РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ «ХОР»
Данная дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету Коллективное музицирование «Хор» по 4-летней программе обучения разработана в соответствии со статьей 28, статьей 83 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом МБУ ДО «Детская школа искусств №1».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnoe_muzitsirovanie_hor_doop_4_goda.docx | 42.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО» «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ «ХОР»
Урай 2016
Рассмотрено Методическим советом МБУДО «Детская школа искусств № 1» | Утверждаю: Директор МБУДО «Детская школа искусств № 1» Миникаева И.В.___________ (подпись) |
«31» сентября 2016 г. | «1» сентября 2016 г. Приказ №________ |
Разработчик – Жижа И.В.,
преподаватель первой квалификационной категории, МБУДО «Детская школа искусств № 1»
Рецензент – Павлова А.И., преподаватель высшей квалификационной категории, МБУДО «Детская школа искусств № 1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету Коллективное музицирование «Хор» по 4-летней программе обучения разработана в соответствии со статьей 28, статьей 83 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом МБУ ДО «Детская школа искусств №1».
Хоровой класс в ДШИ занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. В последние годы появились новые формы привлечения детей к хоровому искусству - отделения хорового пения в ДШИ.Данная программа разработана на основе обще - дидактических принципов научности, систематичности и доступности. Методологической основой данной программы послужили фундаментальные исследования выдающихся педагогов хорового искусства. Прежде всего это:
* "Вокальная методика" М.И.Глинка;
* "Хоровое сольфеджио" Г.А.Струве;
* "Руководство по обучению пению" А.И.Рожнова;
* "Школа хорового пения" В.Попов;
* " Двухголосие в хоре" Соколов.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности. Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус. Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: Формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
ЗАДАЧИ
- Расширять музыкальный кругозор учащихся, через репертуар разного жанра: русской и зарубежной классики, современных композиторов, фольклора.
- Формировать и развивать вокально - хоровые навыки учащихся (дыхание, звуковедение, ансамбль, дикция)
- Формировать навык сольфеджирования по хоровым партитурам, многоголосия,
a cappella.
- Развивать эстетический вкус учащихся и их отношения к музыкальному искусству.
Методическое обеспечение
Основные принципы обучения -доступность содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
-последовательности и систематичности изложения;
-принцип единства художественного и технического развития учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к хоровым занятиям.
Основные знания, умения, навыки
В случае успешной апробации программе «Хоровое пение» у ее участников формируется система специальных знаний и навыков, приобретаются:
-опыт творческой деятельности, который формирует творческое мышление,
-опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.
-звукообразования в различных регистрах,
-артикуляции
-дыхания,
-слухового внимания и самоконтроля,
-выразительности пения.
-Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности обучающиеся получат:
опыт творческой деятельности;
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками
навыки коллективного творчества;
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
На уровне педагога:
- Интегрированность программы «Хоровой пение» с программами «Сольфеджио», «Постановка голоса »
- участие в конкурсах, концертах различного уровня
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
- проведение открытых занятий,
- участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.
На уровне обучающегося:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
- заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий,
- объем музыкальной эрудиции.
Способы диагностики результативности:
концертная деятельность,
тесты, беседы с детьми,
наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса,
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,
наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность. Именно чистота пения, сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы учащихся и педагога.
Требования к выпускнику
В результате обучения обучающийся умеет: передавать эмоционально-образное содержание хорового произведения; применять освоенные вокально-хоровые навыки, исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства; использовать слуховой самоконтроль при пении в хоре, соблюдать гигиену голоса. В результате освоения дисциплины обучающийся знает: хоровой репертуар различных жанров, стилей, профессиональную терминологию.
Занятия проходят один раз в неделю (40мин.), два раза в месяц сводные репетиции (40 мин.)
