Рабочая программа по музыке, 3 класс

Рабочая программа по музыке, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_muzyke_3_kl._2015-2016.docx47.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары

Чувашской Республики

Рассмотрено

на заседании ШМО _____________________

протокол №_______

«__» __________20__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________В. Ю. Маскин

«____» __________20___г.  

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 63»

г. Чебоксары

___________В.В. Шашкова

приказ №___________

от «___»__________20__г.

Рабочая программа

по  учебному предмету

«Музыка»

на 2015 – 2016 учебный год

3 класс

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.

Составитель:________________Н.В.Димитриева

                                             

                                           

                                                   Чебоксары 2015

                                       

                                                     Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МБОУ « СОШ №63» города Чебоксары Чувашской республики и авторской программы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьниковумения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4  классах  и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2014) серии «Стандарты второго поколения».

           Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

                                          Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
  • Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
  • Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка.При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 32 ч (1 ч в неделю, 32 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

 

Основные виды учебной деятельности школьников.

  • Слушание музыки.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
  • Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                                 

                                                  Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

                                               

                                               Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями).

Основные требования  к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,

- воспринимать музыкальные произведения;

- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать практические и учебные задачи:

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

- проявлять устойчивый интерес к музыке,

- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального апроизведения;;

- приобретать навыки слушательской культуры.

решать практические и учебные задачи:

- определять жанровые признаки;

- характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;

- называть запомнившиеся формы музыки;

- называть автора и название музыкального произведения.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

- понимать синкретику народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;

- сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;

- узнавать произведения;

- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;

- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В

содержании тем включены следующее:

Едем в фольклорную экспедицию «Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук, слушание-  « Элегия» Ф. Лукин

 Было и прошло, да быльем поросло?   «Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира, слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу»

Садко – «Походра» В. Ходяшева, слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета»

Что ты думаешь о солнце – Г. Лебедев «Вайа юрри»- слушание

 «Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная.

                                                  Содержание учебного предмета

                                                                   

Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Занятия начинаются с музыки, бытующей в в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей. Раскрытие этой идеи начинается с уроков – монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие её форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?». Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии. Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства через изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера. Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность ( в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создаёт народ, а мы, композиторы её только аранжируем» (М,И. Глинка) Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

Путешествие на родину русского музыкального языка- 1 час

Едем в фольклорную экспедицию -1 час «Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук, слушание-  « Элегия» Ф. Лукин

Как это бывает, когда песни не умирают -1 час

Едем на Север- 1 час

Едем на Юг-  час

Праздники в современной деревне-1 час

Функции и особенности народной песни 1 час

Своеобразие песенного фольклора чувашского народа 1 час

Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки» 1 час

Древо русской музыки – 2 часа

Мусорянин пришел!» 1 час

Народная песня в царских палатах 1 час

Было и прошло, да быльем поросло? – 1 час «Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира, слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу»

Северная былина в Петербурге – 1 час

Обобщающий урок по теме:«Древо русской музыки» 1 час

Русский романс

Из города – в деревню. Из деревни - в город 1 час

Звучит романс 1 час

Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами-1 час

Она «въется, как тропа в полях!» - 1 час

Концерт №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова 1 час

На поле Куликовом – 2 часа

Садко 2 часа Походра» В. Ходяшева, слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета»

Обобщение по теме « Русский романс» 1 час

Сказка ложь, да в ней – намек – 2 часа

Добрым молодцам урок – 1 час

Весна священная 1 час

Что ты думаешь о солнце – 1 час Г. Лебедев «Вайа юрри»- слушание

 «Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная.

Заключительный урок по темам года – 2 часа


Календарно-тематическое планирование

3 класс

№  урока

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

ТСО,

ЦОР, наглядность

Вид

деятельности  учащихся

Примечания

дата

1.1

Путешествие на родину русского музыкального языка.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

  Знать что такое фольклор, какие бывают жанры народных песен.

Уметь исполнять народные песни.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

«Мы – третьеклассники» – разучивание.

«Я люблю тебя Россия»- разучивание.

Учащиеся рассказывают  о своих летних впечатлениях, приобретая навыки наблюдать окружающий мир,  вслушиваться  в  него,  размышлять.

Исполняют песню, подстраивая интонацию по образцу учителя. 

1.2

 Едем в фольклорную экспедицию.  Куккук», муз. Г. Хирбю, сл.Васси Синук,

1

комбинированный

.Знать как рождаются народные песни.

