Открытый урок на тему: Овладение новым элементом техники – игрой двойными нотами (интервалами – терцией, секстой)

Денисова Татьяна Александровна

Открытый урок по  развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения народной музыки.Обеспечение усвоения новых элементов техники игры при исполнении музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

«Фатежская детская школа искусств»

                               Открытый урок

                           Преподавателя по классу баяна

      Денисовой Татьяны Александровны

г. Фатеж 2016

 План открытого урока с учеником

фамилия Пузанов   имя, Алёша  класс 3

                         отделение народные инструменты (баян)

Тема урока: « Овладение новым элементом техники – игрой двойными нотами (интервалами – терцией, секстой)»

Цель урока: формирование умений и навыков исполнения.

Задачи урока:

Воспитательная  - способствовать развитию эстетического художественного вкуса на основе исполнения народной музыки.

Образовательная, учебная – обеспечить усвоение новых элементов техники игры при исполнении музыкального произведения на примере Р.Н.П. «Златые горы»

Развивающая – содействовать развитию слуха и координации движений, а также образных представлений при работе над музыкальным произведением.

Познавательная – способствовать формированию мировоззрения обучающегося.

Форма урока :

Индивидуальная.

Методы обучения:

Словесные – беседа с обучающимся, объяснение нового материала.

Наглядные – показ на инструменте, иллюстрации музыкальные.

Практические – гаммы, упражнения, пьесы.

Здоровьесберегающие – при подборе музыкального репертуара учтены индивидуальные особенности обучающегося.

Технология личностно-ориентированного обучения:

Опора на субъективный познавательный опыт обучающегося.

Оснащение урока: нотный материал, музыкальные инструменты, технические средства обучения, наглядные пособия.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Сообщение цели и задач (4 мин.)

  3. Проверка домашнего задания, игра в ансамбле с педагогом (10 мин.)

    а) игра гаммы до мажор, арпеджио, аккордов;

    б) исполнение ранее пройденного этюда;

     в) повторение партии правой руки в пьесе «Весёлое настроение»

 А. Доренского.

  4.  Знакомство с новым  материалом (10 мин.)

               а) прослушивание новой пьесы Р.Н.П. «Златые горы»;

               б) отзыв об эмоциональном впечатлении от новой пьесы;

               в) краткий исполнительский анализ пьесы.

  5. Первичное изучение и закрепление материала (15 мин.)

                а) разбор пьесы правой и левой руками;

                б) связное исполнение двойных нот в пьесе;

                в) точное соблюдение артикуляционных приёмов.

  6. Объяснение задания на дом (2 мин.)

               а) гамма до мажор, арпеджио, аккорды;

               б) работать над темпом в «Весёлом настроении»;

               в) выучить Р.Н.П. «Златые горы» отдельно каждой рукой, особенно обратить внимание на связное исполнение двойных нот.

  7. Подведение итогов и выставление мотивированной оценки (3 мин.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. Организационный момент.

2. Перед  обучающимся ставится задача – знакомство с новой пьесой, изучение двойных нот, приёмы и способы игры этих нот.

3. Проверка домашнего задания:

    1) работа над инструктивным материалом:

Перед основными произведениями ученику обязательно нужно было разыграться на мажорной  гамме , двумя руками вместе, в размере 2/4 в пределах 2-х октав. Затем следует проигрывание коротких арпеджио и аккордов.

     2) Проверка партии правой руки в пьесе А. Доренского «Весёлое настроение» - это ансамблевая пьеса.

В начале урока необходимо проверить домашнее задание. На дом ученику  была задана пьеса А. Доренского «Весёлое настроение», а именно: нужно было доучить партию правой рукой, учитывая все штрихи и ритмические фигурации, которые обговаривались ранее. Затем мы вместе сыграли пьесу, один раз медленно, второй раз – в темпе, указанном автором. Особо трудные места требуют небольшой доработки, ученику  было указано, что пьеса должна вся идти в едином темпе и над этим надо ещё поработать дома.

 4. Изучение нового материала в Р.Н.П. «Златые горы»

         Первое знакомство с Р.Н.П. «Златые горы» начинается с проигрывания пьесы преподавателем. Прошу ученика рассказать, какое впечатление произвела на него  проигранная пьеса, какой характер имеет мелодия, вместе выясняем, какую форму имеет данная пьеса. Это куплетная форма.

Попутно вместе с учеником выясняем, что такое народные песни, какие песни он знает и т.д.

Перед учеником  ставится задача разбора новой пьесы – Р.Н.П. «Златые горы» каждой рукой отдельно. Сначала выясняем тональность песни по знакам в ключе, по  последней ноте и аккомпанементу в левой руке, затем смотрим, что пьеса начинается со слабой доли, а значит в ней присутствует затакт, тяготение к 1-й доле фразировки. Далее переходим к размеру  ¾  и уточняем, что это вальсовый размер и только после этого ученику  предлагаем  проиграть тему песни. С этим он тоже справился хорошо.

Я объясняю: трудности представляет партия правой руки. аппликатура, где встречаются двойные ноты.

Затем ученику было предложено поучить отдельно отрезок мелодии правой рукой, проиграть его несколько раз и послушать ряд артикуляционных приёмов.

Те ноты, которые нельзя связать с последующими, выдерживаются по возможности полно, чтобы их укороченное звучание не было заметно на слух.

Также ученику рекомендовано сильные доли такта подчеркнуть связным исполнением баса и первого аккорда.

У ученика не сразу получился напевный характер мелодии, а именно здесь требуется связное исполнение каждой фразы. Здесь мною использовался метод показа, потому что сыграть штрихом legato верхние и нижние звуки не всегда получается с первого раза.

Внимание ученика было направлено на то, что иногда один и тот же палец зажимает несколько раз подряд разные клавиши.

В таких случаях лишь один звук оказывается залигованным. Ученику было предложено продумать исполнение двойных нот в начале фразы.

Те ноты, которые нельзя связать с последующими, выдерживаются по возможности полно, чтобы их укороченное звучание не было заметно на слух.

5.  Объяснение домашнего задания.

На дом ученику  задано: выучить двойные ноты в партии правой руки с правильной аппликатурой, стараться играть их связно в Р.Н.П. «Златые горы». Проработать пьесу «Весёлое настроение».

6. Подведение итогов и выставление оценки.

Ученик хорошо справился с задачами, которые ставились на уроке,  он работал активно и целенаправленно.  

Самоанализ урока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные на уроке, были всесторонне раскрыты:

-чёткость и ясность поставленных задач: разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребёнка:

- создание образного мышления(сравнения, ассоциации)

- самоанализ ученика в исполняемых пьесах;

- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

Список литературы:

1. А. Басурманов «Самоучитель игры на баяне» Москва, 1987

2. Хрестоматия баяниста 1-2 класс для ДМШ. – Москва, 1979

3. Ю. Акимов Школа игры на баяне. – Москва, 1978