Открытый урок на тему: Овладение новым элементом техники – игрой двойными нотами (интервалами – терцией, секстой)
Открытый урок по развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения народной музыки.Обеспечение усвоения новых элементов техники игры при исполнении музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Фатежская детская школа искусств»
Открытый урок
Преподавателя по классу баяна
Денисовой Татьяны Александровны
г. Фатеж 2016
План открытого урока с учеником
фамилия Пузанов имя, Алёша класс 3
отделение народные инструменты (баян)
Тема урока: « Овладение новым элементом техники – игрой двойными нотами (интервалами – терцией, секстой)»
Цель урока: формирование умений и навыков исполнения.
Задачи урока:
Воспитательная - способствовать развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения народной музыки.
Образовательная, учебная – обеспечить усвоение новых элементов техники игры при исполнении музыкального произведения на примере Р.Н.П. «Златые горы»
Развивающая – содействовать развитию слуха и координации движений, а также образных представлений при работе над музыкальным произведением.
Познавательная – способствовать формированию мировоззрения обучающегося.
Форма урока :
Индивидуальная.
Методы обучения:
Словесные – беседа с обучающимся, объяснение нового материала.
Наглядные – показ на инструменте, иллюстрации музыкальные.
Практические – гаммы, упражнения, пьесы.
Здоровьесберегающие – при подборе музыкального репертуара учтены индивидуальные особенности обучающегося.
Технология личностно-ориентированного обучения:
Опора на субъективный познавательный опыт обучающегося.
Оснащение урока: нотный материал, музыкальные инструменты, технические средства обучения, наглядные пособия.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Сообщение цели и задач (4 мин.)
3. Проверка домашнего задания, игра в ансамбле с педагогом (10 мин.)
а) игра гаммы до мажор, арпеджио, аккордов;
б) исполнение ранее пройденного этюда;
в) повторение партии правой руки в пьесе «Весёлое настроение»
А. Доренского.
4. Знакомство с новым материалом (10 мин.)
а) прослушивание новой пьесы Р.Н.П. «Златые горы»;
б) отзыв об эмоциональном впечатлении от новой пьесы;
в) краткий исполнительский анализ пьесы.
5. Первичное изучение и закрепление материала (15 мин.)
а) разбор пьесы правой и левой руками;
б) связное исполнение двойных нот в пьесе;
в) точное соблюдение артикуляционных приёмов.
6. Объяснение задания на дом (2 мин.)
а) гамма до мажор, арпеджио, аккорды;
б) работать над темпом в «Весёлом настроении»;
в) выучить Р.Н.П. «Златые горы» отдельно каждой рукой, особенно обратить внимание на связное исполнение двойных нот.
7. Подведение итогов и выставление мотивированной оценки (3 мин.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1. Организационный момент.
2. Перед обучающимся ставится задача – знакомство с новой пьесой, изучение двойных нот, приёмы и способы игры этих нот.
3. Проверка домашнего задания:
1) работа над инструктивным материалом:
Перед основными произведениями ученику обязательно нужно было разыграться на мажорной гамме , двумя руками вместе, в размере 2/4 в пределах 2-х октав. Затем следует проигрывание коротких арпеджио и аккордов.
2) Проверка партии правой руки в пьесе А. Доренского «Весёлое настроение» - это ансамблевая пьеса.
В начале урока необходимо проверить домашнее задание. На дом ученику была задана пьеса А. Доренского «Весёлое настроение», а именно: нужно было доучить партию правой рукой, учитывая все штрихи и ритмические фигурации, которые обговаривались ранее. Затем мы вместе сыграли пьесу, один раз медленно, второй раз – в темпе, указанном автором. Особо трудные места требуют небольшой доработки, ученику было указано, что пьеса должна вся идти в едином темпе и над этим надо ещё поработать дома.
4. Изучение нового материала в Р.Н.П. «Златые горы»
Первое знакомство с Р.Н.П. «Златые горы» начинается с проигрывания пьесы преподавателем. Прошу ученика рассказать, какое впечатление произвела на него проигранная пьеса, какой характер имеет мелодия, вместе выясняем, какую форму имеет данная пьеса. Это куплетная форма.
Попутно вместе с учеником выясняем, что такое народные песни, какие песни он знает и т.д.
Перед учеником ставится задача разбора новой пьесы – Р.Н.П. «Златые горы» каждой рукой отдельно. Сначала выясняем тональность песни по знакам в ключе, по последней ноте и аккомпанементу в левой руке, затем смотрим, что пьеса начинается со слабой доли, а значит в ней присутствует затакт, тяготение к 1-й доле фразировки. Далее переходим к размеру ¾ и уточняем, что это вальсовый размер и только после этого ученику предлагаем проиграть тему песни. С этим он тоже справился хорошо.
Я объясняю: трудности представляет партия правой руки. аппликатура, где встречаются двойные ноты.
Затем ученику было предложено поучить отдельно отрезок мелодии правой рукой, проиграть его несколько раз и послушать ряд артикуляционных приёмов.
Те ноты, которые нельзя связать с последующими, выдерживаются по возможности полно, чтобы их укороченное звучание не было заметно на слух.
Также ученику рекомендовано сильные доли такта подчеркнуть связным исполнением баса и первого аккорда.
У ученика не сразу получился напевный характер мелодии, а именно здесь требуется связное исполнение каждой фразы. Здесь мною использовался метод показа, потому что сыграть штрихом legato верхние и нижние звуки не всегда получается с первого раза.
Внимание ученика было направлено на то, что иногда один и тот же палец зажимает несколько раз подряд разные клавиши.
В таких случаях лишь один звук оказывается залигованным. Ученику было предложено продумать исполнение двойных нот в начале фразы.
Те ноты, которые нельзя связать с последующими, выдерживаются по возможности полно, чтобы их укороченное звучание не было заметно на слух.
5. Объяснение домашнего задания.
На дом ученику задано: выучить двойные ноты в партии правой руки с правильной аппликатурой, стараться играть их связно в Р.Н.П. «Златые горы». Проработать пьесу «Весёлое настроение».
6. Подведение итогов и выставление оценки.
Ученик хорошо справился с задачами, которые ставились на уроке, он работал активно и целенаправленно.
Самоанализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные на уроке, были всесторонне раскрыты:
-чёткость и ясность поставленных задач: разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребёнка:
- создание образного мышления(сравнения, ассоциации)
- самоанализ ученика в исполняемых пьесах;
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
Список литературы:
1. А. Басурманов «Самоучитель игры на баяне» Москва, 1987
2. Хрестоматия баяниста 1-2 класс для ДМШ. – Москва, 1979
3. Ю. Акимов Школа игры на баяне. – Москва, 1978