Общеразвивающая программа по вокалу для учащихся Детских школ искусств
Общеразвивающая программа программа по вокалу. Срок обучения 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общеразвивающая программа по вокалу | 91.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Элегия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету
Музыкальное исполнительство. Вокал
Срок обучения 4 года
д.Мокшино
2016
Одобрено Методическим советом МБУ ДО ДШИ «Элегия» «__»_________2016 | Утверждаю Директор МБУ ДО ДШИ «Элегия» ____________Г.А.Зайкова «___»_______2016 |
Программа учебного предмета «Музыкальное исполнительство (вокал)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств.
Организация-разработчик:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств «Элегия»
Разработчик:
Зайкова Г.А. – преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детской школы искусств «Элегия».
Рецензент: __________________________________________________________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план. Годовые требования.
-Содержание изучаемого курса обучения
-примерный репертуарный список
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного процесса
-методические рекомендации преподавателям
VI. Список учебной и методической литературы
- рекомендуемая литература для преподавателей
- рекомендуемая литература для учащихся
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Общеразвивающая программа учебного предмета «Музыкальное исполнительство. Вокал» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств.
Предлагаемая общеразвивающая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения
Рекомендуемый возраст детей для освоения данной программы - 6,5 (7) – 12 лет.
Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов учащихся, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки вокального музицирования.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальное исполнительство Вокал» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Формирование художественно-эстетических способностей начинается с диагностики индивидуальных задатков и склонностей детей, создания положительных стимулов созидательной деятельности. Под руководством и при содействии педагога происходит овладение отдельными умениями, навыками, составляющими ядро конкретных способностей (музыкальных, сценических), дальнейшее их развитие и закрепление на занятиях.
Данная общеразвивающая программа способствует расширению музыкального кругозора, раскрытию творческих способностей учащихся, воспитанию образно-эмоционального восприятия, активному формированию вокально-исполнительских навыков. Использование в процессе обучения разнообразных форм и методов работы с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Обширный и разнообразный репертуар включает в себя музыку различных стилей и эпох, в том числе, народную, классическую, популярную, эстрадную, джазовую.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Срок реализации учебного предмета
При реализации общеразвивающей программы учебного предмета «Музыкальное исполнительство. Вокал» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет в первом классе - 32 недели, со второго по четвертый класс – 33 ндели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | ||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | ||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 64 | 66 | 66 | 66 | 262 | |
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Общее количество часов на самостоятельную работу | 64 | 66 | 66 | 66 | 262 | |
Максимальная учебная нагрузка | 128 | 132 | 132 | 132 | 524 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальное исполнительство (вокал)» при 4-летнем сроке обучения составляет 524 часа. Из них: 262 часа – аудиторные занятия, 262 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1 - 4 классы – по 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
- 1-4 классы – по 2 часа в неделю.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и навыков вокального исполнительства, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- развитие музыкального слуха, памяти, внимания, чувства ритма;
- развитие вокально-технических навыков;
- развитие певческих умений и навыков: дыхательной системы, фокусировки звука в резонаторы и т.д;
- развитие чувства коллективизма, терпимости и требовательности друг к другу;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
- В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический (овладение основными вокально-техническими навыками);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Реализация общеразвивающей программы учебного предмета «Музыкальное исполнительство (вокал)» обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписям, учебным аудиториям для индивидуальных занятий.
