Рабочая программа по музыке, 3 класс
Рабочая программа по музыке, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_muzyke_3_kl._2015-2016.docx | 47.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО _____________________ протокол №_______ «__» __________20__г. | Согласовано Зам. директора по УВР __________В. Ю. Маскин «____» __________20___г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 63» г. Чебоксары ___________В.В. Шашкова приказ №___________ от «___»__________20__г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Музыка»
на 2015 – 2016 учебный год
3 класс
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.
Составитель:________________Н.В.Димитриева
Чебоксары 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МБОУ « СОШ №63» города Чебоксары Чувашской республики и авторской программы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьниковумения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2014) серии «Стандарты второго поколения».
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
- Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
- Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
- Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
- Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 32 ч (1 ч в неделю, 32 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Основные виды учебной деятельности школьников.
- Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
- Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
- Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
- Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
- Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».
16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями).
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:
- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,
- воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать практические и учебные задачи:
- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
- проявлять устойчивый интерес к музыке,
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального апроизведения;;
- приобретать навыки слушательской культуры.
решать практические и учебные задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- называть автора и название музыкального произведения.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
- понимать синкретику народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;
- узнавать произведения;
- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В
содержании тем включены следующее:
Едем в фольклорную экспедицию «Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук, слушание- « Элегия» Ф. Лукин
Было и прошло, да быльем поросло? «Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира, слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу»
Садко – «Походра» В. Ходяшева, слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета»
Что ты думаешь о солнце – Г. Лебедев «Вайа юрри»- слушание
«Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная.
Содержание учебного предмета
Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков – монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность ( в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (М,И. Глинка) Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Путешествие на родину русского музыкального языка- 1 час
Едем в фольклорную экспедицию -1 час «Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук, слушание- « Элегия» Ф. Лукин
Как это бывает, когда песни не умирают -1 час
Едем на Север- 1 час
Едем на Юг- час
Праздники в современной деревне-1 час
Функции и особенности народной песни 1 час
Своеобразие песенного фольклора чувашского народа 1 час
Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки» 1 час
Древо русской музыки – 2 часа
Мусорянин пришел!» 1 час
Народная песня в царских палатах 1 час
Было и прошло, да быльем поросло? – 1 час «Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира, слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу»
Северная былина в Петербурге – 1 час
Обобщающий урок по теме:«Древо русской музыки» 1 час
Русский романс
Из города – в деревню. Из деревни - в город 1 час
Звучит романс 1 час
Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами-1 час
Она «въется, как тропа в полях!» - 1 час
Концерт №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова 1 час
На поле Куликовом – 2 часа
Садко 2 часа Походра» В. Ходяшева, слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета»
Обобщение по теме « Русский романс» 1 час
Сказка ложь, да в ней – намек – 2 часа
Добрым молодцам урок – 1 час
Весна священная 1 час
Что ты думаешь о солнце – 1 час Г. Лебедев «Вайа юрри»- слушание
«Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная.
