Открытый урок " Развитие навыков выразительной игры и интонации в работе над фортепианной пьесой"
Цель урока на примере пьесы С.Прокофьева " Мимолетность №10" ,сформировать у учащегося навыки выразительной игры, вдохновить на эмоциональное, прочувственное исполнение произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-konkurs.docx | 23.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
п. УНЪЮГАН
Открытый урок на тему:
«Развитие навыков выразительной игры и интонации в работе над фортепианной пьесой»
Подготовила:
преподаватель Мартемьянова Ирина Александровна.
2015
Цель урока: Сформировать навыки выразительной игры, вдохновить учащегося на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения. Задачи урока:
Обучающие:
- изучение техники интонирования, необходимой для передачи эмоций и чувств в музыке;
- Развивающие:
-развить музыкально - творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонический), чувство ритма, музыкальную память, исполнительскую волю и выдержку;
- нахождение элементарных ассоциативных параллелей образно – эмоционального содержания музыки, выявление доступных пониманию ученика средств выразительности;
- развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром;
-Воспитательные:
- Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, то есть способствовать становлению культуры исполнительского мастерства.
Методы обучения:
- практический;
- наглядно-зрительный;
- наглядно-слуховой;
- словесный;
- сравнение;
- эвристический.
Приемы урока:
- игровой;
- показ;
- объяснение;
- сопоставление;
- ассоциативный поиск;
- активный диалог.
Оборудование и материал:
- два инструмента фортепиано
- ноты « С.Прокофьев Мимолетнось №10»
- художественные иллюстрации
- ноутбук.
Краткая характеристика учащегося:
Храменкова Мария – ученица 6 класса. Обладает хорошими музыкальными способностями: память, чувство ритма, развита техника исполнения. Быстро охватывает изучаемый материал. Творчески активна, эмоциональна. Любит публичные выступления, отзывчива на замечания, на уроках проявляет инициативу и любознательность.
План урока:
1.Организация внимания. Вступительная беседа-диалог о произведении, его форме и его авторе.
2.Упражнения на звукоизвлечение.
3.Исполнение всего произведения.
4.Разбор понятия «интонация», «выразительность». Техническая проработка произведения.
5.Знакомство с фрагментом балета К.Голейзовского « Мимолетности», просмотр анимационного фильма, анализ художественных иллюстраций.
6.Повторное проигрывание с реализацией исполнительского замысла. Вывод. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Сегодня мы проводим открытый урок по специальности " фортепиано" с учащейся 6 класса Храменковой Марией. Тема нашего урока: «Развитие навыков выразительной игры и интонации». Работать мы будем над пьесой С. Прокофьева « Мимолетность №10».
Начало прошлого столетия - взрывчатое, бурное время, и в этот вихревой поток Прокофьев ворвался как нечто неповторимое и новаторское. Неудивительно, что представители «серебряного века» (так называли этот период в искусстве) не поняли его музыку, и только немногие смогли увидеть в нём создателя нового искусства. Он был художником дерзким, своенравным, не терпевшим никаких штампов, и его произведения, как правило, были новым словом в искусстве. Познакомившись со стихотворением К. Бальмонта «Я не знаю мудрости», композитор увлёкся идеей огненной изменчивости, «мгновенности» и решил взять из него название для своего сочинения - «Мимолётности».
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры.
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
(К. Бальмонт)
« Мимолетности» - цикл из двадцати небольших фортепианных пьес, сочиненных в течение 1915, 1916,1917 годов. Это своего рода « дневниковые записи» Прокофьева. Возможно исполнение как каждой пьесы отдельно, так и произвольными группами.
- Маша, текст "Мимолетности" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что же нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли только хорошо знать текст музыкального произведения и играть без ошибок?.............. Конечно, нет! Мы, как художники, должны раскрасить чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда ли?................... Наша пьеса называется "Мимолетность". Как ты думаешь, что означает это слово ?................. Какие эмоции мы можем почувствовать на протяжении всей пьесы?.........
Десятая «Мимолетность» является одной из самых популярных и исполняемых миниатюр данного цикла, блестящим образцом прокофьевского юмора. Написанная в танцевальном характере, она воспроизводит комический, театральный персонаж. Здесь также присутствуют и иронически-жалобные интонации. Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно. Если мы очень постараемся, то можем передать интонацию всех этих разнообразных чувств и эмоций, правда?............, Можно сыграть звук, но ничем его не наполнить, а можно через звук выразить своё душевное состояние. Как ты думаешь, какую музыку будет интереснее слушать - просто набор звуков или передающую чувства и эмоции?...........
2.Подготовительные упражнения.
Чтобы передать какое-нибудь настроение в музыке, очень важна посадка. Интонация и посадка связаны между собой, как единая система. Давай проверим с какой посадкой звук станет более выразительным: ( пробуем играть с прямой спиной, затем - с наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию, правда?.....
Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз. Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук. ............
Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции - жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в музыке. Попробуй сыграть фразу зажатыми руками. Что получается? ...........Музыка - пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в кистях одновременно и вес и свободу. Благодаря игре с правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы переливается в инструмент.
3.Исполнение всего произведения.
4.Работа над произведением.
- Интонация - это главное в музыкальном исполнительстве. Это - музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой, даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при выдохе.
Музыкальная интонация связанна с речевой: повышение и понижение звуков, усиление и уменьшение громкости, ускорение или замедление речи.
-Я предлагаю прочитать тебе любое четверостишие :………………, а теперь представь, что стихотворение на иностранном языке, которого мы не знаем. Мы сможем почувствовать красоту стиха, догадаться о его настроении, но мы не поймем о чем идет речь.
-У музыки тоже существует свой язык, в нем нет слов, есть только звуки, а помогает нам разобраться о чем идет речь средства музыкальной выразительности, перечисляем: мелодия, гармония, ритм, лад, темп, динамика, музыкальная форма, аккомпанемент. ( Находим средства музыкальной выразительности в произведении).
- В фактуре произведения всего две линии - мелодическая и сопровождающая, остинатная. По форме «Мимолетность» представляет собой период, несмотря на то, что основная тема очень разнообразна по мелодическому рисунку, гармоническому языку и фактуре. Однако, благодаря ритмически устойчивому непрекращающемуся остинатному звучанию нижнего голоса, вся пьеса воспринимается как одно целое. Тональность пьесы В-moll, как ты думаешь, почему иронический, смешной образ написан в миноре?....В основе пьесы положена идея борьбы двух противоположных ритмических сил: метросозидающей (партия левой руки) и метроразрушительной (партия правой руки).
-Можно сказать, что на протяжении всей пьесы в партии правой руки Прокофьев стремится подчеркнуть слабые доли, синкопы.
-Чтобы не было стремления « заковать» мелодию в тиски метроритмического движения аккомпанемента, правая рука должна вести свою мелодию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Здесь основными являются два фактора: дослушивание звука до конца и ощущение горизонтального движения и развития музыки. Говоря о дослушивании , мы будем иметь ввиду не состояние покоя, а импульс к дальнейшему развитию.
-Уже с первых тактов мелодический голос подается как ритмический антипод сопровождающей партии, основной звук f не «попадает» в ритм аккомпанемента. Исполнение форшлага вместе с созвучием сопровождения чуть смещает опорный звук с сильной доли. Мелодия начинается с секунды. Секунда - это почти всегда ощущение напряжения, ожидания.
- Исполняем фрагмент, разделив партию правой и левой руки между ученицей и педагогом (прослушиваем уровень звучания аккомпанемента);
-Играем партию сопровождения выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии. (Во время исполнения, добиваемся ритмической точности всех элементов мелодической линии, верной динамики, артикуляции. Весь верхний голос звучит остро, ярко, ритмически четко, никакой вялости в пальцах быть не должно).
-Большую роль в выразительном процессе играет дыхание. Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или «дослушиванием» пауз. В тактах 18-20, 26-28, 34-37 в иронически-жалобных интонациях, трижды повторяющихся на протяжении всей пьесы, важно прослушать четвертные длительности и последующее вытекание из них шестнадцатых длительностей. В тт. 26-28 добавляется хроматический контрапункт среднего голоса, исполненный вторым планом. Он не должен прерывать основного мелодического звука des .В последний же раз (тт. 34-37) время между контрастными по своему характеру сопоставлениями увеличивается за счет пауз. И чем они внутренне осмысленнее, тем значительнее воспринимается сам контраст. В тактах 20, 28, 37 присутствует небольшая люфтпауза перед форшлагом, которая должна оттенять конец мотива. А вот после форшлага не стоит делать небольшое придыхание перед сильной долей следующего такта, так как это нарушает мотивное интонирование следующего рисунка.
-Большое внимание следует уделить проучиванию терцовых последований партии левой руки. Они исполняются коротким пальцевым staccato, с кистевой опорой на каждую терцию. Нужно проследить за тем, чтобы оба звука интервала звучали равноценно, стройно и ровно. Ритмичные терции в левой - как тихий стук сердца....
- Исполняем отдельно партию левой руки.
- Сейчас мы проучивали произведение в умеренном темпе, но те же самые действия пальцев совершаются при игре и в быстром темпе. Условиями ускорения темпа являются: уменьшение погружения в клавиши, экономное взмахивание перед ударом пальца, удобное расположение руки на клавиатуре, экономия всех движений.
-Исполняем фрагмент в подвижном темпе.
5. В 1968 году фортепианный цикл « Мимолетности» дал рождение балету, превратившему сочинение С. Прокофьева в вереницу зримых хореографических картин. А в 1975-м – анимационному фильму, в котором персонажи оживают под звуки фортепианных миниатюр.
- Знакомство с фрагментами, обсуждение ( лаконичность, статика в движениях, точное совпадение с музыкой, образы, цвета).
- А также учащиеся художественного отделения, выполнили работы, в которых они отобразили свои впечатления и образы после прослушивания произведения.
6. Контрольное проигрывание произведения. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
-Ученик играет пьесу с новыми знаниями, ощущениями, навыками, полученными на уроке, затем с помощью педагога делает самоанализ
проигранного произведения, определяя, что ещё не получается и над чем нужно поработать дома.
Список используемой литературы:
1.Головинский, Г.Л. Книга о музыке /Г.Л Головинский, М.И Ройтерштен.- М: Композитор, 1988–225с.
2. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано /Г.М.Цыпин.- М: Просвещение,1984-176с.
3.Осипова, Л.В. Эскизное изучение репертуара как форма учебной работы в фортепианном классе / Л.В. Осипова.- Екатеринбург: УрГПУ,2002-87с.
4.Прокофьев, С. Детство / С.Прокофьев.- М: Музыка,1980-202с.
5.Цуккерман, В.А. Целостный анализ произведений и его методика /В.А. Цуккерман.- М: Музыка,1980-296с.