Анализ парциальных программ

Зинова Наталья Анатольевна

В современных условиях развития общества, модернизация воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддаётся чёткой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жёсткий регламент и стандарт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_partsialnyh_programm.docx19.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Анализ парциальных программ музыкального развития дошкольников.

В современных условиях развития общества, модернизация воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы. Процесс обучения детей, находящихся на домашнем воспитании, не поддаётся чёткой характеристике и анализу, поэтому мы будем рассматривать процесс обучения и воспитания в условиях дошкольных учреждений: детского сада, где существуют жёсткий регламент и стандарт.

Детский сад имеет определённое количество групп для детей, как правило, от 3 – до7 лет. Сады, имеющие одну или несколько групп раннего возраста, называются «ясли – сад», иные полностью ориентированные на возраст до 3 лет – ясли. Поскольку нас интересует образовательный процесс детей раннего возраста, в дальнейшем мы будем рассматривать все дошкольные образовательные учреждения, где существуют группы раннего возраста, обозначая их сокращённой аббревиатурой ДОУ.

Существует определённый стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимание фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи. В 1999, а затем 2002, 2004 годах были изданы каталоги – перечни программ и учебно-методический изданий, рекомендованных Министерством образования РФ.

В настоящее время любое дошкольное учреждение самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому в каждом ДОУ может использоваться ряд программ.

Выбор программ, как правило, часто зависит от вида дошкольного учреждения:

Детский сад;

Детский сад с приоритетным направлением (интеллектуальным, эстетическим, физическим и др.);

Детский сад компенсирующего вида с осуществлением коррекции физических и психических отклонений;

Детских сад комбинированного вида, складывающийся из различного сочетания групп (компенсирующие, общеразвивающие и др.);

Центр развития ребёнка – сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Если обычный детский сад (ДОУ) реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной используется и одна из специализированных (парциальных) программ.

В комплексных программах предусмотрена система мер по охране укреплению здоровья детей, а педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребёнка:

Физическое, социальное, познавательное, речевое, эстетическое.

Таким образом: комплексные или общеразвивающие – это программы, включающие все основные направления воспитательно – образовательной работы в ДОУ.

Парциальные (специализированные) программы имеют определённую приоритетность направления: социальную, познавательную, эстетическую, и предназначены для реализации отдельных задач.

По музыкальному воспитанию тоже есть целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь тоже можно разделить по направленности на более широкие и узкие программы. Эти программы и будут в рамках данной статьи.

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А. Ветлугиной, изданной в 1981г.

Целью программы является развитие у ребёнка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), небольшими подгруппами и индивидуальные. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.

 Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях советских композиторов – классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующего характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средства выразительности, ритме и т.д., но репертуар по слушанию не выписан и точно не определён.

В разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется вниманием на использовании попевок – упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально – ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятия ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируется элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Было издано и методическое пособие Н. Ветлугиной «Музыкальное воспитание в детском саду».

 Пособие состоит из трёх разделов, где последовательно освещаются следующие вопросы:

Общая характеристика музыкального воспитания;

Определение задач и содержание музыкального воспитания;

Виды музыкальной деятельности;

Развитие музыкальности ребёнка;

Формы организации музыкальной деятельности детей;

Музыкальные занятия;

Самостоятельная музыкальная деятельность детей;

Музыка в повседневной жизни детского сада;

Праздники и развлечения;

Методика музыкального воспитания в различных возрастных группах;

Группы раннего и младшего дошкольного возраста;

Средняя группа;

Старшая группа;

Подготовительная к школе группа;

Очень показательным в пособии Н. Ветлугиной является наличие схемы «Планирование музыкального репертуара», где наглядно показано распределение учебного материала в одном квартале (с сентября по ноябрь). В схеме представлен материал, но не построение занятия, предполагается, что педагог самостоятельно выбирает тот вариант, который ему больше подходит для того или иного периода обучения. В тоже время формы занятий ограничены только тремя видами: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные, поскольку имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей: пение, движение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.

Есть определённые недостатки, которые выявились в процессе реализации данной программы: нецелесообразность обучения абсолютной нотации, ограниченность музыкального репертуара для слушания музыки. Вероятно, поэтому данная программа в настоящее время используется мало, то ли считаясь «устаревшей», то ли под натиском новых более узко направленных современных программ.

Например, программа «Росинка» - это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 – 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно – оздоровительному, интеллектуальному, социальному развитию дошкольников. Музыкальной деятельности посвящён достаточно объёмный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.

Так музыка, художественное слово помогает формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально – образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности передачи эмоционального состояния самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, а затем отображать в своей художественно -  практической деятельности – в рисовании, лепке, художественном труде. «Всё это позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств». В программе привлекает внимание обилие циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной деятельности, виды музыкальных занятий; в приложении анны примерные конспекты различных занятий и праздников, развлечений. В каждой возрастной группе выделены разделы, посвященные видам музыкальной деятельности, определены задачи музыкального развития и даны общие рекомендации. Музыкальный репертуар не выписан, поскольку авторами подчёркивают, что педагогу легче самостоятельно проявить инициативу в подборе репертуара. К сожалению, данная программа не рассматривает ранний возраст.

Второе издание программы эстетическое воспитание детей от 2- -7 лет «Красота. Радость. Творчество». В названии программы заключена её направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребёнок, испытывая положительные эмоции на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Всё это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через своё творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение её в разнообразной художественно – творческой деятельности.

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

Искусство в жизни ребёнка;

Эстетическая развивающая среда;

Красота природы;

Знакомство с архитектурой;

Литература;

Изобразительная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Досуг и творчество;

Творчество;

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребёнка.

В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

Развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и воспитания;

Развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке, с целью ознакомления с духовной культурой других народов.

Некоторые программы знакомят малышей с русской национальной культурой и историей. Программа «Оберег» Е.Г.Борониной 2003г. Предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учётом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально – фольклорные игры, игра на музыкальных инструментах, народный театр.

Программа «Камертон» Э.П.Костиной 2004г. Представляет для нас большой интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития.

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

Она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребёнка.

Программа «Малыш» В.А.Петрова предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учётом уровня подготовки и развития конкретного ребёнка. Музыкальный материал первых двух разделов включает слушание музыки, песни, музыкально – двигательный показ, пляски и игры. В третьем разделе, посвященному воспитанию детей третьего года жизни, более подробно освещены все стороны музыкального воспитания детей и шире представлен музыкальный материал, даются методические советы и рекомендации музыкальным руководителям.

Программа «Ладушки» 1998 года авторов И.Каплуновой, И.Новоскольцевой ориентирована на возраст от трёх лет. Цель программы – музыкально – творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально – ритмических движений, инструментального музицирование, пения, слушания музыки, музыкально – игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Каждое музыкальное занятие имеет чёткое построение:

Музыкально – ритмические движения;

Развитие чувства ритма, музицирование;

Пальчиковая гимнастика;

Слушание музыки;

Распевание, пение;

Пляски, игры, хороводы;

Все программы пересекаются в определении репертуара для детей раннего возраста в пении и подпевании, в музыкально – ритмических движениях, танцах и играх. Большая свобода наблюдается при подборе репертуара по слушанию музыки. К сожалению, только в программе «Малыш» слушание классической музыки выделяется в самостоятельный раздел, автор отделяет это слушание песен и рассказов с иллюстрациями. Из всех парциальных программ лишь «Малыш» и «Камертон» имеют выписанный репертуар по слушанию музыки. Из комплексных, мы назовём программы под редакцией Васильевой и «Истоки».

В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходит не из –за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшеё группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении. Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально – ритмические упражнения, пляски. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях.  Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.