Конспект урока по музыке 3 класс Жанры музыки: симфония. Формы музыки. «Призыв к мужеству»

Пекар Анастасия Сергеевна

Жанры музыки: симфония. Формы музыки.

 «Призыв к мужеству»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_muzykil._van_bethoven_-geroicheskayadocx.docx57.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Жанры музыки: симфония. Формы музыки. «Призыв к мужеству»

Цель урока: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи:

- формировать представление о творчестве Л. ван Бетховена;

- развивать умение понимать особенности драматургии в музыке, сопоставлять музыкальные образы;

- воспитывать интерес и любовь к классической музыке, художественный вкус.

Формируемые УУД

Познавательные:

- анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

- сравнивать объекты по заданным критериям.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в деятельности;

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

- излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- использовать речевые средства в соответствии  с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения);

Личностные:

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим людям;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции.

Музыкальный материал:

  1. Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», I часть II часть, 1 тема, 2 тема, IV  часть, финал).
  2. «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина сл. В Суслова

Оборудование: проектор, презентация, магнитофон, CD-записи, фортепиано, портрет Людвига ван Бетховена.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный этап

 «Удивляй!» (Рассказ о гибели оркестра на океанском пароходе «Титаник»)

«В 1912 году газеты обежало страшное сообщение о гибели огромного океанского парохода «Титаник». Немногие из спасшихся рассказывали потом о разных трогательных и страшных сценах гибели отдельных людей, и это было напечатано в газетах. Лодок было мало, их хватило в минуты катастрофы только для женщин и детей. Большой оркестр, обслуживавший на пароходе богатую публику, не мог рассчитывать ни на лодки, ни на спасательные пояса. Оркестранты знали, что им не суждено спастись, и они вышли со своими инструментами на палубу. Если бы они отдались думам о близких, каждый пережил бы страшную гибель в одиночку, может быть, в бессмысленной предсмертной борьбе со стихией, в безумии. Но оркестранты, не сговариваясь, вынули свои инструменты, сели, как рассаживались всегда в оркестре, заиграли бетховенскую симфонию, столько раз игранную ими раньше, и под бессмертные звуки её, слаженно, торжественно, помня и исполняя каждый свою партию, но слыша и слушая целое, уходили они из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов и не затонула медленно опускавшаяся в воду палуба».

http://www.stihi.ru/pics/2016/10/18/6402.jpg

Актуализация знаний

«Толстый и тонкий вопрос»

- Что объединило музыкантов в час трагической смерти; помогло противостоять бедам и тяготам; укрепило дух и волю; помогло совершить коллективный подвиг мужества? (музыка)

- Какую музыку заиграл оркестр в самый страшный момент своей жизни, перед смертью?

(«Симфонию» Л. ван Бетховена)

Целеполагание

- Сформулируйте тему урока. О чём будем говорить сегодня на уроке? (о музыке Л. ван Бетховена)

- Какую цель поставим перед собой? (Цель: познакомиться с творчеством Л. ван Бетховена) – запись на доске

- С чего начнём изучать творчество Л. ван Бетховена?

План работы (запись на доске):

1) Узнать о Л. ван Бетховене.

2) Послушать произведения Л. ван Бетховена.

3) Обсудить творчество Л. ван Бетховена.

4) Сделать выводы по творчеству Л. ван Бетховена.

II. Организация деятельности учащихся

Изучение нового материала

Обсуждение и решение проблем

«Устный программируемый опрос» (работа по группам)

1) Людвиг ван Бетховен: а) русский композитор; б) немецкий композитор; в) норвежский композитор.

2) Людвиг ван Бетховен: а) композитор XVIII века; б) композитор XIX века; в) композитор конца XVIII - начала XIX.

Запись в тетради: Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827гг.) – немецкий композитор.

