Открытый урок " Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы"
На примере Сонаты h-moll - Й.Гайдна, раскрываются возможности формирования активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством выражения своего ощущения - чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 31.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
п. УНЪЮГАН
Открытый урок на тему:
«Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы»
Подготовила:
преподаватель Мартемьянова И.А.
2016 г.
1.Общие сведения об уроке.
Урок состоялся 24 февраля 2016 года в 17.30. с учащимся 7-го класса Петровым Владимиром по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано». Форма – открытый урок.
2.Общая характеристика учащегося: Петров Владимир – ученик седьмого класса. Обладает хорошими музыкальными способностями: память, чувство ритма, развита техника исполнения. Быстро охватывает изучаемый материал. Творчески активен, эмоционален. Любит публичные выступления, отзывчив на замечания, на уроках проявляет инициативу и любознательность. Регулярно посещает занятия, выполняет домашнее задание.
3.Начало урока: кабинет заранее подготовлен к уроку, проветрен, хорошо освящен. Преподаватель приветливо, доброжелательно встречает ученика, с помощью вопросов мобилизует внимание учащегося на учебную работу, создает рабочую обстановку в классе.
4.Оборудование и ТСО: инструмент – фортепиано, сборник
под ред.Ройзмана Л.И. « Й. Гайдн Соната-h-moll», словарь эстетических эмоций, художественные иллюстрации, хрестоматия «Литература – 8 класс» ред., пюпитры, картина в стиле « триптих», ЖК-телевизор, нэтбук.
5.Тема урока: « Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы» (1-я часть – Экспозиция)
6.Цель урока: Формирование активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством выражения своего ощущения-чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.
7.Задачи урока:
Обучающие:
- формирование способности к восприятию содержания и формы художественного произведения;
Развивающие:
-на основе воспринятого и осмысленного - умение выработать индивидуальную исполнительскую концепцию, идейно-художественный замысел;
- развитие фантазии, воображения при восприятии произведения;
- формирование музыкальных знаний, умений, навыков;
- выявление художественно-творческих устремлений учащихся;
Воспитательные:
- воспитание широкого общего кругозора, культурное развитие в художественных областях.
8. Тип урока: комбинированный.
9.Методы обучения:
- Практический – взаимосвязь с инструментом, в процессе всего урока;
- Наглядно – зрительный – заполнение « таблицы образного содержания»,
используем в работе словарь эмоциональных характеристик, художественные репродукции;
- Наглядно - слуховой – показ музыкальных моментов педагогом, самостоятельное исполнение при активном слуховом контроле;
- Словесный – перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму, рассказ, беседа, дискуссия;
- Сравнение – перекодирование содержания музыки в другие виды искусства ( живопись, литература);
- Эвристический – поиск ответа на поставленные задачи за пределами известного образца. Ученик сам определяет пути их решения.
10. Приемы обучения:
- игровой;
- показ;
- объяснение;
- сопоставление;
- ассоциативный поиск;
- активный диалог.
11.Виды учебной деятельности:
- игра на инструменте;
- демонстрация материала;
- познавательный - анализ, сравнение, ассоциации;
- мыслительные операции;
- заполнение таблицы.
12. Содержание урока:
1)Организация внимания. Вступительная беседа-диалог о произведении, его форме и его авторе – 5 минут;
2)Исполнение произведения - Й.Гайдн «Соната h-moll”-1ый раздел-Экспозиция- 2 минуты;
3)Разбор стиля, эпохи, гармонический анализ (в самом общем плане)- 4 минуты;
4)Раскрытие образного содержания. Заполнение таблицы – 20 минут;
5)Охват формы, познание структурной и динамической стороны (что и зачем происходит) – 10 минут;
6)Повторное исполнение с учетом совершающихся в музыке художественных процессов – 2 минуты;
7)Вывод – как анализ повторного исполнения- 2 минуты.
Всего 45минут.
