Методический доклад "Музыкальные игры в работе с детьми"
Роль урока в музыкальных школах на первом этапе – как урока творчества…. А творчество невозможно без игры…Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. Играя с ребенком, вы закладываете основу взаимного понимания и любви. Это чрезвычайно важно для всей дальнейшей жизни, поэтому, чем разнообразнее и интереснее будет ваш общий семейный досуг – тем лучше. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. В данном материале представлены возрастные рекомендации для родителей и педагогов, с чего начинать приобщение малышей к миру музыки. Возраст с 3-х лет. Так же приведены игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала, игры для развития чувства ритма, игры для развития тембрового слуха. Четко расписаны игровые материалы и ход игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_v_rabote_s_detmi.doc | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Составила - преподаватель теоретических дисциплин музыкальной школы Пешкова Людмила Алексеевна.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Мир искусства со всем его многообразием видов необыкновенно близок детям. Это понимаешь, наблюдая за крохой, который с воодушевлением рисует пальчиковыми красками свои первые рисунки, наблюдая детей в кукольном театре и их неописуемый восторг при появлении на сцене любимого героя. Ну а мир музыкальных звуков влияет на детей совершенно особенно: он способен успокоить младенца, привлечь внимание непоседы, или развеять грусть.
Творческие эксперименты дети начинают уже к первому году жизни, а к двум-трем годам уже могут нарисовать элементарные фигуры: солнышко, траву, дождик. В этот же период проявляются и музыкальные способности. Чем раньше эти способности будут замечены и поддержаны – тем лучше и интереснее будет их реализация на протяжении жизни. Поэтому первые элементарные игры, которые ему предлагает мама, или педагог в школе раннего развития играют важнейшую функцию: это основа на пути к любой специализации. В дальнейшем талантливый педагог применит знания, полученные в игре, для обучения на более высоком уровне.
Серьезные занятия музыкой также могут быть увлекательными, но не стоит навязывать их ребенку, если он еще не готов. Играя с ребенком, вы закладываете основу взаимного понимания и любви. Это чрезвычайно важно для всей дальнейшей жизни, поэтому, чем разнообразнее и интереснее будет ваш общий семейный досуг – тем лучше. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.
В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Можно с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей или преподавателя. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, "Спектральная сюита" Стива Халперна, "Вечерняя серенада" Шуберта, "Песня Сольвейг" Грига. Нам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20—30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую -
"Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно...". Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет. В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.
5-6 лет — все "по-взрослому"
В возрасте 5—6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению. Можно организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы. Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние.
Для 5—б летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар: при переутомлении—"Утро" Грига, "Полонез" Огинского; при плохом настроении — "К радости" Бетховена,"Аве Мария" Шуберта; при выраженной раздражительности – "Хор пилигримов" Вагнера,"Сентиментальный вальс" Чайковского; при снижении внимания — "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Грезы" Шумана.
Приведу пример игровых занятий с начинающими музыкантами.
Нарушенный звукоряд
Возраст: от 3 лет.
Сыграйте подряд три-четыре белых клавиши на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте еще раз тот же звукоряд, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш нажмите черную. Когда ребенок повернется обратно, не забудьте подсказать ему, с какой ноты надо начинать. Пусть ребенок сыграет первоначальный звукоряд и угадает, какую из нот вы заменили. Постепенно дойдите до звукоряда из 7-8 нот. Играйте в разных местах клавиатуры.
Исполни выше или ниже образца
Возраст: от 3 лет.
Объясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно "показать" это, используя инструмент.
Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки (говоря непрофессиональным языком - с правого и левого края клавиатуры). И говорите ребенку - этот звук высокий или низкий. Для яркости, назовите высокий звук еще как-нибудь, например, тоненький, писклявый, сравните с кем-нибудь из живых существ, с птичкой или мышкой. Про низкие звуки можно придумать другие сравнения, медведь ревет или пароход гудит.
Когда ребенок хоть немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала "в открытую", то есть ребенок видит, какую клавишу вы нажали.
Потом пометьте несколько клавиш на инструменте. Ребенок отворачивается, вы нажимаете одну из них, от поворачивается и выполняет задание. Затем выделяете не несколько клавиш, а некоторый диапазон, как и в игре "Угадываем клавиши".
