Образовательная программа подготовительного отделения "СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solfedgio_dlja_podgotovishek.doc | 135 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа подготовительного отделения "СОЛЬФЕДЖИО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Составитель программы – преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО ДМШ Табунского района, села Табуны
Пешкова Людмила Алексеевна
2016 г.
Пояснительная записка
Предмет сольфеджио, как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
К числу специфических задач курса сольфеджио следует отнести следующее:
• целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей ученика (сенсорная база всех видов музыкального творчества).
• воспитание основ музыкального мышления: аналитического восприятия, осознание некоторых закономерностей организации музыкального языка, элементарного понятийного аппарата.
• формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования.
На современном этапе реорганизации инновационных тенденций в учебном процессе стало характерным соединение в практике науки и основных дидактических концепций. Это нашло отражение в практической деятельности: отталкиваясь от основных положений типовой программы по сольфеджио 1986г, составитель эффективно внедряет новые методические наработки в области музыкального воспитания и обучения, что позволяет более точно фиксировать учебные задачи и последовательно их реализовывать в процессе обучения. На начальном этапе обучения, бережно сохраняя традиции, сложившиеся в музыкальной педагогике, составитель активно внедряет в практику экспериментальный комплекс, разработанный Н. Дьяченко, Н.А. Котляревским, Ю. Полянским («Теоретические основы обучения и воспитания в музыкальной школе» г. Киев,1989г). Этот метод отличается более детальной разработкой всего комплекса знаний и навыков, фиксацией последовательности их освоения. В результате работы по этому методу каждый этап освоения учебного материала становится основанием для следующего; за счет этого обеспечивается активность восприятия учениками изучаемого материала. Так же активно используются в практике основные принципы методики развития музыкального слуха Г. Шатковского (в частности, формирование ладового слуха).
Работа в подготовительной группе с дошкольниками обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся.
В процессе исследования методов работы в подготовительной группе ДМШ составитель обращался к методическим разработкам: Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», 1998 г; М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ»; Е.Н. Вишняк «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ». Опираясь на опыт вышеперечисленных педагогов музыкантов, составитель пытается применить его в современных, изменившихся условиях, обобщить лучшее – в чем и заключается целесообразность программы.
Новизна программы заключена в проектировании новой модели музыкального образования, соединении современных методик с личными наработками составителя программы и синтезировании методологических подходов к обучению детей дошкольной группы.
Программа «Сольфеджио для малышей» имеет художественно-эстетическую направленность на:
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотиваций к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- реализацию задач музыкально воспитания и обучения
- развитие художественных интересов и вкусов
Данная программа актуальна и востребована на подготовительном отделении ГДМШ.
Составитель считает целесообразным вести разработку комплексного культурологического образования и развития творческих способностей ребенка.
Изучение программы направлено на достижение следующих целей:
Обучающих: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков;
Развивающих: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательных: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.
Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений.
Основная часть образовательной программы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для подготовительного отделения ДМШ рассчитана на 3хлений курс обучения детей, начиная с 4хлетнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу, а уже прошедшие обучение 4х и 5илетки переводятся в группы на «ступень выше». Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал, формы и режим работы. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 12 человек. Занятия по предмету «Сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая.
1 год обучения. Возраст - 4-5 лет 1 группа. 36 часов. 6-8 учащихся
2 год обучения. Возраст - 5-6 лет 1 группа. 36 часов. 8-10 учащихся
3 год обучения. Возраст - 6-7 лет 1 группа. 36 часов. 10-12 учащихся
Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Как видно по таблице, в группе первого года обучения, где дети делают первые шаги в освоении программы, желательна наполняемость групп от 6 до 8 учащихся; во второй и третьей группах обучающихся – до 10-12 человек. Желательная продолжительность урока:
для первого года обучения – 35-45 минут
для второго года обучения – 45-50 минут
для третьего года обучения – 60 минут с пятиминутным перерывом (30 минут – перерыв - 25 минут).
Программа разработана в русле личностно-ориентированной педагогики, что позволяет дифференцированно подойти к развитию каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья, ситуации в семье.
