Открытый урок " Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы"

Мартемьянова Ирина Александровна

На примере Сонаты h-moll - Й.Гайдна, раскрываются возможности формирования активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством выражения своего ощущения - чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx31.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
            ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  
       «ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ»

п. УНЪЮГАН

Открытый урок  на тему:

«Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы»

Подготовила:

преподаватель Мартемьянова И.А.

2016 г.

1.Общие сведения об уроке.

Урок состоялся 24 февраля 2016 года в 17.30. с учащимся 7-го класса Петровым Владимиром по предмету «Музыкальный инструмент фортепиано». Форма – открытый урок.

2.Общая характеристика учащегося: Петров Владимир – ученик седьмого класса. Обладает хорошими музыкальными способностями: память, чувство ритма, развита техника исполнения. Быстро охватывает изучаемый материал. Творчески активен, эмоционален. Любит публичные выступления, отзывчив на замечания, на уроках проявляет инициативу и любознательность. Регулярно посещает занятия, выполняет домашнее задание.

3.Начало урока: кабинет заранее подготовлен к уроку, проветрен, хорошо освящен. Преподаватель приветливо, доброжелательно встречает ученика, с помощью вопросов мобилизует внимание учащегося на учебную работу, создает рабочую обстановку в классе.

4.Оборудование и ТСО: инструмент – фортепиано, сборник

под ред.Ройзмана Л.И. « Й. Гайдн Соната-h-moll», словарь эстетических эмоций, художественные иллюстрации, хрестоматия «Литература – 8 класс» ред., пюпитры, картина в стиле « триптих», ЖК-телевизор, нэтбук.

5.Тема урока: « Развитие творческого мышления учащихся старших классов на примере сонатной формы» (1-я часть – Экспозиция)

6.Цель урока: Формирование активности и самостоятельности мышления у учащихся посредством  выражения своего ощущения-чувства музыки в разнообразных творческих формах и способах деятельности.

7.Задачи урока:

Обучающие:

- формирование способности к восприятию содержания и формы художественного произведения;

Развивающие:

-на основе воспринятого и осмысленного - умение выработать индивидуальную исполнительскую концепцию, идейно-художественный замысел;

- развитие фантазии, воображения при восприятии произведения;

- формирование музыкальных знаний, умений, навыков;

- выявление художественно-творческих устремлений учащихся;

Воспитательные:

- воспитание широкого общего кругозора, культурное развитие в художественных областях.

8. Тип урока: комбинированный.

9.Методы обучения:

- Практический – взаимосвязь с инструментом, в процессе всего урока;

- Наглядно – зрительный – заполнение « таблицы образного содержания»,

используем в работе словарь эмоциональных характеристик, художественные репродукции;

- Наглядно - слуховой – показ музыкальных моментов педагогом, самостоятельное исполнение при активном слуховом контроле;

- Словесный – перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму, рассказ, беседа, дискуссия;

- Сравнение – перекодирование содержания музыки в другие виды искусства ( живопись, литература);

- Эвристический – поиск ответа на поставленные задачи за пределами известного образца. Ученик сам определяет пути их решения.

10. Приемы обучения:

- игровой;

- показ;

- объяснение;

- сопоставление;

- ассоциативный поиск;

- активный диалог.

11.Виды учебной деятельности:

- игра на инструменте;

- демонстрация материала;

- познавательный - анализ, сравнение, ассоциации;

- мыслительные операции;

- заполнение таблицы.

12. Содержание  урока:

1)Организация внимания. Вступительная беседа-диалог о произведении, его форме и его авторе – 5 минут;

 

2)Исполнение произведения - Й.Гайдн «Соната h-moll”-1ый раздел-Экспозиция- 2 минуты;

3)Разбор стиля, эпохи, гармонический анализ (в самом общем плане)- 4 минуты;

4)Раскрытие образного содержания. Заполнение  таблицы – 20 минут;

5)Охват формы, познание структурной и динамической стороны  (что и зачем происходит) – 10 минут;

6)Повторное исполнение с учетом совершающихся в музыке художественных процессов – 2 минуты;

7)Вывод – как анализ повторного исполнения- 2 минуты.

