Начальный этап организации пианистического аппарата в первый год обучения

Волкова Елена Александровна

 Начальный этап организации пианистического аппарата в первый год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx171.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОНКОВСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 «Начальный этап организации пианистического аппарата в первый год обучения»

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель по классу фортепиано

Волкова Елена Александровна

Сентябрь  2016 год

Тема: Начальный этап организации пианистического аппарата в первый год обучения.

Тип занятия – мастер-класс

Цель урока: формирование базовых навыков игрового аппарата пианиста.

Задачи: 

Обучающие:

- изучение нотной грамоты

- формирование навыка правильной посадки

- постановки рук на инструменте;

- координация движений;

Развивающие: 

-развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности,

-создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели; Воспитательные: 

-воспитание устойчивого интереса к занятиям, любви к искусству во всех формах,

-укрепление связи ребенка с педагогом,

-формирование художественно-эстетического вкуса.

1

ХОД УРОКА

Начальный этап в постановке руки - это упражнения, гимнастика. В процессе организации игрового аппарата у малышей значительную роль играют доклавишные упражнения. Такой приём позволит ребёнку сосредоточиться на двигательной стороне игрового упражнения, не отвлекаясь на необходимость попадания, на определённую клавишу, достижения определённого качества звучности и т.д. Надо отметить, что этот процесс является временным, т.к. конечной целью любого упражнения является звук.

Предлагаемые упражнения нужно превратить в увлекательную игру. Для каждого упражнения можно придумать название в зависимости от характера, возраста ученика.

Урок целесообразно разделить на 3 части:

1. Теоретическая часть

2. Игровые упражнения без инструмента

3. Упражнения на инструменте

I. Теоретическая часть

Изучение нотного стана, нот, расположение нот на нотоносце, расположение нот на инструменте, октавы.

На первом уроке ребенку объясняется, как располагаются ноты на нотоносце. Предлагается разукрасить ноты на линеечка одним цветом, а между линеечками другим. Дается задание на уроке написать по 2 такта нот на линейках и между линейками, разукрасив их разными цветами. Такое же задание дается на дом. Изучение нот пока происходит в пределах 1 октавы.

2

http://www.ucheba.com/met_rus/k_pedagogika/otsenka.htm/met_rus/k_iskusstvo/noty_clip_image002_0000.gif

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/61/62490/hello_html_mefc20dc.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/note.gif

3

II. Игровые упражнения

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.

Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт - Шкловская, занимавшаяся 
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги.

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение. 

4

Упражнения на крупные мышцы и большие движения:

Упражнение 1: состоит из двух частей «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Ребёнок сидит как кукла на витрине (до 20 секунд), а затем расслабляется (5-10 секунд). 

Упражнение 2: Исходная позиция — новая кукла. Кукла «научилась двигаться». Покачать корпусом вперёд и назад. Спина при этом прямая, напряжённая. Руки свободно лежат на коленях, ноги опираются на пол или подставку. Затем «кукла сломалась» или «кончился завод». Ребёнок расслабляется.

Упражнение 3:   «Солнышко и тучки»

 Исходно положение-ребёнок стоит, руки опущены. Начинаем тянуться руками к солнышку вверх, вдруг налетели тучки - руки свободно опускаются вниз, весь плечевой пояс расслаблен.

Упражнение 4:    «Ветер и деревья»

Исходно положение-ребёнок стоит, руки подняты вверх. Руки – это веточки дерева с листьями. Вдруг подул легкий ветерок и зашевелил листву (листья – это запястья и пальца). Ветер усиливается и уже шевелятся ветки с листвой (включаются руки от локтя). Налетел ураган и все дерево шевелится (руки работают от плеча и подключается корпус)

Упражнение 5:   «Ломаем веточки»

Исходно положение-ребёнок стоит, руки подняты вверх. «Ломаем» руки-веточки в 3-х местах. Сначала повисают запястья, далее руки от локтя и затем вся рука от плеча повисает как плеть (веточка сломалась полностью и упала).  

Упражнение 6:    «Мельница»

Исходно положение-ребёнок стоит, руки в стороны. Вращаем запястьем, далее рука вращается от локтя и затем от плеча. Упражнение делается с вращением вперед и назад.

5

Упражнение 7:    «Красим стену»

Сначала делаем упражнение поочередно руками. Исходно положение-ребёнок стоит напротив стены на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. Рука перед собой, локоть чуть согнут и отведен в положение от себя (классическое положение руки пианиста). Пробуем кистью руки «красить стену», делая движения снизу-вверх и сверху-вниз. Пальцы при этом свободно собраны (избегаем кулака) делают движение по стене вверх, а затем вниз. При движении вниз следим, чтобы пальцы оставались также в собранном состоянии. Это упражнение помогает ребенку обратить внимание и зафиксировать  правильное положение руки и движение кисти при игре на инструменте.

Упражнение 8:    «Радуга»

Это упражнение является продолжением упражнения «Красим стену». Исходное положение как в предыдущем упражнении. Отличие лишь в том, что движение руки идет от определенной точки, описывая полукруг, приходя в конечную точку и обратно, т.е. на стене рукой рисуем воображаемую радугу. Данное упражнение подготавливает аппарат ребенка для правильного перенесения руки на инструменте с клавиши на клавишу, в зависимости от расстояния между ними.

Каждое упражнение повторяется от 2 до 5 раз, в зависимости от возможностей ребенка.

6

Упражнения на мелкие движения рук и пальцев

Упражнение 1:

«Пальцы – домик»
Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь
hello_html_4456e2af.png

Упражнение 2: 

«Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Упражнение 3: 
hello_html_m1b6749fd.png

«Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти 
Цепочку встретишь на пути.
Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

Упражнение 4: 
hello_html_19917f1d.png

«Жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими, изображая пальцами полет жука.
hello_html_1f1eb8f4.png

7

III. Упражнения на инструменте

В этой части мы соединяем теорию и практику.  Ребенок садится за инструмент, напоминаем про посадку. Берем выполненный ранее теоретический материал, переносим это на инструмент. Просим ребенка показать нотки на инструменте, согласно изученным в первой части урока. При этом обращаем внимание, что показ должен сопровождаться правильной работой рук и пальцев.

Для этого берем сначала руку ученика, при этом просим, чтобы рука была полностью расслаблена, делаем движение рукой за ребенка.

Показ клавиши делаем 3-м пальцем.

Движения должны быть большими, рука начинает работать с коленки и заканчивает движение так же на коленке.

Также переносим на инструмент упражнение «Красим стену» и «Радуга» при этом не забываем, что движение рук должны быть большими и объемными. Далее эти движения доводятся до мелких с сохранением свободы и плавности движений.

Таким образом, педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них - слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ - субъективные ощущения ребенка - чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя. 

8