исследовательский проект как форма развития познавательных интересов школьников. Гитара знакомая и незнакомая.
В данной методической работе применяется современная технология "Исследовательский проект как форма развития познавательных интересов школьников".
В первой части работы даётся теоретическое обоснование исследовательской проектной деятельности как средства развития познавательных интересов обучаемых, описываются её основные понятия.
В основной части работы автором предложена разработка исследовательского проекта в виде лекции-концерта "Гитара знакомая и незнакомая". Такая форма позволила объединить в презентации данного проекта выступления учащихся класса гитары, родителей, зрителей. Широкий охват исполнительской и зрительской аудитории позволяет успешно развивать интерес к инструментальному музицированию (индивидуальному и ансамблевому), к просветительской деятельностиЮ демонстрации собственных музыкально-исполнительских достижений учащихся-исполнителей, организации совместного досуга учащихся и родителей.
В данной работе подобран интересный и убедительный материал по истории развития гитары, гитарного исполниетльства, предложен увлекательный зрительный ряд, музыкальные произведения разных стилей и жанров (от старинных до современных).
Рецензент данной работы - Сергеева Галина Петровна, Зав.кафедрой методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОУ Педагогическая академия последипломного образования
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект
Исследовательский проект как форма развития
познавательных интересов школьников.
Ишанкуловой Светланы Владимировны, преподавателя классической гитары ГОУ СПО МОМПК г. Егорьевска,
слушателя курсов повышения квалификации 2011г.
«Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных
учреждениях»
(инвариантный кафедральный модуль 72 часа)
Руководитель курсов – Г.П. Сергеева,
к.п.н., доцент
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………………………………………………………2
2. Роль исследовательской деятельности на современном этапе обучения. Самообразование как вид познавательной деятельности учащихся………….4
3.Характеристика исследовательского проекта, его цели и задачи……………6
4.Предлагамая тема исследовательского проекта «Гитара знакомая и незнакомая»………………………………………………………………………10
5.Список музыкальных произведений, используемых в лекции-концерте…………………………………………………………………………..15
6.Список используемой литературы……………………………………………16
7.Приложение…………………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Обсуждая всенародно именно сейчас, в настоящее время, новые стандарты современной школы, очень остро встаёт вопрос о необходимости в дальнейшем обучении наших школьников новым технологиям обучения, одной из которых является исследовательский проект. И как заметил в интервью программе «Вести» министр образования Андрей Фурсенко, мы не должны стоять на месте и обучать нынешних детей «по-старинке». Исследовательский проект даёт возможность расширять кругозор детей, имеет нравственную направленность, заставляет думать, размышлять, а не тупо повторять то, что даётся на уроках, то есть развивает ребёнка.
В учебно-воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его областью является познавательная деятельность учащихся. В формировании познавательных интересов участвует комплекс видов деятельности: познавательная и предметно-практическая, коммуникативная и игровая, художественная и общественная.[5]
В музыкальном обучении метод исследовательских проектов рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Современный проект – это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе. [5]
Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение «вечных тем» искусства и жизни, например: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Музыка в храмовом синтезе искусств»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы»; «Авторская песня: любимые барды»; «Классика на мобильных телефонах»; «Что такое современность в музыке?»; «Классика в обработке: поиски и находки» и др.
Мною предлагается тема «Гитара знакомая и незнакомая», данная тема рекомендуется для внеклассного мероприятия, например тематический классный час, лекция-концерт, с привлечением исполнителей на гитаре из числа учащихся, обучающихся в музыкальных школах, музыкально-педагогическом колледже; привлечение родителей, умеющих играть на гитаре. В данном проекте даётся основа, закладывается «фундамент» для раскрытия темы. Если подойти к данной проблеме более серьёзно и творчески, она может выйти за рамки лекции-концерта и сможет стать циклом отдельных мероприятий о каждой разновидности гитары в отдельности, проходящих в течение полугодия или года, конечно, если это будет интересно представлено, и будет находить отклик в душах детей.