13. Структура урока:
а) организация учащегося к уроку;
б) выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала;
в) введение нового материала и организация работы учащегося по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и закрепление его на практике;
д) подведение итогов.
14. Психологические основы:
- учет психофизиологических особенностей конкретного возраста;
- творческий характер процесса овладения навыками художественного мышления;
- положительная мотивация ученика;
- социальная направленность формирования навыков творческого мышления.
15.Работа и поведение учащегося на уроке:
- учащийся активно работает в течение всего урока, правильно отвечает на вопросы
- учащийся с интересом познает новый материал
- учащийся хорошо организован и дисциплинирован
- речь учащегося развита, уверенна, активно участвует в диалоге
16.Поведение учителя во время урока:
- на уроке учитель ведет себя выдержано, доброжелательно по отношению к ученику
- последовательно переключает внимание ученика с одного вида деятельности на другой
- внимательно слушает ученика, следит за правильностью и полнотой ответов на вопросы
- учитель эмоционален
- речь образная, выразительная
- внешний вид опрятный, подтянутый
17.Усвоение пройденного теоретического и практического материала учащимся 100%, удалось реализовать все поставленные задачи
Преподаватель И.А.Мартемьянова
План урока:
- Организация внимания. Вступительная беседа-диалог о произведении, его форме и его авторе.
- Исполнение произведения - Й.Гайдн «Соната h-moll”-1ый раздел-Экспозиция.
- Разбор стиля, эпохи, гармонический анализ (в самом общем плане).
- Раскрытие образного содержания. Заполнение таблицы.
- Охват формы, познание структурной и динамической стороны (что и зачем происходит).
- Повторное исполнение с учетом совершающихся в музыке художественных процессов.
- Вывод.
Ход урока:
1. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над сонатой-h-moll Й.Гайдна. Более подробно коснемся 1-го раздела-экспозиции. Напомним, что сонатная форма основана на противопоставлении минимум двух тем с последующим изменением их тональных соответствий. Темы подвергаются интенсивному развитию и достигают единства. Формирование – середина XVIII века (Гайдн, Моцарт). Форма имеет три раздела - экспозиция, разработка, реприза.
Экспозиция состоит из четырех разделов партий – главная партия, побочная, связующая и заключительные партии.
Музыка Гайдна прозрачна, грациозна, свежа, местами по-детски наивна и шутлива. Гайдн писал в эпоху эволюции инструмента. Нам неведомо, на каком именно инструменте Гайдн подразумевал исполнение каждой своей сонаты, почти все современные ему издания имеют на титульном листе указание: « Для клавесина или пианофорте».
-Укажи на особенности в звукоизвлечении этих инструментов?
Разница во время Гайдна на инструменте была колоссальной (как спецэффекты в современном кино). Точное число Гайдновских сонат нам также не известно (более 50 - ти). Данная соната относится к публикации 1776-1780 годам, когда формировался новый клавирный стиль и некоторые из сонат содержат замечательные проявления зрелости и прогрессивности творческого мышления Гайдна. В сонатах этого периода у Гайдна повышен эмоциональный тон, ощущение драматургии. Он пишет в основном все минорные сонаты.
2. Исполнение.
3. При изучении данного произведения мы не можем не обратить внимание на место, окружающую среду, при которой художник творил. Вена была веселым, беззаботным городом, а ее жители исполнены наивности и простоты. Никакие высшие вопросы их не тревожили. Венская атмосфера наивности, простоты и веселости отразились во всех произведения Гайдна. Звук при исполнении Гайдна не должен быть излишне глубоким: даже певучесть в исполнении legato не требует излишней сочности. Технические пассажи и украшения должны исполняться легким, иногда в тончайшем leggiero. Простодушие и благодушие, чистосердечие, довольство миром таким, как он есть, наивная вера, здоровый деревенский смех, не лишенный, конечно, лукавства. Меланхоличные страницы музыки Гайдна – лишь преходящие эпизоды. Если же мелькают, « сгущенные» жуткие звучания, резкие тени, то происхождение их, вероятно, надо искать в сфере театральной, в эффектах и контрастах полународной мелодрамы, ибо Гайдн не был чужд театру и, судя по некоторым новым данным, оставил ряд сценических произведений, возбуждающих живой интерес.
