Почему исчезли самодеятельные духовые оркестры?

Почему сегодня исчезла прекрасная традиция совместного музицирования? Изменились ли люди или изменилась внешняя среда? Постараемся разобраться в проблеме и, возможно, нам удастся ответить на некоторые вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_ischezli_samodeyatelnye_duhovye_orkestry.docx17.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Малиновский Александр Геннадьевич

Почему исчезли самодеятельные духовые оркестры?

 Многие люди все еще прекрасно помнят те времена, когда живая музыка звучала повсеместно – и в больших городах, и в совсем малых населенных пунктах. Чаше всего можно было услышать духовой оркестр или хор. Были и другие коллективы: народные ансамбли, ансамбли классической музыки, эстрадные и джазовые коллективы. В каждом клубе занимались творчеством многочисленные талантливые люди. Музыкальные коллективы процветали во многих средних, специальных и высших учебных заведениях. Огромное количество творческих коллективов содержались предприятиями.

 Что изменилось? Почему сегодня исчезла эта прекрасная традиция совместного музицирования? Изменились ли люди или изменилась внешняя среда? Нет денег? Постараемся разобраться в проблеме и, возможно, нам удастся ответить на некоторые вопросы.

 Духовой оркестр был и, надеюсь, остается самым демократичными и любимым музыкальным коллективом. Его звонкое многоголосное звучание способно производить необыкновенный эффект, пробуждая в слушателе самые разнообразные чувства: торжественности, радости, юмора, печали, любви к Родине… Сила прямого эмоционального воздействия духовой музыки на человека проверена самой жизнью, практикой трудовых будней и боевых сражений. Способность ярко звучать вне помещений на воздухе, на широких площадях, улицах, в парках придала деятельности духового оркестра особую специфичность, демократическую, гражданскую направленность.

 Вся история развития отечественного духового оркестра и духовой музыки тесно связана с историей нашего государства. Большую роль в создании духовых оркестров в России в начале ХVIII в. сыграла деятельность Петра I. Он придавал музыке и другим видам искусства важное государственное значение. Его реформы в этой области, несомненно, оказались весьма плодотворными для развития музыкального искусства в стране в целом и для инструментального исполнительства в частности. Петр I явился создателем военно-оркестровой службы в России. До него в каждом военном подразделении были только отдельные сигнальные инструменты. Согласно указа 1711 года в каждую воинскую часть вводится небольшой духовой оркестр. Этому указу предшествовала большая подготовительная работа. В 1704 – 1705 годы Петр I осуществляет ряд мероприятий, связанных с подготовкой и обучением военных музыкантов.

В армию были приглашены иностранные музыканты, которым вменялось в обязанность обучение русских молодых людей на различных духовых инструментах. Военные музыканты должны были много заниматься. Так, например, в Петербурге по указу Петра I всю первую половину дня военные музыканты репетировали, или как тогда говорили «публично упражнялись».

Реформы Петра I способствовали развитию культуры духовой музыки, усилению интереса к инструментальной духовой музыке, к сольному и ансамблевому музицированию на духовых инструментах. По образцу военных оркестров сначала у знатных вельмож, а затем и в помещичье-усадебном быту создаются и получают широкое распространение духовые ансамбли и крепостные оркестры.

Очень популярными были духовые оркестры во время Отечественной войны 1812 года. Многие русские строевые марши стали известны за рубежом. Искусство игры на музыкантов-духовиков повсюду получало высокую оценку. Так на международном конкурсе военных оркестров в Париже (1867) победителем стал оркестр русских кавалергардов.

В 40-50-е годы XVIII века игре на духовых инструментах обучали почти во всех учебных заведениях Москвы и Петербурга. С 1756 года при Московском университете существовали оперная и драматическая труппы; спектакли сопровождались студенческими оркестрами. В университетских классах «из искусств» каждый студент мог учиться игре на любом инструменте по своему выбору и ежегодно отчитываться на открытых экзаменах.

