Рабочая программа по музыке, 1 класс

Рабочая программа по музыке, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_muzyke_1_kl._2015-2016.docx44.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары

Чувашской Республики

Рассмотрено

на заседании ШМО _____________________

протокол №_______

«__» __________20__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

__________Н.В.Сергеева

«____» __________20___г.  

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 63»

г. Чебоксары

___________В.В. Шашкова

приказ №___________

от «___»__________20__г.

Рабочая программа

        

по учебному предмету

«Музыка»

на 2015 – 2016 учебный год

1 класс

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программой начального общего образования, с учетом авторской учебной программы «Музыка» («Начальная школа XXI века») В.О. Усачевой, Л.В. Школяр.

Составитель:________________Н.В.Димитриева

Чебоксары 2015

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МБОУ « СОШ №63» города Чебоксары Чувашской Республики и авторской программы В. О. Усачева, Л. В. Школяр,  «Музыка» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4  классах  и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования и науки  РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр,  которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2014) серии «Стандарты второго поколения».

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

 Основные задачи уроков музыки:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.
  • Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.
  • Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства
  • Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к

  • ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 134 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Основные виды учебной деятельности школьников.

  • Слушание музыки.  Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
  • Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
  • Инструментальное музицирование. Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  • Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
  • Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
  • 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для

создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями).

Основные требования  к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,

- воспринимать музыкальные произведения;

- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать практические и учебные задачи:

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

- проявлять устойчивый интерес к музыке,

- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального апроизведения;;

- приобретать навыки слушательской культуры.

решать практические и учебные задачи:

- определять жанровые признаки;

- характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и т.д.;

- называть запомнившиеся формы музыки;

- называть автора и название музыкального произведения.

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;

- понимать синкретику народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;

- сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танец;

- узнавать произведения;

- называть русских композиторов, называть их имена ( в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;

- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

- проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;

- выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

В рабочей программе учитывается национально-региональный компонент. В содержание тем  включены  следующие:

Где найти песню и как ее искать? «Сапка юрри» - Ф. Павлова сл. Народные, слушание-«Гимн Чувашской Республики» муз. Г. Лебедева, сл. И. Тукташа.

Музыка живая« Тух-ха, Ванюк» муз. народная,сл.Н. Васянки, слушание-Ф. Васильева «Марш» чувашская народная песня « Тункки-тункки»

Хочу танцевать в балете«Выляма ченни»- муз. С. Максимова сл. Н. Васянки. «Тилетус»-муз. Ф. Лукина, сл. В. Давыдова- Анатри.

Обобщающий урок. – « Эпе шкул ачи» - муз. Ю. Кудакова , сл. И. Степанова. «Митюктухреурама» - муз.В. Воробьева, сл.В. Бараева

Содержание учебного предмета

1 класс

Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности.

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание  природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно – смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.

Третья содержательная линия – методическая или творческо – поисковая, когда школьники вводятся в музыкально – художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских инструментах, разыгрывание песен и т.д.

   В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры.

Образ музыки.

Образ музыки- 1 час

«Музыкант играл на скрипке»  - 1 час

Родина музыки   - 1 час

Я начал сочинять с тех пор как узнал музыку..» - 1 час

Прогулка была временем сочинения – 1 час

Где найти песню и как ее искать?-1 час Сапка юрри» - Ф. Павлова сл. Народные, слушание-«Гимн Чувашской Республики» муз. Г. Лебедева, сл. И. Тукташа

Танец- это что? – 2 часа

Почему марш-это марш? – 2 часа

Мимолетности – 1 час

Музыка живая

« Тух-ха, Ванюк» муз. народная ,сл.Н. Васянки, слушание-Ф. Васильева «Марш» чувашская народная песня « Тункки-тункки»

Каждый композитор –художник -1час

Играем обычный день- 2 часа

Французская сказка на русский лад « Спящая красавица – 1 час

Идем в театр! – 1 час

Театр – 1 час

Хочу петь в опере! – 2 часа

Хочу танцевать в балете. 2 часа

Выляма ченни»- муз. С. Максимова сл. Н. Васянки. «Тиле тус»-муз. Ф. Лукина, сл. В. Давыдова-Анатри.

