Научная публикация "Русские исторические песни"

Хромова Ирина Анатольевна

Историю русского народа можно изучать и по  песням, ведь она сопровождает нас повсюду.  В ней  и мечты о счастье, радости и печали,  надежды, ожидания. Поэтому такое многообразие жанров  русской народной песни. О том, как исторические условия и быт простых людей повлиял на содержание и характер народной песни, рассказывает эта публикация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        Научная публикация выполнена

учителем музыки

ГБОУ школы № 568

Хромовой И.А.

Русские исторические песни

           Исторические песни представляют собой идейное и художественное богатство русского народа. Они являются ценнейшим материалом для изучения народного мировоззрения и его исторической эволюции. В отличие от других жанров устного поэтического творчества, исторические песни отражают в основном внутриполитические столкновения различных общественных групп и классов, внешнюю политику государства. Количество исторических песен и их качественные изменения полностью зависели от событий в общественной жизни в тот или иной период истории.

           Исторические песни — это устные стихотворные произведения хорового исполнения, отражающие мировоззрение представителей той или иной социальной среды путём художественного освоения событий русской истории, чаще всего поэтически обобщённых в действиях исторических лиц. Стилистическое развитие этих песен, возникших на общенародной песенной, эпической и сказочной основе, — в постепенной трансформации в процессе истории художественных средств лирической поэзии. Многие песни длительное время имели сходные с былинами и сказками поэтические черты, но в целом они представляют собой более позднюю и качественно новую ступень устной эпической поэзии. Этот жанр был создан в эпоху национально-освободительной борьбы против монголо-татарского нашествия. Многолетняя борьба пробудила интерес к судьбе простого человека. Исторические песни отразили его мысли и переживания, вызванные теми или иными политическими событиями. В произведениях жанра определяется историческая основа воспеваемого факта, хотя песенные сюжеты часто и не находят прямого соответствия в истории, ибо подлинные исторические события в них художественно преображены и отражают точку зрения того социального слоя, в котором бытовала песня.

     В отличие от былинных богатырей, исторические прообразы которых можно установить лишь путем специального исследования, герои исторических песен конкретны как в историческом, так и в социальном плане. Образы исторических песен отражают события политической жизни того времени. В них нет мифологизации и гиперболизации, характерной для былин. В художественные образы вносится психологический момент, некоторые песни включают в себя элементы лирики, а иногда бывают полностью лирическими.

     Композиция исторических песен динамична и лаконична. При зарождении жанра и его становлении наблюдалось пространное и растянутое изображение исторических событий и биографий героев, однако, начиная с XVII века, преобладает тенденция к ограничению сюжета, к большему охвату массовых сцен и созданию коллективных образов (казаков, солдат и т. п.). Идейным содержанием исторических песен, как и большинства былин, является национально-освободительная борьба русского народа. В связи с этим исторические песни и распространялись в основном в тех местах, где происходила эта борьба, перемещаясь впоследствии вместе с миграцией населения. Если по тем или иным причинам нельзя установить областные репертуары ранних исторических песен, то, начиная с создания централизованного Российского государства, место их бытования показывает географию и участников национально-освободительной борьбы. В северных губерниях, а также на территории, позднее занятой переселенцами из этих губерний, и в Среднем Поволжье были записаны песни о событиях XVI—начала XVII столетия: о Грозном, Сяопине, самозванцах. Песни же о взятии Казани, о Ермаке и Степане Разине пелись и распространялись в основном среди казачества, и очень редко удавалось их зарегистрировать на Севере.

    Среди казачества — на Дону, Тереке, Яике (Урале), Нижней Волге — историческая песня была широко популярна. Казачество, формируясь в XVI—XVII веках из беглого люда центральных и северных губерний, вскоре стало участником военных действий. Исторические песни казаков рассказывают о событиях как общегосударственных (о борьбе с польско-шведской интервенцией в XVII веке, об Отечественной войне 1812 года и др.), так и местного значения, происходивших на Дону, Тереке, Яике (о пожаловании казаков Доном или Тереком, о походах под Азов, о возмущении Тихого Дона царскими указами и пр.).