Высокому исполнительскому уровню отечественных оркестров, которого они достигли во второй половине XIX столетия, способствовали с одной стороны подъем общественной жизни и демократического движения в России, организация в 1859 г. Русского музыкального общества, с другой - рост музыкальной культуры: открытие в 1862 г. Петербургской, а в 1866 г. Московской консерваторий. Большой интерес к духовым инструментам, к духовой музыке проявляли Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов и другие композиторы.

Известно, что Бородин сам хорошо играл на гобое, валторне и флейте. Римский-Корсаков приобрел в личное пользование тромбон, кларнет, флейту. У Глазунова были собственные кларнет, валторна, тромбон. Хорошо играл на флейте П. И. Чайковский. Он учился играть на этом инструменте в Петербургской консерватории у профессора Ц. Чиарди.

Духовая музыка как искусство наиболее близкое народу заняла одно из ведущих мест в области музыкальной культуры в советское время. В исполнении духового оркестра великолепно звучат танцы: полька, мазурка, полонез, многочисленные народные танцы и, конечно, вальс. Концертный репертуар духовых оркестров включает в себя переложения произведений русских и зарубежных композиторов-классиков.

Многообразна и как никогда ответственна была роль духовых оркестров в годы Великой Отечественной войны. Вместе со всем народом, плечом к плечу с солдатами встали военные музыканты на защиту Отечества. Сплошь и рядом, в зависимости от обстановки, бойцы меняли духовые инструменты на оружие и шли в бой. Воодушевляя воинов, духовые оркестры выступали на переднем крае обороны, в госпиталях, а также на концертах, проводившихся в первые часы после окончания боя в освобожденных Советской Армией городах и селах.

Многие известные музыканты начинали свою творческую деятельность в духовых оркестрах. Духовые инструменты оставили заметный след в биографиях выдающихся людей. Например, Юрий Алексеевич Гагарин в 1951 году, занимаясь в индустриальном техникуме Саратова, решил записаться в духовой оркестр Дома культуры трудовых резервов. За короткий срок Юрий выдвинулся в первые трубачи.

В советское время существовало около 60 тысяч самодеятельных духовых оркестров. Они были непременными участниками различных массовых мероприятий, выступлений в концертах. Традиционными были праздники духовой музыки, которые проводились во многих городах.

Опираясь на исторические факты, можно уверенно отвергнуть многие возможные причины исчезновения такого массового явления культуры, как коллективное музицирование.

Одной из причин называют изменение экономической ситуации в стране или, иными словами причину «нет денег». Конечно, на оркестрах можно экономить. Но почему с петровских времен, в любые, даже очень тяжелые, времена, духовые самодеятельные оркестры выживали и развивались, а в наше не самое бедное время происходит деградация? Таким образом ответ очевиден – дело не в экономике.

Другой причиной бурного развития массового музицирования в прошлом называют идеологию. Но эта причина не выдерживает никакой критики. Согласитесь, что идеология со времен Петра I до советских времен претерпевала многочисленные изменения, часто кардинальные. И при этом духовые оркестры продолжали звучать.

Может быть изменились люди? И современным людям нет нужды совместно музицировать? На этот вопрос может ответить любой преподаватель музыкальной школы. Современные дети с огромным увлечением музицируют и очень любят выступать в качестве участников разнообразных ансамблей и оркестров. К счастью, музыкальные школы в основном сохраняют свои традиции.

К каким выводам можно прийти, основываясь на вышеизложенном? Очевидно, что многие хорошие традиции прошлых лет не развиваются. Во многих принимаемых решениях современности мы слышим аргументацию, основанную на исторической преемственности. Но в вопросах культуры этот принцип почему-то дает сбои. Возможно до этого вопроса «не дошли руки» или дошли, но не те. Будем ждать, возможно, традиции коллективного музицирования каким-то чудесным образом возродятся. А пока остается сожалеть о том, что новым Гагариным, скорее всего, не удастся записаться в самодеятельный духовой оркестр.

 

Использованы материалы справочного издания Черных А. В. Советское духовое инструментальное искусство.