Понимать, что фольклор – это народная мудрость

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

«На горе – то калина» - русская народная песня

слушание-  «Элегия» Ф. Лукин

 Учащиеся

наблюдают по иллюстрациям

за фольклорными

мелодиями.

1.3

Как это бывает, когда песни не умирают.

1

комбинированный

Знать названия русских народных инструментов, историю гуслей.

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

«Как Иван-то»- русская народная песня

Учащиеся выражают мысли и чувства человека. Поют песню и рассуждают о ней.

1.4

Едем на Север.

1

комбинированный

уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

«Последнейгодицек я гуляю» - русская народная песня.

Учащиеся учатся петь северные русские песни.

     1.5

Едем на Юг

1

комбинированный

знать об истоках происхождения музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

« На сухом пруду» - русская народная песня

Учащиеся выразительно исполняют песню.

1.6

Праздники в современной  деревне. «Куккук» Г. Хирбю

1

Обобщения и систематизация знаний

уметь определять на слух основные жанры музыки;

-участвовать в коллективном пении

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

« Липа вековая»- русская народная песня

.

Учащиеся учатся выразительно и одухотворённо исполнять песнопения.

1.7

Функции и особенности народной песни.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

- уметь применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

« Ах вы сени мои сени» - русская народная песня.

Учащиеся учатся выразительно и одухотворённо исполнять песню

1.8

Своеобразие песенного фольклора чувашского народа

1

Обобщения и систематизация знаний.

уметь определять на слух основные жанры музыки;

-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

Чувашские народные песни.

Учащиеся знакомятся с чувашскими фольклорными песнями.

1.9

Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки»

1

Обобщающий урок

знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен, викторина.

Повторение пройденных песен.

Учащиеся проверяют и оценивают свои знания по изученным темам, выражают свою точку зрения. Учатся  задавать проблемные вопросы работая в группах

2.1-2.2

Древо русской музыки

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать какие композиторы входят в «Могучую кучку»

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

Н. Римский-Корсаков « Золотой петушок» « Сказка о царе Салтане»

Учащиеся знакомятся с биографиями композиторов и с музыкальными произведениями

2.3

«Мусорянин пришел!»

1

комбинированный

Знать биографию композитора и его достижения в музыке.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» « Ой, да посидите, гостюшки.»

Учащиеся знакомятся с творчеством композитора. Размышляют над услышанными произведениями.

2.4

Народная песня в царских палатах.

1

комбинированный

уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

М. Мусоргский опера «Борис Годунов» сцена кормилицы Федора и Ксении.

Учащиеся учатся находить

связь характера интонаций

в той или иной песне с характером её исполнения. Исполнять пластические импровизации.

Находить, сравнивать полученную информацию

2.5

Было и прошло, да быльем поросло? Хамла пахчи» Ф. Лукина, сл.П. Ялгира,

1

комбинированный

-Знать , что такое былина

-уметь определять на слух основные жанры музыки;

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

Микула Селянинович и князь Вольга – былина. слушание- Т.Фандеев «Утро в лесу

Учащиеся  учатся прослушивать  музыкальные произведения  и устанавливать связь характера интонаций с характером её исполнения. Исполнять ритмические импровизации.

2.6

Северная былина в Петербурге.

1

комбинированный

Знать о творчестве композитора  старинных песен.

Уметь анализировать произведения.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

«Семейный напев» П.И. Рябинин-Андреев. «Фантазия на темы И.Т. Рябинина для фортепьяно с оркестром.

Учащиеся сами попытаются услышать и определить главные

интонации  произведения.

2.7

Обобщающий урок по теме:«Древо русской музыки».

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

Учащиеся учатся определять  главную интонацию в той или иной песне

(пьесе), попытаются охарактеризовать её выразительные или изобразительные свойства Выразительно исполняют песни и попевки.

3.1

Русский романс.

Из города – в деревню. Из деревни- в город.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Знать,что такое романс

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

Г. Свиридова «Ты воспой, ты воспой» -народная. «Лучинушка» Шаляпин

Учащиеся учатся понимать  развитие, движение, изменение   характера в исполнение песен. Учатся разбираться в романсе.

3.2

Звучит романс

1

комбинированный

уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

М. И. Глинка « Я помню чудное мгновенье…».

