Романса звучные напевы

Балич Эльмира Сейтхалиловна

Сценарий лекции - концерта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romansa_zvuchnye_napevy.docx22.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                            «Романса звучные напевы»

                                           (Сценарий лекции – концерта)

                                                           «Жизнь, не спеши! Я не успею,

                                                             Внимая чуду красоты,

                                                             Романса звучные напевы    

                                                              Допеть…»

                                                                            (Владимир Исайчев)

              Удивительное это явление - романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит невыразимой нежностью, печалью, очарованьем, светлой грустью. В этой небольшой лирической песне – откровении раскрывается вся прелесть, и красота человеческой души, её тончайшие оттенки,  всё, что наболело на сердце  и тревожит.

            Название «романс» возникло от испанского слова «романсе», что означает «исполняемый на романском», то есть испанском языке. Появилось это название в 13-14 веках, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни – лирические стихотворения, исполняемые на испанском языке, в отличие от церковных песнопений, которые в католических странах пели на латыни. В 15 веке с развитием поэзии, особенно придворной, на которую сочиняли музыку, в Испании стали издаваться сборники, так называемые «романсеро», в которые входили вокальные сочинения на небольшие лирические стихотворения, обычно любовного содержания.  

       Лирические песни о любви существовали во всех странах и во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Однако аристократы презрительно относились к простонародным песням, даже само слово «песня» им казалось плебейским. Тогда произведения с любовным содержанием и с чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «романс».

      Эти вокальные произведения стали очень популярными и имели свои характерные черты.  Если какая-либо песня могла быть исполнена как солистом, так и хором, в сопровождении музыкальных инструментов или без них, то романс исполнялся одним солистом, реже двумя, и обязательно с инструментальным сопровождением.  В придворных кругах это была «виуэла» -  щипковый инструмент, игра на которой считалась очень престижной, являлась признаком принадлежности к интеллектуальной элите, а  в демократических кругах – испанская гитара. В другие страны Западной Европы романс пришёл сначала как жанр поэтический, а затем как музыкальный. И расцвет его  начался во второй половине 18 века в Германии, Франции, России. Исполнялись романсы в сопровождении гитары и популярного в Европе инструмента – клавесина.

                Звучит произведение Й.  Гайдна, русский текст П.Синявского         «Старый добрый клавесин».

                                                      «Сегодня я нисколько не боюсь

                                                       С двадцатым веком временно расстаться.

                                                    Позвольте, я в любви вам объяснюсь

                                                        Высоким слогом русского романса».

                                                                                               (И.Кохановский)

          В России вначале «романсом «называлось вокальное произведение на французском языке, сочинение с текстом на русском – «российской» песней. Первоначально романс возникает в дворянской столичной среде, а затем в провинциальной. Он был специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны, собираются на вечера, где создаётся тёплая домашняя атмосфера, способствующая изъявлению сердечных чувств.

            Расцветом вокального искусства в России стал 19 век. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку оказал Александр Сергеевич Пушкин. Его поэзия дала решающий толчок для развития русской романсовой лирики. Она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. С середины 19 века история русского романса раздваивается: с одной стороны создаётся романс профессиональными композиторами на тексты известных поэтов, с другой стороны – это бытовой романс, который возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей, и предназначался для массового музицирования.

       Шедевры романсовой лирики создавали: А. Алябьев,  А. Гурилёв,  А. Варламов, М. Глинка, А. Даргомыжский, М.Мусоргский, Н. Римский – Корсаков, П.Чайковский, С. Рахманинов. Авторами текстов были А. Пушкин, М.  Лермонтов. А. Фет, Ф.Тютчев, И.Тургенев, А. Плещеев. Многие произведения со временем забылись.

                                                 «Сколько их умерло, нежных романсов,

                                                   Тех, что рождались лишь для красоты.

                                                   Не для толпы, и не для реверансов,

                                                   Тех, что дарились лишь раз, как цветы.

                                                    Сколько их умерло, знаешь ли ты.

                                                    Знаешь ли ты, как рождаются звёзды,

                                                    Каждая  - это забытый романс.

                                                     Он не стихает, и рано иль поздно

                                                     Тихо вплетается в утренний час

                                                      Вечной звездою в небесный альянс».    

                                                                                   (В. Котельников)

               Звучит романс «Но я вас всё-таки люблю».  Музыка неизвестного автора, сл. Ленского.

