Рабочая программа по музыке, 2 класс

Рабочая программа по музыке, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_muzyke_2kl._2015-2016_dimitrieva_n.v.docx49.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары

Чувашской Республики

Рассмотрено

на заседании ШМО _____________________

протокол №_______

«__» __________20__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________В. Ю. Маскин «____» __________20___г.  

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 63»

г. Чебоксары

___________В.В. Шашкова

приказ №___________

от «___»__________20__г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Музыка»

на 2014 – 2015 учебный год

2 класс

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.

Составитель:________________Н.В.Димитриева

Чебоксары 2015

                                                   1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МБОУ «СОШ №63» города Чебоксары Чувашской Республики и авторской программой В. О. Усачева, Л. В. Школяр,  «Музыка» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4  классах  и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования  и науки РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр,  которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2014) серии «Стандарты второго поколения».

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

 Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
  2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
  5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
  6. Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
  7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В содержание тем включены следующие:

Сердце поэта - «Таван шкул» Ф. Лукина,  Слушание: Ф. Васильева «Марш»

Музыка живая! «Качака» А. Токарева, слушание-  А. Токарев « Авалхи юра» « Таша»

Житие Ивана  « Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира. А. Орлов-Шузьм «Вальс»,

 Развитие музыки- «Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня, слушание –М. Алексеев «Сапка юрри». 

Образ простого народа на оперной сцене.-

Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи, - слушание, «Печек сес путене» - чувашская народная песня.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 32 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

               IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

 

Основные виды учебной деятельности школьников.

  • Слушание музыки.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
  • Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
  • Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

        

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                                         

                                        Предметные результаты

1. Сфомированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

                             Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями).

        

        Основные требования  к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,

- воспринимать музыкальные произведения;

- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать практические и учебные задачи:

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

- проявлять устойчивый интерес к музыке,

- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального апроизведения;;

- приобретать навыки слушательской культуры.

решать практические и учебные задачи:

- определять жанровые признаки;

- характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;

- называть запомнившиеся формы музыки;

- называть автора и название музыкального произведения.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

- понимать синкретику народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;

- сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;

- узнавать произведения;

- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;

- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

                            Содержание учебного предмета

                                                 

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живёт музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живёт только в развитии и определённых формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

«Как живет музыка» 1 час

А теперь – вопросительные знаки -1 час

Сердце поэта -1 час «Таван шкул» Ф. Лукина , слушание: Ф. Васильева «Марш»

Два полонеза – 1час

Давайте ждать и слушать – 1 час

Э. Григ «Пер Гюнт» -2 часа

Волшебная книга -1 час

Обобщающий урок по теме: как живет музыка?  1 час

Все растет, все изменяется – 1 час

Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали.  – 1 час

Музыка живая!

«Качака» А. Токарева, слушание-  А. Токарев « Авалхи юра» « Таша» -1 час

«Звуки человеческой речи делаются музыкой – 1 час

Где родился, там и сгодился -1 час

Интонация – 1 час

Люд честной – 1 час

Свадьба в деревне – 2 часа

Житие Ивана

  Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира. А. Орлов-Шузьм «Вальс»,

Увертюра  и хор «Славься!». – 1 час

Развитие музыки- 1 час «Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня, слушание –М. Алексеев «Сапка юрри». 

Образ простого народа на оперной сцене.- 1 час

Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи», «Печек сес путене» - чувашская народная песня.

Драматургия оперы – 1 час

Обобщение темы: опера 2 часа

Думать музыкой – 1 час

В гостях  у П. И. Чайковского -2 часа

В гостях М. И Глинки – 2 часа

Художественность песни

- 1 час

Обобщающий урок по темам года  -2 часа


                                                                        Календарно-тематическое планирование

                                                                           рассчитано на 1 раз неделю 34 часа

№  урока

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

ТСО,

ЦОР, наглядность

Виды деятельности учащихся

Примечания

дата

1

Как живёт музыка?

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать что такое увертюра.

Понимать, для чего нужна увертюра.

импровизация, пластическое интонирование

Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе-слушание.

. Учащиеся рассказывают  о своих летних впечатлениях, приобретая навыки наблюдать окружающий мир,  вслушиваться  в  него,  размышлять.

Исполняют песню, подстраивая интонацию по образцу учителя. 

2

А теперь-вопро-сительные знаки.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь определить жанр  и характер звучания музыки, передавать в движении звучащие фрагменты.

пластическое интонирование. Игра: "Узнай и покажи гнома".

Ночь», «Золотые рыбки»,

«Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок»

Скворушка прощается»

Т. Попатенко – разучивание

Наблюдение за музыкой в жизни человека.

Слушание музыки и размышление о ней.

Хоровое пение.  .

3

Сердце поэта.

«Таван шкул» Ф. Лукина

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать биографию Ф. Шопена.

Уметь определять особенности ноктюрна.

Устный опрос, пластическое интонирование. Игра: "Узнай и покажи гнома". Викторина.

Знакомство с творчеством Ф. Шопена, «Ноктюрн»

слушание: Ф. Васильева «Марш»

Наблюдение за музыкой в жизни человека.

Слушание музыки и размышление о ней.

4

Два полонеза

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знакомство с танцем «Полонез». Сравнение полонеза Ф. Шопена с полонезом  из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

беседа, диалог, сравнение музыкальных произведений. Импровизация, Игра, Викторина.

П. Чайковский «Полька», «Камаринская»  из «Детского альбома», С. Рахманинов "Итальянская полька" Разучивание: А. Филиппенко "Весёлый музыкант"

Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.

5

Давайте ждать и слушать!

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний..

. Знать биографию Э. Грига.

Понимать, что музыка живая, она дышит, размышляет, чувствует, рассказывает и показывает.

пластическая импровизация, вокальное исполнение по группам и хором. Игры: "Кто дольше слышит звук", "Узнай и покажи гнома"

Знакомство с творчеством Э. Грига..

Учащиеся учатся петь мелодии из произведений  Грига

6-7

Э. Григ «Пер Гюнт»

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать содержание драмы, основных героев.

Уметь напевать основные мелодии музыкального произведения.

Понимать, что в музыке происходит слияние выразительного и изобразительного

викторина, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.

Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Слушание и исполнение музыки, размышление о ней.

8

Волшебная книга.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь определять колыбельность в музыке.  Знать о выразительных и изобразительных возможностях музыки.

Викторина, импровизация, вокальное исполнение

Знакомство с музыкой П .Чайковского и М. Мусоргского

Слушание музыки, размышление о ней. Импровизация. Хоровое пение

9

Обобщающий урок по теме: как живет музыка?

1

Обобщение и систематизация знаний.

Уметь петь в ансамбле, прохлопывать ритмический рисунок. Учиться импровизировать, двигаться в соответствии с характером песни.

Викторина, игры, беседа, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.

Повторение песен.

Слушание музыки, размышление о ней. Импровизация. Хоровое пение

10

Все растет, все изменяется

1

. Урок изучения и первичного закрепления

Уметь различать песенные, танцевальные и маршевые интонации.

викторина, конкурс, игры, вокальное исполнение по группам и индивидуально

Скворушка прощается» – исполнение.

«Болтунья» С. Прокофьева слушание.

«Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.

«Кто дежурные?»

Д. Кабалевского – разучивание.

Учатся интонационно осмысленно читать  текст.

11

Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний Урок - путешествие.

Знать основных героев оперы.

Уметь определять связь речевой и музыкальной интонации.

Конкурс: " Кто самый музыкальный". Игра: "Узнай и покажи гнома." Устный опрос, импровизация.

«Болтунья» С. Прокофьева  Кто дежурные?»

Д. Кабалевского–исполнение.

Учащиеся  учатся точно выполнять паузы, сознательно выделять сильные слова и слоги во фразах. Исполнять инструментальные импровизации. Выражать точку зрения за и против.

12

Музыка живая!

«Качака» А. Токарева

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Знать что музыка  дышит, танцует, поет , марширует. Уметь определять высоту звука.        

устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.

Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.

«Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.

«Кузнец» – исполнение. слушание-  

А. Токарев « Авалхи юра» « Таша» -1 час

.Учащиеся учатся находить

связь характера интонаций

в той или иной песне с характером её исполнения. Исполнять пластические импровизации.

Находить, сравнивать полученную информацию

13

«Звуки человеческой речи делаются музыкой»

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Уметь определять связь речевой и музыкальной интонации.

устный опрос, импровизация, вокальное исполнение по группам, сольное и хором.

. Фрагменты оперы «Борис Годунов» М .Мусоргского

Учащиеся  учатся точно выполнять паузы, сознательно выделять сильные слова и слоги во фразах. Исполнять инструментальные импровизации. Выражать точку зрения за и против.

14

Где родился, там и сгодился

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Уметь отличать интонацию народной песни и композиторской.

Понимать значение слова фольклор.

Музыкальные загадки. Конкурс: "Самый музыкальный" Устный опрос

«Как  за речкою, да за Дарьею» -русская народная песня.

Учащиеся  учатся прослушивать     музыкальные произведения  и устанавливать связь характера интонаций с характером её исполнения. Исполнять ритмические импровизации с использованием

15

Интонация

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь «читать» звучащую музыку

Диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

Слушание музыки, размышление о ней.

16

Обобщение темы «Интонация»

1

Обобщение и систематизация знаний. Урок - путешествие.

Знать, что интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.

Уметь на слух определять музыкальные произведения.

диалог, конкурс, импровизация, вокальное исполнение по группам и сольное.

Исполнение песен.

Пластическое интонирование.

Слушание музыки, размышление о ней.

17

Люд честной

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь передавать шуточную интонацию в песне

сравнение, импровизация "рисуем картины природы звуками", исполнение песен

Пение шуточных детских песен

Учащиеся исполняют шуточные песни.

18-19

Свадьба в деревне

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития

устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам.

Плач невесты. Песня подружек. « Как сказали, Иван-то грозен…» - русская народная песня.

Учащиеся знакомятся с новым произведением.

