ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "ДОМРА" 8 (9) ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ

Волобуева Наталья Юрьевна

 

Учебная программа по предмету «Специальность (домра)» составлена для преподавателей школ искусств и реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», срок обучения 8(9) лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volobuevoy_n.yu_.docx90.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                        дополнительного образования детей

                             «Детская школа искусств № 7»

                 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

               ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

       МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

                   Предметная область

                      ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

                      УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ДОМРА)

                                     8(9)-ти летнее обучение

                    Курск 2015г.

                                                            Аннотация

Учебная программа по предмету «Специальность (домра)» составлена для преподавателей школ искусств и реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», срок обучения 8(9) лет.

Представленный текст программы содержит следующие элементы:                 - Пояснительная записка, где дана характеристика учебного предмета, определено его место и роль в образовательном процессе.  Обозначены сроки реализации учебного предмета, объём учебного времени. Обозначены цели и задачи учебного предмета.

- Содержание учебного предмета, где в виде таблиц даны сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, указано количество часов, отводимых на изучение данного курса.                                     – Требования к уровню подготовки обучающихся, где определены основные навыки, умения и знания, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.                                                                                                        – Формы и методы контроля, система оценок, где определены формы и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся; даны критерии оценок, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.                                                                                                               – Методическое обеспечение учебного процесса, где даны методические рекомендации преподавателям по воспитанию юного музыканта.                                                                               – Списки рекомендуемой нотной литературы.                                                                                                                              Представленная программа соответствует федеральным государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Домра» и может быть рекомендована для использования в образовательном процессе  образовательных учреждений.

 


                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение учащимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет;

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цель учебного предмета «Специальность (домра)» заключается в следующем – развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

  • выявить творческие способности ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
  •  овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
  • достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
  • формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)»

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
  • частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Материально-технические условия

Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:

  • домра трехструнная;
  • медиатор;
  • подставка под ногу;
  • поролон;
  • пюпитр для нот.

Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:

  • Специальность,
  • Ансамбль,
  • Фортепиано,
  • Хоровой класс.

Теория и история музыки:

  • Сольфеджио,
  • Слушание музыки,
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс» способствует развитию гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов

           СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия: 

Срок обучения 8 (9) лет

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5

1530,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения – 8 (9) лет

Первый класс

1 полугодие

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре.

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции).

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

  Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

В течение 1 полугодия ученик должен пройти:

  • 8-12 песен-прибауток на открытых струнах;
  • 2 этюда;
  • 4-6 небольших пьес различного характера.

Примерная программа прослушивания в конце первого полугодия

Вариант 1

  1. Русская народная песня «Скок, скок, поскок»
  2. В. Ребиков. Воробышек

Вариант 2

  1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
  2. Н. Метлов. «Паук и мухи»

Вариант 3

  1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
  2. А. Филиппенко. «Цыплятки»

         2 полугодие

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов. Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.

Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны.

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:

  • гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;
  • 2 этюда;
  • 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

         Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – прослушивание

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен

(две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. В.А. Моцарт. Allegretto
  2. Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Вариант 2

  1. Чешская народная песня «Аннушка»
  2. В. Шаинский. Песенка про кузнечика

Вариант 3

  1. Й. Гайдн. Песенка
  2. В. Калинников. Журавель

Второй класс

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

  • мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах);
  • штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);
  • 2-3 этюда;
  • 8-10 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерные пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. В.А. Моцарт. Майская песня
  2. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков

Вариант 2

  1. Г. Перселл. Ария
  2. Д. Кабалевский. Клоуны

Вариант 3

  1. Русская народная песня «Соловьем залетным», обр. А. Комаровского
  2. Ж. Пьерпон. Бубенчики, обр. С. Дунаевского

Третий класс

Работа над тремоло.

Включение в программу пьесы кантиленного характера.

         Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

         Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы).

         Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).

Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой.

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

В течение года ученик должен пройти:

  • хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
  • мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll.
  • Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G.

Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:    

  • 3-4 этюда до трех знаков при ключе, на различные виды техники;
  • 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

         Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен

(два разнохарактерных произведения).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. Й. Гайдн. Немецкий танец
  2. П. Чайковский. Камаринская

Вариант 2

  1. Г. Муффат. Бурре
  2. К. Хачатурян. Танец из балета «Чипполино»

Вариант 3

  1. И.С. Бах. Весной
  2. Сендли. Маленький мальчик

Четвертый класс

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

         Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

 Упражнения на разные виды техники. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение года ученик должен пройти:

  • хроматические упражнения, упражнения различных авторов;
  • двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;
  • 3-4 этюда до трех знаков при ключе на различные виды техники;
  • 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен

(два разнохарактерных произведения).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. Русская народная песня «Уж ты, сад», обр. Н. Любимовой
  2. А. Курченко. Танго «Подружка-модница»

Вариант 2

  1. Русская народная песня «Белолица, круглолица», обр. С. Фурмина
  2. А. Курченко. Скерцино «Мячик»

Вариант 3

  1. Ф. Госсек. Тамбурин
  2. П. Чайковский. Игра в лошадки


Пятый класс

         Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

         Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

         В течение года ученик должен пройти:

  • упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;
  • гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll; чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые), динамическое развитие;
  • хроматические гаммы от звуков E, F, G;
  • 2-3 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
  • 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен

(два разнохарактерных произведения).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. Р. Глиэр. Романс
  2. И. Дунаевский. «Песенка моряков» из оперетты «Вольный ветер», пер. Ю. Давидовича

Вариант 2

  1. Русская народная песня «Сама садик я садила», обр. М. Красева
  2. А. Курченко. «Пятнашки» этюд

Вариант 3

  1. В. Андреев. Вальс «Грезы»
  2. В. Сапожкин. Веселая скрипка

Шестой класс

         Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

         В течение года ученик должен пройти:

  • упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых навыков;
  • двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс;
  • 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;
  • 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

          За учебный год учащийся должен исполнить:

                                                                                        Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – переводной экзамен

(два разнохарактерных произведения).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. И.С. Бах. Рондо
  2. Е. Дербенко. «Приключения Буратино» сюита

Вариант 2

  1. Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка В. Городовской
  2. Г. Глиэр. У ручья

Вариант 3

  1. А. Аренский. Незабудка
  2. А. Цыганков. Под гармошку

Седьмой класс

         Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

         Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

         Самостоятельная работа над произведением.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

В течение года ученик должен пройти:

  • упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;
  • игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;
  • 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;
  • 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

         За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь – академический концерт

(две разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Май – переводной экзамен (два разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, произведение кантиленного характера либо виртуозная пьеса).

Примерная программа переводного экзамена

Вариант 1

  1. В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада
  2. А. Аренский. Романс

Вариант 2

  1. К. Сен-Санс. Лебедь
  2. Русская народная песня «Ходила младешенька», обработка В. Городовской

Вариант 3

  1. А. Курченко. Вариации «Сказка»
  2. Русская народная песня «Ах, Настасья», обр. В. Дителя


Восьмой класс

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте.

Подготовка к выпускному экзамену.

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:

  • умение сыграть любую (одно-, двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;
  • исполнение 2-3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения).

Март – прослушивание не исполненной ранее части программы.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, кантилена, виртуозное произведение, обработка народной песни).

Примерная экзаменационная программа

Вариант 1

  1. М. Березовский. Соната для скрипки и чембало, II ч.
  2. С. Прокофьев. Мимолетность №4
  3. Ж. Массне. Размышление, обр. М. Марсика
  4. Русская народная песня «По улице не ходила, не пойду», обр. В. Лаптева

Вариант 2

  1. Н. Паганини. Соната a-moll
  2. Г. Кайзер. Этюд
  3. Р. Глиэр. Вальс
  4. А. Цыганков. «Волчок» Триптих

Вариант 3

  1. А. Шнитке. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»
  2. Б. Дварионас. Элегия
  3. Русская народная песня «Тонкая рябина», обр. А. Шалова
  4. Ш. Данкля. Этюд №4

Девятый класс

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

 - к качеству самостоятельной работы;

- к формированию музыкального мышления.

         Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

         За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения).

Март – прослушивание не исполненной ранее части программы.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, кантилена, виртуозное произведение, обработка народной песни).

Примерная экзаменационная программа

Вариант 1

  1. Н. Будашкин. Концерт для домры, I ч.
  2. П. Барчунов. Элегия
  3. Э. Эльгар. Капризница
  4. В. Городовская. Скоморошина

Вариант 2

  1. И.С. Бах. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть
  2. Ф. Крейслер. Маленький венский марш
  3. Ц. Кюи. Аппассионато
  4. А. Цыганков. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка».

Вариант 3

  1. А. Вивальди. Концерт a-moll, I ч.
  2. Верачини. Лярго
  3. А. Хачатурян. Танец Эгины из балета «Спартак»
  4. В. Городовская. Шар

Вариант 2

  1. Курченко А. «Сказка» Вариации
  2. Чайковский П. Мелодия
  3. Тамарин И. Тарантелла
  4. Лаптев В. Обработка сибирской народной песни «По улице не ходила, не пойду»

Вариант 3

  1. Цайгер М. «Я с комариком плясала». Фантазия на темы русских народных песен
  2. Фибих Э. Поэма
  3. Мендельсон Ф. «Непрерывное движение»
  4. Зверев А. «Непоседа»

         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

  • знать основные исторические сведения об инструменте;
  • знать конструктивные особенности инструмента;
  • знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
  • знать оркестровые разновидности инструмента домра;
  • знать основы музыкальной грамоты;
  • знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
  • знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
  • знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
  • знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;
  • знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
  • уметь самостоятельно настраивать инструмент;
  • уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
  • уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
  • уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
  • уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
  • уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
  • иметь навык игры по нотам;
  • иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
  • приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
  • приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знание художественно-исполнительских возможностей домры;
  • знание музыкальной терминологии;
  • знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
  • наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
  • умение транспонировать и подбирать по слуху;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

         Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:

  • текущий контроль успеваемости;
  • промежуточная аттестация учащихся;
  • итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 12

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

технический зачет, прослушивание,

академический концерт,

переводной экзамен.

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

Выпускной экзамен в выпускных классах:  8 (9)

Технические зачеты проводятся на завершающих I и III четверти учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической программы в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

         Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

         Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

         Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

Контроль и учёт успеваемости

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Специальность (домра)» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, технических зачетах, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

В соответствии с учебным планом в 8 классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты и переводные экзамены, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, май). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 2 произведений различных по жанру и форме.

Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете - контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

        Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.

Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным экзаменом.

На выпускной экзамен выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
  • оценка ученика за выступление на техническом зачете, академическом концерте и переводном экзамене;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Критерии оценок

Таблица 13

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  1. Оценка годовой работы учащегося.
  2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
  3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
  2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
  3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

  Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. 

 При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - домры.

         В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

          Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нотная литература

  1. Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006.
  2. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. – М., 1990.
  3. Альбом для детей «Ассоль» / Сост. В. Владимиров. – М., 2002.
  4. Альбом для детей «Давай поиграем» / Сост. М. Минина. – М., 2002.
  5. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987.
  6. Альбом для детей и юношества / Сост. А. Цыганков.
  7. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996.
  8. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986.
  9. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988.
  10. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002.
  11. Ансамбли для народных инструментов / Сост. А. Шалов, А. Ильин. – Ленинград, 1964.
  12. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. – М., 2000.
  13. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000.
  14. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001.
  15. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 1996.
  16. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. – М., 1996.
  17. Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963.
  18. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995.
  19. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. – Екатеринбург, 1996.
  20. Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996.
  21. Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002.
  22. Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003.
  23. Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. – М., 2002.
  24. Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002.
  25. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. – СПб., 1998.
  26. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998.
  27. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003.
  28. Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983.
  29. Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С. Петрозаводск, 2006.
  30. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983.
  31. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984.
  32. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991.
  33. Концертный репертуар. М.,1981.
  34. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006.
  35. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. – М., 2001.
  36. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. – М., 1998.
  37. Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998.
  38. Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999.
  39. Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997.
  40. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 2000.
  41. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть II. Техника правой руки. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2005. – 44 с., нот.
  42. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть III. Хроматические гаммы. Упражнения. Этюды. Пьесы. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2005. – 56 с., нот.
  43. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть IV. Развитие беглости. Гаммы. Упражнения. Укрепление пальцев. Этюды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 68 с., нот.
  44. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть V. Арпеджио. Этюды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 36 с., нот.
  45. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть VI. Терции. Сексты. Октавы. Аккорды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 36 с., нот.
  46. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть VII. Колористические приемы. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 57 с., нот.
  47. Лукин С. Ф. Уроки мастерства. В семи частях. Часть I. Некоторые вопросы постановки рук. Ритм. Звук. Нотное приложение №1. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел – 2000, 2006. – 8 с., нот.
  48. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Часть I. – 2008. – 84 с.
  49. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Часть II. – 2008. – 84 с.
  50. Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., С-Петербург, 2002
  51. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
  52. Ниненко С. Азбука домриста. – Кемерово, 2006. – 49 с.
  53. От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007.
  54. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985.
  55. Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965.
  56. Пильщиков А. Этюды. Л.,1982.
  57. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2003.
  58. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004.
  59. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007.
  60. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996.
  61. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./ Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998.
  62. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А.М.,1979.
  63. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998.
  64. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998.
  65. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975.
  66. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1980.
  67. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1983.
  68. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1985.
  69. Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973.
  70. Репертуар начинающего домриста. Вып. 2. / Сост. В. Яковлев. – М., 1979.
  71. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.М., 1979.
  72. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.М., 1980.
  73. Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981.
  74. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984.
  75. Старинные вальсы / Сост. С. Фурмин. – М., 1982.
  76. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982.
  77. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007.
  78. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964.
  79. Учебное пособие для начальных кл. ДМШ. – Новосибирск, 2000.
  80. Учебное пособие для подг. кл. ДМШ. Волшебные струны домры. Вып. 1. – Новосибирск, 2000.
  81. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984.
  82. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/ Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005.
  83. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ / Составитель Бурдыкина Н.М., 2003.
  84. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003.
  85. Хрестоматия для трехструнной домры. I часть. Для средних и старших классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ. Сост. И. Дьяконова. – М., 1997.
  86. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963.
  87. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М., 1986.
  88. Хрестоматия домриста 3 - 4 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,1986.
  89. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995.
  90. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М., 1997.
  91. Хрестоматия домриста. 1-2 курс музыкальных училищ / Сост. В. Чунин. – М.,1986.
  92. Хрестоматия домриста. 3-4 курс музыкальных училищ / Сост. В. Чунин. – М., 1986.
  93. Хрестоматия домриста. Средние классы / Сост. И. Дьяконова. – М., 1995.
  94. Хрестоматия домриста. Старшие классы классы / Сост. И. Дьяконова. – М., 1997.
  95. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2004.
  96. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. – М., 1982.
  97. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. – М., 1995.
  98. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1985.
  99. Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978.
  100. Чекалов П. Концертные произведения для трехструнной домры. – М., 1978.
  101. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967.
  102. Чунин В. Школа игры. – М., 1986.
  103. Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000.
  104. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961.
  105. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004.
  106. Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999.
  107.  Юный домрист / Сост. Н. Бурдыкина. – М., 1999.
  108. Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998.

Методическая литература

  1. Александров А. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре. – М., 1975.
  2. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. – Ленинград, 1983.
  3. Антология литературы для русских народных инструментов. Ч 1 / Сост. С Колобков. – М., 1984.
  4. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
  5. Васильев П. В. В. Андреев. – Иркутск, 1961.
  6. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. – М., 1979.
  7. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. – Ленинград, 1975.
  8. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. – М., 1961.
  9. Государственный русский народный оркестр имени Н. Осипова. – М., 1965.
  10. Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. – М., 1969; Вып. 2. – М., 1971.
  11. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4 ч. 1. – М., 1962.
  12. История, теория, методика исполнительства на народных инструментах: сборник статей межрегиональной научной конференции, посвященной 35-летию кафедры народных инструментов. Н. А. Мицкевич, Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 120 с.
  13. Капишников Н. Воспитание чувств. – Кемерово, 1961.
  14. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972.
  15. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр. – М., 1976.
  16. Конова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
  17. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М., 1984.
  18. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть II. Техника правой руки. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2005. – 44 с., нот.
  19. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть III. Хроматические гаммы. Упражнения. Этюды. Пьесы. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2005. – 56 с., нот.
  20. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть IV. Развитие беглости. Гаммы. Упражнения. Укрепление пальцев. Этюды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 68 с., нот.
  21. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть V. Арпеджио. Этюды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 36 с., нот.
  22. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть VI. Терции. Сексты. Октавы. Аккорды. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 36 с., нот.
  23. Лукин С. Ф. Уроки мастерства домриста. Часть VII. Колористические приемы. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел-2000, 2006. – 57 с., нот.
  24. Лукин С. Ф. Уроки мастерства. В семи частях. Часть I. Некоторые вопросы постановки рук. Ритм. Звук. Нотное приложение №1. Методический сборник для учебных заведений искусств и культуры. – М.: Пробел – 2000, 2006. – 8 с., нот.
  25. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Часть I. – 2008. – 84 с.
  26. Лукин С. Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Часть II. – 2008. – 84 с.
  27. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. – М.,1983.
  28. Методика обучения игре на народных инструментах. – Ленинград, 1975.
  29. Натансон В., Руденко В. Вопросы методики начального музыкального образования. – М., 1991.
  30. Ниненко С. Азбука домриста. – Кемерово, 2006. – 49 с.
  31. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987.
  32. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. – М., 1985.
  33. Пересада А. «Доброхотов». – М., 2001.
  34. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.
  35. Пьесы для трехструнной домры. Вып. 1 Сост. О.А.Ахунова. – СПб: Изд. «Композитор», 1998.
  36. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988.
  37. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С., 1989.
  38. Розанов В. Инструментоведение. – М., 1981.
  39. Самойлов Е. Звучат инструменты народные. – Пенза, 1972.
  40. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968.
  41. Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр. - Ленинград, 1962.
  42. Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре. – Ленинград, 1984.
  43. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975.