    В XVIII веке и в первой половине XIX века в центральных и южнорусских губерниях были записаны песни о событиях, происходивших здесь в XIV—XVII столетиях. В связи с усилением крепостного гнета на этой территории стали преобладать сатирические песни о представителях господствовавшего класса (например, об Аракчееве).

    В Сибири и на алтайских заводах бытовали песни, близкие к севернорусским. Они были занесены сюда переселенцами из северных губерний. Северные исторические песни отличаются от песен центральных и южных губерний составом репертуара, художественными особенностями и музыкальным исполнением. Если на Севере исторические песни испытали воздействие былин и иногда превращались в былины, то в центральных и южных губерниях по своему эстетическому оформлению они были близки к сатирическим и лирическим. Среди казачества они распевались преимущественно как беседные и походные.

  Хотя историческая песня, как уже было сказано, зародилась в глубокой древности, тексты этого жанра мы изучаем по записям XVII—XX столетий. Это показывает, что многие песни, возникавшие в разные исторические эпохи, подобно былинам, продолжали бытовать в народе в течение последующих веков. Причём они не только являлись воспоминанием о прошлых событиях, но и оказывались созвучными каждой новой эпохе. Именно в этом созвучии залог продолжительности жизни исторических песен и сохранности их в народном сознании. Художественные образы ранее созданных исторических песен отражали народное мнение о тех или иных политических событиях, происходивших во время исполнения этих песен. Это мнение выражалось и в отборе сюжетов, и в обрисовке событий, и в характеристике героев.

    Жанр исторической песни продолжал развиваться и в XVIII веке, хотя в нём уже появились тенденции к упадку. Впоследствии с развитием капитализма и усиливавшимся влиянием литературы на народное творчество историческая песня не могла отражать возросшие социальные и эстетические запросы народа и к концу XIX века уступает место другим фольклорным жанрам.

       На протяжении XVII — первой половины XIX веков исторические песни собирались и публиковались бессистемно. Они не выделялись в отдельный жанр, и большое число их оказалось разбросанным по многочисленным изданиям. Первая попытка систематизировать сюжеты исторических песен вместе с сюжетами былин  была  осуществлена  в шестом — десятом   выпусках «Песен, собранных

П. В. Киреевским» (М., 1864—1874). В этих выпусках сюжеты исторических песен охватывают период от монголо-татарского ига до второй половины XIX века. Во второй половине XIX века в фольклористике стала оспариваться ценность сборников с сюжетным расположением эпического материала. В начале XX века была обоснована целесообразность выделения исторических песен в отдельный жанр, прикрепление песенных сюжетов к определённым историческим событиям. Накопился новый материал, и возникла необходимость отдельного издания исторических песен.

        В. Ф. Миллер систематизировал исторические песни двух столетий как самостоятельный жанр в книге «Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.» (Пг., 1915), расположив их по месту записи внутри каждого сюжета. Это придавало сборнику большую стройность, показывало территориальное распространение жанра. Однако отдельные песни были включены в сборник без критического подхода к ним, рядом с подлинно народными оказались произведения, представляющие собой подделку под народные, не все тексты нашли в нём отражение. Оба названных издания не охватывают всего разнообразия жанра исторической песни, и систематизация текстов в них не отвечает уровню современной науки о фольклоре. В советское время было издано несколько антологий этого жанра.

        Академическое издание исторических песен осуществлено в четырёх книгах — «Исторические песни XIII—XVI веков» (М. — Л., 1960), «Исторические песни века»    (М. — Д,    1966),    «Исторические    песни  века» (Л.   1971), «Исторические песни XIX века»  (Л,   1973).   Эти  труды  подготовлены  на  основе достижений советской фольклористики, песни в них объединены по  отделам по историко-тематическому принципу. Внутри отделов произведения располагаются по сюжетам, которые образуют ряд сюжетно-тематических групп-циклов. Варианты одной песни группируются по характеру и особенностям разработки в них сюжета. Систематизация всех произведений осуществлена   на  основе   большой  текстологической  работы.
Снабжённые  подробными  комментариями,  нотными приложениями,   интересными  статьями  книги  дают научно обоснованный подбор текстов. Записи исторических   песен   продолжаются   и  в   настоящее   время. Они   хранятся   в   архивах   различных   организаций   и учреждений   и   требуют   научной   подготовки   их   к изданию.