Конспект урока по музыке Р. Щедрин "Кармен-сюита"
Обобенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина на основе музыки Ж.Бизе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karmen-syuita.docx | 25.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым
«Средняя школа №8»
Тема урока:
«Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»
Подготовила:
учитель музыки
Пекар А. С.
2016 г.
Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»
Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.
Задачи:
- познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;
- проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;
- развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;
- способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.
Музыкальный материал:
1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);
2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.
3. Вступление к балету «Кармен-сюита»
4. Марш Тореадора
5. «Выход Кармен и Хабанера»
6. «Этот мир придуман не нами»»
Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.
Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.
Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?
( Ответы)
1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.
Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе
II. Актуализация знаний.
Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?
-Опера «Кармен».
Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».
Учитель: Кто же автор оперы?
- Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)
Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?
- Новелла Проспера Мериме «Кармен».( Слайд 2.)
Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.
Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.
I действие. ( Слайд 3.)
У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.
В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.
Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.
Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.
II действие. ( Слайд 4.)
Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.
Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.
Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.
III действие. ( Слайд 5.)
Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.
Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.
2.
Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.
IV действие. (Слайд 6.)
Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.
Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.
Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.
Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.
Да-да, композиторов, вы не ослышались.
Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)
Что такое балет? (Бале́т ballet,отballo—танцую)—вид сценического искусства; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).
Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. ( Слайд 7.)
Балет «Кармен-сюита»
Новое прочтение оперы Бизе.
Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?
Совместное целеполагание.
Ш. Изучение и объяснение нового материала.
Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)
Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?
(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. ) (Слайд 9.)
Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.
Вспоминаем, что такое транскрипция?
( Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)
Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.
Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:
Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.
В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.
Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?
( Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.
Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе
Что стремился показать Бизе в увертюре?
(Характер героев и сюжет оперы).
Какие темы услышали? Их характер?
Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»
Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?
Какая новая тема появляется во вступлении к балету?
Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)
Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)
(Слайд11)
Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,
чтобы выделить мелодию. ( Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)
Физминутка
Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.
( Звучит Марш Тореадора)
Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.
А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.
Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?
Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин
образ Кармен?
Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?
В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?
Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?
(Тема любви)
Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.
- Хоровое пение
Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.
- Итог урока. Обобщение.
1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?
2.Кто автор?
3.Какое произведение было взято за основу написания балета?
4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)
5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)
Родион Щедрин. Биография
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.
Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.
Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.
По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.
В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.
С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.
Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:
Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)
«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967)
«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)
- Мне нравится (1)