Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtnjlbshka.doc | 199.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Пешковой Людмилы Алексеевны Практические аспекты решения проблемы чистого интонирования |
Начало творческого поиска В начале своей вокально-педагогической практики в вопросе о чистоте интонирования Побиянская Э.А. считала главной проблемой недостаточно развитый музыкальный слух, над которой и начала активную работу. В дальнейшем она увидела, что многие дети из нечисто поющих прекрасно слышат мелодию, подмечают неправильное пение других, и тогда встал новый вопрос о координации между слухом и голосом. Работая в этом направлении, Элона Алексеевна добивалась, чтобы ребята внимательно слушали музыку, на занятиях анализировали движение мелодии, а также вела работу над расширением диапазона, легкости звука, пения без напряжения. Но порой вялое, не достаточно плотное пение некоторых ребят, отрицательно сказывалось на качестве интонации, тем самым подтолкнуло автора вплотную заняться вопросами дыхания и дикции, без чего тоже не может быть хорошей интонации. Она практиковала многие методы и приемы для выработки так необходимых для чистой интонации вокальных навыков. Учитывала физиологические особенности детей и в соответствии с ними подбирала попевки и репертуар. Большая работа велась над характером песен, над эмоциональным исполнением, над сценическим образом, чтобы это было интересно и зрителям и самим исполнителям. И, казалось бы, все должно было быть в этой работе хорошо, но руководителю не давала покоя мысль: «почему у некоторых детей, подчас с более хорошими способностями с одинаковой выработкой вокальных навыков и умений, пение получается менее интересными, а интонация на грани занижения или завышения?». И здесь Элона Алексеевна пришла к мысли, что в вопросах о чистоте интонирования также важно учитывать психологические особенности поющих, их характер и вообще в работе над звуковысотной интонацией нет мелочей. Важно все вплоть до самочувствия, настроения поющего, времени суток, даже погоды. Модель составляющих чистое интонирование Согласно вышеизложенного была создана модель составляющих чистого интонирования: Эти составляющие не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие составляющие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую. Выявление координации между слухом и голосом детей младшего школьного возраста Автором данной работы был проведен такой эксперимент, цель – сопоставить порог звуковысотного восприятия детей младшего школьного возраста и их способность точно интонировать заданный тон.
Вокальная работа в детском коллективе должна проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные особенности (см. приложение 4). Причины детонации пения на занятиях, репетициях и на концерте Концертно-исполнительская деятельность - результат большой многоплановой работы, увлекательный и вместе с тем трудоемкий процесс. Это разучивание песен; выработка вокально-технических навыков и приемов; оттачивание звуковедения, динамических нюансов, кульминационных моментов. Работа над созданием сценического образа: движения, мимика, выразительная интонация.
2. Психологические причины:
Зная эти причины нужно стараться не допускать их. Чтобы не подставить под удар певца, и доставить удовольствие зрителю. |
Приложение 1. Системы знаковых обозначений мелодии |
Одной из важнейших сторон методики воспитания мелодического слуха является знаковоe запечатлениe мелодических звуковысотных соотношений. Процесс обучения сольфеджио в условиях письменной музыкальной культуры вообще немыслим без каких-либо внешних запечатлений звука. Поэтому знаковое обозначение является, с одной стороны, методическим приемом, а с другой стороны, это просто необходимость. Мы вынуждены обращаться к тем или иным знакам для кодирования и последующей расшифровки музыкального звучания. Особый вопрос - использование знаков в учебно-методических целях.
Формы графического изображения лесенки могут быть как упрощенно-схематическими, так и "реалистически"-конкретными. Выделяется среди прочих изображение "лесенки" в виде музыкального инструмента - ксилофона или металлофона. Оно дает дополнительную возможность привлечения инструментального звучания к выработке у учащихся ладоинтонационных представлений.
|
Приложение 2. Устройство голосового аппарата |
Итак, как устроены голосовые органы человека. Основу их составляет диафрагма - мускульно- сухожильная перегородка, (грудо-брюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается.Но мы не можем почувствовать диафрагму, т.к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
|
Приложение 3. Положение тела при пении |
Положение пения при пении тоже может влиять так или иначе на интонацию, и на силу голоса, и на правильное или, наоборот, неверное певческое дыхание.
|
Приложение 4. Возрастные характеристики детского голоса |
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же есть различия в характере звучания - детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:
|
Приложение 5. Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся |
|
Приложение 6. Значение психологических тренингов в детском вокальном коллективе |
Оригинальным является метод внедрения психологического теста в работу с детским вокальным коллективом. Что несомненным является показатели внутреннего состояния ребенка, необходимо важно знать его эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру. По мнению психологов, это является главным приоритетом и подходом в работе с детьми. Зная темперамент и характер детей к ним легче найти подход и понять какое произведение на данном этапе будет более полезным и воспринимаемым. Не следует ставить преграду между собой и детьми, это тоже будет способствовать лучшей рабочей атмосфере в коллективе. |
Приложение 7. Артикуляционная гимнастика |
|
Приложение 9. Интонирование ступеней лада (по Чеснокову) |
Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада. |