Симфония -2 часа

Язык музыки- 2 часа

Путешествие в деревню- 2 часа

В свете ж вот какое чудо!» - 1 час

Хочу быть композитором! – 1 час

Симфоническая сказка «Петя и Волк» рассказанная С.С. Прокофьевым – 1 час

Ледовое  побоище – 1 час

Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает» 1 час

Обобщающий урок.« Эпе шкул ачи»-муз. Ю. Кудакова , сл. И. Степанова. «Митюк тухре урама» - муз.В. Воробьева, сл.В. Бараева.


Календарно–тематическое планирование

1 класс

урока

Тема

урока

Кол -во часов

Тип урока

Требованию к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

ТСО,

ЦОР, наглядность

Вид деятельности

учащихся

При-меча-ние

дата

1

Образ музыки.

Образ музыки.

1

Изучение нового материала

 уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Импровизация, устный опрос, исполнение детских песен.

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» ,«Заплетися, плетень» русская народная песня И.С.Бах «Прелюдия до-мажор»

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы

2

«Музыкант играл на скрипке»

1

Изучение нового материала

уметь определять на слух основные жанры музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Музыкально-ритмические движения.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…»..

Различать характерные признаки основных музыкальных жанров –песня, танец, марш

3

Родина музыки

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Знать сферу народного и композиторского музицирования.

Уметь выявлять жанровое начало (песни , танца, марша)

Слушаниемузыки, хоровое пение.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой«Пестрыйколпачок»

Характеризовать деятельность композитора, исполнитель, слушателя.

Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров,

4

«Я начал сочинять с тех пор как узнал музыку..»

1

Урок-игра

Обобщение      и систематизация знаний

Слушать музыкальное произведение и эмоционально его воспринимать.

Уметь петь в ансамбле, прохлопывать ритмический рисунок.

Понимать дирижерские жесты.

Знать певческую установку.

Пластическая импровизация. Игры: кто лучше слышит?,"кто самый музыкальный? Конкурс наилучшее исполнение изученных песен.

 Слушание:

П. И.Чайковский "Сладкая греза",«Осенняя песня».

Г.Свиридов «Осень», Ц.Кюи "Осень" Разучивание:«Осень, осень,  в гости просим», "Дождик". В.Павленко «Капельки» Повторение песен:"Во поле береза стояла",«Солнышко», «Дождик».  

Игры: "Кто дольше слышит звук"

Экспериментировать со

звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполненным детским песням.

5

Прогулка была временем сочинения.

1

Изучение нового мате-риала

Знать названия  народных инструментов и уметь различать их по тембру.

-сопоставлять народные

и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

Слушание музыки, хоровое пение. Пластические импровизации.

.Б. Кабалевский «Кавалерийская» А. Филиппенко,cтихи  В. Кукловской, перевод Т. Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

6

Где найти песню и как ее искать?

Сапка юрри» - Ф. Павлова сл. Народные

1

Изучение нового материала

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки

Индивидуальное исполнение попевок.

Конкурс: «Самый музыкальный»

Импровизация: показ направление мелодии движением руки.

А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой

Сапка юрри» - Ф. Павлова сл. Народные, слушание-«Гимн Чувашской Республики» муз. Г. Лебедева, сл. И. Тукташа

Разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

7-8

Танец- это что?

2

Изученного и закрепленного нового материала

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки

Устный опрос, исполнение песен.

Приводить примеры виды танцев

9

Почему марш-это марш?

1

Обобщение и система-тизация знаний

уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры

Игры:

«Играем в композитора», «Узнай инструмент» Пение мелодии про себя и вслух. Чтение текста с хором.

