Описание инновационного продукта - Учебно- методического комплекта "Музыкальная страница"
Описание инновационного продукта,
участвующего в районном конкурсе педагогических достижений
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
номинация «Лучший инновационный продукт»
2016-2017 уч.г.
Полное наименование образовательной организации:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Автор:
Иванова Александра Валерьевна – музыкальный руководитель
Телефон:
8-921-932-69-19
Электронная почта:
Наименование инновационного продукта:
Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» автор Иванова А.В.
Форма инновационного продукта:
|
Тематика инновационного продукта*:
Развитие профессионального образования |
|
Развитие дошкольного образования |
|
Развитие общего образования | |
Развитие дополнительного и неформального образования |
|
Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи |
|
Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами |
|
Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего |
|
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования |
|
Вовлечение молодежи в социальную практику |
|
Номинация:
|
Ссылка на инновационный продукт:
Общее описание инновационного продукта:
- Ключевые положения:
Представляемый на конкурс инновационный продукт представляет собой учебно-методический комплект с рекомендациями по обеспечению реализации качественного и ускоренного образовательного процесса в области «Музыка» на этапе освоения нотной грамоты.
Глоссарий:
Нотная грамота - но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
Музыкальная грамотность - это приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни (по абсолютной или относительной системе нотации, с использованием элементов хорового сольфеджио).
Нотный знак – это условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Знак состоит из кружка (пустого внутри или заштрихованного), а также (необязательно) штиля и флажка.
Термин «нота» употребляется для обозначения звука условным знаком, и применяется только к графическому знаку, а не к звуковому ощущению. «Звук до» — воспринимаемый слухом звук определенной частоты, а «нота до» — символ, выражающий его высоту и длительность.
Учебно-методический комплект – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.
Иными словами, в учебно-методический комплект входят:
сборники программно-методических материалов, методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков),
наглядное пособие (для организации самостоятельной работы учащихся).
Апробация - это термин, который может использоваться в двух значениях. Первое- это утверждение чего-либо или одобрение, основанием которому служит проведенное обследование. Другое значение этого термина, более распространенное – это проверка работоспособности процессов, схем, моделей, методов, установленных теоретическим путем, проводимая в реальных условиях.
Методическая рекомендация - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методическая рекомендация представляет собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Методическая рекомендация содержит в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
Музыкально-дидактическая игра - это средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок. Основное назначение музыкально- дидактических игр: формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
- Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта.
Инновационность представленного продукта определяется:
- интергативным подходом к решению основных задач освоения музыкальной грамоты, создание условий для учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, повышение профессионального уровню педагогов, объединение педагогических усилий по формированию музыкальных навыков и профилактика учебных затруднений;
- исследованием научной базы, построенной на трудах отечественных и зарубежных педагогов, занимающихся вопросами освоения нотной грамоты;
- простотой и доступностью предлагаемого учебно-методического комплекта.
Разработанные материалы: методические рекомендации для обеспечения грамотной работы с данным продуктом, диагностические комплексы по внедрению в образовательный процесс и последующего распространения материала.
Аналоговый анализ
Материалов, аналогичных представленному инновационному продукту по названию:
Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» не найдено.
По ключевым словам и содержанию можно выделить четыре основные группы материалов - «Нотная грамота», «учебно-методический комплект», «методическая рекомендация», «Музыкально-дидактическая игра».
Для аналогового анализа сделан краткий обзор материалов по каждой категории.
- Нотная грамота уже давно не новость для российского музыкального образования. Различные варианты способов освоения нотной грамоты подробно описаны в профессиональной литературе. Отличием предлагаемого мною варианта является то, что предметом, дополняющим любой метод является магнитная доска, магнитные нотные знаки, настольная магнитная папка, а результат выработанной стратегии взаимодействия находит свое отражение в качестве и эффективности освоения материала по учебной программе.
- Учебно-методический комплект в современном образовательном направлении имеет множество вариантов различных как по форме, так и по содержанию. Отличием предлагаемого мною набора является четкая структура, позволяющая эффективно реализовать решение ускоренного освоения нотной грамоты, от преподавателя к ученику, через наглядность, доступность и удобство.
- Методическая рекомендация разрабатывается на основе образовательных программ, направленностей на определенную тему, занятие или мероприятие. Существуют отличия в отношении того, каким образом в методической рекомендации учитывать индивидуальные особенности учащихся. Рекомендуется включить в методическую рекомендацию одним из пунктов направленность данной работы на определенную аудиторию учащихся, определенность при выборе форм, средств и методов музыкального обучения и воспитания.
- Музыкально-дидактическая игра давно является привычной формой преподнесения информационного потока для обучающихся разных возрастных категорий и возможностей. Анализ материалов из разных источников показывает, что традиционная педагогическая форма изложения материала обновляется слабо, поэтому с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» музыкально-дидактические игры изменяют способ и эффективность освоения музыкальной грамоты.
- Обоснование значимости инновационного продукта
В ст.28 пункт 6.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается необходимость обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Содержание, объем, методические подходы, порядок изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся в текущем учебном году или на данной ступени обучения определяются рабочей программой.
Предлагаемый учебно-методический комплект «Музыкальная страница» позволяет создавать условия для эффективной реализации рабочих программ в образовательном процессе.
Данный учебно-методический комплект представляется особенно актуален в ситуации, когда возникает необходимость учитывать специфику возрастных, личностных и качественных возможностей учащегося контингента при взаимодействии с педагогом в образовательной деятельности.
Учебно-методический комплект предполагает определенный алгоритм взаимодействия педагога и учащегося, который может совершаться в любом образовательном учреждении с целью достижения результативности по вопросу освоения музыкальной грамоты.
Алгоритм действий включает :
Шаг 1
Формулирования педагогических задач для реализации освоения музыкальной грамоты на начальном этапе.
Шаг 2
Определение учебно-методического инструмента для обеспечения реализации задач.
Шаг 3
Мотивирование педагогов и учащихся к неформальному, творческому, личностно-ориентированному подходу при использовании учебно-методического комплекта Музыкальная страница» для реализации поставленных задач освоения нотной грамоты. Повышение профессиональной компетентности педагога.
Шаг 4
Составление диагностических исследований в продуктивности и качестве предлагаемого учебно-методического комплекта в образовательных учреждениях разного типа.
Шаг 5
Проведения учебно-педагогического практикума с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в условиях образовательной деятельности разных учебных учреждениях для выявления недостатков по данному продукту, либо эффективному внедрению для детей с разными возможностями и разных возрастных категорий.
Шаг 5
Определение перспективных задач развития учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в рамках образовательных программ учебных заведений.
Центральным элементом по внедрению учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» является систематичность работа педагога и детьми разных возрастов и возможностей. У основу успешной реализации данной продукции заложены основные принципы сопровождения:
- качество и доступность излагаемого материала полностью зависит от профессиональных качеств педагога,
- мотивация учащихся разных возрастных категорий и физических возможностей,
- непрерывность использования данного комплекта для результативности и качества образования,
- комплексный подход в освоении поставленных образовательных задач при использовании учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».
- Обоснование актуальности результатов использования инновационного продукта для развития системы образования.
Актуальность использования учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» для развития системы музыкального образования подтверждается следующими результатами:
- Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» был представлен для апробации в различных учебных заведениях г. Санкт- Петербурга и получил положительные отзывы с дальнейшим распространением и внедрением в образовательный процесс при освоении нотной грамоты. (копии справки по внедрению прилагаются).
- Проведено занятие с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в общеобразовательном учреждении с детьми 9-10 лет, без предварительной подготовительной работы с положительным результатом. (копии документов прилагаются).
- Получен бесценный опыт при работе с учебно-методическим комплектом «Музыкальная страница» с положительными отзывами родителей учащихся. (копии отзывов прилагаются).
- Обоснование готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования.
Предлагаемый инновационный продукт представляет собой учебно-методический комплект, подразумевающий определенный алгоритм действий, органично вписывающихся в работу образовательных учреждений, позволяющий успешно решать проблему по освоению знаний по нотной грамоте в области «Музыка».
Практичная и удобная в использовании продукция отличается простотой в применении и носит универсальный характер, что дает возможность ее использования для любых возрастных категорий детей с разными возможностями.
Принципиальным отличием представляемого материала также является его нацеленность на качество и эффективность усвоений образовательных программ в области «Музыка», при получении знаний относительно нотной грамоты. Представленный материал структурирован в комплект, что позволяет организовать учебный процесс полноценно и грамотно.
Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» может успешно использоваться в системе музыкального образования в учреждениях различного типа.
- Обоснование рисков внедрения инновационного продукта в системе образования.
- отсутствие направленности образовательного процесса в области «Музыка» на освоение нотной грамоты;
- низкий уровень профессиональной музыкальной компетентности педагогов образовательной организации;
- недостаточный уровень методического обеспечения работы музыкального профессионального педагога;
- недостаточный уровень материально-технического обеспечения в области «Музыка» образовательной организации.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно