Методическое сообщение "Активизация музыкальных способностей ученика в процессе чтения нот с листа"

 Галина Владимировна Федорова

В сообщении дан краткий обзор пособия Т.Камаевой, А.Камаева "Чтение с листа на уроках фортепиано"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Муниципальное автономное учреждение

                      дополнительного образования

               «Каширская детская школа искусств»

       

              МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

 Активизация музыкальных способностей

 ученика  в процессе чтения нот с листа

                                          Подготовила преподаватель  Федорова Г.В.

                       

                                    Г. Кашира

                                       2016 г.

Активизация музыкальных способностей ученика

посредством развития слуха при чтении нот с листа


Что же такое музыкальные способности?  Это индивидуальные особенности личности, природная одарённость человека в музыкальной сфере, определяемые такими критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внутренний слух, эмоциональная отзывчивость, музыкальные мышление и воображение.Способности – они даны природой и реализуются в течение жизни, развиваясь в деятельности


Музыкальные способности бывают разные. Одним всё даётся легко, другим трудно и долго. В конечном итоге результат во многом определяется не только индивидуальными возможностями ученика, но и тем, как организован процесс его работы, т.е. правильно ли он работает над произведением.Задача педагога

помочь ему в этом.

  Актуальность темы объясняется необходимостью обучения детей грамотному прочтению нотного текста с листа, так как уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа.
Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его музыкальное мышление.

      Чаще всего каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха, сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения, как в целом, так и в отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии, ритма, голосоведения, исполнительского приёма).

     Развитая способность
чтения с листа может быть выражена такой формулой: «вижу-слышу-исполняю». Этот комплекс при выработке умения читать с листа усваивается на протяжении длительного периода обучения пианиста в музыкальной школе. Большая роль здесь отводится развитию слухового компонента этого комплекса. Убедительным примером участия слуха при чтении является более свободное прочтение знакомой музыки, а

на начальном этапе обучения – имеющихся на слуху ученика мелодий.

 Пять наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с лис

та»

 -элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

 - игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

 - потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;

- невнимательность к динамическим знакам;

- пренебрежение знаками агогики.

Практически каждый преподаватель что редкий ученик способен сам, без помощи учителя разобрать произведение. Более того —без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели! По

этому на уроке на чтение с листа зачастую просто не остается времени. В результате выпускник образовательного учреждения — это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом именно по

причине страха перед нотами

Между тем отечественная фортепианная педагогика обладает колоссальной методической базой. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое,поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы жизнеспособность которых может проверить только время. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и ДШИ без конкурсного отбора, а потому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачету) или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить»

с синтезатором — инструментом, стремительно входящим в музыкальную практику

Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60—80-х годов прошлого векаю Добавьте к этомувсе возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат — современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче.

А ведь это качество — умение продолжительно концентрировать внимание — чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный,ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого

специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Владение навыком чтения с листа необходимо как для профессионального обучения музыке, так и для домашнего музицирования. Поэтому, одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является у учащихся предмет чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей практической работы.

Разработкой проблемы чтения нот с листа занимались многие виднейшие педагоги-пианисты и музыканты - Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Ф.Д. Брянская, Р.А. Верхолаз, М.О. Лерман, Т.И. Смирнова, К.А. Цатурян, Г.М. Цыпин, Г.И. Шахов и другие. Но проблема чтения нот с листа по-прежнему остается актуальной, несмотря на достаточную разработанность этой темы в музыкальной педагогике. Существует  множество методик и пособий.        Особый  интерес представляет сборник Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Это пособие рекомендуется использовать с 3 по 7 классы. Игровой курс состоит из двух  частей.                                                              Первая часть игрового курса состоит из заданий. Их порядок и расположение подчинены первоочередным задачам: снять психологический «зажим» у ребенка перед чтением нот с листа и сделать это занятие по возможности увлекательным. Достигаются эти задачи с помощью определенных приемов:

1. Увлекательная и дозированная форма подачи материала позволяет разделить сложную для ребенка задачу комплексного восприятия нотного текста на ряд простых,и что очень важно, заведомо выполнимых задач. Сам факт того, что ребенок можетрешить поставленную перед ним задачу самостоятельно, часто является для него достаточным стимулом для движения вперед. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог. Однако оценка в данном случаене столько форма контроля, сколько дополнительный способ поощрить ребенка (все ученики любят получать «пятерки»),

2. Задания усложняются очень постепенно. В первую очередь активизируется внимание ребенка и постепенно автоматизируется исполнение отдельных элементов нотного текста, затем развивается его нотный глазомер и закладываются основы целостного восприятия текста. Для этого от задания к заданию перед учащимся ставятся разные задачи: вначале, например, точно следовать ключевым знакам, затем, после того как ученик самостоятельно фиксирует их, выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп произведения и т. д. Важно, чтобы ребенок справлялся с заданиями, читая партии сразу обеих рук, и ни в коем случае не разбирал партию каждой руки отдельно!