Программа «Сольфеджио для малышей» несет в себе не только развивающие, но и воспитательные функции. Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое, воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности.
Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).
С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип — от частного к общему.
Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.
С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».
Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Урок на подготовительном отделении должен строиться по плану-сценарию, предполагающему драматургическое развитие «действия»: логику появления каждой формы занятий, движение к кульминации, а также взаимосвязь уроков-«сцен» между собой.
Структуру учебного процесса на подготовительном отделении определяют практические формы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности дошкольника определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальны.
Структуру программы определяют следующие направления:
• формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;
• воспитание чувства метроритма;
• формирование музыкально-слуховых и музыкально-образных представлений;
Каждый из трех разделов строится по следующему плану:
• методические рекомендации
• понятийное содержание
• предлагаемые формы работы, в которые включены элементы развития творческих навыков.
Традиционные разделы «Теоретические сведения» и «Развитие творческих навыков» не выделены отдельно, а включены в содержание основных направлений программы, так как являются неотъемлемой результативной частью работы над формированием вокально-интонационных навыков, воспитанием чувства метроритма и т. д.
Такое распределение материала не только логически связано с основополагающими методическими принципами, но и соответствует современному опыту работы с дошкольниками.
Название раздела «Понятийное содержание», встречающееся в данной программе и заменяющее традиционное «Теоретические сведения», указывает на новый подход в подаче теоретического материала.
Понятие базируется на целой структуре явлений, поэтапное осознание которых и наполняет его (понятие) смыслом. Постепенно происходит накопление понятийного опыта, в результате чего понятие обрастает огромной системой связей и отношений, которые ребенок постепенно осознает и переживает. Концентрический метод обучения базируется на этой системе понятийного развития.
Также, в содержание каждого раздела программы включен материал, на основе изучения которого, учащиеся овладеют: знаниями, способствующими развитию эмоциональной реакции на музыку; умениями рассказать о своих впечатлениях, адекватно выражать их в пластике движения, в рисунках и красках; навыками выразительного исполнения произведений на инструменте, голосом вокальных произведений- песен; саморегуляцией своих эмоциональных состояний с помощью различных по настроению и характеру музыкальных произведений в процессе различных видов музыкальной деятельности; способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- Групповой (организация работ в группах)
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- Традиционный урок
- Комбинированное практическое занятие
- Лекция-беседа
- Игра
- Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио + хор)
- Открытый урок с присутствием родителей
- Урок-викторина (в конце 3го года обучения)
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы;
- научатся следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют трудовыми навыками;
- улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе.
В результате обучения по программе учащиеся:
• освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), нотоносец, скрипичный и басовый ключи, ноты, длительности, доли, акцент, размер 2/4 3/4, затакт, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, динамические оттенки, форте, пиано, крещендо, диминуэндо, ладовые связи степеней (устои и неустои), интервалы, тональность, тоника, субдоминанта, доминанта, аккорд, трезвучие, строение мажорной гаммы, транспонирование и т.д.
• овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.
• разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.), определение на слух интервалов, трезвучий, размеров, словесное определение характера произведения и его выразительных средств.
• обогатят свой словарно-понятийный запас.
• разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок, осознание восприятия строения мелодии в изучаемых музыкальных примерах, упражнениях, попевках и песнях.
• овладеют видами деятельности:
Учебно-исполнительской
пение песен с гармоническим сопровождением педагога;
исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению;
игра на фортепианной клавиатуре с одновременным пением текста несложных попевок, интервалов, трезвучий.
Учебно-теоретической:
знание правил и умение рассказывать их с пониманием, использовать, выполняя практические задания;
выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания, ритмический аккомпанемент.
Творческой:
импровизация окончаний фраз;
досочинение мелодии по заданным словам и ритму, устойчивых фраз с окончанием на тонике;
импровизация на фортепиано мелодий, выражающих определенные образы;
сочинение мелодий.
Культурно-просветительской:
участие в концертах, представлениях;
выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра;
демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Формы контроля включают:
- Фронтальный опрос
- Беглый текущий опрос
- Систематическая проверка домашнего задания
- Контрольные уроки в конце каждой четверти
- Контрольный срез по всем видам работ в конце III года обучения
- устное тестирование на закрепление теоретических знаний
- Зачет по накопленным творческим навыкам
- Итоговый экзамен
Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.
