------------------------------------0-------------------------
- Акцент - это прием, когда мы выделяем конкретную ноту музыкального текста в процессе его исполнения. В данном произведении мы с вами будем играть, акцентируя не сильные доли, а напротив - сильную долю мы будем играть спокойно, а последующие доли будем играть с акцентами.
Все ноты басовой линии, которые мы играем большим пальцем, не акцентируем. Играем спокойно. А вот остальное ноты, которые не исполняются пальцем Р правой руки, мы выделяем относительно первой доли.
(педагог исполняет «Маленький вальс», наглядно демонстрируя акценты)
- Ноты вальса нужно играть одинаково по продолжительности, так как они и написаны, четвертными нотам.
Для того, чтобы вальс звучал не монотонно, а выразительно и интересно, необходимо соблюдать динамические оттенки произведения. О них мы поговорим отдельно.
IV. Динамические оттенки в музыке («Маленький вальс» Иванова-Крамского).
- Динамика - это сила звучания инструмента. Одно из важнейших условий выразительного звучания инструмента. Посмотрим таблицу:
Сокр. обозн. | Полное обозн. | Произношение | Значение | |
p | piano | пиано | тихо | |
mp | Mezzo piano | меццо-пиано | не очень тихо | |
pp | pianissimo | пианиссимо | очень тихо | |
f | forte | форте | громко | |
mf | Mezzo forte | меццо-форте | не очень громко | |
ff | fortissimo | фортиссимо | очень громко |
- Обозначения динамики носят относительный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Постепенные изменения громкости.
- Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающие постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декрещендо (decrescendo) — постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).
Для этих же целей используются особые знаки - "вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся — усиление.
Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
(обучающиеся делают записи в тетрадь, задают вопросы педагогу)
V. Нота (и пауза) сточкой в «Маленьком вальсе» Иванова-Крамского.
- В «Маленьком вальсе» мы видим ноты с точкой. Точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность этой ноты ровно наполовину, то есть в полтора раза. Это один из знаков увеличивающих длительность нот.
Посмотрим на рисунок.
- Предположим, что четверть у нас длится одну секунду. Тогда половинная нота длится две секунды, а восьмая нота полсекунды. Не сложно посчитать, что половинная с точкой, это половинная нота плюс ее четверть длительности. Соответственно - звучит она три секунды.
(обучающиеся делают записи в тетрадь, задают вопросы педагогу)
- Для лучшего усвоения понятия «нота (и пауза) с точкой» решим несколько задач.
Учащиеся снова делятся на две группы: «Паузы» и «Ноты».
«Ноты» - решают, из каких длительностей состоят целые, половинные, четвертные, восьмые ноты.
«Паузы» - решают, из каких длительностей состоят целые, половинные, четвертные, восьмые паузы. Затем группы меняются.
Например:
«Ноты» «Паузы»
VI. Заключение.
- В заключение занятия хотелось бы обратить внимание на следующие нюансы при разучивании и исполнении «Маленького вальса»:
- Спокойно играете произведение, считая себе «раз-два-три раз-два-три» и т.д. Старайтесь играть ноты одинаковой длительности так, как и написано - четвертными.
- Все ноты басовой линии, которые мы играем большим пальцем, не акцентируем. Играем спокойно. А вот остальное ноты, которые не исполняются пальцем Р правой руки, мы выделяем относительно первой доли.
- Соблюдайте динамические оттенки произведения.
Следуя этим нехитрым правилам, будет намного интереснее слушать этот простой «Маленький вальс».
Занятие окончено.