Проведем краткий гармонический анализ экспозиции.
Главная партия – в форме периода, завершается полной совершенной каденцией. Тональность – h-moll.
Связующая партия – модулирование к тональности побочной партии. Характер – серединный тип изложения, неустойчивость, текучесть. Слитный раздел (не делится на предложения).
Побочная партия – второй по значимости раздел, имеет свою тему. Характер - контрастный главной партии. Лирически – образная сфера. У классиков это период с расширением во втором предложении. Тональный план – параллельная мажорная тональность – D-dur.
Заключительная партия – утверждение тональности побочной партии, строится на ее интонациях.
4. А сейчас мы попробуем выразить свои ощущения, чувства музыки в разнообразных формах и способах деятельности, попытаемся создать музыкальный образ через рисунок, цвет, поэтическое слово. Другими словами, я предлагаю тебе побывать в роли режиссера – постановщика в театре, определить роли, героев, их настроение и сюжет. В этом нам поможет заполнение « Таблицы образного содержания»:
Экспозиция | Ассоциативное восприятие (зрительная аналогия, сопоставление с литературой, живописью, анализ мелодии) | Образ, настроение (пол, возраст, внешний вид, характер, повадки, манеры) | Внутренний сюжет (музыкальное фантазирование, динамика, регистры, темп, лад, ритм) |
| |||
| |||
| |||
|
Рекомендации к заполнению.
Ассоциативный анализ произведения лучше начинать с общей оценки его музыкального пространства – обстоятельств действия, фона, обстановки. Оценке поддается, прежде всего, масштаб, объем пространства.
Звуковая перспектива – разделение музыкальной ткани на ряд планов, соподчинение голосов по степени значимости. Воспринимаем главные элементы выпуклыми, освещенными на переднем плане, оставляя второстепенные вдали, в полутени.
Анализ мелодии – мелодия выполняет функцию, что и линия в изобразительном искусстве. Основные предпосылки выразительности мелодической линии:
- восходящая – рост напряжения;
- нисходящая – спад;
- регистровое положение;
- движение на месте;
- мелодическое сопротивление ( отдельные ходы противопоставлены общему направлению – эффект борьбы, напряженность).
Используется зрительный анализ, условное графическое фантазирование, «проговаривание» жестами рук.
Находим аналогии с литературными произведениями ( курс литературы за 8 класс).
Выбираем зрительные представления.
- Раскрываем целостный сюжет экспозиции. Находим « местные» и «центральные» кульминации ( стремление к «магниту» в фразе)
Для охвата целостности используем сравнение с наглядной картиной в стиле «триптих»- от греч.- сложенный в трое – произведение искусства, состоящее из трех картин, объединенных общей идеей.
6. Повторное исполнение с учетом собственной интерпретации произведения. При исполнении ставится задача пристально и неотрывно вслушиваться в свою игру.
7. Вывод, в форме анализа повторного исполнения:
- ощущение разницы в игре;
- удалось или нет охватить форму всей экспозиции;
- анализируем результат соответствующей деятельности.
Библиография.
1.Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика / Л.А.Баренбойм.- М: Классика-ХХI, 2007.-192 с.
2.Головинский, Г.Л.Книга о музыке / Г.Л.Головинский, М.И.Ройтерштейн.-М: Композитор,1988. – 225 с.
3.Меркулов, А.М. Как исполнять Гайдна / А.М.Меркулов.- М: Классика-ХХI, 2009.- 204с.
4. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М.Цыпин.-М: Просвещение,1984.- 176 с.
5.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности / Г.М.Цыпин.- М: Академия,2003.- 368 с.
6.Шульпяков, О.Ф.Работа над художественным произведением и формированием музыкального мышления исполнителя / О.Ф.Шульпяков. -СПб.:Композитор,2005.- 36 с.