Учебно-тематический план
№ | Содержание и виды работы | 1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Общее кол-во часов | Теория | Практ ика |
1. | Введение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 |
2. | Воспитание вокальных навыков | 8 | 8 | 9 | 9 | 34 | 4 | 30 |
3. | Ансамбль и строй | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | 2 | 34 |
4. | Работа над исполнением музыкального произведения | 11 | 11 | 11 | 11 | 44 | 2 | 42 |
5. | Слушание музыки | 2 | 2 | - | - | 4 | - | 4 |
6. | Концертно-исполнительская деятельность
деятальностьдеятельнол | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | - | 12 |
7. | Всего часов: | 34 | 34 | 34 | 34 | 134 | 10 | 214 |
Контрольные точки : первое полугодие –сдача партий, концертные выступления; второе полугодие- сдача партий , концертные выступления, выступление на отчётном концерте. Промежуточная аттестация каждое полугодие с выставлением оценок.
Содержание программы
1 КЛАСС
Вокальные навыки.
Петь в диапазоне ре1(до1) -до2. Сидеть (или стоять) прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки опустить или положить на колени (при положении сидя.) Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком и стараться его "тянуть" без всякого напряжения. Знать, что человеческий голос нужно беречь. Ясно выговаривать слова песни.
К концу года уметь спеть выразительно, осмысленно песню с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера. Правильно дышать: уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь короткие фразы на одном дыхании. В более подвижных песнях, уметь делать быстрый вдох. Уметь точно повторять заданный звук.
Хоровые навыки
Петь чисто и слажено в хоре несложные песни в унисон с сопровождением и без него. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание.
Сольфеджирование и пение с листа.
Пение: несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения; выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях; по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх, вниз, поступенные ходы, повторяющиеся звуки. Ритмические длительности: в размере 2/4, 3/4. Паузы: половинные, четвертые, восьмые. Затакт: четверт
Воспитание чувства ритма
Простукивание ритмического рисунка исполняемой мелодии, а так же по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки). Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка размеров 2/4, 3/4, длительностей в разных сочетаниях. Паузы: половинные, четвертные, восьмые
Воспитание музыкального восприятия.
Определение: характера музыкального произведения, лада ( мажор, минор), размера, темпа, динамических оттенков, различных мелодических оборотов, включающих в себя поступенные ходы, скачки.
Теоретические сведения
Понятия: высокие и низкие звуки; звукоряд, гамма, ступени, устойчивость и неустойчивость; тоника, тоническое трезвучие, аккорд; мажор и минор; скрипичный ключ, диез, бемоль; расположение звуков на нотоносце, нотный стан, сильными и слабыми долями, паузами (половинные, четвертные, восьмые); динамическими оттенками (f и p) .Беседы о разучиваемых произведениях в яркой, доступной для младших школьников форме, с привлечением материала из других видов искусств.
2 КЛАСС
Вокальные навыки.
Соблюдать при пении правильную вокально-певческую установку. Петь в диапазоне до1- ре2 петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараться "тянуть" звук. Стараться правильно формировать гласные и четко произносить согласные, не утрируя их произношения. Уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
Пение: мажорных и минорных гамм (3 вида минора); в мажоре и миноре тонического трезвучия: неустойчивости отдельных оборотов ступеней мелодических оборотов типа: I-V, I-V-III, I-VII-II-I, и др., пройденных интервалов: М2 Б2 М3 Б3 Ч4 Ч5; в миноре тонические трезвучия, мелодические обороты типа: I-VII-II-I, III-II-I и др, простейшие двухголосные упражнения и секвенции.
Хоровые навыки
Петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны. В упражнениях слышать трехголосные аккорды (определять количество сыгранных звуков). Без сопровождения в группе детей петь не сложные одноголосные песни. Понимать и выполнять элементарные дирижерские жесты и тактирование на 2/4, 3/4, 4/4, стараться следовать указаниям дирижера, касающимся элементарных изменений в динамике.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение: несложных песен с текстом, с названием нот, с названием звуков, на нейтральный слог, с текстом, с дирижированием. Разучивание по нотам мелодий в переменном ладу, в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с дирижированием простейших 2-х голосных песен по нотам
Воспитание чувства ритма.
