Роберт Шуман "Альбом для юношества"
История создания "Альбома для юношества" ор.68 связана с непосредственным педагогическим опытом Шумана. Первое упоминание об "Альбоме" относится к 1848 г. в дневнике жены композитора Клары имеется запись от 1 сентября: "Пьесы, которые обычно должны разучивать дети, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать что-то вроде альбома пьес исключительно для детей". Начало работы над "Альбомом для юношества" можно определить по рукописи с набросками шести пьес, датированной 30 и 31 августа 1848 г. и предназначавшейся в подарок ко дню рождения дочери Шумана Марии. В этой рукописи, обнаруженной в 1954 г. Д. Вайзе, содержались "Колыбельная для Людвига" ("Наивная песенка" наст, изд.), "Солдатский марш", "Хорал", "Пьеска", "Бедная сиротка", "Охотничья песенка", а также две пьесы, не вошедшие впоследствии в "Альбом", - "Медвежий танец" и "Ребус". Туда же были включены и некоторые сочинения И. С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и Шуберта.В сентябре 1848 г. Шуман начал работу над "Книгой эскизов к альбому для юношества", в которую наряду с многочисленными пьесами и отдельными музыкальными темами были помещены "Кукушка-невидимка", "Лагуна в Венеции", "Игра в жмурки" и "Медленный вальс", исключенные позднее из состава "Альбома" и публикуемые в Приложении настоящего издания. Кроме того, в первоначальный замысел Шумана входило предварить ряд пьес своеобразными эпиграфами-наставлениями, в краткой афористической форме раскрывающими музыкально-педагогическое кредо композитора.Однако в процессе подготовки рукописи к изданию Шуман отказался от идеи связать афоризмы с какими-либо конкретными пьесами, а также снял предполагавшееся ранее обещание название сборника - "Рождественский альбом". Первое издание данного сборника увидело свет в декабре 1848 г. (J. Schuberth & С, Leipzig) под названием "40 фортепианных пьес для юношества". Афоризмы же, первоначальное количество которых (31) увеличилось до 68, были сначала опубликованы в специальном приложении в 36-м номере Neue Zeitschrift fur Musik от 31 мая 1850 г. под названием "Домашние и жизненные правила для музыкантов" ("Musikalische Haus- und Lebensregeln").Во втором, также прижизненном, издании (J. Schuberth & С Leipzig, 1851) сборник Шумана получил окончательное наименование "Альбом для юношества"; в нем же в качестве приложения были напечатаны и "Жизненные правила для музыкантов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_pes_.docx | 120.7 КБ |
zhiznennye_pravila_dlya_muzykantov.docx | 32.22 КБ |
prezentatsiya_na_temu_robert_shuman.ppt | 2.18 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2. «Альбом для юношества Р. Шумана
Роберт Шуман |
С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И. С. Баха, написанные ещё в XVIII веке. В начале XIX века один за другим появились сборники сонатин, вариаций и этюдов итальянского композитора Муцио Клементи, а вслед за ними этюды К. Черни. Эти пьесы развивали фортепианную технику юного пианиста, приобщали его к серьёзным, «взрослым» музыкальным формам и образам. Многие из них отличались немалыми художественными достоинствами, особенно миниатюры И. С. Баха.
Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором рядом с привычными названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого мы теперь знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.
Вот «Охотничья песенка»:
Пример 97
Frisch und fröhlich [Свежо и весело] = 116 |
Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию. А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение.
Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии (подумайте сами, какой музыкальный приём это подсказывает).
Пример 98
Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.
В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.
WWW
послушать «Охотничью песенку» целиком (исполняет Анжела Браунридж)
Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Кроме того, нет тяжёлых четвертей, выделяющих мотивы. Все мотивы «сцеплены» друг с другом и движутся ровными восьмушками, передающими характер безостановочного движения. Более быстрый, чуть суетливый темп (ср. обозначения метронома). Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки. Тяжёлые четверти sforzando в сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.
Пример 99
= 132 |
Пьеса выдержана в очень стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. В среднем разделе мелодия и аккомпанемент «меняются этажами», что сообщает этой картине некоторую «пространственность». Образ этой миниатюры более конкретный и простой, это «портрет» всадника.
WWW
послушать пьесу «Смелый наездник» целиком (исполняет Анжела Браунридж)
А вот ещё один «портрет» с непривычно длинным названием: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки.
Пример 100
Frisch und munter [Свежо и бодро] = 116 |
Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню. Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.
Вся пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, причём второй раздел выписан дважды: почему-то Шуман не захотел здесь просто поставить знак репризы.
WWW
послушать пьесу «Весёлый крестьянин…» целиком (исполняет Анжела Браунридж)
А вот совсем другая пьеса, с грустным названием «Первая утрата». Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история. Помните о психологической программности? Так вот это она и есть.
Пример 101
Nicht schnell [Не быстро] = 96 |
Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.
Эта пьеса также написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.
WWW
послушать пьесу «Первая утрата» целиком (исполняет Анжела Браунридж)
Кто-то из вас уже играл некоторые из этих пьес. Многое из шумановского «Альбома для юношества» вам ещё предстоит сыграть, когда вы станете старше. Там есть и очень сложные пьесы. Каждая миниатюра из этого сборника пробуждает вашу фантазию, делает вас «соавторами» великого композитора.
Предварительный просмотр:
Жизненные Правила Для Музыкантов.Роберт Шуман
Жизненные Правила Для Музыкантов (или как стать профессионалом) Роберт Шуман (1850) Прошло чуть более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных сочинений великого немецкогокомпозитора-романтика Роберта Шумана — «Альбом для юношества». История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.
Роберт Шуман |