3. Порядок тем в пособии отличается от того, как они следуют, например, в курсе теории музыки. Это объясняется тем, что все упражнения направлены на развитие навыка быстрого визуального считывания информации, зафиксированной в нотном тексте.

Так, задания, направленные на зрительное восприятие и моторное освоение отдельных интервалов и созвучий, чередуются с заданиями, иллюстрирующими разные принципы организации фактуры. Помимо сведений о графическом «портрете* того или иного интервала или аккорда приводится их типовая аппликатура (где это возможно).

4. Текст пособия в основном обращен непосредственно к учащемуся. Он состоит из заданий,где максимально понятно формулируется определенная задача, которую ученику предстоит решить, и помещенных в рамку правил.

Комментарии для педагогов выделены более мелким шрифтом.

5. В качестве дополнительной формы работы рекомендуется использовать известный прием «слепой игры» на фортепиано. Для этого руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги

 Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на

клавиши и обратно. Нотные примеры, в которых эта форма работы уместна и не вызовет особых затруднений у ребенка, отмечены специальным значком

Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно, чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под контролем педагога. Пройденный таким образом материал может быть задан на дом с целью повторения и закрепления освоенных навыков. Необходимым условием успешного применения пособия является его систематичное использование на каждом уроке (5—7 минут — именно столько времени обычно требуется для выполнения одного задания).

Вторая часть пособия — хрестоматия, пьесы в которой подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой части. Материал, представленный в хрестоматии, имеет своеобразный «учебный ценз» — он приближен к уровню сложности 4—5 классов ДМШ. Репертуар обладает некоторой спецификой.

- В большинстве своем это пьесы программные, с ярким образным содержанием, что вызывает дополнительный интерес ребенка к «читаемому» произведению.

- Для того чтобы ребенок не терял уже сформированные навыки, произведения в хрестоматии выстроены с учетом пройденного материала. Иными словами, в каждой пьесе помимо навыка, который отрабатывается в данный момент, встречаются хорошо знакомые учащемуся элементы музыкальной ткани (мелодические клише, интервалы,

аккорды). Понятно, что в пьесах все они даны не в столь концентрированном виде как в заданиях. Сделано это специально для того, чтобы ребенок справлялся с текстом практически на все 100% и получал от процесса чтения удовольствие.

Порядок использования хрестоматии регламентируют таблицы-дневники, помещенныев конце каждого тематического блока игрового курса  В них же заносится результат исполнения — оценка с обязательной подписью учителя, что, безусловно,дополнительно мобилизует внимание ученика. Пьесы рекомендуется исполнять по одной на уроке и в том порядке, который обозначен в таблице-дневнике.

Для развития у ребенка навыка опережающего чтения нотного текста рекомендуется использовать бегунок.

Как изготовить это несложное приспособление и как с ним работать —

описано в Правилах игры (с. 59

Очень важно в процессе занятий постоянно апеллировать к слуховому и исполнительскому опыту учащегося: хорошо, если ученик все время убеждается в полезности навыков чтения с листа при работе над основным репертуаром по специальности.

Пособие может быть использовано в ДМШ и ДШИ (3—7 классы)

Заключение

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка.

Наилучшие результаты  навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста.

Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.

Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

Список используемой литературы:

1. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано [Ноты]: (Р.Н.П. Коровушка, Ф.Киселёв Железный дровосек, П.Н.П. Висла)/ Т.Ю.Камаева, А. Ф.Камаев. – Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 – 95с.

2. Майкапар С.М. Как работать на рояле [Текст] / С.М. Майкапар. -  Беседа с детьми. - Л.: Музгиз, 1963г.-31с.

3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич – Учебно-методическое пособие. -  М.: Кифара, 2002. – 254с.

4. Попова Н.И. Процесс работы над музыкальным произведением. [Текст] / Н.И.Попова – Методическое пособие. - Киев.: Феникс, 2004. – 45с.

5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. [Текст] / Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. -  М.: Советский композитор, 1989. – 143с.