«Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности»
Проект "Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности" разработан и реализован на базе МБОУ ДОД "ДШИ" г. Удачного. На базе школы создан вокально-хоровой ансамбль "Гармония".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
Проект
Развитие творческих способностей учащихся средствами вокально-хоровой деятельности
Преподаватель хоровых дисциплин: Буланцева Екатерина Константиновна |
Удачный, 2015
Оглавление
Введение................................................................................................... | 3 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
| 9 |
| 11 |
Приложение
Введение
В сегодняшнем обществе способность творить расценивается выше знаний и умений. Творчество — это новые идей, новый опыт, новые перспективы.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно прекрасному, в самом широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало и воспитывает искусство в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.
В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества.
Творческие способности развиваются во время всей музыкальной деятельности школьников: и во время танцевальных импровизаций, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и, конечно же, во время пения.
Я думаю, что вокально-хоровая деятельность – благодатная почва для активизации творческого потенциала детей.
Актуальность данного проекта несомненна, поскольку вокально-хоровая деятельность — это не только развитие музыкальных способностей, активизация творческого потенциала, но и общее развитие ребёнка. Так, формируется эмоциональная сфера; развивается воображение, внимание, воля, фантазия, мышление; совершенствуется память обостряется восприятие. Развивается чувство красоты, укрепляется и углубляется интерес к творческой деятельности, расширяется инициатива. Воспитывается активность, самостоятельность, стремление довести дело до конца.
Цели и задачи проекта
Цель: развить высокую творческую активность учащихся посредством вокально-хоровой деятельности.
Исходя из основной цели проекта, выдвигаются следующие задачи его реализации:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- формирование интереса к вокально-хоровому искусству;
- формирование умений и навыков хорового исполнительства;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование потребности систематического, коллективного музицирования;
- воспитание в хоре стремления к профессиональному исполнению хоровых и сольных произведений;
- выявление лучших физических и человеческих качеств каждого ученика;
- приобретение обучающимися опыта публичных выступлений;
Характеристика проекта
- Целевая группа проекта: учащиеся 1-11 классов, воспитанники школ города.
- Место реализации проекта: МБОУ ДОД город Удачный.
- Сроки реализации проекта: 1 год.
- Этапы реализации:
Подготовительный — сентябрь-октябрь 2014 года;
Основной — ноябрь 2014 года — апрель 2015 года;
Заключительный — май 2015 года
- Ожидаемый результат:
- включений учащихся в активную творческую деятельность;
- умение работать в коллективе, с коллективом;
- умение организовать своё время;
- самоосознание себя как уникальной личности;
- обретение внутренней свободы;
- расширение музыкального кругозора;
- накопление опыта проведения совместных мероприятий с другими учреждениями и организациями, занимающимися вопросами вокально-хорового воспитания;
- участие в концертах, фестивалях, конкурсах, поездках, творческих встречах.
Методы реализации проекта
Для достижения поставленной цели и реализации задач проекта используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Описание условий для успешной реализации проекта
Для реализации проекта созданы следующие условия, которые включают в себя:
- грамотно подобраны методы и приемы, развивающие атрибуты для занятий;
- индивидуально - дифференцированный подход (учтены возрастные физиологические и психологические особенности)
- игровой характер занятий, упражнений;
- наличие интересных музыкально-дидактических игр;
- хорошая звуковоспроизводящая аппаратура;
- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, пультами и звукотехническим оборудованием;
- учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Поэтапный план реализации проекта
Подготовительный этап реализации проекта:
- организация занятий вокально-хоровых коллективов (младший хор, средний хор, старший хор, хор преподавателей);
- формирование школьного вокально-хорового коллектива «Гармония»;
- распределение участников хоровых коллективов на партии (сопрано, альты);
- выявление одаренные учащихся, для индивидуальных занятий вокалом;
- подбор методических приемов для распевания учащихся разных возрастных групп;
- вокальный репертуар подбирается с учётом технической, физической и психологической готовности каждого обучающегося. Работа начинается с анализа вокальных произведений с точки зрения их образности, доступности содержания, последовательности формирования вокально-хоровых умений и навыков, намечаются конкретные методы и приемы работы с каждым учеником;
- установление режима работы;
- разучивание репертуара
Основной этап реализации проекта:
- усовершенствование певческих навыков (распевание, расширение диапазона, упражнения на дыхание, работа над дикцией, артикуляцией);
- коллективная работа в создании художественного образа произведений;
- занятия с элементами театрализации;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры;
- участие обучающихся в концертах, фестивалях, конкурсах, поездках, творческих встречах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения;
- проведение совместных мероприятий с образовательными учреждениями города;
Заключительный этап реализации проекта:
- участие в отчётном концерте;
- подведение итогов;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
Анализ реализации проекта
В результате выполнения проекта проведена активная творческая деятельность. Созданы вокально-хоровые коллективы: ансамбль «Гармония», младший хор, средний хор, старший хор, хор преподавателей. Есть постоянно действующие творческие коллективы, а есть группы сменного состава, которые возникают при подготовке тех или иных мероприятий. Наиболее одаренные учащиеся занимаются вокалом индивидуально: Сурикова В., Билалова Р., Ямпольская М., Вододюк Д., Бочкова С., Соколова Е., Кукса Н., Павленко М., Михайлова А. Таким образом, на сегодняшний день вокально-хоровой работой охвачено около 200 учащихся.
На протяжении года вокально-хоровые коллективы активно участвуют в жизни школ и города, в концертных программах областных и российских мероприятий:
- «День музыки», «День первоклассника», «Вальс о вальсе», «День открытых дверей», «Выпускной вечер».
- Проведено совместное мероприятие с МБОУ «СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой», — «70-летию победы посещается».
- Приняли участие в городском мероприятии совместно с детскими садами - «Путешествие в прекрасное»
- Организован вокально-хоровой концерт «Весенняя капель», с участием всех хоровых коллективов детской музыкальной школы.
Что позволяет расширить музыкальный кругозор учащихся.
Показателем позитивной динамики наших достижений, разумеется, являются победы учеников в творческих вокальных конкурсах разного уровня:
- Всероссийский конкурс «Весенняя капель» - 2015» в рамках Международного фестиваля «Золотая Пальмира» г. Санкт-Петербург:
- Лауреат I степени – Сурикова Варвара;
- Дипломант III степени – Билалова Римма.
- Международный музыкальный интернет-конкурс «INTERNET MUSIC COMPETITION-2015», Serbian:
- Дипломант II степени – Вододюк Дарья;
- Дипломант – Билалова Римма;
- Дипломант – Сурикова Варвара.
- Районный вокальный фестиваль-конкурс «Надежды АЛРОСА», п. Айхал:
- Диплом I – степени ансамбль «Гармония»;
- Дипломант I степени – Сурикова Варвара;
- Дипломант II степени – Билалова Римма;
- Дипломант III степени – Ямпольская Мария;
- Диплом «Надежда АЛРОСА» – Вододюк Дарья.
Анализируя ход выполнения проекта и конечные результаты можно прийти к выводу, что программа в полной мере соответствует поставленной цели и решает все сопутствующие задачи.
Таким образом, занимаясь вокально-хоровой деятельностью, ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.