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом»)

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни

10

Мимолетности

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

уметь определять на слух основные жанры музыки

Игровая викторина, импровизация. Устный опрос. Вокальное исполнение .

С.С. Прокофьев  Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений.

Определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

11

Музыка живая.

« Тух-ха, Ванюк» муз. народная,сл.Н. Васянки.

1

Обобще-ние и система-тизации-знаний

знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

Игровая викторина, импровизация , устный опрос, вокальное исполнение по группам.

.С. С Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»)

слушание-Ф. Васильева «Марш» чувашская народная песня « Тункки-тункки»

Наделять музыку свойствами всего живого:

рождается,

дышит,

двигается,

рассказывает,

помогает,

утешает,

успокаивает,

 заражает энергией,

 зовёт,

призывает и т.п

12

Каждый композитор –художник.

     1

Систематизация знаний, умений  и навыков

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Импровизация, речевая , вокальная, игровая.

Устный опрос. Пение  «по ролям»

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Длинные ноги у дождя». Клод Дебюсси « Ветер на равнине»

Выражать характер музыки в рисунках

13-14

Играем обычный день

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Иметь представления о религиозных традициях.

Знать несколько разнохарактерных песен.

Импровизация, устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально.

Русская народная песня «Ах, вы сени мои сени»

«Осень непогодушка»

«Скажи, мотылек»

«Аве Мария           С.В. Рахманинов (3 симфония)

Выражать характер музыки в рисунках, графических партитурах и игре на детских музыкальных инструментах

15

Французская сказка на русский лад « Спящая красавица»

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Пластический этюд. Фантастический танец. Ритмическая импровизация. Конкурс наилучшее исполнение  песен.

П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета»

Боттичелли «Весна»

Выражать характер музыки в художественном движении

16

Идем в театр!

1

Обобщение и системати-зации знаний

Узнавать звучания инструментов.

Играть на воображаемых инструментах

Уметь характеризовать музыкальный фрагмент; исполнять знакомые песни, прохлопывать ритмический рисунок.

Игровая викторина.

Импровизация, устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально

С.В. Рахманинов «Итальянская полька»

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

17

Театр

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Знать что такое спектакль уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров.

уметь выявлять жанровое начало;

-знать смысл понятия «музыкальный театр

 Слушание музыки, устный опрос, вокальное исполнение

П.И. Чайковский « Ромео и Джульетта»

М.И. Глинка « Руслан и Людмила»

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

18-19

Хочу петь в опере!

2

Обобщение и систематизациизнаний

уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности

Знать понятия оперы.

Слушание музыки, устный опрос.

П.И. Чайковский «Иоланта».

М. И. Глинка «Руслан и Людмила» массовая сцена из оперы.

Определять на слух звучание отдельных солистов в опере.

20-

-21

Хочу танцевать в балете.

«Вылямаченни»- муз. С. Максимова сл. Н. Васянки

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Понимать, что балет  - это музыкальный спектакль , в котором все артисты на сцене танцуют. Уметь прохлопывать ритмический рисунок, двигаться в соответствии с характером звучания музыки. Выразительно исполнять песни.

Устный опрос, вокальное исполнение.

Знакомство с жанром балета. П.Чайковский "Марш",  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,   П.Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Тиле тус»-муз. Ф. Лукина, сл. В. Давыдова-Анатри

Сравнение музыкальных произведений разных жанров

22-23

Симфония

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Понимать, что симфония  - это произведение для симфонического оркестра. В переводе  значит "труд, сочинение". Уметь прохлопывать ритмический рисунок., Выразительно исполнять песни.

Устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально, импровизация, игры.

Знакомство с жанром симфонии. Слушание: П. Чайковский Симфония № 4. Исполнение и разучивание:  "Во поле берёза стояла",                       Д. Кабалевский                         "То берёзка, то рябина"

Выражать характер музыки в художественном движении

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

24-25

Язык музыки.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы.

Устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально, импровизация, игры

Н. Римский-Корсаков «Снегурочка" Прощай масленица.

