Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю (1 год обучения) на тему: «Музыка Осени»
Для педагогов дополнительного образования, дисциплина: вокальный ансамбль(1 год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya.docx | 21.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю (1 год обучения)
на тему: «Музыка Осени»
Выполнила: педагог
дополнительного образования Евстигнеева Т.С.
Сентябрь 2016
Санкт-Петербург
Технологическая карта занятия:
Группа: 1
Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1-4 класс»
Тема занятия: Музыка осени
Тип занятия: комбинированный, углубление и расширение темы.
Цели: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; погрузить в мир осенних образов, созданных поэтами и композиторами.
Задачи:
- Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);
б) соотносить выразительные и изобразительные интонации;
в) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
г) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах);
д) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
- Формирование познавательных УУД:
а) развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать;
б) строить сообщения в устной форме;
в) устанавливать причинно-следственные связи.
- Формирование коммуникативных УУД:
а) воспринимать различные точки зрения;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть диалогической формой речи.
- Формирование регулятивных УУД:
а) организовывать свои действия, ставя перед собой цель;
б) планировать работу в соответствии с поставленной задачей;
в) оценивать правильность выполненного действия.
- Формирование личностных УУД:
а) ориентироваться в нравственном содержании и смысле;
б) формировать бережное отношение к окружающему миру;
в) развивать этические и эстетические чувства;
г) формировать интерес к обучению.
Оборудование: портреты композиторов П. Чайковского и А. Вивальди, портрет художника И. Левитана
Репродукции картин «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман»
Компьютер, фортепиано, музыкальный центр.
Музыкальное оформление: П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь», А. Вивальди «Осень» (из цикла «Времена года»).
Ход занятия:
Вход детей под музыку Г. Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Учитель: Музыкальное приветствие по нотам гаммы до-мажор, вверх и вниз: «Здравствуйте, ребята, рада видеть вас». Ученики: «Здравствуйте!»
Учитель: Ребята, начнем урок с загадки! О чем речь? Пришла она без красок и без кисти, и в парках перекрасила все листья?
Дети: Об осени!
Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка осени»!
(Звучит фрагмент музыки А. Вивальди «Осень»)
Учитель: Какую по настроению осень вы услышали в этой музыке? Какую картину представили?
Ответы детей (перечисляют).
Учитель: Ребята, написал эту музыку композитор Антонио Вивальди (учитель показывает портрет). Вы почувствовали, что музыка его радостная, праздничная? И, действительно, мы попадаем на праздник урожая. Сам композитор написал в начале своего произведения, что это «Танец и песня крестьян». Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех. Задорных песен звон! Красавица Осень дарит народу свои дары. Что это за дары? (Дети перечисляют: пшеница, грибы, ягоды, мед и т.д.)
А теперь вспомните, какие же изменения происходят в природе? (Дети перечисляют: солнышко бледнее, погода холоднее, день короче и т.д.)
Ребята, а сейчас я вам предлагаю станцевать осенний танец-хоровод (р.н. хоровод «Здравствуй, осень»), вставайте в круг.
Учитель: Вы – большие молодцы! Очень точно передали движения, соответствующие характеру музыки этого хоровода. Присаживайтесь!
А теперь посмотрим картину русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Какое из стихотворений больше подходит к этой картине?
Дети читают стихи русских поэтов:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Учитель слушает ответы детей. Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Молодцы! А сейчас настала очередь вспомнить осенние песни!
К примеру, «Осень-славная художница» современного автора Геннадия Гладкова. Какой образ осени в этой песне? (дети отвечают). А теперь, давайте вспомним и исполним еще одну песню «Тетушка Непогодушка» Марины Картушиной. Ребята, чем отличаются песни друг от друга? Разный ли у них темп и характер? (дети размышляют).
Учитель: Мне понравилось то, как вы спели песни, молодцы. А сейчас поговорим о первом месяце осени.
Сентябрь –это самый грибной месяц года. Есть такая поговорка «кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой». Когда раньше собирали грибы, всегда приговаривали «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку»!
Но не всякий гриб можно положить в корзинку. Давайте поиграем с вами в игру «Лукошечко». Мы называем по очереди только те грибы, которые можно собирать и готовить из них пищу. Но перед этим споем грибную закличку «Попадайся, грибок» (муз. и сл. В.Герчик). После проводится игра.
Дети с учителем исполняют песню.
А теперь пришла очередь осеннего месяца- октября. Октябрь – середина осени, на Руси называли его «грязник». Как вы думаете почему его так называли? (дети отвечают).
Учитель: Рассмотрим картину Исаака Левитана «Поздняя осень» и послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (фрагмент)
Какими музыкальными красками композитор изображает осень в своей музыке и какими цветами художник показывает нам позднюю осень? (Ответы детей).
Учитель: Прекрасна осенняя природа в пригороде. Вы бывали в Павловске, Пушкине? Послушайте, вот какие стихи написал великий русский поэт, в честь которого и назван город Пушкин. Напоминают ли вам строки Александра Сергеевича осень в нашем городе или в его окрестностях?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственна сень,
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора!
Стоял октябрь уж у двора. (Дети рассуждают).
Учитель: И последний осенний месяц – ноябрь- предзимье. Каковы отличительные особенности ноября? Как изменяется природа, готовясь к зимнему времени?
Ответы детей. Показ и обсуждение картины И. Левитана «Первый снег».
Учитель: Вот и подходит к концу красочная осень-раскрасавица и выпадает первый снег. Наша следующая песня «Осень» (муз. А. Александровой, сл. М. Пожаровой), именно про такую позднюю, переходящую в зиму, осень!
Вот на этой замечательной ноте наш урок заканчивается. Скажите, чему вы научились и что нового узнали на сегодняшнем уроке? (Дети оценивают свою деятельность и деятельность класса).
Выход детей из класса под музыку П .И .Чайковского «Осенняя песнь».