Всего 45минут.

13. Структура урока:

а) организация учащегося к уроку;

б) выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала;

в) введение нового материала и организация работы учащегося по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и закрепление его на практике;

д) подведение итогов.

14. Психологические основы:

- учет психофизиологических особенностей конкретного возраста;

- творческий характер процесса овладения навыками художественного мышления;

- положительная мотивация ученика;

- социальная направленность формирования навыков  творческого мышления.

15.Работа и поведение учащегося на уроке:

  • учащийся активно работает в течение всего  урока, правильно отвечает на вопросы
  • учащийся с интересом познает новый материал
  • учащийся хорошо организован и дисциплинирован
  • речь учащегося развита, уверенна, активно участвует в диалоге

16.Поведение учителя во время урока:

  • на уроке учитель ведет себя выдержано, доброжелательно по отношению к ученику
  • последовательно переключает внимание ученика с одного вида деятельности на другой
  • внимательно слушает ученика, следит за правильностью и полнотой ответов на вопросы
  • учитель эмоционален
  • речь образная, выразительная
  • внешний вид опрятный, подтянутый

17.Усвоение пройденного теоретического и практического материала учащимся 100%, удалось реализовать все поставленные задачи

Преподаватель                                                        И.А.Мартемьянова

План урока:

  1. Организация внимания. Вступительная беседа-диалог о произведении, его форме и его авторе.
  2. Исполнение произведения - Й.Гайдн «Соната h-moll”-1ый раздел-Экспозиция.
  3. Разбор стиля, эпохи, гармонический анализ (в самом общем плане).
  4. Раскрытие образного содержания. Заполнение таблицы.
  5. Охват формы, познание структурной и динамической стороны  (что и зачем происходит).
  6. Повторное исполнение с учетом совершающихся в музыке художественных процессов.
  7. Вывод.

 

Ход урока:

1. Сегодня на уроке мы продолжаем работу над сонатой-h-moll Й.Гайдна. Более подробно коснемся 1-го раздела-экспозиции. Напомним, что сонатная форма основана на противопоставлении минимум двух тем с последующим изменением их тональных соответствий. Темы подвергаются интенсивному развитию и достигают единства. Формирование – середина XVIII века (Гайдн, Моцарт). Форма имеет три раздела - экспозиция, разработка, реприза.

Экспозиция состоит из четырех разделов партий – главная партия, побочная, связующая и  заключительные партии.

Музыка Гайдна прозрачна, грациозна, свежа, местами по-детски наивна и шутлива. Гайдн писал в эпоху эволюции инструмента. Нам неведомо, на каком именно инструменте Гайдн подразумевал исполнение каждой своей сонаты, почти  все современные ему издания имеют на титульном листе указание: « Для клавесина или пианофорте».

 -Укажи на особенности в звукоизвлечении  этих инструментов?

Разница во время Гайдна на инструменте была колоссальной (как спецэффекты в современном кино). Точное число Гайдновских сонат нам также не известно  (более 50 - ти). Данная соната относится к публикации 1776-1780 годам, когда формировался новый клавирный стиль и некоторые из сонат содержат  замечательные проявления зрелости и прогрессивности творческого мышления Гайдна. В сонатах этого периода у Гайдна повышен эмоциональный тон, ощущение драматургии. Он пишет в основном все минорные сонаты.

2.  Исполнение.

3. При изучении данного произведения мы не можем не обратить внимание на место, окружающую среду, при которой художник творил. Вена была веселым, беззаботным городом, а ее жители исполнены наивности и простоты. Никакие высшие вопросы их не тревожили. Венская атмосфера наивности, простоты и веселости отразились во всех произведения Гайдна. Звук при исполнении Гайдна не должен быть излишне глубоким: даже певучесть в исполнении legato не требует излишней сочности. Технические пассажи и украшения должны исполняться легким, иногда в тончайшем leggiero. Простодушие и благодушие, чистосердечие, довольство миром таким, как он есть, наивная вера, здоровый деревенский смех, не лишенный, конечно, лукавства. Меланхоличные страницы музыки Гайдна – лишь преходящие эпизоды. Если же мелькают, « сгущенные» жуткие звучания, резкие тени, то происхождение их, вероятно, надо искать в сфере театральной, в эффектах и контрастах полународной мелодрамы, ибо Гайдн не был чужд театру и, судя по некоторым новым данным, оставил ряд сценических произведений, возбуждающих живой интерес.