«Мозговой штурм» (работа в группах по 5-7 человек)

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», I часть) - слушание

(Призывные интонации, движение по звукам мажорного тонического трезвучия, вопросительная интонация в конце фразы, подвижный темп движения, яркая динамика)

- Почему музыканты в момент гибели «Титаника» заиграли именно музыку Л. ван Бетховена? (Людвиг ван Бетховен жил в эпоху революций, бурных потрясений, наполеоновских войн. В его музыке стремительные поступки, сопротивление силам зла. Своей музыкой композитор старался сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы)

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 1 тема) – слушание

(Медленный темп, характерная неторопливая поступь движения, пунктирный ритм, тихое звучание, низкий регистр, взлёт мелодии вверх и сникающие, бессильно «повисающие», стонущие интонации, мрачная минорная ладовая окраска темы).

- Какой характер носит первая тема II части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (траурный марш-шествие)

- Почему Л. ван Бетховен вводит в «Героическую симфонию» похоронный марш? (почтить память погибших, склонить головы слушателей перед павшими)

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», II часть, 2 тема) – слушание

- Какой характер носит вторая тема вторая части «Героической симфонии» Л. ван Бетховена? (спокойная, светлая, трогательная песня)

- Почему во II части «Героической симфонии» композитор сочетает контрастные темы? Какую мысль он хочет подчеркнуть? (Л. ван Бетховен сочетанием контрастных тем во II части симфонии хочет подчеркнуть мысль о том, что горе и радость, скорбь и веселье в жизни человека всегда «идут» рядом)

Л. ван Бетховен «Симфония №3» («Героическая», IV  часть, финал) – слушание

(В основе Финала симфонии – танец «Контрданс» (английский народный танец). В переводе с английского «контрданс» обозначает «сельский танец». Эту фортепианную пьесу Бетховен сочинил для бала художников. Черты танца: подвижный темп, чёткий ритм, радостный светлый мажорный лад)

- Каким настроением композитор заканчивает одну из лучших своих симфоний? (Финал симфонии полон победного ликования, торжествующей радости. Его называют «праздником мира»)

- Каким человеком вы представляете автора «Героической симфонии» Л. ван  Бетховена?

 (человек сильной воли, непреклонный борец)

- С каким страшным недугом композитор боролся в течение своей жизни?

(К тридцати годам своей жизни Л. ван Бетховен оглох)

III. Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

«Крестики - нолики»

1) Верно ли утверждение, что Бетховен «рассказал» в «Героической симфонии» только о себе: о своих чувствах, переживаниях; о своей борьбе с болезнью? (О - нет)

2) Верно ли утверждение, что Бетховен в своей «Героической симфонии» выразил чувства и мысли миллионов людей того времени? (Х - да)

3) «Через борьбу – к победе» - такова основная идея «Героической симфонии» Бетховена? (Х - да)

4) Верно ли утверждение, что в таком произведении, как симфония, композиторы раскрывают слушателям своё отношение к тому, что во все времена волновало человека – Любовь, Добро, Красота. Природа, Дружба, Верность, Героизм? (Х - да)

5) Верно ли утверждение, что классическая симфония – одночастное музыкальное произведение? (О - нет)

6) Верно ли утверждение, что классическая симфония – многочастное музыкальное произведение? (Х - да)

7) Верно ли утверждение, что в классической симфонии три части? (О - нет)

8) Верно ли утверждение, что в классической симфонии четыре части? (Х - да)

9) Верно ли утверждение, что слово «симфония» в переводе с греческого языка обозначает «неблагозвучие»? (О - нет)

- Как бы вы перевели с греческого языка слово «симфония»?

Запись в тетради: Симфония (греч., «созвучие») – многочастное музыкальное произведение для оркестра.

- Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Почему?

Запись в тетради: Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, устремлённым к радости победы.

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни «Всюду музыка живет» муз. Я. Дубравина сл. В Суслова

Рефлексия

«Моё настроение»

(«Мне понравилось», «Остался равнодушен к уроку», «Мне не понравилось»)

- Нарисуйте, с каким настроением вы закончили урок. Объясните почему.

- Какие качества партнёра помогают работать в группе? (умение прислушиваться к мнению другого, умение вести переговоры, умение внимательно, с уважением относиться к позиции другого, …)