Формирование навыков самостоятельной работы на начальном этапе обучения у учащихся общего и дополнительного фортепиано

Кончакова Ирина Андреевна

Воспитание самостоятельности ученика на начальном этапе обучения — первостепенная задача, не менее, а может быть более важная, чем подготовка к выступлению. Научив самостоятельно анализировать, искать и находить решение на своем уровне развития, ученик сэкономит силы и время педагога по исправлению многочисленных типических ошибок.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования

       «Детская школа искусств № 7»

             Методический доклад на тему:

«Формирование навыков

самостоятельной работы на начальном этапе обучения у учащихся общего и дополнительного фортепиано»

                                                                    Подготовила:

преподаватель Кончакова И.А.

Курск 2014

Главная цель начального музыкального образования - воспитание любви к музыке, любознательности, стремления к самостоятельному изучению музыкального наследия.

Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие слуха и пианистического аппарата, навыков самостоятельной и творческой работы - основа воспитания ученика в фортепианном классе.

Первый шаг всегда самый сложный, потому, что ведет в неизведанное. Он вызывает у ребенка любопытство, радость познания или настороженность, испуг, особенно если ему 5-6 лет.

Первый шаг в мир музыки сложен вдвойне, так как кроме напряжения ума, воли требует большой эмоциональной отдачи. Прикасаясь к клавишам фортепиано, воспринимая музыкальные звуки, он радуется, удивляется, реагирует по-детски непосредственно. Его привлекает возможность выразить свои чувства, впечатления в таинственных и пока еще непонятных звуковых сочетаниях, в которых он интуитивно угадывает только ему одному понятный смысл.

Эмоциональное и аналитическое начало в методах воспитания ребенка взаимосвязаны. На разных стадиях работы в фортепианном классе и в зависимости от способностей ученика каждое из них избирательно выдвигается на первый план.

Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально - исполнительского дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия.

Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.

Воспитание у ребенка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов обучения.

Свои первые музыкальные впечатления дети накапливают путем активного слушания - переживания и самостоятельного чтения музыки.

Важную роль здесь играет комплекс необходимых знаний, умений и навыков, подбор разнообразного музыкального материала.

В музыкальной школе введен курс музыкальной литературы. Но все это не снимает с педагога фортепиано обязанности планомерно, систематически воспитывать умение слушать музыку в связи с работой, проводимой за инструментом. Здесь речь идет не только о вслушивании в ткань изучаемого произведения, но и об умении слушать музыку со стороны.

Часто на уроке в процессе прослушивания уместно поставить какую-либо задачу (иногда самую простую), например: «Как бы ты назвал эту пьесу?», «Какой характер она носит?», «Какие перемены происходят в развитии музыки?». Возможны и более сложные вопросы, например: «Один или два «героя» действуют в этой пьесе?»

Вряд ли нужно доказывать, что успех в истоках глубоких впечатлений детей решает выбор материала - образных, характерных, ярких и в то же время доступных пьес, немалое значение имеет и качество исполнения.

Рассмотрим примеры, дающие возможность проследить за развитием и

углублением основного настроения, осознать выразительное значение лада,

ритма, гармонии, тембра.

Б. Барток. - «Вечер в деревне».

В этой пьесе контраст частей - распевно-задумчивый и задорно-плясовой - выражен предельно ярко. Особый интерес представляет здесь новая окраска каждого из проведений темы и эпизода.

Педагог должен привлечь слух ученика к появлению новых гармоний, изменяющих характер певучей темы, новые моменты при повторении плясового эпизода. Главное - помочь ученику осознать развитие основного характера музыки при каждом новом проведении двух основных тем, тем самым охватить музыкальный образ и средства его воплощения в их единстве и развитии.

С. Прокофьев - «Дождь и радуга».

Это один из поэтичных и предельно ярких «пейзажей» великого композитора. «Дождь» передан созвучиями - пятнами секундовых сочетаний, разбросанных по различным регистрам. Почти «зримо» передал композитор сияние радуги, торжество света над темной стихией.

Обучение игре на фортепиано большинство педагогов в наши дни начинает с подбора и транспозиции по слуху попевок и коротких мелодий.

Практика игры по слуху развивает и укрепляет слух и память - подобрать удается лишь то, что ясно слышишь и помнишь. Играющий по слуху свободнее чувствует себя в музыке и за инструментом, он не растеряется, если во время исполнения случится какая-либо неудача.

Однако в дальнейшем, когда ученики начинают играть по нотам, практика подбора обычно сокращается, а то и прекращается. Данное умение у старших школьников постепенно угасает. Надо признать, что нередко слуховые навыки не поспевают за развитием технических; вероятно, слух и не может развиваться форсированными темпами; так, руки ученика на втором году обучения уже свободно берут аккорды, однако слух его еще не воспринимает сложной гармонии (полифоническое, смешанное изложение и т. д.) достаточно глубоко и осмысленно.