Цель данного исследовательского проекта – познакомить учащихся с разными видами гитар. Немного конкретнее остановиться на классической гитаре (образцовой), которой доступно практически всё: и исполнение классической музыки; и исполнение современной музыки; и фольклора; и джаза; и аккомпанемента песне народной, романсу; и игра в ансамблях, как с другими музыкальными инструментами, так и с гитарами; отдельным блоком идёт гитара в авторской песне, бардовской; и, конечно, гитара в фламенко.
Также идёт небольшой экскурс в прошлое, историю возникновения инструмента, становление его пропорций и формы.
На протяжении всей лекции-концерта предполагается показ наглядного материала, видеоматериала, живое исполнение, как сольное, так, возможно и ансамблевое, и хоровое (заключительная песня).
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Большую роль в современной школе предполагается уделять самообразованию. «Самообразование – специально организованная, самостоятельная познавательная деятельность, направленная на достижение определённых личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной работы.» [2,74]. «Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания – значит открыть для себя путь к исследовательской деятельности».[2,74] Степень самостоятельности в разных формах учебной деятельности различна и зависит от организации учебного процесса, методики проведения занятия, личности и уровня интеллектуального развития учащегося, его подготовленности, а также от педагогической квалификации и стиля работы преподавателя (в конкретном случая преподавателя музыки).
Различна и структура этой работы. Она складывается из следующих элементов:
- восприятие и осмысление учебного материала на уроках;
-работа с книгой, изучение учебной литературы (учебники, учебные пособия, первоисточники);
-переработка учебной информации и превращение её в личностные знания учащихся;
-закрепление знаний в процессе выполнения заданий;
-подготовка к публичным выступлениям (в конкурсах, концертах, внеклассных мероприятиях и т.д.);
-выполнения проектной исследовательской деятельности и др.
Эти и другие элементы самостоятельной работы могут меняться и усложняться в соответствии с изменениями содержания образования, методов и форм обучения.[2 ,75]
Таким видом исследовательской деятельности в современной школе должен явиться исследовательский проект, на который направлено большое внимание в настоящее время. Так что же такое исследовательский проект, каковы его цели и задачи? Ответ на этот вопрос попробуем рассмотреть в следующем материале.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА,
ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
«Метод ученических исследовательских (как уже говорилось ранее) проектов в музыкальном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект – это средство активизации познавательной деятельности, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе». [5,106]
Для формирования проектной деятельности учащихся необходимо:
- проблематизация - умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления;
- целеполагание - умение формулировать цель деятельности;
- планирование - умение формулировать задачи, определять этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей проекта и т.д.;
- анализ результатов и рефлексия - умение анализировать результат выполнения проекта в соответствии с целью, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.;
- презентация и защита – умение представлять результаты выполненного проекта»[5, 107].
Основные этапы работы над проектом:
1). Выбор темы проекта.
2). Разработка проектного задания.
3). Планирование работы.
4). Подготовка материала к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
5). Разработка проекта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели (мультимедийной презентации), текстов ведущих разделов проекта.
6). Анализ полученных результатов.
7). Оформление результатов исследования (выводы, статистика, социальная значимость, перспектива разработки темы), проектной документации (реферат, сценарий, мультимедийная презентация).
8). Презентация и защита проекта, анализ результатов.
Творческое начало в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской проектной деятельности учащихся может найти отражение при восприятии музыки и размышлениях о ней (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в исполнительской деятельности – пение (сольное, ансамблевое, хоровое), пластическое интонирование, импровизации (вокальные, ритмические, пластические, речевые, художественные и др.).
В ученических проектах взаимодействуют такие виды урочной и внеурочной деятельности, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, музейные и краеведческие исследования, творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съёмка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Формы защиты ученических проектов разнообразны – КВНы, турниры, ринги, путешествия, марафоны, конкурсы, «Семейная филармония культуры и искусства» и т.п.
В процессе защиты проекта присутствует состязание, театрализация, создание эстетического пространства, совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов. Повышается интерес к учению, развивается художественный вкус, эстетические потребности личности. Духовно-нравственные ценности осваиваются в процессе живого общения с искусством, сверстниками, взрослыми – учителями и родителями.