Главный результат деятельности педагога- это личность ребенка, динамика и результат ее развития в процессе музыкальных занятий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
- Наличие учебных групп (не более 12 человек)
- Наличие учебных пособий для учащихся, методической литературы
- Наличие наборов шумовых инструментов
- Наличие ТСО, фоно - и аудиотеки
- Наличие дидактического раздаточного материала
- Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, музыкальной литературе и родителями учащихся
- Взаимопосещаемость преподавателей теоретических дисциплин
- Соблюдение межпредметных связей
- Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом
- Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование педагога.
Содержание программы
Развитие вокально-интонационных навыков и ладового чувства
Методические рекомендации
Основной формой деятельности в подготовительном классе является пение. Это еще и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника.
Педагоги-сольфеджисты прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошкольной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуко высотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Именно в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные основы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д.
Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию.
На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые упражнения:
1.Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.
(Руки прижаты друг к другу от кисти до локтя, пальцы растопырены, раскачиваем руками в такт музыке)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
(Ладони прижаты друг к другу боковыми частями, шевелим пальцами-клешнями)
2. Чайка над водой летает и за рыбками ныряет.
(Большие пальцы соединены боковыми сторонами, остальные прижаты друг к другу, разведены в сторону, как крылья, машем ими в воздухе. Ладони сомкнуты, выполняем волнообразные движения.)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
3. Под водой на глубине крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты – зубы, пасть. Открываем и закрываем пасть.)
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
Паук - паучина паутину сшил. (Потираем указательные пальцы о большие пальцы)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл. (Бьем указательным пальцем по ладони другой руки, потираем руки)
Выглянуло солнышко, стало припекать. (Соединяем запястья рук, растопыриваем пальцы, качаем из стороны в сторону «солнышком»)
Паук - паучина трудится опять (Снова потираем указательные пальцы о большие пальцы)
Лиса
СУ-СУ-СУ-СУ, не пускают в дом лису.
СА-СА-СА-СА, ждет у дома два часа.
СЫ-СЫ-СЫ-СЫ, очень хочет колбасы.
СИ-СИ-СИ-СИ, ей кусочек отнеси.
Гора
РА-РА-РА-РА, на горе стоит гора.
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ, за горою комары.
РО-РО-РО-РО, потерял петух перо.
РУ-РУ-РУ-РУ, а барсук унес в нору.
Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков.
Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо.
Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу.
Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже.
Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве.
Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков.
Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстового и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульминационных точек, распределения динамических оттенков и т. д.
Педагог-сольфеджист должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему:
• Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;
• Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;
• Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии, удерживать тональность;
• Учить правильному формированию гласных а, о, у, и, мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны);
• Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произнесению согласных.
В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, связывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии.
I ступень - кулачок смотрит вниз,
II ступень - все пальцы смотрят вверх,
III ступень - ладонь – вниз,
IV ступень - указательный палец – вниз,
V ступень - ладонь – к себе,
VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик,
VII ступень - указательный палец - вверх.
Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время. В группе 1го года обучения изучить обозначение I-III ступени, 2-го года обучения- I-V ступени и на 3-м году обучения I-VII ступени.
Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономерностей, что дает максимальная возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа.
Чтобы ребята быстрее запомнили тяготение неустоев в устои, можно им рассказать небольшую сказочку о дне рождения Мишки:
Сказка: В ЛАДном Домике жил Мишка. На свой день рождения он пригласил всех своих друзей. Одна из первых пришла Лягушка. Она решила помочь хозяину подготовиться к встрече гостей. И закипела работа. ЛЯгушка быстро убралась в доме, Мишка принёс из погреба разные вкусные вещи: для лисички – рыбку, для воробышки – пшено, для белки – орешки, для ёжика – грибы. Для зайки большая желтая РЕпка была принесена в ДОм (РЕ в ДО). ФАртук надел МИшка (ФА в МИ) и занялся украшением стола. Было всё готово к приёму гостей. ЛЯгушка поставила СОЛЬ на середину стола (ЛЯ в СОЛЬ) и послышался стук в дверь. На пороге появились нарядные улыбающиеся гости, в руках у которых были подарки для именинника, а лисичка внесла в ДОм огромный букет СИрени (СИ в ДО) и началось веселье.
