Конспект урока по музыке Р. Щедрин "Кармен-сюита"

Пекар Анастасия Сергеевна

Обобенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина на основе музыки Ж.Бизе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karmen-syuita.docx25.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №8»

Тема урока: 

«Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Подготовила:

учитель музыки

Пекар А. С.

2016 г.

Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.

Задачи:

- познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;

- проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

- развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;

- воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;

- способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

Музыкальный материал:

1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);

2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

3. Вступление к балету «Кармен-сюита»

4. Марш Тореадора

5. «Выход Кармен и Хабанера»

6. «Этот мир придуман не нами»»

Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.

Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.

Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?

( Ответы)

1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.

Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?

-Опера «Кармен».

Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».

Учитель: Кто же автор оперы? 

  • Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)

Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы? 

  • Новелла Проспера Мериме «Кармен».( Слайд 2.)

Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.

Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.

I действие. ( Слайд 3.)

У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.

В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.

Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.

Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.

II действие. ( Слайд 4.)

Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.

Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.

Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.

III действие. ( Слайд 5.)

Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.

Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.

2.

Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.

IV действие. (Слайд 6.)

Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.

Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.

Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.

Да-да, композиторов, вы не ослышались.

Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? (Бале́т ballet,отballo—танцую)—вид сценического искусства; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. ( Слайд 7.)

Балет «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе.

Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?

Совместное целеполагание.

Ш. Изучение и объяснение нового материала.

Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)

Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?

(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров. ) (Слайд 9.)

Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.

Вспоминаем, что такое транскрипция?

( Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)

Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.

Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:

Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.

В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.

Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?

( Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.

Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе

Что стремился показать Бизе в увертюре?

(Характер героев и сюжет оперы).

Какие темы услышали? Их характер?

Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»

Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?

Какая новая тема появляется во вступлении к балету?

Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)

Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)

(Слайд11)

Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,

чтобы выделить мелодию. ( Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)

Физминутка

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

( Звучит Марш Тореадора)

Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.

А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.

Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?

Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин

образ Кармен?

Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?

В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?

Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?

(Тема любви)

Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.

  1. Хоровое пение

Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.

  1. Итог урока. Обобщение.

1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

2.Кто автор?

3.Какое произведение было взято за основу написания балета?

4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)

5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)

Родион Щедрин. Биография

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.

Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.

С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.

Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:

Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)