Повторение данного ритмического рисунка на слоги; простукивание ритмического рисунка исполняемой мелодии; узнавание мелодий по ритмическому рисунку. Продолжение работы в размере 2/4, 3/4, длительности в различных сочетаниях. Паузы: целая. Умение тактировать в этих размерах. Воспроизведение ритмического остинато; ритмический аккомпанемент: одна группа поет другая аккомпанирует. Дирижирование в размере 2/
Анализ на слух.
Определение на слух и осознание лада (мажор, минор), размера, темпа, динамических оттенков в прослушиваемом произведении; мелодических оборотов, включающих в себя движение по звукам тонического трезвучия мажорного и минорного.
3 КЛАСС
Вокальные навыки.
Петь в диапазоне: первые голоса - до1-ре1 (ми2); вторые - до1-си1(до2). Стараться петь без утечки воздуха. Выразительно, осмысленно спеть соло из простой песенки с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера. Соблюдать при пении правильную певческую установку. Петь только с мягкой атакой, чистым, ясным, легким звуком. Должна проявляться индивидуальность тембра. Звуковедение не принужденное. Стараться формировать правильно гласные и четко произносить согласные.
Пение: мажорных и минорных гамм, главных трезвучий лада с мелодическими оборотами: I-V-VI-V-II , V-III-II-VII-I , I-VI-V-VI. Интервалов от звука вверх, вниз двухголосно. Мажорных и минорных трезвучий 3-х голосно группами; упражнений на обращение трезвучий. Д7 с разрешением в мажоре.
Хоровые навыки
Уметь петь чисто и слаженно эпизодическое подголосочное двухголосие. Петь с хором без сопровождения одноголосные и несложные двухголосные песни. Стараться понимать жест и следовать дирижерским показам характера произведения, изменения в динамике и темпе
( например, замедление в конце произведения, фермата).
Сольфеджирование и пение с листа
Пение с листа мелодий с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений. Разучивание и пение по нотам двухголосных песен, выученных на слух и по нотам, пение одного из голосов с одновременным проигрыванием другого на фортепиано.
Воспитание чувства метроритма.
Техника дирижирования в размерах 2/4, 3/4.
Затакты. Ритмические упражнения в размерах 3/4, 4/4, 3/8.
Воспитание музыкального восприятия
Определение на слух и осознание: в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, лада, репризность, размера, темпа, интервалов, динамических оттенков; мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений (как перемещение) в мажоре и минор
4 КЛАСС
Вокальные навыки.
Петь в диапазоне: первые голоса - до1 -ми2; вторые - до1 (сим)- до 2(ре2). Пользоваться мягкой атакой как основным свойством звукообразования. Уметь петь спокойно, без утечки воздуха более длинные музыкальные фразы. Уметь брать высокий вдох в песнях отрывистых, подвижных. Уметь спеть выразительно, осмысленно очень простую песню с яркой образной тематикой. Пение: гамм, отдельных мелодических оборотов; Т S Д, Д7 в основном виде с разрешением в тональности; Интервалов в тональности и от звука: б.6 и м.6; м.7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре. Ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII ступени с разрешением в мажоре и гармоническом миноре. Группы интервалов в тональности одноголосно и двухголосно; диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Последовательность из аккордов: Т53, S64 , Т6 S,Т6,Т64,Д7
Хоровые навыки
Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия и несложное трехголосие. В упражнениях хорошо слышать трех - и четырехголосие. Устойчиво чисто петь с хором без сопровождения несложные, но разнообразные по видам двухголосия песни. Понимать и следовать дирижерским показам характера различных произведений.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение: мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами; с листа мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней, Д7. Пение 2-х голосных канонов; мелодии с элементами хроматизма и модуляции.
Ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
Ритмические группы в размере 3/8
Воспитание чувства метроритма.
Ритмические упражнения с использованием изученных размеров и длительностей в размере 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Тактирование в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Продолжение работы над ритмическими аккомпанементами (с использованием пройденных ритмов);Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально. Ритмические каноны. Размер 6/8. Паузы: шестнадцатые; техника дирижирования (сетка, жест) в размерах 3/4, 4/4.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЕКОМЕНДУЕМЫХ В РАБОТЕ С ХОРОМ
1 - 4 КЛАССЫ.
Русские народные песни и попевки:
Андрей Воробей
Петушок обр. Гречанинова
Та-та два кота
Ай ду-ду
Зайчик
Ах Утушка моя луговая обр. Л. Тихеевой
Как у наших у ворот
А кто у нас гость большой.
На зеленом лугу.
На горе, то калина.
Уж мы шили ковер.
Зайчик, ты зайчик.
В темном лесе.
А я по лугу. Обр.Тихеевой.
Во поле береза стояла.
Земелюшка-чернозем.
Как пошли наши подружки обр.А.Луканина.
Лен зеленой.
Пойду ль я, выйде ль я , обр.А.Лядова.
Со вьюном я хожу. Обр. А.Гричанинова.
У меня ль во садочке.обр. Н.Римского-Корсакова.
Не летай соловей. Обр. А.Гречанинова.
Песни народов мира:
Солнышко вставало (Литовская народная песня)
Ой в лесу есть калина (Украинская народная песня)
Перепелочка (Беларусская народная песня)
Сел комарик на дубочек (Беларусская народная песня)
Камертон (норвежская народная песня)
Давайте танцевать (Немецкая народная песня)
Братец Яков (Французская народная песня)
У каждого свой музыкальный инструмент (Эстонская народная песня)
Вышел как то поздно ночью (Болгарская народная песня)
Кукушка (Польская народная песня).
Пастушья песня (Французская народная песня)
Christmas is a time to love (Рождество это время любить. Английская)
Спи моя милая (Словатская народная песня. Обр.Р.Габичвадзе)
Песни современных композиторов.
Е.Зарицкая.сл.В.Орлова Музыкант
Где зимуют зяблики?
С.Соснин сл.П.Синявского Начинаем перепляс из вокального цикла «Пять песен для детей»
С.Соснин сл.П.Синявского До чего же вкусно. из вокального цикла «Пять песен для детей»
Ю.Сорокина сл. Н.Шифриной Зарядка.
З.Компонеец. сл. П.Синявского Всем нужны друзья.
И. Роджерс Звуки музыкиЦ.Кюи. Осень. сл. А.Плещеева. Майский день. сл. А.Плещеева Утро. Бойко. Утро. сл. С.Есенина. Капель. сл.М.Садовского Тепловоз
И.Матвеева Как лечили бегемота?
С.Бакевия Мир. Из спектакля «Земля детей»
А.Островский. Галоши.
Р.Паульс Сонная песенка
Кашалот сл.Резника
А.Филлипенко сл.Т.Волгиной Вот такие чудеса.
М.Старокадомского.сл.с.Михалкова Веселые путешественники.
Я.Дубравин Задорные чижи сл.М.Наринского
Капитан Немо сл.В.Суслого
Веселый колобок сл.В.Суслого.
Песенка чижей.
Морская песенка.
С.Соснин Перепляс сл.Н.Синявского
Добрый ёж. Сл.В.Орлова
Солнечная капель. Сл. И.Вахрушевой.
А.Журбина сл.П.Синявского Смешной человечек»
Д.Кабалевский сл.А.Прищельца Наш край.
З.Левина Пришла весна сл.Н.Соловьевой.
Колыбельная.
Г.Струве Песенка о гамме.
С нами друг.