Содержание и технологии проекта должны быть направлены на восприятие, осмысление, воспроизведение и оценку учениками разнообразных явлений действительности, отражённых в музыке. Главное, чтобы осмысление нравственных ценностей не только помогало им усваивать духовный опыт прошлого, но и ориентироваться в сложной современной жизни, накапливать необходимый опыт[5].
Критерии оценки успеха исследовательского проекта:
-актуальность темы и предполагаемых решений, практическая и социальная направленность, значимость работы;
-полнота и логичность раскрытия темы, её законченность;
-умение делать выводы и обобщения;
-самостоятельность суждений о музыке, искусстве, культуре;
-уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
-умение аргументировать собственную точку зрения;
-художественное оформление проекта (музыкальный ряд, слайды, рисунки, альбомы, стенды, фотографии, видеоролики, литературное сопровождение), компьютерная поддержка проекта – поиск информации в сети Интернет, создание web-презентации и пр.
Для оценки проекта можно привлекать учащихся (создать экспертную группу в старших классах), классных руководителей, родителей, других педагогов.
«Разработку и защиту проектов лучше организовывать во внеучебное время, включая их защиту в систему воспитательной работы школы. Это даёт возможность реализовать идею междисциплинарной интеграции, насытить воспитательные мероприятия широкой культурологической, социально значимой проблематикой, вводить в процесс подготовки проектов разнообразные виды художественно- творческой деятельности. Актуализировать практические способы художественной деятельности тех учащихся, которые занимаются во нешкольных учреждениях дополнительного образования».[5, 109]
При разработке проекта необходимо подготовить план проекта, продумать этапы выполнения проекта, распределить задания между участниками проекта, определить, что необходимо подготовить для выполнения проекта: книги, наглядные материалы (фотографии, рисунки), музыкальные записи, иллюстрации и другие материалы, выяснить, к кому можно обратиться за помощью, найти в сети Интернет необходимые видеозаписи и т.п. [1]
ПРЕДЛАГАЕМАЯ
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
«ГИТАРА ЗНАКОМАЯ И НЕЗНАКОМАЯ»
(Разработка лекции-концерта с показом музыкального материала, наглядных пособий, исполнение (музицирование) индивидуальное и коллективное, пение сольное и ансамблевое, возможно хоровое).
Гитара – самый массовый и многими самый любимый музыкальный инструмент в наши дни. Людей, играющих на гитаре, пусть даже на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем на любом другом музыкальном инструменте. И, наверное, гораздо больше тех, кто хотел бы играть на ней.[3, 3 ].
Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость – одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе.[3] В Россию гитара попала из Испании. В начале 19 века большую популярность приобрела русская семиструнная гитара, которая по своему строю и тембру наиболее подходила для исполнения песен и романсов. Широкое распространение семиструнная гитара сохраняла до конца 60-х годов 20 века. Затем, благодаря гастрольной и педагогической деятельности замечательных гитаристов-исполнителей: А.Сеговии, М.Л.Анидо, А.М.Иванова-Крамского в России более популярной стала именно шестиструнная гитара.[8]
И, наконец, гитара - самый разносторонний инструмент.
Возьмём хотя бы аккомпанемент – он тоже может быть очень разным. Сопровождение туристской и студенческой песни, где от гитариста требуется в большинстве случаев лишь первоначальное умение, сильно отличается, скажем, от сопровождения старинного русского романса – тут уже нужно владеть инструментом профессионально.[ 3 ]
Гитарой увлекались и многие знаменитые музыканты: Клаудио Монтеверди ещё в 1607 году вводит гитару в оркестр в опере «Орфей», Жан Батист Люлли начинал свой музыкальный путь с гитары, хорошо владел гитарой Шуберт (фактура его песен носит ярко гитарный характер), всемирно известный скрипач Николо Паганини также играл на гитаре, он говорил: «Я - король скрипки, но гитара – моя королева».