Решение этой проблемы надо искать, с одной стороны - в совершенствовании методов обучения, с другой стороны  - в продуманном накоплении исполнительского опыта.

Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельной работы ученика очень важна и велика.

Прежде всего, необходимо выстроить работу урока так, чтобы она стала хорошим стимулом для домашней самостоятельной работы.

Учащиеся музыкальных школ, как правило, недостаточно времени уделяют дома игре за инструментом; занятия в школе, подготовка к урокам, досуг и многое другое занимают основное время ребенка-школьника.

Педагогу важно не просто учить, а находить контакт с учеником, верный тон общения на уроке, знать его физические возможности и домашнюю обстановку. А главное - дать возможность ученику самостоятельно осмыслить, проанализировать то, что у него получилось, а что нет.

Так, при разборе нового текста педагог требует точного выполнения всех деталей нотной записи, включая аппликатуру. Здесь рекомендуется замедленный темп, расчленение музыкальной ткани на куски, голоса и т. д.; допускаются задержки движения и поправки. Такой процесс называется разбором-анализом.

На этой стадии работы важно вместе с учеником, предоставив ему инициативу, проанализировать текст, суммировать все полезное, что найдено: приемы и способы. работы, выделение трудных мест, подбор соответствующей аппликатуры и упражнений.

Главное здесь - толчок к самостоятельному поиску и решению, а параллельно — проверка его внимания, собранности и творческой отдачи на уроке.

Общая для разбора и чтения с листа предпосылка - умение улавливать взаимосвязь звуков, т. е. понимать нотную запись. Даже при медленном, тщательном разборе, необходимо добиваться, чтобы ученик охватывал хотя бы самые короткие звуковые комплексы, музыкальные «слова», фразы, через интонацию, оборот, попевку.

В дальнейшем ученик научится объединять по смыслу более крупные построения. Такое восприятие мелодической линии подготовлено с первых шагов пением, подбором по слуху. Это простое, но исключительно важное требование необходимо неуклонно проводить в жизнь.

При формировании навыка самостоятельной работы необходимо приучать учеников внимательно просматривать текст, прежде чем приступить к проигрыванию.

Хорошо известна склонность многих учеников брать, не раздумывая, первые звуки, а потом, спохватившись, исправлять ошибки.

Здесь необходимо последовательно направлять внимание ученика на важнейшие стороны нотного текста: ладотональность (при этом взять тоническое трезвучие и проиграть гамму); размер, ритм (продирижировать и прохлопать); моменты существенных изменений тональностей, ритма, ключевых знаков, фактуры, динамики и т. д.

Однако нередко обилие исполнительских указаний на этом этапе затрудняет собранность и внимание среднего ученика. В этом случае необходимо на первых порах привлечь внимание лишь к самому важному и существенному, что запомнится и выполнится дома самостоятельно, без помощи педагога.

Предварительный просмотр текста преследует и более глубокую цель - активизацию внутреннего слуха ученика.        

Умение видеть и слышать вперед, цепкость охвата музыкальной ткани — все это развивается постепенно в результате систематической практики чтения как под наблюдением педагога в классе, так и самостоятельно.

Полученные навыки чтения с листа лучше всего закрепляются при игре в ансамбле. Ученик в этом случае подчиняется заданному педагогом или партнером темпу, продолжая играть хотя бы одной рукой, чтобы ни случилось, ловить партнера на ходу и т.д. Тем самым мобилизируется внимание и воля ученика, неожиданно ему удается то, что казалось невозможным при чтении в одиночку.

В процессе обучения равное значение имеет самостоятельное ознакомление и ознакомление с новым репертуаром под наблюдением педагога.

При этом возникает ряд вопросов: какого рода музыкальный материал лучше всего давать начинающим ученикам для ознакомления? До какого уровня доводить эту работу? Какова при этом роль педагога?

Для ответа на эти вопросы необходимо уяснить цели, преследуемые этой формой работы.

Ознакомление способствует самостоятельности учащихся, учит быстро и в то же время основательно ориентироваться в музыке.

И, наконец, при ознакомлении развиваются такие важные стороны исполнительской техники, как гибкость, разнообразие приемов.

Таким образом, данный вид работы занимает промежуточную ступень между изучением и чтением музыки. Материал для ознакомления должен быть доступным и увлекательным; не ставя слишком сложных исполнительских задач, он должен в то же время содействовать музыкальному и техническому росту ученика.

