«Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности»

Буланцева Екатерина Константиновна

Проект  "Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности"  разработан и реализован на базе МБОУ ДОД "ДШИ" г. Удачного. На базе школы создан вокально-хоровой ансамбль "Гармония".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Проект

Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности

Преподаватель хоровых дисциплин:

Буланцева Екатерина Константиновна

Удачный, 2015

Оглавление

Введение...................................................................................................

3

  1. Цели и задачи проекта............................................................................

5

  1. Характеристика проекта.........................................................................

6

  1. Методы реализации проекта..................................................................

7

  1. Поэтапный план реализации проекта...................................................

9

  1. Анализ реализации проекта...................................................................

11

Приложение

Введение

В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Творчество — это новые идей, новый опыт, новые перспективы.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно прекрасному, в самом широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало и воспитывает искусство в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.

 В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества.

Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности школьников: и во время  танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.

Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.

Актуальность данного проекта несомненна, поскольку вокально-хоровая деятельность — это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребёнка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.

Цели и задачи проекта

Цель: развить высокую творческую активность учащихся посредством вокально-хоровой деятельности.

Исходя из основной цели проекта, выдвигаются следующие задачи его реализации:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • формирование интереса к вокально-хоровому искусству;
  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • формирование потребности систематического, коллективного музицирования;
  • воспитание в хоре стремления к профессиональному исполнению хоровых и сольных произведений;
  • выявление  лучших физических и человеческих качеств каждого ученика;
  • приобретение обучающимися опыта публичных выступлений;

                                                                                                                                       

Характеристика проекта

  1. Целевая группа проекта: учащиеся 1-11 классов, воспитанники школ города.
  2. Место реализации проекта: МБОУ ДОД город Удачный.
  3. Сроки реализации проекта: 1 год.
  4. Этапы реализации:

Подготовительный — сентябрь-октябрь 2014 года;

Основной — ноябрь 2014 года — апрель 2015 года;

Заключительный — май 2015 года

  1. Ожидаемый результат:
  • включений учащихся в активную творческую деятельность;
  • умение работать в коллективе, с коллективом;
  • умение организовать своё время;
  • самоосознание себя как уникальной личности;
  • обретение внутренней свободы;
  • расширение музыкального кругозора;
  • накопление опыта проведения совместных мероприятий с другими учреждениями и организациями, занимающимися вопросами вокально-хорового воспитания;
  • участие в концертах, фестивалях, конкурсах, поездках, творческих встречах.

Методы реализации проекта

Для достижения поставленной цели и реализации задач проекта используются следующие методы обучения:

  1. словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  2. наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  3. практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  4. прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  5. применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Описание  условий для успешной реализации проекта

Для реализации проекта созданы следующие условия, которые включают в себя:

  • грамотно подобраны методы и приемы, развивающие атрибуты для занятий;
  • индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические  особенности)
  • игровой характер занятий,  упражнений;  
  • наличие интересных музыкально-дидактических  игр;
  • хорошая звуковоспроизводящая аппаратура;
  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Поэтапный план реализации проекта

Подготовительный этап реализации проекта:

  • организация занятий вокально-хоровых коллективов (младший хор, средний хор, старший хор, хор преподавателей);
  • формирование школьного вокально-хорового коллектива «Гармония»;
  • распределение участников хоровых коллективов на партии (сопрано, альты);
  • выявление одаренные учащихся, для индивидуальных занятий вокалом;
  • подбор методических приемов для распевания учащихся разных возрастных групп;  
  • вокальный репертуар подбирается с учётом технической, физической и психологической готовности каждого обучающегося. Работа начинается с анализа  вокальных произведений с точки зрения их образности, доступности содержания, последовательности формирования вокально-хоровых умений и навыков, намечаются конкретные методы и приемы работы с каждым учеником;
  • установление режима работы;
  • разучивание репертуара

Основной этап реализации проекта:

  • усовершенствование певческих навыков (распевание, расширение диапазона, упражнения на дыхание, работа над дикцией, артикуляцией);
  • коллективная работа в создании художественного образа произведений;
  • занятия с элементами театрализации;
  • подготовка  к  концертным  выступлениям;
  • посещение  учреждений  культуры;
  • участие  обучающихся  в  концертах, фестивалях, конкурсах, поездках, творческих встречах и культурно-просветительской  деятельности  образовательного учреждения;  
  • проведение совместных мероприятий с образовательными  учреждениями города;

Заключительный этап реализации проекта:

  • участие в отчётном концерте;
  • подведение итогов;
  • профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;

Анализ реализации проекта

В результате выполнения проекта проведена активная творческая деятельность. Созданы вокально-хоровые коллективы: ансамбль «Гармония», младший хор, средний хор, старший хор, хор преподавателей. Есть постоянно действующие творческие коллективы, а есть группы сменного состава, которые возникают при подготовке тех или иных мероприятий. Наиболее одаренные учащиеся занимаются вокалом индивидуально: Сурикова В., Билалова Р., Ямпольская М., Вододюк Д., Бочкова С., Соколова Е., Кукса Н., Павленко М., Михайлова А. Таким образом, на сегодняшний день вокально-хоровой работой охвачено около 200 учащихся.

На протяжении года вокально-хоровые коллективы активно участвуют в жизни школ и города, в концертных программах областных и российских мероприятий:

  1. «День музыки», «День первоклассника», «Вальс о вальсе», «День открытых дверей», «Выпускной вечер».
  2. Проведено совместное мероприятие с МБОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой»,  —  «70-летию победы посещается».
  3. Приняли участие в городском мероприятии совместно с детскими садами - «Путешествие в прекрасное»
  4. Организован вокально-хоровой концерт «Весенняя капель», с участием всех хоровых коллективов детской музыкальной школы.

Что позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся.

Показателем позитивной динамики наших достижений, разумеется, являются победы учеников в творческих вокальных конкурсах разного уровня:

  1. Всероссийский конкурс «Весенняя капель» - 2015» в рамках Международного  фестиваля «Золотая Пальмира» г. Санкт-Петербург:

- Лауреат I степени – Сурикова Варвара;

- Дипломант III степени – Билалова Римма.

  1. Международный музыкальный интернет-конкурс «INTERNET  MUSIC COMPETITION-2015», Serbian:

- Дипломант II степени – Вододюк Дарья;

- Дипломант – Билалова Римма;

- Дипломант – Сурикова Варвара.

  1. Районный вокальный фестиваль-конкурс «Надежды АЛРОСА»,                  п. Айхал:

- Диплом I – степени ансамбль «Гармония»;

- Дипломант I степени – Сурикова Варвара;

- Дипломант II степени – Билалова Римма;

- Дипломант III степени – Ямпольская Мария;

- Диплом «Надежда АЛРОСА» – Вододюк Дарья.

Анализируя ход выполнения проекта и конечные результаты можно прийти к выводу, что программа в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи.

 Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности,  формирует свою индивидуальность.