Виды информационно-коммуникационных средств и особенности их использования, как средство повышения уровня образования в ДОУ.
В статье приведены конкретные примеры ИК средств, способы их использования, особенности применения с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 17.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Виды информационно-коммуникационных средств и особенности их использования, как средство повышения уровня образования в ДОУ.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении-это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Рассмотрим некоторые виды информационно-коммуникационных средств для работы с учебным материалом, а конкретно демонстрации мультимедийных презентаций. Для этого необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска.
Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана.
Использование данного вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на педагоге, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д.
Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска оснащена теми же функциями, что и проектор с экраном, с одной лишь разницей – к ним добавляются некоторые возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует несколько видов интерактивных досок, и каждая из них имеет своё уникальное программное обеспечение. Несмотря на разницу, большинство из них объединяют схожие функции:
. «умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;
· шторка, позволяющая скрыть часть экрана;
· функция «фото экрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или определённой части при просмотре видео, работе в Интернете;
· функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;
· коллекции изображений;
· возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;
· возможность наносить аннотации поверх любых программ, документов;
· видео.
В качестве учебного материала можно использовать презентации, видеофильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.
При организации работы с интерактивной доской необходимо обратить внимание, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки. Планируя применять информационные технологии в образовательном процессе, необходимо понимать, что эффективность использования любых средств информатизации определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения: техническим, методическим и организационным.
Важно помнить, что даже сверхсовременное оборудование не обеспечит необходимого эффекта, если ИКТ будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, то есть методически неграмотно. Большое значение имеет организационное обеспечение оборудования в образовательных учреждениях – их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.
Говоря об огромных возможностях, которые предоставляют информационные технологии в образовательной деятельности в ДОУ, какую пользу они несут в развитие образования подрастающего поколения, не стоит забывать о том вреде, который они могут нанести детям дошкольного возраста.
Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др. высказывают свою позицию "за" и "против" ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.
В своей работе Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред (Siraj-Blatchford and Siraj-Blatchford, 2006, с.с. 47–48), описали возможные негативные последствия применения проекторов в сочетании с интерактивными досками. Неправильное использование проектора, может причинить вред зрению детей. При работе с проекторами следует соблюдать следующие правила:
- необходимо ясно и четко сообщить всем пользователям о том, что нельзя смотреть в линзу проектора;
- попав в луч, пользователи не должны смотреть на зрителей;
- пользователям следует напоминать о том, чтобы они сидели спиной к лучу проектора;
- при использовании проектора за детьми надо вести постоянное наблюдение.
Еще один важный вопрос, касающийся установки интерактивных классных досок:
- интерактивную доску необходимо устанавливать на такой высоте, чтобы детям было проблематично работать с ней самостоятельно.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.
Условия, при которых проходят занятие за компьютером, имеют приоритетное значение, так как именно они влияют на психическое и физическое здоровье ребёнка. Присутствие педагога на таких занятиях строго обязательно.
При организации таких занятий нужно учитывать наличие специального помещения, оснащённого специальным оборудованием (персональный компьютер, стол, стул) из расчёта на каждого ребёнка, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Отдельное внимание следует уделить качеству воспроизведения информации на экране (отсутствие бликов, изображение чёткое, не размытое). Необходимо, чтобы в помещении, где будут проводиться занятия, имелась возможность затемнения окон, что даст возможность исключить засвечивание экрана.
Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным.
Таким образом, учитывая, что информационно-коммуникационные технологии — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, нельзя забывать, что его внедрение в образовательный процесс ДОУ требует серьёзной подготовки, как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом.
Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.