Литературно - музыкальная композиция "Вечер русского романса "Пока горит свеча"

Егорова Людмила Николаевна
Данная композиция знакомит с историей русского романса. Знакомит с шедеврами русского романса, с авторами - создателями романсов, авторами стихов, которые легли в основу романсов. Помогает почувствовать эмоциональность, душевность, волнительность стихов и музыки романса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_russkogo_romansa.docx22.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Моркинская средняя общеобразовательная школа №6»

Литературно – музыкальная композиция

Вечер русского романса

«Пока горит свеча»

Автор – составитель

Учитель музыки высшей категории

МОУ «Моркинская средняя

общеобразовательная школа №6»

Егорова Людмила Николаевна

Цель:

  Воспитание чувства  прекрасного, бережного отношения к музыке прошлого.

Задачи:

   1. Дать представление о романсе, как о вокальной музыке;

   2. Познакомить с историей русского городского романса;

   3. Продолжать развивать вкус к хорошей музыке;

Оборудование:

  Проектор,  компьютер, аудиозаписи, портреты русских композиторов, поэтов, женщин, подсвечники, свечи, гитара, скрипка, афиша, живые цветы.

Участники, действующие лица:

Сценарий предназначен для обучающихся 8-11 классов, которые могут быть и слушателями и участниками мероприятия.

В качестве исполнителей музыкальных номеров можно привлекать обучающихся , занимающихся в вокальных кружках

Ход занятия:

Ведущий: (на фоне музыки Д. Шостаковича «Романс»):

   - Как часто,  в концертных залах, на радио, телевидении, в записи, в домашнем музицировании,  мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодией, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому их сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких о раздумьях.

 Эти произведения называются  романсами.

Слушание: Романс «Утро туманное».

Ведущий:

    -  Эти произведения в научной классификации относятся к камерно- вокальному творчеству (пояснить значение слов «камерный», «вокальный») и представляют собой вокальную пьесу с инструментальным сопровождением. Часто романсы исполняются в сопровождении гитары, фортепиано и в сопровождении трио (фортепиано, скрипка, виолончель) арфы, небольшого ансамбля инструментов.

      В «Путеводителе по концертам» академик Б. Асафьев характеризует романс, как усложненный вид «комнатной», «домашней», салонной песни. Песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – личных душевных настроений, и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией. Романсы пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить с возможно большей  чуткостью замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.

Слушание. Романс «Жаворонок».

Ведущий:

     -  История  романса началась с искусства  странствующих поэтов – певцов. Родиной романса является Испания. Там в 17-19 веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодичных напевов, мимического танца. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке.  Отсюда и название  «романс».  В 19 веке с развитием лирической, особенно придворной поэзии в Испании издавались первые сборники романсов, с названием «романсаро»

      Со временем романс, сближаясь с народным искусством, обретал более свободные черты, но сохранял специфику жанра, отличаясь от народной песни тем, что песню мог исполнить как солист, так и хор, с инструментальным  сопровождением либо без. Романс исполнялся одним, либо реже двумя певцами, обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была виуэла, в народе - испанская гитара.

      В странах Западной Европы романс проник в начале как жанр литературный, поэтический, позже как музыкальный.

      В  русской музыке жанр романса появился в 18 веке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства.

Слушание. Романс «Темно- вишневая шаль»

Ведущий:

    -  Романс с самого начала развивался по нескольким направлениям. Главные из них: романс, создаваемый композиторами – профессионалами на стихи поэтов, и романс, создаваемый любителями, музыкально- одаренными людьми.

      Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов 19 века,  до этого романсы создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников, например музыка одного из первых сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником Григорием Тепловым.

      Своим происхождением романс обязан русской народной песне. В результате слияния русской народной песни с музыкой города образовался своеобразный сплав городского русского, или кА часто называют «бытового», позже «мещанского», и за ярко выраженный мелодраматизм «жестокого»  романса.

   

    Слушание. Романс «Только раз …»

Ведущий:

      Бытовой романс внес свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств  в русское вокальное искусство. Русские бытовые романсы и песни разделились на два эмоциональных потока: с одной стороны: это душевные страдания, ревность, тоска, безысходность, с другой – безудержное веселье, ухарство, беспечность, своеобразное «трын – трава»; чаще всего таковыми были, так называемые «цыганские»  романсы, хотя фактически они не являлись таковыми. Название это связано с появлением цыганского хора выписанного графом Орловым в последней четверти  18 века из Молдавии цыганского  хора, пение которого ему очень понравилось. Своих, лирических красивы песен они имели очень мало, поэтому стали исполнять песни русских авторов и делали это настолько мастерски, зажигательно, проникновенно, что многие воспринимали их за цыганские.

Слушание. Романс «Дорогой длинною»

Ведущий:

      - Бытовой романс – это и документальная повесть. Слущая их,  мы многое узнаем о жизни, мыслях, чувствах и надеждах людей. Я предлагаю вам посмотреть небольшую историю любви, каковые ложились в основу тех самых «жестоких» романсов.

Инсценировка (под музыку «Ромео и Джульетта»)

Автор:

Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. Она – бедная французская продавщица в модном магазине – Полина Гебль. Он- красавец кавалергард Иван Анненков. Такая между ними пропасть. Не раз в мечтах Ивана Александровича он вместе со своей Полюшкой открывал бал полонезом. Пусть  этот танец будет исполнением мечты.