В ДШИ должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания, ремонта и настройки музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Разделы, темы | теория | практика | Всего часов |
I | Пение как вид музыкальной деятельности. | |||
1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | - | 1 |
2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | - | 1 | 1 |
3 | Строение голосового аппарата. | 1 | - | 1 |
4 | Правила охраны детского голоса. | 1 | - | 1 |
5 | Вокально-певческая установка. | 1 | 2 | 3 |
6 | Нотная грамота | 2 | 4 | 6 |
7 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 2 | 3 |
II | Формирование детского голоса. | |||
1 | Звукообразование. | 1 | 5 | 6 |
2 | Певческое дыхание. | - | 5 | 5 |
3 | Дикция и артикуляция. | 1 | 5 | 6 |
4 | Речевые игры и упражнения. | 1 | 5 | 6 |
5 | Вокальные упражнения. | - | 7 | 7 |
III | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | |||
1 | Народная песня. | 4 | 4 | |
2 | Произведения русских композиторов- классиков. | 4 | 4 | |
3 | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 | 4 | |
IV | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | |||
1 | Путь к успеху. Просмотр выступлений состоявшихся певцов. | - | 2 | 2 |
V | Концертно-исполнительская деятельность | |||
1 | Репетиции | - | 2 | 2 |
2 | Выступления, концерты. | - | 2 | 2 |
Итого | 10 | 54 | 64 |
2-й год обучения
№ | Разделы, темы | теория | практика | Всего часов |
I | Пение как вид музыкальной деятельности | |||
1 | Вокально-певческая установка. | 1 | 1 | 2 |
2 | Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 1 | 1 | 2 |
3 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 4 | 5 |
II | Совершенствование вокальных навыков | |||
1 | Вокальные упражнения. | - | 10 | 10 |
2 | Артикуляционный аппарат. | - | 5 | 5 |
3 | Речевые игры и упражнения | - | 5 | 5 |
4 | Дыхание, опора дыхания. | - | 5 | 5 |
III | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | |||
1 | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). | - | 4 | 4 |
2 | Произведения композиторов-классиков. | - | 8 | 8 |
3 | Произведения современных отечественных и зарубежных композиторов. | - | 10 | 10 |
IV | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | |||
1 | Просмотр выступлений состоявшихся певцов и вокальных детских коллективов. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | - | 3 | 3 |
V | Концертно-исполнительская деятельность | |||
1 | Репетиции | 4 | 4 | |
2 | Выступления, концерты. | 3 | 3 | |
Итого | 3 | 63 | 66 |
3-й год обучения
№п | Разделы, темы | теория | практика | Всего часов |
I | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |||
1 | Сценическое движение и создание художественного образа песни. | 1 | 1 | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 1 | 1 | 2 |
3 | Соотношение движения и пения | 1 | 2 | 3 |
4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | - | 4 | 4 |
II | Совершенствование вокальных навыков | |||
1 | Вокальные упражнения. | - | 10 | 10 |
2 | Речевые игры и упражнения | - | 8 | 8 |
III | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | |||
1 | Народная песня | - | 5 | 5 |
2 | Произведения композиторов-классиков. | - | 8 | 8 |
3 | Произведениями современных отечественных композиторов. | - | 8 | 8 |
4 | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | - | 8 | 8 |
IV | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | |||
1 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | - | 2 | 2 |
V | Концертно-исполнительская деятельность | |||
1 | Репетиции | - | 3 | 3 |
2 | Выступления, концерты. | - | 3 | 3 |
Итого | 3 | 63 | 66 |
4-й год обучения
№ | Разделы, темы | теория | практика | Всего часов |
I | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | |||
1 | Сценическое движение и создание художественного образа песни. | 1 | 1 | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 1 | 1 | 2 |
3 | Соотношение движения и пения | 1 | 2 | 3 |
4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | - | 4 | 4 |
II | Совершенствование вокальных навыков | |||
1 | Вокальные упражнения. | - | 10 | 10 |
2 | Речевые игры и упражнения | - | 8 | 8 |
III | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | |||
1 | Народная песня | - | 5 | 5 |
2 | Произведения композиторов-классиков. | - | 8 | 8 |
3 | Произведениями современных отечественных композиторов. | - | 8 | 8 |
4 | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | - | 8 | 8 |
IV | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | |||
1 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | - | 2 | 2 |
V | Концертно-исполнительская деятельность | |||
1 | Репетиции | - | 3 | 3 |
2 | Выступления, концерты. | - | 3 | 3 |
Итого | 3 | 63 | 66 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Первый год обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокального обучения. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Нотная грамота. Скрипичный ключ. Нотный стан. Ноты первой октавы. Ритм. Метр. Тактовая черта. Паузы. Ноты второй октавы. Знаки альтерации.
1.7. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костно-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня − формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Второй год обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня - закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон)
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
Тема IV. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
4.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
4.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Третий год обучения
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
Тема IV. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
4.2. Анализ музыкальных произведений.
4.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
четвертый год обучения
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
Тема IV. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
4.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
4.2. Анализ музыкальных произведений.
4.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуарный список
Кудряшов А.В. "Веселые нотки"
"Игрушки"
"Веселый фломастер"
"Лягушки-музыканты"
"Котята"
"Гав-гав"
"Добрый ежонок"
Катрук Г. "Фея Музыки"
"Трое дымчатых мышат"
"Дрессировщик
Савельев Ю. "Солнышко"
"У елки"
"Расти, малыш"
"К бабушке"
Парцхаладзе М. "Весенняя песенка"
"Праздник мам"
"Колыбельная"
"Осень"
"Где ты бегал?"