       Романс больше, чем какой -  либо другой жанр, оказался созвучным с русской душой. Александру Варламову, замечательному композитору первой половины 19 века, стоявшему у истоков романса, создавшему более 200 вокальных произведений, принадлежат слова: «Музыке нужна душе, а  у русского она есть, и доказательством тому – наши родные песни». Также А. Варламов является автором первой русской книги по методике преподавания вокала, которая называется «Полная школа пения».

                 Звучит романс «Так и рвётся душа».  Муз. А. Варламова, сл.А. Кольцова.

                                           «Они уносят дух – властительные звуки!

                                          В них упоение мучительных страстей.

                                          В них голос плачущей разлуки,

                                          В них радость юности моей.

                                          Взволнованное сердце замирает,

                                           Но я тоски не властен утолить,

                                           Душа безумная томится и желает-

                                           И петь, и плакать, и любить»

                                                     (В. Красов. 1865 год)

          К мастерам русского романса первой половины 19 века относится композитор, педагог Александр Гурилёв. Он был сыном крепостного музыканта и сам играл на скрипке и альте в крепостном оркестре известного мецената и любителя музыки графа Орлова. Его дарование было исключительно лирическим и писал он, в основном, романсы и песни, которые составили золотой фонд вокальной лирики.                                      

                    Звучит романс «Сарафанчик».  Муз.   А. Гурилёва,  сл. А.  Полежаева

          Автор слов романса «Падучая звезда» Иван Макаров был крепостным холопом пермского помещика. За «сочинительство их сиятельству непотребное» он был отправлен ямщиком в конвойную роту, сопровождавшую ссыльных по уральским и сибирским трактам. Остаётся удивляться и гадать как стихи И.Макарова оказались опубликованными, но так или иначе они попали на глаза  А. Гурилёву и появился романс.

                 Звучит романс   «Падучая звезда».      Муз. А. Гурилёва,  сл. И. Макарова.

        «Солнцем русской музыки», «светлым гением»  называли великого русского композитора 19 века Михаила Ивановича Глинку. Его музыка производит такое же впечатление, как и поэзия Пушкина. Она пленяет необыкновенной красотой и поэтичностью. Глинка обладал прекрасным голосом, хорошо пел, постигал тайны мастеров бельканто в Италии, обучал молодых певцов искусству пения.

              Звучит романс «К ней».    Муз.  М. Глинки,  сл. А. Мицкевича.  

                                                          «Я никогда не понимал

                                                            Искусства музыки священной.

                                                             А ныне слух мой различал

                                                             В ней чей – то голос сокровенный.

                                                             Я полюбил в ней ту мечту

                                                              И те души моей волненья,

                                                              Что всю былую красоту

                                                              Волной приносят из забвенья.

                                                               Под звуки прошлое встаёт

                                                               И близким кажется и ясным:

                                                               То для меня мечта поёт,

                                                               То веет таинством прекрасным».

                                                                                                          (А. Блок)

      Пётр Булахов – русский композитор середины 19 века, вокальный педагог, гитарист, автор множества популярных романсов. Фамилия композитора раньше  произносилась  с ударением на первый слог. Существует стихотворение, посвящённое мастерству и таланту композитора: «Булахов! Ты сердце знаешь! Из него ты извлекаешь Голос сладостный  - души!»    

                  Звучит романс  «Колокольчики мои».  Муз. П.Булахова,  сл.А. Толстого.

       Есть в истории литературы и искусства образы, пришедшие из повседневной, обыденной жизни и ставшие вневременными символами. К таким относится образ русской тройки. Это скоростной городской  и деревенский экипаж, запряжённый в тройку лошадей. Аналогов русской тройке в других странах никогда не было. Они богато украшались, особенно в торжественных случаях, и обязательной принадлежностью были колокольчики, которые являлись миниатюрными копиями церковных колоколов. Образу русской тройки посвящён романс  Петра Булахова «Тройка», написанный для вокального дуэта, но традиционно исполняемого соло.

                       Звучит романс «Тройка». Муз. П.Булахова, сл. П.Вяземского.

                                                            «Когда звучит напев старинный,

                                                             Он будто призывает нас

                                                              Уйти за ним дорогой длинной

                                                              Туда, где встретит нас романс.

                                                              Он истомит и очарует,

                                                              Заставит верить и любить,

                                                              Где сердце заново тоскует,

                                                               И вечер дивный не забыть.

                                                               Потом неистово и страстно

                                                               Достигнет он таких вершин,

                                                               Где будет многое подвластно,

                                                               И ты не сможешь быть один…

                                                                В цыганский табор, вслед за ними

                                                                И за кибиткой кочевой,                    

                                                                Петь их романсы удалые,    

                                                                 И слиться в пляске огневой!»

