Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю (1 год обучения) на тему: «Музыка Осени»

Для педагогов дополнительного образования, дисциплина: вокальный ансамбль(1 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya.docx21.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

 

Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю (1 год обучения)

на тему: «Музыка Осени»

 

 

 

 

                                                                                 

                                                                                   Выполнила: педагог

                                                                    дополнительного образования Евстигнеева Т.С.

Сентябрь 2016

Санкт-Петербург 

Технологическая карта занятия:

Группа: 1

Автор УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1-4 класс»

Тема занятия: Музыка осени

Тип занятия: комбинированный, углубление и расширение темы.

Цели: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; погрузить в мир осенних образов, созданных поэтами и композиторами.

Задачи:

  1. Формирование предметных УУД:

а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение);

б) соотносить выразительные и изобразительные интонации;

в) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;

г) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, играх, действах);

д) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

  1. Формирование познавательных УУД:

а) развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать;

б) строить сообщения в устной форме;

в) устанавливать причинно-следственные связи. 

  1.  Формирование коммуникативных УУД:

а) воспринимать различные точки зрения;

б) строить монологическое высказывание;

в) владеть диалогической формой речи.

  1. Формирование регулятивных УУД:

а) организовывать свои действия, ставя перед собой цель;

б) планировать работу в соответствии с поставленной задачей;

в) оценивать правильность выполненного действия.

  1. Формирование личностных УУД:

а) ориентироваться в нравственном содержании и смысле;

б) формировать бережное отношение к окружающему миру;

в) развивать этические и эстетические чувства;

г) формировать интерес к обучению. 

 

Оборудование: портреты композиторов П. Чайковского и А. Вивальди, портрет художника И. Левитана

Репродукции картин «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман»

Компьютер, фортепиано, музыкальный центр.

Музыкальное оформление: П. И. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь», А. Вивальди «Осень» (из цикла «Времена года»).

 

        Ход занятия:

 

       Вход детей под музыку Г. Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

Учитель: Музыкальное приветствие по нотам гаммы до-мажор, вверх и вниз: «Здравствуйте, ребята, рада видеть вас». Ученики: «Здравствуйте!»

Учитель: Ребята, начнем урок с загадки! О чем речь? Пришла она без красок и без кисти, и в парках перекрасила все листья?

Дети: Об осени!

 Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка осени»!

(Звучит фрагмент музыки А. Вивальди «Осень»)

Учитель: Какую по настроению осень вы услышали в этой музыке? Какую картину представили?

Ответы детей (перечисляют).

Учитель: Ребята, написал эту музыку композитор Антонио Вивальди (учитель показывает портрет). Вы почувствовали, что музыка его радостная, праздничная? И, действительно, мы попадаем на праздник урожая. Сам композитор написал в начале своего произведения, что это «Танец и песня крестьян».  Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех. Задорных песен звон! Красавица Осень дарит народу свои дары. Что это за дары? (Дети перечисляют: пшеница, грибы, ягоды, мед и т.д.)  

А теперь вспомните, какие же изменения происходят в природе? (Дети перечисляют: солнышко бледнее, погода холоднее, день короче и т.д.)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю станцевать осенний танец-хоровод (р.н. хоровод «Здравствуй, осень»), вставайте в круг.

 Учитель: Вы – большие молодцы! Очень точно передали движения, соответствующие характеру музыки этого хоровода. Присаживайтесь!

А теперь посмотрим картину русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Какое из стихотворений больше подходит к этой картине?

 Дети читают стихи русских поэтов: 

 Лес, точно терем расписной,

 Лиловый, золотой, багряный.

 Веселой, пестрою стеной,

 Стоит над светлою поляной. 

 

  Осень. Сказочный чертог.

  Всем открытый для обзора

  Просеки лесных дорог,

  Заглядевшихся в озера.

  Как на выставке картин:

  Залы, залы, залы, залы

  Вязов, ясеней, осин

  В позолоте небывалой.

 

Учитель слушает ответы детей. Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Молодцы! А сейчас настала очередь вспомнить осенние песни!

К примеру, «Осень-славная художница» современного автора Геннадия Гладкова. Какой образ осени в этой песне? (дети отвечают). А теперь, давайте вспомним и исполним еще одну песню «Тетушка Непогодушка» Марины Картушиной. Ребята, чем отличаются песни друг от друга? Разный ли у них темп и характер? (дети размышляют).

Учитель: Мне понравилось то, как вы спели песни, молодцы. А сейчас поговорим о первом месяце осени.

Сентябрь –это самый грибной месяц года. Есть такая поговорка «кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой». Когда раньше собирали грибы, всегда приговаривали «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку»!

Но не всякий гриб можно положить в корзинку. Давайте поиграем с вами в игру «Лукошечко». Мы называем по очереди только те грибы, которые можно собирать и готовить из них пищу. Но перед этим споем грибную закличку «Попадайся, грибок» (муз.  и сл. В.Герчик). После проводится игра.

Дети с учителем исполняют песню.

А теперь пришла очередь осеннего месяца- октября. Октябрь – середина осени, на Руси называли его «грязник». Как вы думаете почему его так называли? (дети отвечают).

Учитель: Рассмотрим картину Исаака Левитана «Поздняя осень» и послушаем музыку Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (фрагмент)

Какими музыкальными красками композитор изображает осень в своей музыке и какими цветами художник показывает нам позднюю осень? (Ответы детей).

 Учитель: Прекрасна осенняя природа в пригороде. Вы бывали в Павловске, Пушкине? Послушайте, вот какие стихи написал великий русский поэт, в честь которого и назван город Пушкин. Напоминают ли вам строки Александра Сергеевича осень в нашем городе или в его окрестностях?

 Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственна сень,

 С печальным шумом обнажалась.

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван  

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора!

Стоял октябрь уж у двора. (Дети рассуждают).

Учитель: И последний осенний месяц – ноябрь- предзимье. Каковы отличительные особенности ноября? Как изменяется природа, готовясь к зимнему времени?

 Ответы детей. Показ и обсуждение картины И. Левитана «Первый снег».

Учитель: Вот и подходит к концу красочная осень-раскрасавица и выпадает первый снег. Наша следующая песня «Осень» (муз. А. Александровой, сл. М. Пожаровой), именно про такую позднюю, переходящую в зиму, осень!

Вот на этой замечательной ноте наш урок заканчивается. Скажите, чему вы научились и что нового узнали на сегодняшнем уроке? (Дети оценивают свою деятельность и деятельность класса).

Выход детей из класса под музыку П .И .Чайковского  «Осенняя песнь».