Флярковский А. "Сластена"
"Я и Федя"
"Роса осыплет цветы"
Русские народные песни:
«Во поле береза стояла»
«Калинка»
«Во кузнице»
«Ах вы сени»
Ведерников С. "Волшебная страна"
"Рождественская ночь"
Гладков Г. "Новогодняя песня"
"Динозаврики"
"Морская песенка"
"Коробка с карандашами"
"Вечерняя песня"
Крылатов Е. "Мы маленькие дети"
"Грустная песенка"
"Сладкая песенка
"Песенка о снежинке"
"Крылатые качели"
"Прекрасное далеко"
"Школьный романс"
Крупа-Шушарина С. "Ковер - пылесос"
"День наоборот"
Металлиди Ж. "Улетели сегодня стрижи"
"Весна пришла"
"Песня о мамах"
Русские народные песни:
"У зари-то у зореньки"
"В сыром бору"
"Степь да степь"
Струве Г. "Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!"
"Спасибо вам, учителя!"
"Музыка дождя"
"Я часто краснею"
"Песня о березке"
"Великий музыкант"
Сохадзе И. "Добрая фея"
Чичков Ю. "Мамин вальс"
"Мама"
"Песенка подснежников"
Юдахина О. "Чудеса"
"Волшебная страна"
Рыбников А. "Буратино"
"Песня Красной Шапочки"
"Лунная песня"
"Песня Кошки"
Журбин А. "В некоторой школе"
"Живут волшебники"
"Смешной человечек"
"Пряничная песенка"
Русские народные песни:
"Во поле береза стояла"
"Во кузнице"
III. Требования к уровню полготовки обучающегося
К концу обучения учащийся умеет:
- петь напевно, легко, не допуская крикливого пения, форсированного звучания;
- грамотно распеваться;
- петь в унисон, чисто пропевать большие секунды, терцию, кварту, квинту;
- различать звуки по высоте;
- воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии;
- опираться на диафрагмальное дыхание и рационально распределять объем своего дыхания;
- качественно исполнять музыкальное произведение, передавая характер песни;
- работать в ансамбле, слышать себя, оценивать работу других участников ансамбля;
- контролировать слухом качество пения;
- исполнять элементы двухголосия;
- внимательно слушать, воспринимать и анализировать произведения искусства.
исполнять песни, используя микрофон и фонограмму "минус один".
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по полугодиям:
1 год обучения: 1 полугодие – прослушивание, 2 полугодие – академический зачет;
2 год обучения: 1 полугодие – прослушивание, 2 полугодие – академический зачет;
3 год обучения: 1 полугодие – прослушивание, 2 полугодие – академический зачет;
4 год обучения: 1 полугодие – зачет, 2 полугодие – экзамен.
Также формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение вокально-техническими приемами.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве.
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно, уверенно; без ошибок; отличное владение необходимыми вокально-техническими приемами; понимание стиля и передача художественного замысла исполняемого произведения. |
4 («хорошо») | программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов. |
3 («удовлетворительно») | программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен. |
2 («неудовлетворительно») | незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками и приемами исполнения, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Учебные занятия строятся примерно по следующему плану:
1. Разогрев вокального аппарата:
- дыхательные упражнения
- небольшие попевки закрытым ртом
2. Работа над правильным вокальным формированием звука:
- пение на одной ноте различных слогов
- пение попевок на трех-пяти нотах
- различные попевки на сглаживание и выравнивание голоса
- упражнения на развитие дикции в т.ч. скороговорки
3. Работа над вокальным произведением.
Методические рекомендации преподавателям
Четырхехлетний срок реализации общеразвивающей программы учебного предмета «Музыкальное исполнительство (вокал)» позволяет: продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.
Наиболее важные педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
- разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
- разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
- вариативность темпа освоения учебного материала;
- индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара, с учетом индивидуальных возможностей ученика.
Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. Список учебной и методической литературы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Асафьев Б. «Русская музыка» Л., 1968.3.
- Апраксина О. «Методика музыкального воспитания» М.,1984.
- Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983.
- Аванесов Р. «Русское литературное произношение» М.1994.
- Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
- Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре. М., 1977.
- Бернстайн Л. «Музыка всем» М., 1978.
- Бондарко Л. «Звуковой строй современного русского языка» М.,1977.
- Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре» М.. 1967.