Проведем краткий гармонический анализ экспозиции.

Главная партия – в форме периода, завершается полной совершенной каденцией. Тональность – h-moll.

Связующая партия – модулирование к тональности побочной партии. Характер – серединный тип изложения, неустойчивость, текучесть. Слитный раздел (не делится на предложения).

Побочная партия – второй по значимости раздел, имеет свою тему. Характер - контрастный главной партии. Лирически – образная сфера. У классиков это период с расширением во втором предложении. Тональный план – параллельная мажорная тональность – D-dur.

Заключительная партия – утверждение тональности побочной партии, строится на ее интонациях.

4.  А сейчас мы попробуем выразить свои ощущения, чувства музыки в разнообразных формах и способах деятельности, попытаемся создать музыкальный образ  через рисунок, цвет, поэтическое слово. Другими словами, я предлагаю тебе побывать в роли режиссера – постановщика в театре, определить роли, героев, их настроение и сюжет. В этом нам поможет  заполнение « Таблицы образного содержания»:

Экспозиция

Ассоциативное восприятие (зрительная аналогия, сопоставление с литературой, живописью, анализ мелодии)

Образ, настроение (пол, возраст, внешний вид, характер, повадки, манеры)

Внутренний сюжет (музыкальное фантазирование, динамика, регистры, темп, лад, ритм)

  1. Главная партия

  1. Связующая партия

  1. Побочная партия

  1. Заключительная партия

Рекомендации к заполнению.

Ассоциативный анализ произведения лучше начинать с общей оценки  его музыкального пространства – обстоятельств действия, фона, обстановки. Оценке поддается, прежде всего, масштаб, объем пространства.

Звуковая перспектива – разделение музыкальной ткани на ряд планов, соподчинение  голосов по степени значимости. Воспринимаем главные элементы выпуклыми, освещенными на переднем плане, оставляя второстепенные вдали, в полутени.

Анализ мелодии – мелодия выполняет функцию, что и линия в изобразительном искусстве. Основные предпосылки выразительности мелодической линии:

- восходящая – рост напряжения;

- нисходящая – спад;

- регистровое положение;

- движение на месте;

- мелодическое сопротивление ( отдельные ходы противопоставлены общему направлению – эффект борьбы, напряженность).

Используется зрительный анализ, условное графическое фантазирование, «проговаривание» жестами рук.

Находим аналогии с литературными произведениями ( курс литературы за 8 класс).

Выбираем зрительные представления.

  1. Раскрываем целостный сюжет экспозиции. Находим « местные» и «центральные» кульминации ( стремление к «магниту» в фразе)

Для охвата целостности используем сравнение с наглядной картиной в стиле «триптих»- от греч.- сложенный в трое – произведение искусства, состоящее из трех картин, объединенных общей идеей.

6. Повторное исполнение с учетом собственной интерпретации произведения. При исполнении ставится задача пристально и неотрывно вслушиваться в свою игру.

7. Вывод, в форме анализа повторного исполнения:

- ощущение разницы в игре;

- удалось или нет охватить форму всей экспозиции;

- анализируем результат соответствующей деятельности.

 

   

Библиография.

1.Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика / Л.А.Баренбойм.- М: Классика-ХХI, 2007.-192 с.

2.Головинский, Г.Л.Книга о музыке / Г.Л.Головинский, М.И.Ройтерштейн.-М: Композитор,1988. – 225 с.

3.Меркулов, А.М. Как исполнять Гайдна / А.М.Меркулов.- М: Классика-ХХI, 2009.- 204с.

4. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М.Цыпин.-М: Просвещение,1984.- 176 с.

5.Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности / Г.М.Цыпин.- М: Академия,2003.- 368 с.

6.Шульпяков, О.Ф.Работа над художественным произведением и формированием музыкального мышления исполнителя / О.Ф.Шульпяков. -СПб.:Композитор,2005.- 36 с.