Заключительный урок по темам года – 2 часа
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | ТСО, ЦОР, наглядность | Вид деятельности учащихся | Примечания дата | ||
1.1 | Путешествие на родину русского музыкального языка. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности Знать что такое фольклор, какие бывают жанры народных песен. Уметь исполнять народные песни. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | «Мы – третьеклассники» – разучивание. «Я люблю тебя Россия»- разучивание. | Учащиеся рассказывают о своих летних впечатлениях, приобретая навыки наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять. Исполняют песню, подстраивая интонацию по образцу учителя. | |||
1.2 | Едем в фольклорную экспедицию. Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук, | 1 | комбинированный | .Знать как рождаются народные песни. Понимать, что фольклор – это народная мудрость | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | «На горе – то калина» - русская народная песня слушание- «Элегия» Ф. Лукин | Учащиеся наблюдают по иллюстрациям за фольклорными мелодиями. | |||
1.3 | Как это бывает, когда песни не умирают. | 1 | комбинированный | Знать названия русских народных инструментов, историю гуслей. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | «Как Иван-то»- русская народная песня | Учащиеся выражают мысли и чувства человека. Поют песню и рассуждают о ней. | |||
1.4 | Едем на Север. | 1 | комбинированный | уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; - определять на слух основные жанры музыки | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | «Последнейгодицек я гуляю» - русская народная песня. | Учащиеся учатся петь северные русские песни. | |||
1.5 | Едем на Юг | 1 | комбинированный | знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | « На сухом пруду» - русская народная песня | Учащиеся выразительно исполняют песню. | |||
1.6 | Праздники в современной деревне. «Куккук» Г. Хирбю | 1 | Обобщения и систематизация знаний | уметь определять на слух основные жанры музыки; -участвовать в коллективном пении | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | « Липа вековая»- русская народная песня . | Учащиеся учатся выразительно и одухотворённо исполнять песнопения. | |||
1.7 | Функции и особенности народной песни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | - уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | « Ах вы сени мои сени» - русская народная песня. | Учащиеся учатся выразительно и одухотворённо исполнять песню | |||
1.8 | Своеобразие песенного фольклора чувашского народа | 1 | Обобщения и систематизация знаний. | уметь определять на слух основные жанры музыки; -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | Чувашские народные песни. | Учащиеся знакомятся с чувашскими фольклорными песнями. | |||
1.9 | Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки» | 1 | Обобщающий урок | знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель» | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен, викторина. | Повторение пройденных песен. | Учащиеся проверяют и оценивают свои знания по изученным темам, выражают свою точку зрения. Учатся задавать проблемные вопросы работая в группах | |||
2.1-2.2 | Древо русской музыки | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать какие композиторы входят в «Могучую кучку» | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | Н. Римский-Корсаков « Золотой петушок» « Сказка о царе Салтане» | Учащиеся знакомятся с биографиями композиторов и с музыкальными произведениями | |||
2.3 | «Мусорянин пришел!» | 1 | комбинированный | Знать биографию композитора и его достижения в музыке. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» « Ой, да посидите, гостюшки.» | Учащиеся знакомятся с творчеством композитора. Размышляют над услышанными произведениями. | |||
2.4 | Народная песня в царских палатах. | 1 | комбинированный | уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | М. Мусоргский опера «Борис Годунов» сцена кормилицы Федора и Ксении. | Учащиеся учатся находить связь характера интонаций в той или иной песне с характером её исполнения. Исполнять пластические импровизации. Находить, сравнивать полученную информацию | |||
2.5 | Было и прошло, да быльем поросло? Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира, | 1 | комбинированный | -Знать , что такое былина -уметь определять на слух основные жанры музыки; | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | Микула Селянинович и князь Вольга – былина. слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу | Учащиеся учатся прослушивать музыкальные произведения и устанавливать связь характера интонаций с характером её исполнения. Исполнять ритмические импровизации. | |||
2.6 | Северная былина в Петербурге. | 1 | комбинированный | Знать о творчестве композитора старинных песен. Уметь анализировать произведения. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | «Семейный напев» П.И. Рябинин-Андреев. «Фантазия на темы И.Т. Рябинина для фортепьяно с оркестром. | Учащиеся сами попытаются услышать и определить главные интонации произведения. | |||