- Гарбузов Н. «Внутризонный интонационный слух и методы его
- Добрынина М. «Об условиях и некоторых принципах воспитания
- Дмитриев Л. «К вопросу об установке голосового аппарата в пении» // Труды ГМПИ им. Гнесиных, Вып. 1 М.,1959.
- Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.
- Дмитриев Л. «Наука помогает педагогике» Сов. Музыка 1966.
- Дмитриев Л. «Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике. Вопросы вокальной педагогики» Вып.7 М., 1984.
- Коллиерс Д. «Становление джаза» М., 1984.
- Конен В. «Пути американской музыки» М.,1965 2-е изд.., 1977 3-е изд.
- Конен В. «Блюзы и XX век» М., 1980, 1982 гг.
- Конен В. «Рождение джаза» М.,1984.
- «Советский джаз. Сборник статей. Проблемы. События. Мастера.» М., Сов. Композитор 1987.
- Конен В. «Этюды о зарубежной музыке» М., 1968.
- Морозов В. «Вокальный слух и голос» М., Л., 1965.
- Назайкинский Е. «О музыкальном темпе» М., 1967.
- Морозов В. «Исследование дикции в пении у взрослых и детей» // Развитие детского голоса М., 1968.
- Морозов В. «Тайны вокальной речи» Л.. !967.
- Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966. Работнов Л. «Основы физиологии и патологии голоса певцов» М., Л., 1932.
- Программа курса «Основы вокальной методики» М., 1976.
- Садовников В. «Орфоэпия и дикция в пении» М., 1958.
- Станиславский К. «Работа актера над собой» М., 1951.
- Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М., 1947 2-е
- Тюлин Ю «Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации» М.,1976.
- Фант Г. «Акустика речи» //Проблемы современной акустики. М., 1963.
- Шерман Н. «Формирование равномерно –темперированного строя» М.,1964.
- Юрлов А. «Статьи и воспоминания. Материалы» М.,1983.
- Изд. «Проблемы индивидуальных различий» М., 1961.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л., 1991.
- Большой энциклопедический словарь. Музыка.- М. 1998
- Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л., 1986.
- Исаковская Т. И. Раймонд Паулс: Творческие портреты. – М.: Музыка, 1988. – 33с.
- Кабалевский Д. Про трех китов и многое другое.
- Кленов А.С. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1995. – 152с.
- Книга о музыке / Сост. О. Очаловская. - М., 1971.
- Левашова Г. Музыка и музыканты.
- Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып.8/ Сост. М.А. Зильберквит. – М.: Сов. композитор, 1989. –81 с.
- Рыцарева М.Г. Музыка и я: популярная энциклопедия для детей.- М., 1994.
- Слово о музыке: Русские композиторы 19 в.: Хрестоматия: Кн. для учащихся ст. классов/ Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.- 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.
- Творческие портреты композиторов: попул. справ. – М.: Музыка, 1989. – 443с.
13. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.
Приложение №1
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА
1. Звуковысотный диапазон
2. Динамический диапазон на различной высоте голоса
3. Плавные регистровые переходы
4. Ровность на различных гласных
5. Вокальная позиция
6. Качество дикции: разборчивость, грамотность, осмысленность
7. Тембр
8. Выразительность исполнения
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ГОЛОСА
7-10 лет – младший домутационный возраст. Голоса мальчиков и девочек однородны и почти все являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками до1 - ре2. Наиболее удобные звуки - ми1-ля1. Звук очень неровен. Гласные звуки звучат пестро.
Задача руководителя - добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.
10-13 лет - старший домутационный возраст. К 11-ти годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки более углубленным дыханием, голос начинает звучать более плотно и насыщенно. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон до1-соль2, альты звучат плотно с оттенком металла и имеют диапазон си малой - до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов как и у взрослых, различают три регистра:
- головной;
- смешанный - центральный;
- грудной.
У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия тембров сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указано выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные взрослому голосу. У дискантов исчезает полетность и подвижность. Альты звучат массивнее.
13-15 лет - мутационный (переходный период). Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других - более явно и ощутимо (голос срывается во время пения или речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения.
16-18 лет - юношеский возраст. Послемутационный период. Становление голоса взрослого человека. Важно соблюдать "санитарные" правила пения, не допускать форсированного звука, весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам.
Начинать развивать голос нужно постепенно с примарных звуков, обычно они находятся в середине диапазона певца, постепенно расширяя вверх и вниз, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, осторожно и постепенно. Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М.И.Глинка.