Когда появилась гитара? Ответ на этот вопрос не знает никто. Уже в 13 веке гитара существовала и была широко известна в Испании. К сожалению, мы не знаем, сколько лет она жила до того… двадцать или двести? В 16 веке арабы привезли в Западную Европу лютню. К тому времени она имела тысячелетнюю историю, устоявшийся репертуар, свои приёмы игры. И на какое-то время лютня вытеснила гитару. Но у лютни были свои сложности: у неё было около 20 струн и очень трудно и долго приходилось её настраивать. Один из журналистов 18 века писал: «Лютнист, доживший до 80 лет, лет 60 провёл, настраивая лютню. А содержание лютни обходится также дорого, как и содержание лошади». [3]
На гитаре того времени было всего 4 струны и играли на ней бряцаньем. Гитаристы потихоньку перенимали репертуар, некоторые приёмы игры на лютне, и тем самым обогащали гитарное искусство. Два одинаковых произведения, сыгранные на лютне и на гитаре, звучат по-разному. Гитара делает пьесу мягче, напевнее.
( Музыкальный пример: в исполнении лютни звучит старинная английская песня «Зелёные рукава», это же произведение звучит в исполнении гитары).
К своему нынешнему виду гитара шла долго. Её форма в разные времена напоминала то лиру, то лютню.
( Показ наглядного материала в виде иллюстраций).
То к гитаре прибавляли ещё один гриф, то удлиняли корпус, то прибавляли струны, то убавляли их.
(Показ изображений видов гитар).
Лишь в 18 веке гитара стала выглядеть так, как сейчас. При всех разнообразных видах гитар (классическая, акустическая, электро-гитара, полуаккустическая, семиструнная, гавайская, двенадцатиструнная и др.), классическая (образцовая) гитара должна иметь определённые пропорции в строении корпуса и грифа. Обечайка (боковая часть) должна быть широкой, чтобы звук был более объёмным; струн должно быть только шесть и они должны быть нейлоновыми, что придаёт бархатистый тембр.
(Показ инструмента)
Для изготовления гитар мастера используют только ценные породы дерева: палисандр, красное дерево, черное дерево, кедр, резонаторную ель. Поэтому такие гитары очень дорогие, в отличие от гитар промышленного производства, где вместо дерева используют обычную фанеру.
(По возможности показать гитару мастеровую и фабричную).
В конце 18 века, начале 19, интерес к гитаре ослабевает. Появляется фортепиано, которое наряду со скрипкой, занимает ведущее положение. Многие начинают относиться к гитаре пренебрежительно. Увлечение гитарой означало обладать вульгарным, пошлым вкусом. Только в Испании гитара продолжала быть популярной и любимой. Поэтому и сейчас многие гитарные произведения проникнуты духом своеобразной испанской музыки и существует многообразие испанских танцев, написанных для гитары. (Запись Испанского танца Е.Шилина или любой другой имеющийся материал).
Особый стиль исполнения на гитаре - искусство фламенко. «Родина фламенко – южные провинции Испании. Фламенко на гитаре – это мелодии, чередующиеся аккордами. Мелодии настолько быстрые, что на большинстве других инструментов сыграть их нельзя. Да и на гитаре они возможны только благодаря особым приёмам.
И ещё фламенко – импровизация. Могут сойтись два-три гитариста и тут же, без всякой репетиции, сыграть сложнейшую композицию, которая никогда не была записана на нотной бумаге. Если их попросят повторить, они сделают это, но уже иначе, чем в первый раз: музыка рождается во время исполнения.
(Запись фламенко, желательно видео).
Помимо исполнения зажигательных ритмов, использования специфических приёмов игры, гитара обладает уникальной певучестью. Не случайно, под гитару в России в 18 -19 веках пели романсы. Многие композиторы писали для инструмента романсы, которые нежно и проникновенно звучат. Особую мягкость, певучесть гитара обнаруживает, аккомпанируя человеческому голосу. Исполнение романсов под гитару придаёт особую теплоту и искренность.
(Исполнение под гитару вокального романса Музыка неизвестного автора, сл. Ф.Тютчева «Я встретил Вас…», исполнение инструментального романса А.Гомес Романс).
Жанр романса настолько популярен, что композиторы вводят его даже в рок-оперы: А.Рыбников, А.Вознесенский «Я тебя никогда не забуду». (Запись исполнения романса или живое исполнение).
Доступна гитаре и джазовая музыка. Иногда к джазу относят всю лёгкую музыку, считая так: всё, что не классика, то джаз. Это неверно. Джаз – сложнейший вид музыкального искусства со своими особыми законами. И гитара в совершенстве постигла и сложности джаза, и его законы. Гитара в джазе и аккомпанирующий инструмент, и сольный, а соло в джазе – почти всегда импровизация.[3 ,6]
В дуэтах, трио и небольших ансамблях гитара прекрасно сочетается с другими инструментами – например, скрипкой, домрой, мандолиной. Очень красиво звучат однородные ансамбли гитар.
( Запись видео дуэта гитаристов Джулиана Брима и Джона Уильямса).
Гитара стала неотъемлемой частью нашей современной жизни. Она звучит дома, в учебных заведениях, на улице, в походе, по радио, телевидению и т.п. Есть такая фраза: «любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт». Может быть, именно поэтому так велико число желающих освоить гитару для себя, для узкого круга родных и друзей.
Отдельным «блоком» в настоящее время гитара представлена в авторской, бардовской песне. Она играет здесь главную роль аккомпанирующего инструмента. Её удобно брать в походы, на гастроли, на фестивали, где, в основном, и выступают барды. Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, Евгений Бачурин, Булат Окуджава и многие другие российские барды прошлого и настоящего пишут стихи и исполняют свои сочинения под гитарный аккомпанемент.
В заключение знакомства с инструментом можно всем вместе исполнить песню современного барда, Олега Митяева, «Как здорово», под аккомпанемент гитары.
(Текст песни раздать заранее)
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЕ:
1.Старинная английская песня «Зелёные рукава» в исполнении лютни и исполнении гитары.
2.Е.Шилин Испанский танец.
3.Э.Лекуон Малагуэнья (фламенко).
4.Музыка неизвестного автора, сл. Тютчева «Я встретил Вас…».
5.А.Гомес Романс.
6.А.Рыбников, А.Вознесенский «Я тебя никогда не забуду».
7.А.Виницкий Этюд в стиле джаза.
8.О.Митяев «Как здорово».
Материалы, необходимые для наглядного показа:
-Фотографии или иллюстрации разновидностей гитары, можно сканировать из книги С.Газаряна «Рассказ о гитаре».
-Изображение лютни.
-Портреты А.Сеговии, А Иванова-крамского, Н.Паганини и других авторов.
-Видеоматериалы из сети Интернет: фламенко, джаз, дуэт гитаристов Джулиана Брима и Джона Уильямса. (Искать на сайте www.you tube.ru).
-Инструменты - гитара классическая (желательно изготовленную гитарным мастером) и гитара фабричного производства (фабрики г.Зеленоград или г.Ленинград).
Необходимо пригласить исполнителей на гитаре, вокалистов или тех, кто умеет неплохо петь, если возможно, бардов и обязательно классиков.
Если невозможно живое исполнение, можно взять видео также в сети Интернет исполнителя-гитариста на классической гитаре Peo-Olov Kinghren от пользователя AndanteLargo.
Необходимо подготовить музыкальный центр, видеоплеер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бакланова Т.И. Музыка 3 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы. М., Астрель, 2008.
2.Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. 4-е издание Учебник. М., Академия, 2008.
3.Газарян С. Рассказ о гитаре. М., Детская литература, 1988.
4.Кождаспирова Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., Академия, 2001.
5.Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. Учебное пособие. М., Педагогическая академия, 2010
6.Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 классов.
М., Просвещение, 2003.
7.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 7 классов.
М., Просвещение, 2007.
8. Шумидуб Школа гитариста- исполнителя. Издание второе. М., Шумидуб, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст песни: « Как здорово»
Слова и музыка О.Митяева
1. Изгиб гитары жёлтой ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнётся купол неба: большой и звёздноснежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
2. Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет.
-Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
-Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
3. И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
4. Куплет как первый.
- Мне нравится (2)
Комментарии
о применении данного проекта на практике
Данную форму работы я применяла и применяю на практике постоянно. Мною в 2013 году был дан открытый Областной урок на тему:"Применение современных технологий при создании образа в музыкальных произведениях для ансамбля гитаристов" В будущем, если кого заинтересует - смогу выложить конспект урока.