2.7 | Обобщающий урок по теме:«Древо русской музыки». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | Учащиеся учатся определять главную интонацию в той или иной песне (пьесе), попытаются охарактеризовать её выразительные или изобразительные свойства Выразительно исполняют песни и попевки. | ||||
3.1 | Русский романс. Из города – в деревню. Из деревни- в город. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Знать,что такое романс | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | Г. Свиридова «Ты воспой, ты воспой» -народная. «Лучинушка» Шаляпин | Учащиеся учатся понимать развитие, движение, изменение характера в исполнение песен. Учатся разбираться в романсе. | |||
3.2 | Звучит романс | 1 | комбинированный | уметь определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | М. И. Глинка « Я помню чудное мгновенье…». | Учащиеся проникновенно слушают романс, анализируют. | |||
3.3 | Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами | 1 | комбинированный | уметь определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | «Утро туманное, утро седое», «Колокольчики мои, цветики степные». «Выхожу один я на дорогу». | Учащиеся проникновенно слушают романс, анализируют. | |||
3.4 | Она «въется, как тропа в полях!» «Хамла пахчи» Ф. Лукина | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать/ понимать: образцы духовной музыки, религиозные традиции. Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | С. Рахманинов тема из «Всенощной» киевского распева. | Учащиеся знакомятся с духовной музыкой.изученные Узнают музыкальные произведения и называют имена их авторов, определяют и сравнивают характер произведения. | |||
3.5 | Концерт №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова | 1 | комбинированный | Уметь проявлять характер произведения. Знать , что композитор великий гений. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | С. Рахманинов Концерт №3 главная тема | Учащиеся учатся характеризовать произведения. | |||
3.6-3.7 | На поле Куликовом | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | -Знать история создания произведения. -уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | И. Глазунов «Битва» фрагмент. | Учащиеся чувствуют, как очень проникновенная музыка от куплета к куплету приобретает всё большую взволнованность, драматичность. | |||
3.8- 3.9 | Садко Походра» В. Ходяшева, | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать история создания произведения. -уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | Опера «Садко» Н. Римский-Корсаков. «Садко и морской царь» - былина. слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета» | Учащиеся знакомятся с оперой «Садко» . | |||
3.10 | Обобщение по теме « Русский романс» | 1 | Обобщающий урок | оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | Исполнение песен. | Учащиеся проводят контроль и самоконтроль знаний по терминам и определениям. Исполняют песни по выбору. | |||
4.1-4.2 | Сказка ложь, да в ней – намек. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Знать история создания произведения. -уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Весенняя сказка 4 действие. Заключительный хор- песнь Яриле-Солну. | Учащиеся знакомятся с оперой «Снегурочка». Находят музыкально-выразительные средства музыки. | |||
4.3 | … Добрым молодцам урок «Походра» В. Ходяшева | 1 | комбинированный | Знать характер исполнения песни Уметь вслушиваться в голоса природы. | Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен | «А мы просо сеяли» | Учащиеся играют под музыку, погружаются в атмосферу природы. |
4.4 | Весна священная | 1 | комбинированный | Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | И. Стравинский «весна священная» Поцелуй земли - пролог | Учащиеся учатся передавать музыкальные впечатления от услышанной мелодии. | |
4.5-4.6 | Что ты думаешь о солнце Г. Лебедев «Вайа юрри» | 2 | комбинированный | уметь определять на слух основные жанры музыки; характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | С. Прокофьев концерт №3 для ф-но с оркестром слушание «Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная | Учащиеся говорят о своих впечатлениях.Поют песни о солнце. | |
4.7-4.8 | Обобщение темы всего учебного года | 2 | Обобщающий урок. | оценивать собственную музыкально-творческую деятельность | Устный опрос, слушание музыки, исполнение | Урок-концерт. |
Материально-техническое обеспечение
Обучение музыке обеспечивается учебниками и пособиями:
- Усачев В. О. , Школяр Л. В. «Музыка» 3 класс: Учебник-М.: Вентана-Граф 2014.
- Усачева В. О. , Школяр Л.В., «Музыка 1-4 класс» Программа, 2014г.
- Усачева В. О. , Школяр Л.В., Школяр В.А « Музыкальное искусство» Методическое пособие 3 класс. – М.: «Вентона-Граф». 2010г
- Усачева В. О. « Музыкальное искусство» Нотная хрестоматия 3 класс. М.: «Вентана-Граф». 2014.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
Обучение музыке обеспечивается:
- Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Набор плакатов.
- Портреты композиторов.
- Аккордеон Тула 37х80-111-7/2
- баян"Этюд-205М2" ,
- гармонь " Тульская -301М"
- комплект народных музыкальных инструментов "Русский праздник"
- комплект шумовых музыкальных инструментов FLIGHT OSC-2021-набор перкуссии
- синтезатор CASIO CDP-200R цифровое пианино
- пианино