Народная игра «Кострома»

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении и в художественном движении

26-27

Путе-шествие в деревню.

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний

знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

Устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально, импровизация, игры

Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание.

«Семик да и троица» «Во поле береза стояла»

Участвовать в народных праздниках и обрядах (хороводы, заклички, народные игры).

28

«В свете ж вот какое чудо!»

1

Изучение  нового материала

уметь определять на слух основные жанры музыки;

характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Пластическая импровизация, устный опрос. Конкурс «сочини сказку»

исполнение по группам и индивидуально,

Н. А. Римский - Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений.

Определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

29

Хочу быть композитором!

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Урок -игра

уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Устный опрос, вокальное исполнение по группам и индивидуально, импровизация, игры

С.С. Прокофьев опера «Великан»

Выражать характер музыки в рисунках, графических партитурах и игре на детских музыкальных инструментах

30

Симфоническая сказка «Петя и Волк» рассказанная С.С. Прокофьевым

1

Урок изучения нового материала

Понимать, что у каждого персонажа свой музыкальный инструмент. Петя – струнно-смычковые, птичка - флейта, утка - гобой. Знать 2 куплета песни "Если добрый ты

уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Беседа. Диалог, сравнение , исполнение знакомых песен.

С. Прокофьев "Петя и волк".

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

31

Ледовое  побоище

1

Обобщение и систематизация знаний

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека

Беседа. диалог, сравнение , исполнение знакомых песен

С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»

Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

32

Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает»

1

Урок изучения нового мате-риала

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

Слушать музыкальные произведения и эмоционально его воспринимать.

Узнавать звучание инструментов ,уметь петь в ансамбле, прохлопывать ритмический рисунок

 Устный опрос, исполнение песен, игры.

Хоровое и индивидуальное исполнение песен.

Учащиеся проверяют полученные знания

В исполнении песен используют элементы игры, театрализации.

33

Обобщающий урок.

« Эпе шкул ачи»-муз. Ю. Кудакова , сл. И. Степанова. «Митюк тухре урама» - муз.В. Воробьева, сл.В. Бараева.

1

Обобщение и систематизации знаний

Учащиеся проверяют полученные знания

В исполнении песен используют элементы игры, театрализации.

Конкурс «лучший слушатель», игры, исполнение песен.  Музыкальная игра

Повторение пройденных песен. Слушание знакомых произведений по желанию детей.

Митюк тухре урама» - муз.В. Воробьева, сл.В. Бараева

. Учащиеся проверяют полученные знания

В исполнении песен используют элементы игры, театрализации.


                        Материально-техническое обеспечение

Обучение музыке обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Усачев В. О. , Школяр Л. В. «Музыка» 1 класс: Учебник-М.: Вентана-Граф 2014.
  • Усачева В. О. , Школяр Л.В., «Музыка 1-4 класс» Программа, 2014г.
  • Усачева В. О. , Школяр Л.В., Школяр В.А « Музыкальное  искусство» Методическое пособие 1 класс. – М.: «Вентона-Граф». 2010г
  • Усачева В. О. « Музыкальное искусство» Нотная хрестоматия 1класс. М.: «Вентана-Граф». 2014.  
  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  • Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  • Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  • Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  • Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  • «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  • Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  • «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  • Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  • Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  • Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  • Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  • Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  • Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  • Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  • Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.  А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Обучение музыке обеспечивается:

  • Цифровые и информационные инструменты и источники (по темам программы): электронные справочные и учебные пособия, презентации к урокам
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  • Стол учительский с тумбой.
  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  • Набор плакатов.
  • Портреты композиторов.
  • Аккордеон Тула 37х80-111-7/2  
  • баян"Этюд-205М2" ,
  • гармонь " Тульская -301М"
  • комплект народных музыкальных инструментов "Русский праздник"
  • комплект шумовых музыкальных инструментов FLIGHT OSC-2021-набор перкуссии
  • синтезатор CASIO CDP-200R цифровое пианино
  • пианино