Навык устного транспонирования стимулирует развитие ладового чувства. Ибо длительное пение только в одной тональности приводит к обеднению музыкально-слуховых представлений, вызывает слуховую пассивность и ограничивает мыслительную активность детей, а самое главное, тормозит становление сольфеджийных навыков.
Последовательность прохождения материала может быть следующей:
1. Короткие мелодии-попевки узкого диапазона: ля1 - ми1 (центральная зона звучания детского голоса
2. Попевки, включающие устойчивые ступени лада с прилегающими к ним звуками, т. е. песни, помогающие освоению мажорного звукоряда в пределах тонической квинты:
3. Постепенное расширение диапазона мелодий, усложнение внутри ладового содержания:
Дальнейшее изучение мажорного лада базируется на практическом освоении и осознании проявлений ладовой организации и центров ладо образования: понятия тяготения, устойчивости и неустойчивости, центра лада, ощущения вводнотоновости, тонико-доминантовых соотношений, понятия «интервал», знакомство с пентатоникой мажорной. Опираясь на принципы метода «опережающего восприятия», эти сложные понятия педагог вводит после большой практической работы: пения песен, прослушивания музыкальных примеров, слухового анализа.
Знакомство с минором происходит на уровне активного восприятия и освоения песенного репертуара, пока это только «накопление» слухового материала, позволяющее в дальнейшем осознать сложные ладовые процессы, происходящие в миноре.
В прохождении тональностей следует придерживаться двух направлений: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знакомятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор.
Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма — наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.
Понятийное содержание
Звуки высокие, низкие, средние. Регистры
Клавиатура, клавиши. Октавы.
Нотоносец. Ноты.
Ключи: скрипичный, басовый.
Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар.
Лады: мажор, минор.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы.
Звукоряд, тональность. Ключевые знаки.
Гамма, ступени. Тоника, вводные звуки.
Устойчивые ступени. Опевание.
Устойчивое, неустойчивое окончание фраз.
Трезвучие мажорное, минорное.
Унисон, интервал, аккорд.
Интервалы: Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.
Формы работы
1. Пение приветственных песенок-распевок.
2. Пение песни со словами a cappella, или с гармонической поддержкой педагога.
3. Пение песенок-попевок: интонация на одном, двух соседних звуках, I-II-III, III-II-I, I-III, III-I, IV-III-II-I, III-IV-III-I, I-II-III-IV-V, V-IV-III-II-I.
4. Пение интонации тон и полутон.
5. Пение «лого-песенок» с повторяющимися мотивами.
6. Пение песен с гармонической поддержкой педагога.
7. Пение «интервальных песенок» (мелодии со словами на данный интервал)
8. Пение песни с пропеванием некоторых мелодических элементов «про себя».
9. Пение песни по фразам «цепочкой».
10. Пение песни с прохлопыванием ритмического рисунка (ритм-слоги), с отстукиванием метрических долей, с дирижированием.
11. Подбор короткой песенки-попевки на фортепиано от разных звуков и пение ее со словами или с названием нот.
12. Сольфеджирование песни по нотной записи.
13. Транспонирование песенок-попевок в тональностях до, ре, фа, соль мажор.
14. Определение пройденных песен по ручным знакам, по наглядным пособиям: «Столбица», «Лесенка».
15. Интонирование звукоряда мажорных гамм: до мажор, ре мажор.
16. Интонирование следующих ладовых оборотов: движение по устойчивым звукам, опевание устойчивых звуков, вводные звуки; тоны и полутоны; восходящее и нисходящее движение в объеме тонической квинты с прилегающей VI ступенью; верхний, нижний тетрахорды; повторность звука, скачки с V СТ. на I ст. вверх и вниз.
17. Пение интервалов в ладу: терции от I и III ст.; кварта от V ст., квинта от I ст., секста — от III и V ст.
18. Пение гаммы с пропуском одного-двух звуков; определение на слух пропущенного звука.
19. Допевание до тоники:
- пение «дорожек домой» от V ст. вверх и вниз: по ручным знакам, по «Лестнице», «Столбице»;
- сочинение ответных построений и пение их со словами.
20. Пение песни со своим аккомпанементом:
- выдержанной тонической квинтой;
- интервалами, в которые входят устойчивые ступени лада;
- тонико-доминантовыми басами.
21. Пение мини-канонов по группам с поддержкой педагога.
Воспитание чувства метроритма
Методические рекомендации
Организация во времени - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения детей музыке.
Развитию чувства метроритма необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами.
Процесс формирования и развития этой музыкальной способности включает в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей.
Восприятие музыкального ритма – активный слуходвигательный процесс. И очень важно, чтобы первоначальное восприятие музыки вызывало у детей двигательные реакции.
Следует начинать изучение соотношения длительностей не с арифметического расчета, а с представления об их временной взаимосвязи и связи с движением: четвертная длительность - шаг, восьмые - бег, половинная — остановка. В названии длительностей желательно использовать ритмослоги: «ти-ти» («бе-гом») - восьмые, «та» («шаг») - четвертная, «ту» («стой») - половинная, при этом обозначать длительности условными движениями («умными» ладошками): восьмые — хлопки в ладошки, четвертные — ладошки на стол или движение сверху вниз ребром ладони, половинные - ручки на пояс. Вводить понятия «четверть», «восьмая», «половинная» следует лишь тогда, когда дети будут свободно ощущать временную соразмерность звуков.
При письме ритма на начальном этапе целесообразно использовать графическую запись палочками: короткие палочки соответствуют восьмым, длинные — четвертным нотам.
Также важным является рассматривание ритма внутри определенного метра, а не как расплывчатое, не обусловленное музыкальным смыслом, чередование музыкальных звуков определенной длительности; в ритмическом задании должно присутствовать ощущение метра как внутренней пружины, направляющей течение музыки от одной сильной доли к другой.
Для развития чувства метра можно использовать равномерное движение: хождение под песню, под инструментальное музыкальное произведение; подражательные движения, которые дети делают во время игры. Важное условие: метр необходимо отбивать, (отхлопывать) без остановок, без каких-либо отклонений от темпа.
Ритмическим занятиям легче всего придавать форму игры, и привлекать к ней всех без исключения детей.
Уже с первых шагов необходимо воспитывать у ученика умение охватить взором ритмическую фразу в целом и научить осознавать ее внутреннюю структуру, начиная с наиболее простых построений и постепенно продвигаясь к более сложным.
Ритмируя слова, мы начинаем изучение соотношения длительностей:
«Сказка про льва» иллюстрирует ритмические группы в двудольном размере: ЛЕ-ЕВ - половинная, БЕ-ЛОЧ-КА – четверть и две восьмые, КРО-КО-ДИЛ - две восьмые и четверть, ПО-РО-СЕ-НОК – четыре восьмые, Ё-ЖИК – две четвертных ноты.
Далее это могут быть знакомые детям стихи, которые они читают, «проговаривая» ручками или ножками ритмический рисунок (ровное движение восьмыми и остановка в конце фразы):
«Наша Таня громко плачет...»,
« Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…»,
«Гуси, гуси, га-га-га…».
Затем песни, содержащие ритмическое движение только из восьмых и четвертей в размере 2/4:
песня-игра «Гости » К.Орф,
В.Калинников «Тень-тень»,
Украинская народная песня «Весёлые гуси»,
Французская народная песня «Большой олень»,
Т.Потапенко «Грибы»,
А.Филиппенко «Две лягушки»,
А.Филлипенко «Весёлый музыкант»,
Благ «Танец»,
Котляревский «Весёлый жук».
Только когда дети смогут свободно, уверенно и выразительно отхлопывать, узнавать, выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песен, состоящий из восьмых и четвертей, можно ставить перед ними новую задачу осознания ритмических закономерностей.