Моя Россия сл. Н.Соловьевой
Маленькая мама
Новогодний хоровод
Мы желаем вам добра
Ю. Чичков Родная песенка сл. К. Ибряева
Осень сл. И. Мазнина
Наташка первоклашка сл. В .Пляцковского
Ваши глаза
Волшебный цветок
Мама
Е. Ботярова сл. Л.Зубкова Песенка о солнышке.
А. Пахмутова Кто пасется на лугу.
М. Ройтерштейн Закличка дождя
Закличка солнышка
Ай, качи
Ой, ладушки
Попляновой сл. Э. Пикулевой Паучок
Слово на ладошках
Шла веселая собак
И.Алпаровой Сорока, Частушка
А. Абелян Петь приятно и удобно
В.Беляев Осьминог
А у меня есть мама
Чтобы в жизни повезло
В. Ходош Игра
В. Генрих Песенка друзей
В. Шаинский Антошка
Кузнечик
Я. Френкель Дедушка дедуля
В. Красев сл. К.Чуковского Хор из оп. "Муха- Цокотуха"
Ю. Пескова сл. В.Синявского Дом игрушки
А Кравченко Прохор пек пирог
М. Славкин Нотная песенка
Е. Крылатов Колокола
А. Рубинштейн Мелодия
А. Морозов сл. А.Поперечного Малиновый звон
Э.Казачкова Одиннадцать гусят
Калмановского Красивые мамы
Песни русских и зарубежных композиторов.
П.Чайковский "Детский альбом"
Старинная французская песенка сл. С. Поволоцкой
Марш деревянных солдатиков сл. В.Лунина
Неаполитанская песенка сл.В.Лунина
Итальянская песенка сл.В.Лунина
П.Чайковский Детская песенка ("Мой Лизочек") сл.К.Аксаковой.
Весна сл.А.Плещеева.
Колыбельная (Спи дитя мое усни)сл. А. Майкого
М Мусоргский Вечерняя песня
С.Рахманинов Островок сл.К, Бальмонта
Н.Римский- Корсаков Проводы масленицы (из оп. "Снегурочка")
Хор птиц (из оп. "Снегурочка")
М.Глинка Ах ты свет Людмила хор народа из 5 действия оп. "Руслан и Людмила")
Ипполитов- Иванов Горные вершины
Острою секирой
Й. Гайдн Старый добрый клавесин
Мы дружим с музыкой
И.Бах За рекою старый дом русский текст Д. Тонского
Ты, шуми зеленый бор. русский текст Д .Тонского
Л.Бетховен Сурок. русский текст С.Спасского.
Край родной.
Счастливый человек
В.Моцарт Детские игры. русский текст Е.Малининой
Колыбельная. русский текст Я. Серпина.
А.Аренского сл. А.Майского Спи, дитя мое усни
И.Брамс Колыбельная русский текст Т.Сикорской
Р.Шуман Вечерняя звезда
Совенок
Технические требования
Для работы по данной программе необходимы следующие технические требования: светлое, хорошо проветриваемое помещение; фортепиано или рояль;зеркало;акустическая или аудио система; микрофоны.
Список литературы
Для педагога:
1. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором»М.,2002г.
2. Овчинникова Т.Н. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
М."Просвещение" 1978г
3. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. 1999г.
4. Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей М. : 2003г
5. Емельянова В.В. Развитие голоса Санкт-Петербург 1997г
6. Струве Г.А. Школьный хор М. "Просвещение" 1981г
7. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором М. 2002
Для детей и родителей:
1. Металлиди Ж.Дерцовская А. «Сольфеджио для 1,2 классов ДМШ»
2. Струве Г. «Хоровое сольфеджио» М.:Советский композитор,1988г.
3. Юдина Е. «Мой первый учебник по музыке и творчеству» М.:1997г.
Интернет ресурсы:
www.notes.tarakanov.net
www.classicmusicon.narod.ru/nota