План-конспект Открытого урока по хору
План-конспект Открытого урока по хору преподавателя
Токмаковой Ирины Викторовны.
Преподаватель: Токмакова Ирина Викторовна
Дата проведения: 15.11.16 г.
Класс: 6,7
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Здоровьесберегающие технологии на уроках хора.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: Закрепление навыков певческого дыхания.
- Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса
- Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект Открытого урока по хору | 802.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект Открытого урока по хору преподавателя
Токмаковой Ирины Викторовны.
Преподаватель: Токмакова Ирина Викторовна
Дата проведения: 15.11.16 г.
Класс: 6,7
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: Здоровьесберегающие технологии на уроках хора.
Форма проведения: коллективная.
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: Закрепление навыков певческого дыхания.
- Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса
- Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
1. Организационный этап. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания).
2. Основной этап.
- Разминка:
- начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка
- выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.С. Стрельниковой.
- артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова.
Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание ,голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
- Улучшает дренажную функцию бронхов
- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани
4.Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. 5. Улучшает нервно- психическое состояние.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.
Основной комплекс дыхательных упражнений
- Упражнение “Ладошки” (разминочное )
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уво-дить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
- Упражнение “Погончики”
Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.
В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются
- Упражнение “Насос”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена
(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
- Упражнение “Кошка”
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.
Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.
Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое
- Упражнение “Обними плечи”
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
- Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.
Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто “Повороты головы”
И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
- “Китайский болванчик”
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.
Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
- “Круговой маятник” головой.
- Перекаты” И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться.
- “Шаги” передний шаг (рок-н-ролл)
И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. “Шаги” задний шаг. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова
- Слегка покусать зубами кончик языка.
- Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
- Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
- Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
- Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
- Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
- Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
- Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
- Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
- Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
- Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
- Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
- Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
- Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
- И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
- И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
- Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.
(написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)
- Распевка.
- Работа над репертуаром:
- Р.н.п. «Сеяли девушки яровой хмель» - работа над дыханием.
- Р.н.п. «Ивушка» - работа над дыхание в длинных фразах.
- Р.н.п. «Мои ветры»- работа над кантиленой.
- Муз. Л. Керубини «Канон» - повторение основной партии сольфеджио, разучивание со словами.
- Муз. Ф. Дуранте «Danza, Danza»- разучивание по партиям сольфеджио.
3.Заключительный этап.
Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнять дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, учить свою партию в р.н.п. «Ивушка».