В ходе индивидуальных занятий, дети овладевают вокальными навыками и совершенствуют их. Учатся работать над собственным вокальным звуком, индивидуальной манерой исполнения, формируют тембр, тренируют певческое дыхание.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, произведения вокальной литературы различных направлений и жанров от русских народных песен до джазовых импровизаций.
Задачи, поставленные перед детьми, постепенно усложняются. Распределение тематического материала для каждого ученика планируется индивидуально.
ДЫХАНИЕ - ЭТО ОСНОВА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Искусство пения, говорили старые мастера - это искусство вдоха и выдоха.
Дыхание - это источник энергии для возникновения звука.
В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без каких бы то ни было усилий. Основная его функция состоит в снабжении организма кислородом и удалении из него углекислого газа. Вдох происходит тогда, когда в организме скапливается слишком много углекислого газа.
Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс!
В дыхании должны принимать участие мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Брать дыхание следует до того, как исчерпан запас воздуха. Состояние вдоха и выдоха живут одновременно.
Певческое дыхание отличается от обычного тем, что служит для звукообразования.
Существуют различные типы певческого дыхания:
1. ключичное (участвуют плечи)
2. грудное (участвуют мускулы верхней части грудной клетки)
3. нижнереберное (расширяются нижние ребра)
4. диафрагматичное или брюшное (опускается диафрагма)
Еще его называют абдоминальным. Наиболее приемлемый вариант певческого дыхания.
Вдох - через нос и рот (ощутить, как воображаемый поршень опускается вниз, брюшной пресс подается чуть вперед)
Выдох - осуществляется с ощущением пения "на себя", а не из себя, то есть, на выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха. Не нажимать дыханием на гортань. Правильному дыханию соответствует ощущение свободы, свободного прохода дыхания к резонатору. Когда дыхание зажато, звук становится жестким и теряет резонанс (живот идет несколько вперед, а не втягивается, нужно удерживать его и подавать вперед)
Главное условие пения - это внутренняя полная физическая свобода певца. Процесс пения свободен и естественен, как процесс речи (разговора).
Голосовые связки являются источником звука. Певец не должен ощущать увеличение воздуха при движении вниз или вверх.
Важно петь только "своим голосом", то есть сохранять естественную окраску. Для этого надо вслушаться в свой голос и петь в зоне примарных звуков спокойно, в умеренной динамике, избегая крайних звуков диапазона голоса.
Петь надо, как говоришь, то есть артикуляция во время пения должна быть внятной и четкой. Петь следует в высокой певческой позиции, которая обеспечивает чистоту интонации, остроту мелодического интонирования, полетность и яркость, звонкость звучания. Достигается это посредством сокращения мышц верхнего мягкого неба, в результате зевка. Зевок вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба (можно сравнить с ощущением зевоты, когда внутри в глубине полости рта, все как будто бы распахивается, раскрывается). Именно такое положение голосового аппарата является наиболее благоприятным для свободного, полнозвучного и непринужденного пения.
Без зевка голос будет звучать плоско! Зевок вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба (можно сравнить с ощущением зевоты, когда внутри в глубине полости рта, все как будто бы распахивается, раскрывается). Именно такое положение голосового аппарата является наиболее благоприятным для свободного, полнозвучного и непринужденного пения.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ составляют мелодическую основу речи, так как определяют высоту, интенсивность (силу) и протяжность звука. Каждый звук характеризуется своим укладом языка, определенной степенью раскрытия рта и раствора губ. Все гласные формируются в зеве. В пении необходимо зафиксировать, сохранить положение гласной до конца ее звучания. Когда певцы пренебрегают этим правилом звукообразования, возникают фонетические искажения, звук переходит на горло, нарушается ритмическая структура музыки.
Все гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передних резцов. Фиксация гласных находится в прямой зависимости с метрическими особенностями песни. Очень часто певцы не додерживают длительность гласной, спешат перейти на согласную. Существует прием пульсации, который способствует точному пропеванию длительности каждого звука.
Два гласных звука, стоящих рядом на стыке слов, надо разделять в пении.
Чем выше звук - тем больше рот и ниже диафрагма.
Приложение №2
ДИКЦИЯ
Дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словесном тексте, важнейшим средством художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Артикуляционный аппарат должен быть расслаблен. Согласные формируются в позиции гласной.
Дикция хорошего певца реализуется так: мощная, но очень короткая согласная!
Близкое слово, близкое четкое произношение, стабилизация всего ротоглоточного рупора, активность губ, языка, концентрация внимания на переходных процессах делает их более воспринимаемыми, что улучшат дикцию.