  Танец «Полонез»

(Исполняют исполнители роли Полины Гебль, Ивана Аннекова)

Она:

 - Однажды вечером он пришел ко мне совершенно расстроенным. Он твердил мне про свою любовь, и я чувствовала тем женским инстинктом, что он говорил искренне. Наконец я поняла, что для меня уже невозможно счастья без него. Расстаться с ним уже невозможно. Расстаться с ним не достало духа.

Он: Иван Александрович и Полина не были обвенчаны, но это было их свадебное путешествие. Они не замечали ничего вокруг. Они видели только друг друга…

 А дальше было 4 декабря 1825 года. Сенатская площадь. Петропавловская крепость. Кандалы. Сибирь…

Она: Я написала царю…»как милость прошу вашего разрешения разделить ссылку своего гражданского супруга. Я всецело жертвую собой ради человека, без которого не смогу  дальше жить».

Он: Церковь была темна, у окон теплилась лампада… К приезду невесты у церкви собралось много народу. И вдруг… Казалось, замерли, упали на землю, рассыпались, как схваченные морозом листья, все слова, все звуки, кроме одного, звона кандалов: под конвоем вели жениха и свидетелей. Молча расступились люди, отстали солдаты, на паперти церкви, у самого входа, с них сняли оковы.

Она: Церемония продолжалась недолго, священник торопился, певчих не было. По окончании всем троим надели оковы и отвели в острог…( уходят молча, склонив головы)

Слушание. Романс «Гори, гори , моя звезда»

Ведущий:

  -   Имена Алябьева, Варламова,  Гурилева,  Булахова и других композиторов, создававшие яркие образцы русского бытового романса 19 века живут в истории русской музыки, их песни и романсы живут до сих пор, ибо истинное искусство не во времени, а вечно, потомучто они помогают людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.

   Любительское творчество одна из граней, все же высшая форма русского романса – это классическая. И среди творцов, создатели основ русской национальной музыкальной культуры: М. Глинка, С. Рахманинов, Сю. Даргомыжский, П. Чайковский и многие другие, создававшие на стихи Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Фэта.

Монолог «Пушкин и романс» (исполняют 2 чтеца).

1.Чтец:

- В нескольких верстах от Михайловского было имение местных помещиков  Осиповых – Вульф. Владелица поместья Прасковья Александра Осипова (по первому мужу Вульф) жила с детьми и племянниками в просторном уютном доме. Сюда часто по вечерам приезжал Александр Сергеевич Пушкин. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса… центром этих собраний был Пушкин. Он устраивался на диван в углу и готовился слушать музыку. Кто-то снимал со стены гитару, начиная ее настраивать, кто-то садился к роялю, перебирая  лежавшие на нем ноты, находил что-то интересное и предлагал гитаристу: «Споем романс…».

     В то время был очень популярен романс на стихи поэта И. Козлова «Ночь весенняя дышала». Эти стихи в уютном сельском имении распевали на итальянскую мелодию. На эти же стихи М. Глинка написал романс «Венецианская ночь»

 

Слушание. Романс «Венецианская ночь»

2. Чтец:

«Скажи от меня Козлову, - писал А. Пушкин поэту А. Плетневу, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поет его «венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива.

   А прелесть эта была Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил замечательное стихотворение «Я помню чудное мгновение…»

Исполнение чтецом стихотворения «Я помню чудное мгновение»

Ведущий:

     - А.С. Пушкин посвятил свое стихотворение Анне Керн, а в 1825 году М.И. Глинка пленившись красотой и очарованием дочери А.П. Керн – Екатерины, пишет  свой знаменитый одноименный романс. И еще красивее зазвучал поэтический текст бережно обомленный музыкальным языком.

Слушание. Романс «Я помню чудное мгновение» (в аудиозаписи).

Ведущий:

       - Как  бы масштабно не развивалось творчество композиторов – классиков, в его замыслах, кА правило всегда находилось место и для романса. Ведь романс – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Слушание. Романс С. Рахманинова «Сирень»

      - В одной из телепередач, посвященных русскому поэту Сергею Есенину, его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером сидели они за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Эти стихи положил на свою музыку А.Эшпай.

Слушание. Романс «Отговорила роща золотая»

 Ведущий:

     - Романс всегда современен. Каждое новое поколение создает свои новеллы, драмы, рассказы, передавая их в романсах. А мы, слушая их, и не важно,  созданы они 100 лет назад или сегодня,  невольно испытываем чувства, некогда владевшие композиторами. Образы их музыки увлекают нас, и в этом особенность романса – быть всегда правдивым, нести в себе радости и печали, страсти и горечи переживаний своих создателей. И каждый раз с оттенком личного сопереживания быть воссозданным певцом.

         Я знаю,  пока  мы живем, нас переполняют самые разные чувства. Поделитесь своими чувствами, разделяйте их с романсами, ведь пока не меркнет свет, пока горит свеча,   у нас есть надежда.

Слушание. Романс  «Свечи» М. Звездинского. 

Бывают дни, когда опустишь руки,

И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

И никого помочь мне не просил.

И пусть сегодня дней осталось мало,

И выпал снег, а кровь не горяча,

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет,

Пока горит свеча.