Как правило, педагог прослушивает игру ученика один-два раза, помогая ему охватить произведение в целом, но, не требуя качественного выполнения всех деталей. Выучивание наизусть при этой форме работы не требуется. Здесь важно добиваться того, чтобы ученики могли по возможности самостоятельно хорошо играть по нотам.

Ознакомление с новым репертуаром должно быть отражено в индивидуальном плане ученика; достаточно указать примерно композиторов и сборники, с которыми ученик будет знакомиться, без перечисления пьес и уточнения их количества. Чем больше, тем лучше!

Когда ученик сможет самостоятельно читать музыку так же, как он читает книги, педагог постепенно отходит в сторону. Его участие ограничивается рекомендацией материала, иногда проверкой того, как идет работа.

На практике львиная доля времени на уроке уходит на подготовку к выступлениям, развитие исполнительских навыков, изучение технических формул. Какое же звено важнее?

Воспитание самостоятельности ученика на начальном этапе обучения — первостепенная задача, не менее, а может быть более важная, чем подготовка к выступлению. Научив самостоятельно анализировать, искать и находить решение на своем уровне развития, ученик сэкономит силы и время педагога по исправлению многочисленных типических ошибок.

Одной из интересных форм работы является самостоятельное выучивание учеником доступных и небольших по объему произведений. Исполнение их в классе полезно обсудить всем участникам прослушивания с последующим анализом достоинств и недостатков. Все это способствует развитию инициативы и самостоятельности ученика.

Большую роль в организации домашних занятий музыкой играют родители. С их стороны, самое главное - поддержка своего ребенка, одобрение даже самым маленьким успехам. Важно, чтобы родители, особенно в начальный период обучения, посещали концерты, конкурсы, родительские собрания, рабочие уроки, проводимые в школе; обращались к педагогу по всем вопросам, касающимся музыкального воспитания своего ребенка.

Желание и инициатива - спутники самостоятельности в работе за инструментом. Сама она не рождается. Ее нужно воспитывать. Самое главное, чтобы ученику было интересно на уроке, тогда будет интересно и дома.

Когда педагог проводит уроки ярко, интересно и доходчиво - ученика не надо будет силой заставлять заниматься самостоятельно, он сделает это сам. Во многом качественной самостоятельной работе ученика способствуют регулярные, ясные и конкретные записи домашних заданий в дневнике, которые тот обязан читать и вникать в их суть сам.

Рекомендуемые сборники

Для слушания музыки:

  1. Э Григ. Лирические пьесы. - М., 1975 г.
  2. П. И. Чайковский. Детский альбом. - М., 1980 г.
  3. Г. В. Свиридов. Альбом пьес для детей. - М., 1992 г.
  4. Л. Хереско. Музыкальные картинки. - М., 1982 г.
  5. Р. Шуман. Альбом для юношества. Соч. 68. - М., 1998 г.

Для чтения нот:

  1. С. Ляховицкая. Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей: ч. I. - Л., 1979 г., 19-е издание.
  2. Маленькому любителю музыки: Альбом фортепианных пьес для детей. Сост. С. Ляховицкая. - Л., 1978 г.
  3. Первые шаги маленького пианиста, песенки, пьесы, этюды, ансамбли для первых двух лет обучения. (Сост. Т. Взорова, Г.Баранова, А. Четверухина). - М., 1985 г.
  1. Современная фортепианная музыка для детей. 1-3 классы ДМШ (Сост. Н. Копчевский, В. Натансон). - М., 1970 г.
  2. Фортепиано: Учебное пособие. 1-2 классы ДМШ (Сост. Б. Милич). - Киев, 1981 г.

Для ознакомления:

  1. Звуки мира: Пьесы для фортепиано. В. 7, 8 (Сост. А. Бакулов). - М., 1980 г., 1981 г.
  2. «Калинка». Альбом начинающего пианиста; Учебное пособие для ДМШ (Сост. А. Бакулов, К. Сорокин). - М., 1984 г.
  3. Музыка для детей. В. I, II (Сост. К. Сорокин). - М., 1979 г.
  1. Фортепианная игра (Сост. А. Николаев, В. Натансон, В-. Малинников). - М., 1984 г.
  2. Юный пианист. В. I. 1-3 классы ДМШ (Сост. В Натансон, Л. Ройзман). - М., 1981 г.

Литература

  1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974 г.
  2. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. Отв. ред. Милич Б. - Киев, 1964 г.
  3. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе фортепиано. - М., 1966 г.
  4. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы ИСМЕ. - М., 1973 г.
  5. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано / Тургенева Э. Ш. - М., 1970 г.
  6. Цыпин Г. Развитие учащегося - музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. — М., 1975 г.
  7. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М., 1974 г.
  8. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.,1968 г.