ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
В ДАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ РАССМАТРИВАЮТСЯ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka-rabota-s-roditelyami.docx | 43.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации
городского округа Самара
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеский Центр «Пилигрим» г.о. Самара
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
(методические рекомендации)
Самара
2015
Рекомендовано методическим советом МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим»
Протокол №___ от _____________2015 года.
Редакционная коллегия:
Поршин А.С. – директор МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара,
Боженко А.С. – методист МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара,
Дмитриева А.В. - методист МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим» г.о. Самара.
В данных методических рекомендациях рассматриваются формы и методы работы с родителями. Освещены вопросы: основные направления деятельности педагогов и родителей, функционирование деятельности и основные этапы работы, методы изучения семьи, формы взаимодействия педагогов и родителей, родительское собрание – как одна из основных форм работы с родителями.
Данное издание адресуется: заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, методистам, классным руководителям, воспитателям и вожатым лагерей с дневным пребыванием детей.
Литература
- Алаева М.А. Настольная книга современного классного руководителя. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. - 352с.
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2006. -267 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, М: ВАКО, 2005. - 270с.
- Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2007. -323с.
- Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2005. -290с.
- Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2007. -214с.
- Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград: Учитель, 2007.-308с.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособ. М.,2007.- 380с.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии, М, НИИ школьных технологий, 2005.- 249с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2006. -310с.
-19-
- Средний уровень – 3 балла
- Ниже среднего – 2 балла
- Низкий уровень - 1 балл
-18-
Содержание
Введение ……………………………………….…………… ….4
- Основные направления деятельности педагогов и родителей………………………..……………………….. 5
- Функционирование деятельности и основные этапы работы ………………………………………………...…. 7
- Методы изучения семьи……………………………….... 9
- Формы взаимодействия педагогов и родителей….…...10
- Родительское собрание – как одна из основных форм работы с родителями…...……………………………… 12
Заключение………………………...………………………….. 15
Приложение……………………………...……………………. 17
Литература………………………...………………………….. .19
-3-
Введение
Цель работы: изучить формы и методы организации работы с родителями.
Актуальность этой темы в том, что необходимо уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, развитию творческой и свободной личности ребенка.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и Центра. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской
-4-
Приложение
Эффективность работы с родителями позволяют оценить диагностические методики.
Диагностика эффективности деятельности педагога в работе с родителями.
- Высокий уровень – 5 баллов
- Выше среднего – 4 балла
-17-
осознавать возможность и необходимость своего
внутреннего роста с чего и начинается воспитание родителей.
Только целенаправленная, систематическая и совместная деятельность педагогов с родителями поможет эффективно воздействовать на детей, воспитывая всесторонне развитую, творческую и свободную личность.
-16-
безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
Известно, что наиболее эффективное развитие способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала осуществляется в условиях разнообразной деятельности, а где как не в семье возможно включение ребенка в самые многообразные виды деятельности.
Основные направления деятельности педагогов и родителей
Дополнительное образование было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с педагогами дополнительного образования),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,
-5-
развитии их способностей, формировании ценностных,
жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Под их непосредственным руководством ведется целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
-6-
Заключение
Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена и их решение требуют от педагога не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организации работы с родителями учащихся: основных направлений, форм и методов взаимодействия с семьей.
Таким образом, выбор форм и методов работы с родителями определяется, как правило, самим педагогом, с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, их ошибок и затруднений в воспитании детей.
Так как, родительское собрание является одной из форм работы с родителями, и здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы, третьей, самой главной стороны – детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Значительную часть воспитательного процесса необходимо организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Отсюда следует, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Родители должны сами
-15-
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии и конференции, родительского лектория, вечера вопросов и ответов и др.
Эти формы способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и Центра к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Важной формой работы родителей является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции и др.
-14-
3.Участие родителей в управлении Центром.
Функционирование деятельности и основные этапы работы.
К основным функциям взаимодействия Центра и родителей относятся:
- Воспитательно-развивающая
- Формирующая
- Охранно-оздоровительная
- Контролирующая
- Бытовая
Работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт группы.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих Центр, осуществляется педагогами дополнительного образования. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в Центре и поддержания контакта в семье.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с педагогом об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной
-7-
программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями – это:
- праздники,
- родительские собрания,
- спортивные мероприятия,
- походы.
Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.
Усилия взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – Центр. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, Центре, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не
-8-
родительского коллективов. Педагог дополнительного образования направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению” и др.
Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в группе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общими и групповыми.
Правила подготовки группового родительского собрания.
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно
навешивать ярлыков.
-13-
Акция “Милосердие” | Папа может все, что угодно. |
Акция “Книжка”, “Игрушка” | Наш дом театр, музей, оранжерея…. |
Трудовой десант | Песни (сказки) моей бабушки. |
Субботник | Самое ласковое мамино слово. |
Творческий концерт | Мое любимое блюдо. |
Выставка | Я горжусь своим дедом! |
Вернисаж | Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения. |
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с Центром является групповое родительское собрание. Групповое родительское собрание проводится 4 – 5 раз в учебном году. На собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и Центра, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно быть главным в организации и проведении родительского собрания.
На нем обсуждаются проблемы жизни группового и
-12-
складывается судьба.…
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований Центра в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к Центру, к педагогическому коллективу, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.
Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.
Методы изучения семьи
Каждый педагог мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.
Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в
-9-
лучшую сторону.
Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:
- диагностика,
- консультация,
- тренинг,
- наблюдения,
- беседа,
- тестирование и анкетирование,
- сочинение как метод изучения семьи,
- метод обобщения независимых характеристик,
- педагогическая гостиная.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив, как единое целое. Педагогам в Центре чаще всего приходится мириться с семейным микроклиматом обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.
Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.
-10-