Затем пробуйте играть со всей клавиатурой "не глядя", то есть ребенок не должен видеть, какую клавишу вы нажали, и не иметь никаких подсказок.
Не сбейся
Возраст: от 4 лет.
Еще одна игра с клавиатурой пианино.
Нажимайте клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, первую клавишу вы нажимаете один раз, следующую два раза, затем следующую снова один раз, затем два и так далее.
Ребенок должен продолжить этот "рисунок" до конца всей клавиатуры не сбившись.
"Рисунок" может быть с "возвращениями". Нажимаем подряд три клавиши, одну назад. Начинаем с той, на которой остановились - и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо. Только играете на пианино. Ребенок должен "уловить" рисунок самостоятельно.
Если сложные задания не получаются, вернитесь к более простым, или отложите игру на несколько месяцев.
А вот несколько игр, которые можно применять на сольфеджио в подготовительном и первом классах. Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать звук.
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола).
Ход игры. Преподаватель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.
Музыкально-дидактическая игра «Нам игрушки принесли» помогает ребятам закрепить знания о музыкальных игрушках.
Игровой материал. Дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка. Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.
За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.
Дети хорошо различают звучание знакомых инструментов: металлофона, бубна, барабана, колокольчика. Для закрепления знаний, полученных в процессе занятий, мы проводим музыкально-дидактическую игру «Колпачки».
Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, колокольчик. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Преподаватель вызывает к столу ребенка, предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
Игра на музыкальных инструментах во время занятий делает их не только интересными, но и открывает широкие возможности к самостоятельной деятельности детей. Так, музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» впервые обыгрывалась на занятии, затем была включена в сценарий праздника.
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны, треугольники и т. д.), большая коробка. Ход игры. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом приводилось на музыкальном занятии). Все по очереди играют на этих музыкальных инструментах так, как им хочется.
Для развития тембрового слуха обращаемся к музыкально-дидактической игре «Определи инструмент». Дети не только определяют знакомые инструменты на слух, но и закрепляют навыки игры, исполняя на них несложные попевки, песенки. Игру можно включать в занятия, проводить в свободное от занятий время, а также во время развлечений.
На уроках продолжаем использовать колокольчики разного звучания, помогающие развивать у детей слух. Лучше если есть несколько наборов «валдайских колокольчиков». Дети любят отгадывать, какой из колокольчиков звенит.
Один ребенок находится за ширмой и звенит одним из колокольчиков. Дети, у которых стоят точно такие же наборы колокольчиков, находят нужный по звучанию. Можно использовать и несколько колокольчиков, прикрепленных на стойку. В данном случае звук извлекается путем касания его металлической палочкой (язычки внутри таких колокольчиков вынимаем). Дети с удовольствием играют в музыкально-дидактическую игру, используя попевку «Бубенчики».
Игровые приемы и применение игрушек помогают вызвать у каждого ребенка живой интерес к предстоящим действиям. Например, предлагая детям угадать, про кого они будут петь песню, педагог показывает несколько игрушек, в том числе и ту, о которой поется в песне. Или, предлагая узнать мелодию, исполняет ее на разных музыкальных инструментах.
Для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала
«Где мои детки?»
Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках нарисованы: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко - ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
«Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
«Птицы и птенчики»
Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика.
Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
«Курица и цыплята»
Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).
Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко -ко - ко».
«Угадай-ка»
Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
«Кто в домике живет?»
Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки,, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например , звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.
Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки, и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.
«Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
«В лесу»
Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим, как бы создается объемность, и кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек). Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.
«Буратино»
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются кар точки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза. Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.
Игры для развития чувства ритма
«Прогулка»
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком. В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
«К нам гости пришли»
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.
«Что делают дети?»
Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.
Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.
«Зайцы»
Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна, в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут», рис. 13).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.
Игры для развития тембрового слуха
«Нам игрушки принесли»
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко робка.
Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.
«Колпачки»
Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, дет ские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.
Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему по вернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.Игра проводится в свободное от занятий время.
«Наш оркестр»
Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.
Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы
Роль урока в музыкальных школах на первом этапе – как урока творчества…. А творчество невозможно без игры…Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.