Новая половинная длительность:
«Маляр» Лещинской,
«Уточка» Арцибашевой;
Затакт:
считалка «Серый волк пришел из сказки»,
«Зимняя пляска» Старокадомского;
Шестнадцатые:
«Соловейко» Филиппенко,
«Часы» Метлова,
«Котята» Чичкова;
Пауза:
«Две лошадки» Лешинской,
«На лошадке» Лепина.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку - карточки ритмов, схемы, так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма.
Очень важно с первых шагов развивать в детях навык внутренней ритмической настройки перед исполнением; они должны уметь заранее представить темп и размер произведения, ведь именно темп является тем элементарным выразительным средством, определяющим характер музыкального произведения, его жанровый признак.
Вначале настройку дает педагог, дирижируя или отхлопывая метрические доли; впоследствии дети должны суметь самостоятельно настроиться, учитывая характер исполняемого произведения.
Для более и тонкого восприятия музыки необходимо воспитывать в детях умение следить за агогическими оттенками.
Следует избегать простукивания, отхлопывания ритма невыразительно, всегда в одном «ускоренном» темпе. Необходимо также пробуждать в детях творческое начало, давая задания импровизационного характера: ритмический аккомпанемент, импровизация ритмического рисунка на заданный текст.
Понятийное содержание
Длительности: половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая.
Темп, доли, равномерная пульсация, сильная слабая доли, акцент.
Такт, тактовая черта, затакт. Двудольный и трехдольный размеры.
Паузы: четверть и восьмая.
Дирижирование в размере 2/4, 3/4.
Ритмический рисунок, фермата.
Формы работы
1. Отхлопать метрические доли в прослушанном музыкальном произведении (размеры 2/4, 3/4):
- всем классом;
- одна группа отхлопывает только сильные доли, другая — все доли;
- одна группа отхлопывает доли, а другая — ритмический рисунок.
В этих упражнениях можно использовать инструменты детского шумового оркестра.
2. Дирижируя на 2/4 и на 3/4 или отмечая метрические доли, проговаривать ритмослогами ритмический рисунок.
3. Одной рукой отстукивать метрические доли, а другой рукой — ритмический рисунок.
4. Повторить ритмический рисунок целиком или по фразам:
- хлопками или «умными» ладошками (условными движениями): четвертная длительность- удар ладошкой по столу, восьмые - хлопки в ладоши, половинная - руки на пояс;
- ритмслогами.
5. Узнать песню по ритмическому рисунку:
- записанному на доске;
- выложенному ритмическими карточками;
- прохлопанному преподавателем или одним из детей.
6. Проанализировать ритмический рисунок песни:
- записать или выложить карточками ритмический рисунок песни;
Первоначально используются карточки одного цвета. На более позднем этапе, когда будет наработано ощущение сильной доли, можно использовать карточки, на которых сильная доля отмечена другим цветом.
- исправить «ошибки» в записанном ритмическом рисунке, сделанные преподавателем.
7. Ритмическое «эхо». Повторить по фразам прослушанное музыкальное произведение «умными» ладошками, проговаривая ритмослоги всей группой или «цепочкой» — группами детей поочередно. Эту форму работы можно превратить в игру; ребенок, неправильно выполнивший задание, выбывает из игры — садится на стул («камешек») или встает («столбик»).
8. Игра «Повторяй-ка». Повторить ритмический рисунок музыкальной фразы (2 такта в размере 2/4), суметь записать его по памяти или выложить ритмическими карточками (устный диктант).
9. Определить размер в прослушанном музыкальном произведении. Игра «Капельки»: сильную долю дети фиксируют хлопками в ладоши, слабые доли «капают» указательным пальцем руки.
10. Сопоставление двудольных и трехдольных размеров.
11. Сопоставление длительностей, звучащих одновременно в разных голосах.
- класс разделить на две группы: одна группа исполняет четверти, другая — восьмые;
- в прослушанном музыкальном произведении обратить внимание детей на 2 голоса: верхний — восьмые, нижний — четверти (например, Гендель «Пассакалия»). Затем дети слушают это произведение и «умными» ладошками отхлопывают: одна группа — четверти, другая — восьмые;