ВЫСОКАЯ ПОЗИЦИЯ ЗВУКА
Именно ощущение "головы" придает пению высокую позицию, полетность.
"По-настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову", - говорят итальянские мастера пения.
Головное резонирование обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость и долговечность.
Умение пользоваться резонаторами, посылать звук в единственную нужную точку, где бы голос концентрировался акустически и художественно, чрезвычайно ценно. Итальянский педагог Барра говорил:
"Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования. Не усилие гортани, не нажим на нее со стороны дыхания, не "кряканье", а мягкая, эластичная подача дыхания должна принести резонирующий звук". Он образно иллюстрировал мысль так. Ударял на рояле несколько нот и говорил, показывая на клавиши:
"Голос - это не то, что я ударил на инструменте, а то, что звучит в зале, в помещении; то, что обогатилось звучанием пространства, поучило отзвук, что продолжительно звучит. Все: упражнения, гаммы, слова и фразы надо петь так, чтобы строить певческий тон, не как удар по клавишам, а как отзвук, "резонативный тон". Такой звук и есть правильный певческий тон".
Наиболее резонирующими гласными считаются - И, Е, У.
Регистровая ломка проявляется на гласных - А, О.
Сонорные гласные используются для правильного достижения посыла звука в головные резонаторы - Л, М, Н, Р.
В работе над близким звучанием помогают губная согласная Б, и языковая Д.
Хорошей настройке верхних резонаторов помогают НЭ, МЭ, РЭ.
"Несвязанный" фальцет, как и "связанный" головной голос, позволит ощутить свободу пения в высоком регистре диапазона без всякого напряжения. Но в отличие от головного голоса, фальцет не может соединиться с грудным голосом. Отсюда термин "несвязанный". Фальцет помогает расслабиться верхней части диапазона.
При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона, в котором мы поем.
Контроль над голосом осуществляется не при помощи управления дыханием, связками и резонатором, а автоматически, при условии, что гортань неподвижна, внешние мышцы расслаблены, а голосовые связки утончаются, а затем укорачиваются при пении верхних нот.
Вялое дыхание, слабый слух, невнимательность, форсирование звука и дыхания, при недостаточном использовании грудного резонатора – ошибки, при которых звук становится поверхностным и повышенным. При излишне перекрываемом звуке - интонация понижается (также при болезнях и при утомляемости).
В высоком регистре звуки интонировать труднее, чем в среднем. При движении мелодии вниз, надо подтягивать звуки вверх, а при движении мелодии вверх - ""осадить", успокоить певца.
АТАКА ЗВУКА
Атака - это степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения.
Различают три вида атаки - твердая, мягкая и придыхательная.
1. ТВЕРДАЯ АТАКА - голосовая щель плотно замыкается перед началом звука, а затем силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Твердая атака применяется при выражении характера пения: негодование, отчаяние, чувство страсти, испуга и страдание.
2. МЯГКАЯ АТАКА - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется при выражении характера пения: широты, округленности, мягкости и эмоциональной выразительности
3. ПРИДЫХАТЕЛЬНАЯ АТАКА - при неполном смыкании связок, когда происходит значительная утечка воздуха. Придыхательная атака применяется при выражении характера пения: осторожности, бессилия, трусости, изнеможения.
В течение всего периода обучения педагог формирует следующие навыки: постановка правильной певческой позиции: стоять ровно, спина прямая, руки опущены вдоль туловища, подбородок держать ровно. Прививать навыки певческого дыхания. Учить петь свободно, без напряжения. Нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка (форсировать звук). Важно помочь ребенку найти свой голос, не боятся петь, получать удовольствие от занятий вокалом и своих собственных успехов. В период мутации педагог должен с особым вниманием относиться к детскому голосу.
Приложение №3
Методические разработки к программному материалу
Название материала | Форма материала | Тема и раздел программы |
Строение голосового аппарата | Схема-плакат | I раздел. Пение как вид музыкальной деятельности. I.3. Строение голосового аппарата. |
Вокально-певческая установка | иллюстрации | I раздел. Пение как вид музыкальной деятельности. I.5. Вокально певческая установка. |
Дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой | видео | I раздел. Пение как вид музыкальной деятельности. I.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой. |
Слушание музыкальных произведений | мультимедиа | III раздел. Слушание произведений. |
Путь к успеху | Видео, концерты, выставки, презентации | IV раздел. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |