Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту "Музыкальная страница"
Методические рекомендации
по использованию учебно-методического комплекта
«Музыкальная страница»
Автор: Иванова Александра Валерьевна
музыкальный руководитель
Методические рекомендации по использованию учебно-методического комплекта «Музыкальная страница»
Наглядность - эффективное средство познания объективной действительности. Это не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, внимание, активизирует процессы запоминания и мышления. К такому средству можно отнести музыкально-дидактические игры, которые обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию, и понятий основных свойств музыкального звука. Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» является эффективным наглядным средством формирования и моделирования звуковысотных отношений, интонационного богатства музыкального языка.
Надо не забывать о том, что музыкальное образование имеет свою специфику и свой определенный отбор учебно-методических пособий для организации образовательного процесса. Таким профилированным пособием является учебно-методический комплект «Музыкальная страница» в период обучения нотной грамоте в виде наглядно-демонстрационной магнитной доски и настольной магнитной папки с набором нотных знаков и музыкальных обозначений.
Данный разработанный комплект может использоваться, как в индивидуальной, так и в групповой работе во внеурочной и урочной деятельности.
В состав учебно-методического комплекта входят следующие наименования:
- демонстрационная магнитно-маркерная доска с нотным станом;
- губка и магнитный маркер;
- набор ритмических карточек;
- набор нотных знаков;
- набор карточек-интервалов с изображением животных;
- набор карточек гармонизации;
- знаки динамики;
- карточки с цифровым изображением размеров;
- скрипичные и басовые ключи;
- настольная магнитная папка с нотным станом, цветной лестницей и изображением клавиатуры
Данный комплект выполнен в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и САН ПИН (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2010 г. N 189).
Для результативности образования необходима не только природная и социальная среда, но и процесс систематического обучения. И такой процесс, как правило, сопровождается формированием умения учиться, переходом от игровой деятельности к ведущей деятельности, воспитанием желания осуществлять эту деятельность. Эту образовательную среду создает сам педагог на занятии с детьми. Важно, чтобы в этот период учитель использовал не только учебники, но и учебные наглядные пособия, позволяющие включать ребенка в активную деятельность. Таким пособием для начального обучения нотной грамоте является учебно-методический комплект «Музыкальная страница». Ученики участвуют в решении проблемных ситуаций, развивают память, воображение, формируют мыслительные операции.
Возрастной контингент детей, начинающих изучать нотную грамоту, может быть абсолютно различен, также как разными могут быть и возможности, физические и умственные. Никаких ограничений в использовании учебно-методического комплект «Музыкальная страница» не предполагается.
Однако следует учитывать некоторые особенности данного комплекта. Использование этого пособия формирует музыкально-сенсорное восприятие, память, внимание, творческое мышление: соотношение знака и звука, звука и величины, что в свою очередь развивает музыкальный слух, звуковысотность. Работая по системе и, постоянно усложняя задания, можно активизировать и развить «запоминание», «домысливание», «воображение».
На первом этапе при помощи комплекта «Музыкальная страница» ребенок знакомится с нотками в соотношении: знак и расположение - звук - название нотки с использованием придуманных небольших четверостиший для более эффективного запоминания. (См. Приложение № 1).
На втором этапе ребенок знакомится с принципами взаимодействия: знак– звук, звуковысотность звука - расположение в пространстве. /"Музыкальные ступеньки", "Музыкальная лесенка"/. (См. Приложение № 2).
На третьем этапе - сложение знаков-звуков, интервальные построения, трансформация в простейшие песенки, сочинительства с названием нот. /"Пианино"/ ( См. Приложение № 2, № 3).
Заключительный этап - использование нот для игры на музыкальных инструментах и ритмические зарисовки. ( См. Приложение № 3).
Ранее действующая система обучения детей нотной грамоте методически устарела. В ней внимание фокусируется на запоминании отдельных нот и их расположения на нотном стане.
Метод обучения грамоте чтения нот зависит от того, как этот навык усваивался в самом начале образовательного пути. Большое значение имеет изучение самих знаков, которые воспринимаются как абстрактные символы во взаимодействии друг с другом. Текст нотной графики должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот не меньше мотива. Способ усвоения сказывается в дальнейшем на качестве и скорости чтения нот с листа, когда чтение отдельных «музыкальных букв» объединяет их в «слова». Ребенок гораздо лучше обучается при помощи активных действий с магнитными нотками. При помощи игровых технологий и активных методов обучения он изучает нотную грамоту и «музыкальный алфавит».
Педагог, а далее и обучающийся, может свободно и быстро перемещать нотки по магнитной доске, нет необходимости записи мелодии на нотных листах, что существенно экономит драгоценное время обучения. Передвигая нотки, можно устанавливать любые интервалы между линейными построениями и переносить данную мелодию или мотив от любого отправного звука. У ребенка вырабатывается пространственное определение высоты звука (по горизонтали) и соотношения между звуками. Не возникает страха при переносе мелодии от другого звука – формируется навык транспонирования. Всё это тут же проигрывается на инструменте. Ребенок делает «открытия» самостоятельно. Оказывается, что все нотки на линейках находятся друг от друга через один звук, так же как и между линейками. Создается взаимосвязь разных звуков с изображением их на магнитной доске и положением на клавиатуре.
Процесс обучения происходит в игровой форме, что соответствует психологии детского возраста. Применение игрового метода и возможности манипулировать самостоятельно отдельными деталями и знаками, снижает утомляемость ребенка в процессе обучения, исключается монотонность, ребенок сам активно участвует в эксперименте с нотными символами, получая положительные эмоции. Создается радостно-эмоциональный подъем в процессе обучения. Вырабатывается навык быстрого воспроизведения нотной графики, навык охватывания рисунка мелодии на участке звукоряда, а также пространственная горизонтальная связь звукового ряда вместо вертикального (как раньше) поиска отдельного звука.
Комплексное зрительное восприятие нескольких звуков (звуковые мотивы) мы называем «мелодические модули»:
- повтор одного и того же звука
- шаг на соседнюю ступень и обратно
- поступенное движение вверх и вниз
- по трезвучию (три звука через один) вверх и вниз
- опевание
- скачок
Наблюдения показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко, в связи с выработанным навыком читать словесный текст.
Переставляя нотки, ребенок быстро и с удовольствием строит трезвучия в гармоническом виде. Это своего рода «домики». Они легко узнаваемы в текстах произведений.
Да и обращения трезвучий на магнитном носителе объяснять одно удовольствие, так как хорошо виден основной звук – фундамент и куда он передвинулся, образуя новый аккорд. Здесь тоже «внешний вид» аккорда определяет терция в основании или на вершине.
В новой системе ребенок не высчитывает ноты, вспоминая их названия, а выбирает пространственный чертеж высотного рисунка мелодии, заданный различным расположением фишек на магнитной доске или воображаемом нотном стане.
Данный учебно-методический комплект «Музыкальная страница» может быть использован в разных образовательных учреждениях, работающих в области «Музыка».
Заключение.
Для обучения ребенка нотной грамоте, более эффективного и ускоренного её освоения в результате анализа опыта работы данный учебно-методический комплект «Музыкальная страница» универсально подходит для, практически любой, методики системы обучения нотной грамоте с использованием в качестве дополнительного дидактического материала магнитной доски и магнитных музыкальных карточек для пространственного построения рисунка мелодии или мотива.
Так как поводом создания методического пособия послужила проблема: обучающийся медленно осваивал соответствие расположения нот на нотном стане (их звуковысотное графическое изображение) с воспроизведением их на клавиатуре, то решение было найдено в ходе создания новой эффективной методики обучения нотной грамоте с использованием обучения в легкодоступной (игровой) форме (в соответствии с психологией ребенка).
Ребенок раньше долго нарабатывал навык связи отдельных нот с их воспроизведением, подсчитывал, на какой линейке нотоносца находится нотка – символ, определял её название и находил соответствующий звук на фортепианной клавиатуре. В дальнейшем, тот же процесс происходил со следующей отдельной нотой. Процесс был длительным, наработка навыков чтения нот занимала большое время. Теперь же поставленные задачи были выполнены при разработке учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».
Использование учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» позволяет значительно ускорить процесс обучения нотной грамоте в сравнении с предыдущей системой. Нет необходимости записи текстов в нотных тетрадях. Использование магнитного носителя с нотными знаками как средства для быстрой передачи информации. В большей степени учитывается психология развития ребенка, поэтому материал легче усваивается.
Применение данного комплекта выявил определенные результаты в работе:
- ускоренное усвоение нотной грамоты
- беглое чтение нот с листа в любом ключе
- возможность транспонирования мелодий от любого звука в любую тональность
- более высокие результаты по чтению нот с листа на технических зачетах
-более высокие результаты учащихся на самостоятельно разобранные музыкальные произведения.
Делая вывод, можно сказать, что по всем показателям система ускоренного обучения нотной грамоте является инновацией в музыкальной педагогике, так как она прогрессивная, результативная, универсальная (подходит для обучения на любом инструменте). Система ускоренного обучения нотной грамоте (первоначальный этап) необходима для эффективного развития навыков беглого чтения нот с листа, транспонирования, важных для последующих этапов обучения детей.
Список литературы
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», Москва, 2010г.
- Барабошкина А. Методика преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – Л.: Музыка, 1963.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы под редакцией Баренбойма. Москва, 1971
- Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. «Путь к музицированию», «Советский композитор», М – 1981
- Бим! Бам! бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2007
- Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1966.
- Герасимович Д. Методика обучения игре на фортепиано, 2003
ПРИЛОЖЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИХИ
* * *
Ноты у меня спроси –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Е. Загорученко)
Нотная азбука
Ноты гаммы составляют,
Если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают,
Если в музыке звучат.
И, как буквы в предложенье,
Ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук.
И у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций,
Музыкальных вариаций
Память нотная хранит!
Нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит,
В музыкальный мир манит.
ДО РЕ МИ Музыкальная школа
Нам школа – как птенцам гнездо. ДО!
И музыкант – всегда в игре. РЕ!
Останемся всю жизнь детьми. МИ!
Легко звучит стихов строфа. ФА!
Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!
И помнят нас учителя. ЛЯ!
Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!
Привет, родимое гнездо! ДО!
Сборник примерных игр и упражнений
при использовании
учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».
- Музыкально-дидактическая игра: «Королевство нот»
Цель: Познакомить детей с понятиями нота и их названием, звука, и соотношение ноты и звука.
Стимульный материал: конверт с черными кружочками- нотками.
Ход игры: педагог с помощью сказочного сюжета знакомит детей с жителями Королевства.
Например: "Жили-были две нотки /черная и белая. Целыми днями они сидели дома н смотрели из окна на серое небо с огромными темно-серыми облаками. Им было очень грустно... Но вот грянул гром, вспыхнула молния и сильный дождь забарабанил по стеклу, оставляя сильно бегущие струйки воды. И так продолжалось около часа пока небо не посветлело и не появилось солнышко. Оно так ярко и pадостно сияло, освещая капельки дождя, оставленные на стекле.
"Посмотри на небо, - воскликнула черная нотка, - какая красивая радуга!"
"Я вся пою от счастья, - сказала белая нотка и запела, а черная за ней повторила"
" А давай позовем жителей нашего Королевства и прогуляемся по этой радуге вверх и вниз, и будем петь? , - предложила черная нотка.
Королевство это было не простое, а музыкальное и называлось оно Гамма, а жителей было всего семь, включая короля и королеву. Взявшись за руки они поднимались то вверх ,то спускались вниз, обходя все Королевство по небу.
Примечание: В игре участвует педагог и группа детей. Знакомство с нотками желательно сопровождать звуками на любом музыкальном инструменте. Предложить детям самим по образцу педагога построить на нотном стане звукоряд от ноты «ДО» вверх и вниз.
- Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, а также формирует: понятия: нота - звук – звуковысотность.
Игровые задания:
· Назвать звуки по имени на нотном стане и соотнести его со ступенькой на лесенке
· Проговорить или пропеть всю гамму по порядку сниву-вверх и сверху-вниз, показывая, как нотка поднимается и спускается.
· Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя ноткой.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Песенки и попевки для закрепления основ нотной грамоты ( см. фото)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно