Лекция -концерт "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и оркестрового отделения"
Лекция -концерт "Знакомство с инструментами оркестрового отделения"для обучающихся подготовительного отделения ДШИ и ДМШ и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_orkestr.docx | 30.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция-концерт
«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится,-
Повсюду музыка слышна…
Щебет птиц, плеск волны – эта музыка природы родилась раньше нас с вами, она родилась на земле прежде человека…,но пришёл человек, и сотворил из этих звуков искусство, великое искусство! Он дал голос дереву - нежный певучий, прозрачный и трепетный..Он дал голос металлу - мужественный и призывный, яростный и горячий.. и мир зазвучал по-новому…Запели струны, зарокотала медь, зазвучали свирели.. Это они рассказали нам только что о себе, о людях, о мире, в котором мы живем и в котором создается прекрасное искусство Музыки!
Представьте себе нашу землю много тысяч лет назад, в самом начале человеческой цивилизации. Древние люди двигались вокруг костра в ритуальном танце, хлопая в ладоши. Притопывая ногами и выкрикивая заклинания богам. Вот такой была музыка древних. Первые музыкальные инструменты были голос, кисти рук -ладоши, да ступни ног. Ребята, давайте, и мы опробуем первый примитивный инструмент - похлопаем все вместе в ладоши. Вот так мы будем приветствовать на нашем концерте музыкантов, и благодарить их за исполнение произведений - нашими аплодисментами!
Прошёл огромный период времени, прежде чем появились первые настоящие музыкальные инструменты - барабаны, арфы, флейты. Во всяком случае, нечто похожее мы видим на стенах гробниц Древнего мира в Египте, Индии и Китае. Лишь по некоторым древнеегипетским табличкам, изображающим двух музыкантов, можно предположить, что это учитель и ученик, который смотрит, слушает и запоминает… Древние греки к музыке отнеслись серьёзнее, ведь она считалась такой же важной наукой как математика, философия, астрономия. Человек не мог считаться образованным, если не умел играть на каком-либо музыкальном инструменте!
С древнейших времен люди знали о воздействии звучания музыки на человеческое настроение: негромкая, но певучая игра арфы, лиры, или флейты, сделанной из тростника, пробуждала чувства радости, любви или умиротворения, а звук рогов животных или металлических труб способствовал возникновению торжественных и религиозных чувств. Барабаны и прочие ударные, добавленные к рогам и трубам, помогали справиться со страхом и будили агрессивность и воинственность.
Давно замечено, что совместная игра нескольких схожих инструментов усиливает не только яркость звучания, но и психологическое воздействие на слушателя как при совместном пении большим количеством людей. Поэтому всюду, где селились люди, стали постепенно возникать и объединения музыкантов, сопровождавших своей игрой битвы или публичные торжественные действа: ритуалы в храме, свадьбы, коронации, военные парады, увеселения во дворцах.
В древней Греции существовали специальные площадки, на которых сидели музыканты, сопровождавшие игрой на инструментах выступления актеров и танцоров. Назывались такие площадки-возвышения «орхестра». Так что патент на изобретение слова «оркестр» остается за древними греками, хотя фактически оркестры существовали уже намного раньше.
Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестров Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов.
В зависимости от состава - оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещётки, маракасы, барабаны (большой и малый
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин.
VI. Добавочная группа: арфа.
В «ДШИ№2» можно обучаться на оркестровом отделении в классе
- духовые инструменты это: флейта, кларнет и саксофон;
- струнные инструменты: виолончель и скрипка,
- ударные инструменты или перкуссия: ксилофон, виброфон, колокольчик, ударная установка и шумовые инструменты.
А сейчас ребята мы послушаем, как звучат эти инструменты в небольшом концерте учащихся и преподавателей оркестрового отделения.
Звучит, скрываясь в каждом шуме,
Таинственный и тихий звук,
Лишь чуткому доступный слуху.
Пусть чутким будет ваш дорогие ребята слух, пытливым ум, богатым воображение. И тогда музыкальные инструменты заговорят…
Послушаем!
1.«Королева» оркестра – ребята, что это за инструмент? Правильно - скрипка.
В исполнении учащейся 1 кл. Мусиной Дарины прозвучит Р.Н.П. «Как под горкой, под горой» конц. Темир Э.Г. преп. Ребреш О.А. Дарина учится на скрипке 3-ий месяц, и очень волнуется, поддержите её выступление своим аплодисментами.
На наших инструментах можно исполнять музыку в различных составах- ансамблях.
2. Ансамбль скрипачей младших классов «Каприс» исполнит вечернюю лирическую песню «Серенада» Владимира Ефимова конц. Темир Э.Г. преп. Ребреш О.А
Старший брат скрипки из семейства струнно-смычковых инструментов - Виолончель! На этом инструменте музыкант играет сидя, упирает инструмент шпилем в пол.
3.В исполнении Зайцевой Ирины уч.5 кур. прозвучит зажигательный итальянский танец «Тарантелла» композитора Сквайр класс преп.Дубовская Л.В., конц.Пузин О.А.
А почему эта группа инструментов относится к струнно-смычковым? Ребята вы догадались… правильно, водим смычком по струнам и извлекаем чудесные звуки.
4. Ансамбль виолончелистов «Виола» исполнит Регтайм «Мороженое» композитора Градески класс преп.Дубовская Л.В., конц.Пузин О.А.
Регтайм переводится с английского языка, как отрезок времени.
Ребята, а на этих замечательных инструментах можно имитировать или изображать и другие инструменты, например как звучит гитара или балалайка-домра. Этот прием называется пиццикато в переводе - щипком. Или изобразить звучание духового инструмента-флейту, и этот прием называется флажолет.
Музыканты продемонстрируйте!
А сейчас мы услышим, как звучит настоящая флейта в переводе с латинского языка флатус - ветер, дуновение. Этот инструмент относится к группе деревянных духовых т.к . раньше изготавливался из дерева.
5.В исполнении Ученицы 6 кл. Клочковой Елизаветы 2 пьесы А. Хачатуряна из балета «Чиполино» 1. Строительство дома Тыквы 2. Танец ,
преп. Абдуллина Л.М., конц. Тюрина Т. В.
Следующий духовой инструмент Кларнет – в переводе кларус-ясный звук. Этот инструмент тоже из семейства деревянных духовых.
6. В исполнении уч.6 кл. Великого Саввы мы услышим песню из рок оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, преп. Тиндронов К. В. конц. Скоряк В.Г.
Из семейства духовых инструментов этот инструмент самый молодой. Ребята вы узнали его..? Правильно - это саксофон.
Саксофон сконструирован в 19 веке в 1842г. бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом. Саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
7. В исполнении Авазова Юлия уч.2 курса прозвучит старинный французский танец Менуэт композитора Г. Генделя, преп. Карацуба А.В. конц. Скоряк В.Г.
8. Ударные инструменты ксилофон представит нам Даниил Бусин 2 кл.
В переводе с греческого Ксило-древесина и фон-звук. Даниил исполнит нам пьесу композитора Кингстейр «Золотые зёрна кукурузы» преп. Иванов Игорь Петрович, конц. Маршалов М. В.
9. В заключение нашей с вами встречи ребята Уч-ся 1 класса Валиев Тимур на инструменте вибрафоне исполнит нам «Аллегретто» В. А. Моцарта преп. Валиев А.Т. конц. Маршалов М. В.
Спасибо ребята вам за внимание, мы рады сегодняшней встрече с вами. Надеемся, услышав живое звучание, вы уже сделали выбор, на каком инструменте хотели бы научиться играть….? С нетерпением ждем вас в наших учебных классах и на отчётных концертах оркестрового отделения. До свидания, до новых встреч!