Нетрадиционные формы обучения на уроках фортепиано
Существуют различные формы урока: традиционный и нетрадиционный.
Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными.
В своей практике я часто использую форму нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя – урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок- в глубины моря-океана, урок- ритмы джаза, урок- музыка дождя, урок- послушаем птиц; урок- звуки осени, урок- звуки зимы, урок- звуки весны , урок- звуки лета, урок- музыка везде, урок- музыка народов мира, урок- народное творчество в звуках и ритмах, урок- легенды и мифы, урок- консультация, урок- взаимообучения, проблемный урок и т.д..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_obucheniya_na_urokah_fortepiano.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
преподаватель по классу
специального фортепиано
Викольская О.В.
Королев, 2016 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Формы урока: традиционный и нетрадиционный 4
Глава 2. Группы и виды урока 5
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Введение
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период обучения игре на фортепиано зависит от природных способностей ученика и представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В освоении: нотной грамоты, организации пианистического аппарата, развития чувства ритма, образно-ассоциативного и художественного мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению нетрадиционных форм обучения в свою практику, чтобы усилить интерес к музыкальным занятиям.
В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является урок (законченный, оформленный во времени и организации элемент учебного процесса).
Глава 1. Формы урока: традиционный и нетрадиционный
Существуют различные формы урока: традиционный и нетрадиционный.
Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными.
В своей практике я часто использую форму нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя – урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок- в глубины моря-океана, урок- ритмы джаза, урок- музыка дождя, урок- послушаем птиц; урок- звуки осени, урок- звуки зимы, урок- звуки весны , урок- звуки лета, урок- музыка везде, урок- музыка народов мира, урок- народное творчество в звуках и ритмах, урок- легенды и мифы, урок- консультация, урок- взаимообучения, проблемный урок и т.д..
Глава 2. Группы и виды урока
Группы урока:
– статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль,…)
– статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие,…)
– динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное творчество, экскурсия в различные музеи мира,…).
В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с учениками и их родителями.
Виды урока:
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов.
Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи).
Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов.
Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений.
Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу.
Урок-прогулка – путешествуем по парку, слушаем шум ветра, пение птиц, - звуки природы.
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику.
Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).
Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.
Урок-«погружение» - изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами и т.д….
Заключение
В своей преподавательской практике я применяю индивидуальные и коллективные формы обучения. Фортепианный урок проводится в индивидуальной форме с каждым учащимся. Он включает в себя работу над репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой исполнения и т.д. Используя групповые формы организации урока, я включаю в урок-игру, урок-конкурс, урок-фантазию, урок-сюрприз и др.. Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках-зачетах, уроках - тематических вечерах, уроках-концертах, уроках-конкурсах и т.д.
Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что использование нетрадиционных форм обучения в классе фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество педагога и учащегося, служат совместным представлением, увлекательным исследованием, поиском гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, что способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих музыкантов. В этом- ЖИЗНЬ будущего огромного МИРА МУЗЫКИ. Мир прекрасен…,- изучайте его, творите, увлекайтесь, познавайте…
Список использованной литературы
1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.
2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.
5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.
6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.