Учащиеся проникновенно слушают романс, анализируют.

3.3

Стихи о любви, смерти и жизни становятся романсами

1

комбинированный

уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

«Утро туманное, утро седое», «Колокольчики мои, цветики степные». «Выхожу один я на дорогу».

Учащиеся

проникновенно

слушают романс,

анализируют.

3.4

Она «въется, как тропа в полях!» «Хамла пахчи» Ф. Лукина

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  религиозные традиции.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

С. Рахманинов  тема из «Всенощной» киевского распева.

Учащиеся  знакомятся с духовной музыкой.изученные Узнают музыкальные произведения и называют  имена их авторов, определяют  и сравнивают характер произведения.

3.5

Концерт №3 для ф-но с оркестром С. Рахманинова

1

комбинированный

Уметь проявлять характер произведения.

Знать , что композитор великий гений.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

С. Рахманинов Концерт №3 главная тема

Учащиеся  учатся характеризовать произведения.

3.6-3.7

На поле Куликовом

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

-Знать история создания произведения.

-уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

И. Глазунов «Битва» фрагмент.

Учащиеся  чувствуют, как очень проникновенная музыка от куплета

к куплету приобретает всё большую взволнованность, драматичность.

3.8-

3.9

Садко                

Походра» В. Ходяшева,

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать история создания произведения.

-уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

Опера  «Садко» Н. Римский-Корсаков. «Садко и морской царь» - былина.

слушание- В. Ходяшева Скерцо из «Чувашского квартета»

Учащиеся знакомятся с оперой «Садко» .

3.10

Обобщение по теме « Русский романс»

1

Обобщающий урок

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

Исполнение песен.

Учащиеся  проводят контроль  и самоконтроль

знаний  по терминам и определениям. Исполняют песни по выбору.

4.1-4.2

Сказка ложь, да в ней – намек.

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать история создания произведения.

-уметь узнавать изученные муз.произведения и называть имена из авторов

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» Весенняя сказка 4 действие. Заключительный хор- песнь Яриле-Солну.

Учащиеся знакомятся с оперой «Снегурочка». Находят  музыкально-выразительные средства музыки.

4.3

… Добрым молодцам урок «Походра» В. Ходяшева

1

комбинированный

Знать характер исполнения песни

Уметь вслушиваться в голоса природы.

Устный опрос, слушание музыки, исполнение песен

«А мы просо сеяли»

Учащиеся играют под музыку, погружаются в  атмосферу природы.

4.4

Весна священная

1

комбинированный

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

И. Стравинский «весна священная» Поцелуй земли - пролог

Учащиеся учатся передавать музыкальные впечатления от услышанной мелодии.

4.5-4.6

Что ты думаешь о солнце  

  Г. Лебедев «Вайа юрри»

2

комбинированный

уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

С. Прокофьев концерт №3 для ф-но с оркестром

слушание

 «Чараш» муз. Ф. Васильева, сл А. Алги. «Таша кевви- чувашя народная         

Учащиеся говорят о своих впечатлениях.Поют песни о солнце.

4.7-4.8

Обобщение темы всего учебного года

2

Обобщающий урок.

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Устный опрос, слушание музыки, исполнение

Урок-концерт.


Материально-техническое обеспечение

Обучение музыке обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Усачев В. О. , Школяр Л. В. «Музыка» 3 класс: Учебник-М.: Вентана-Граф 2014.
  • Усачева В. О. , Школяр Л.В., «Музыка 1-4 класс» Программа, 2014г.
  • Усачева В. О. , Школяр Л.В., Школяр В.А « Музыкальное  искусство» Методическое пособие 3 класс. – М.: «Вентона-Граф». 2010г
  • Усачева В. О. « Музыкальное искусство» Нотная хрестоматия 3 класс. М.: «Вентана-Граф». 2014.  
  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  • Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  • Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  • Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  • Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  • «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  • Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  • «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  • Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  • Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  • Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.  А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Обучение музыке обеспечивается:

  • Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Набор плакатов.
  • Портреты композиторов.
  • Аккордеон Тула 37х80-111-7/2  
  • баян"Этюд-205М2" ,
  • гармонь " Тульская -301М"
  • комплект народных музыкальных инструментов "Русский праздник"
  • комплект шумовых музыкальных инструментов FLIGHT OSC-2021-набор перкуссии
  • синтезатор CASIO CDP-200R цифровое пианино
  • пианино