20

Житие Ивана

« Анне» муз А. Токарева, сл. П. Ялгира.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знакомство с оперой М .Глинки «Иван Сусанин». Историческая основа оперы.

устный опрос, конкурс, вокализация мелодий индивидуально по группам

« Ты взойдешь , моя заря!

А. Орлов-Шузьм «Вальс»,

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

21

Увертюра и хор «Славься!».

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать значение роли увертюры в опере.

Уметь находить ощущение духовной близости с героем оперы.

Движение под музыку, игры: "Узнай и покажи гнома", "Высокие и низкие звуки", устный опрос

«Славься!». - исполнение

Учащиеся

исполняют песню

22

Развитие музыки

«Серем ватса вир акрам»- чувашская народная песня,

1

Обобщение и систематизация знаний.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

.

Движение под музыку, игры: "Узнай и покажи гнома",  устный опрос

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.

Слушание: Книга Голубиная (духовный стих)

слушание –

М. Алексеев «Сапка юрри».

Учащиеся учатся понимать  разви-тие, движение, изменение   характера в исполнение песен. Учатся разбираться в сказке и следить за развитием  му-зыки

23

Образ простого народа на оперной сцене.

 «Печек сес путене» - чувашская народная песня.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать героев оперы, либретто.

Уметь определять песни – притчи, анализировать фрагменты оперы.

Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку

Фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже деве Февронии»

Г. Хирбю «Херсен туй юрри» из 2 действия оперы «Нарспи»,

Исполнение, инсценирование  песен, танцев, фрагментов из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

24

Драматургия оперы

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Наблюдать за драматургией оперной сцены, анализировать музыкальный фрагмент..

Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен на оценку

«Сеча при Керженце

Хоровое пение Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений

25-26

Обобщение темы: опера

2

Обобщение и систематизация знаний.

Знать , что такое опера и как она проявляется в музыке.

Устный опрос, импровизация, игра, исполнение песен н оценку

Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя

Учащиеся  проводят контроль  и самоконтроль

знаний  по терминам и определениям. Исполняют песни по выбору.

27

Думать музыкой.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Уметь музыкально мыслить. Знать , что происходит  с музыкой

устный опрос, импровизация, игра, конкурс: "Самый музыкальный"

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание.

«Любитель-рыболов»

Учащиеся

анализируют

услышанные

произведения.

28-29

В гостях  у П. И. Чайковского

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Знать биографию композитора.  Уметь анализировать фрагменты произведений.

Движение под музыку, импровизация, игры: "Ритмическое эхо", "Музыкальное эхо".

Слушание: П.Чайковский "Марш" из балета «Щелкунчик»,  Ж.Бизе «Марш мальчишек « из оперы «Кармен», "Марш Тореодора"

Учащиеся

анализируют

услышанные

произведения.

30-31

В гостях М. И Глинки.

2

. Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать биографию композитора.  Уметь анализировать фрагменты произведений

конкурс "Самый музыкальный", соревнование по рядам, игры: "Ритмическое эхо", "Музыкальное эхо", устный опрос.

Слушание: «Руслан и Людмила»

« Если добрый ты» -исполнение.

Учащиеся анализируют услышанные произведения

32

Художественность песни

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Понимать, что выразительные средства музыки зависят от содержания произведения, помогают композитору создать правильное настроение.

устный опрос, хоровое пение, по группам и сольное исполнение.

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта», песня «Весёлый ветер» И. Дунаевского."

Освоение терминов  и понятий музыкального искусства.

Хоровое пение.

33-34

Обобщающий урок по темам года

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

устный опрос, соревнование по рядам, хоровое пение, игры : "Высокие и низкие звуки",

Повторение пройденных песен

Хоровое пение

Наблюдение за интонационным богатством музыкального мира

Игра на детских музыкальных инструментах.


Материально-техническое обеспечение

  Обучение музыке обеспечивается учебниками и пособиями:

  1. Усачев В. О. , Школяр Л. В. «Музыка» 2 класс: Учебник-М.: Вентана-Граф 2014.
  2. Усачева В. О. , Школяр Л.В., «Музыка 1-4 класс» Программа, 2011г.
  3. Усачева В. О. , Школяр Л.В., Школяр В.А « Музыкальное  искусство» Методическое пособие 2 класс. – М.: «Вентона-Граф». 2010г
  4. Усачева В. О. « Музыкальное искусство» Нотная хрестоматия 2 класс. М.: «Вентана-Граф». 2010.  
  5. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  8. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  9. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  10. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  11. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  12. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  13. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  14. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  15. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  16. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  17. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  18. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  19. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  20. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  21. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.  А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Обучение музыке обеспечивается:

  • Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Набор плакатов.
  • Портреты композиторов.
  • Аккордеон Тула 37х80-111-7/2  
  • баян"Этюд-205М2" ,
  • гармонь " Тульская -301М"
  • комплект народных музыкальных инструментов "Русский праздник"
  • комплект шумовых музыкальных инструментов FLIGHT OSC-2021-набор перкуссии
  • синтезатор CASIO CDP-200R цифровое пианино
  • пианино