                                                                             (Н. Исаева Горецкая)

       Сейчас прозвучит романс композитора 19 века, поэтессы, автора  и исполнительницы вокальных произведений  Татьяны Толстой. Её называли «матерью цыганского романса»

                   Звучит романс «Тихо всё».  Муз.  и  сл. Т.Толстой.

            Александр Дюбюк – русский пианист, композитор, музыкальный педагог 19 века, был сыном французского маркиза, бежавшего из революционной Франции и осевшего в России. Его вокальные произведения были очень популярны: они звучали в императорских театрах, концертных залах, ресторанах. Их исполняли как цыганские хоры, так и уличные певцы.

      Звучит романс  «Не брани меня, родная». Муз. А.Дюбюка, сл. А. Разорёнова.

                                           «О, русский романс,  восхищаюсь тобой,

                                              За то, что красив ты и светел.

                                              За то, что на всё, что случилось с судьбой

                                               Ты просто и ясно ответил.

                                                За то, что умна твоя старая грусть.

                                                И я перед нею немею.

                                                 За то, что я знаю тебя наизусть…

                                                  И лучше сказать не сумею»

                                                                      ( С. Кузнецова)

           Авторы романса «Звёзды на небе» Борис Борисов и Елизавета Дитерихс были влюблены друг в друга. она написала ему признание в любви в стихах, он ответил ей музыкой на стихи. Но она вышла замуж за другого и уехала из России. Лишь совместное творение напоминало ему о драматической истории первой любви.

           Звучит романс  «Звёзды на небе».  Муз. Б. Борисова, сл. Е. Дитерихс.

          Ярким представителем русской музыки 19 века является Н. Римский – Корсаков, композитор, дирижёр, музыкально – общественный деятель. Морской офицер по образованию, побывавший в трёхгодичном кругосветном плавании, он создал около 80 романсов, представляющие совершенные образцы вокальной лирики.

         Звучит романс «Не ветер вея с высоты». Муз. Н. Римского – Корсакова,          сл. А. Толстого.

          Стихотворение А. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»  посвящено дочери генерала Раевского Марии Раевской и  было написано под впечатлением встречи с ней на море перед грозой. Тогда поэт не решился сказать ей о своих чувствах и втайне любовался ею, завидуя волнам, набегавшим на берег и ласкающим ноги прелестной девушки.

         Звучит романс «Редеет облаков летучая гряда».  Муз. Н. Римского – Корсакова,      сл. А. Пушкина.                      

                                                  «Не довольно ли нам пререкаться,

                                                    Не пора ль говорить о любви.

                                                    Чем старинней наивность романса,

                                                    Тем живее его соловьи.

                                                     То ль в расцвете судьбы,

                                                     То ль на склоне,

                                                     Что я знаю про век и про дни.

                                                      Отвори мне калитку в былое

                                                      И былым моё время продли».

                                                                       ( Б. Ахмадулина)

            Одной  из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины 19 века является Антон Рубинштейн, гениальные пианист, композитор, крупнейший организатор музыкальной жизни. Он был первым русским музыкантом, слава которого была всемирной. Он вошёл в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского Музыкального Общества – организации, способствующей развитию концертной жизни и музыкальному образованию в русских городах. По его инициативе  в 1862 году была создана первая в России Петербургская консерватория, в которой он стал директором и профессором.

             Звучит романс «Ночь». Муз. А. Рубинштейна, сл.А. Пушкина.

        Один  из наиболее известных и популярных романсов «Гори, гори, моя звезда» был написан П. Булаховым на слова В. Чуевского в 1847 году и   сразу приобрёл популярность. В начале первой мировой войны певец Владимир Собинин исполнил её в новой аранжировке, где звезда ассоциировалась с образом России. При советской власти романс был запрещён, так как считалось, что автором слов был адмирал Колчак. Популярность возвратилась лишь в середине 20 века.

         

      Звучит романс «Гори, гори, моя звезда». Муз. П. Булахова, сл. В. Чуевского.

        На протяжении нескольких веков романс менялся. Однако  неизменной осталась его тема – любовь, неизменной осталась и наша любовь к романсу.

                                   «Я счастлив тем, что встретил Вас,

                                      Неповторимый и прекрасный,

                                      И, значит, жил я не напрасно…

                                      Благодарю, волшебный мой Романс!»