Беседа -концерт " Волшебная Флейта"
Внеклассное мероприятие, посвященное 260-летию со дня рождения В.А.Моцарта. В интересной и доступной для детей форме рассказываем учащимся о жизни и творчестве этого музыкального гения!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motsart.docx | 25.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
п. УНЪЮГАН
Внеклассное мероприятие:
« Волшебная флейта»
Подготовила преподаватель ДШИ: Мартемьяновой И.А.
2016год
- Хор мл.классов исполняет «Жил–был на свете мальчик»
сл.И.Шаль, русский текст Е.Мнацакановой, муз.В.А.Моцарт.
-27 января 1756 года в семействе Леопольда Моцарта родился мальчик с голубыми глазами. Его назвали Вольфганг, потом подумали и прибавили Иоганн, потом подумали и добавили Хризостом, потом подумали и прибавили Теофилус ( латинский вариант Амадей) – « любящий бога»!
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге – небольшом городке, расположенном в Австрийских Альпах,
местности, где скрещиваются две культурные традиции – романская и германская, где жители любят шутки и смех, а песни их так же жизнерадостны, как веселый блеск горных озер и ослепительное сияние озаренных солнцем вершин.
Отец будущего композитора, Леопольд Моцарт, сам был прекрасным музыкантом и служил помощником капельмейстера в инструментальной капелле архиепископа Зальцбургского. ( Прослушиваем фрагмент музыки Л.Моцарта «Детская Симфония»- « Симфония игрушек»).
Из семерых детей Моцартов выжили только двое – Мария Анна- Нанерль и самый младший, Вольфганг.
В 6 лет отец приобщает к занятиям музыки сестру Моцарта, сестра иногда уступает место за инструментом брату и он пробует подбирать терции приходя в дикий восторг когда получается. В 4-е года Леопольд сажает сына за инструмент, у мальчика явные способности…
«В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле.
И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…
«Наверно, это хрупкий луч луны замёрз и сломался, стукнув в окно…» — подумал Вольфганг.
Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут… Да это же сам — запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой!
Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:
— Добрый вечер, маленький сударь!
— Добрый вечер, — удивился Моцарт.
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок… и заиграл…
Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:
— Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!
— А что же вам мешает, маленький сударь? — спросил Сверчок. — По-моему, у вас есть и слух, и сердце.
— Но я ещё маленький! — рассердившись, сказал Моцарт и с досадой топнул ножкой.
Тогда Сверчок тоже топнул ножкой.
— Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам — четыре! И уж давно пора стать настоящим маэстрино!
— Вы правы, — смутился Моцарт. — Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!
И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:
— Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте!..( В.А.Моцарт « Игра детей» исп.Касаткина С.)
И Сверчок заиграл! Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слышать музыку, подобную этой!
Умолк последний звук.
— Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! — сказал Сверчок и, откланявшись, удалился… Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!»
Вольфгангу 5 лет и по заданию отца он выполняет урок по сольфеджио. Когда отец через полчаса зашел в комнату он увидел, что мальчик что-то быстро пишет, оказалось, что Моцарт написал концерт – отец понимает – его сын гений! В 7 лет у мальчика больше сочинений чем у капилана местной церкви в 60 и его музыка звучит так, как будто ее создал человек который прожил жизнь.
Рабочий день маленького Моцарта начинался в 6 утра когда его сразу же сажают за клавесин и продолжается с небольшими перерывами на еду до 4-х часов дня. Затем отец везет его на прием к какому- нибудь знатному венскому вельможе, где Вольфганг играет положенные два или три часа. С 18.30 до 19.00 вечера они дают концерты вместе с сестрой, после, уже только чудо- ребенок едет на ночной концерт. « Играть сколько нужно, для любого» - говорит отец…
10 лет из 36 отпущенных ему судьбой Моцарт проведет в карете. Отец Вольфганга, будучи, возможно, в душе не плохим коммерсантом, решил выгодно использовать своего чудо – ребенка. Вместе с одиннадцатилетней Марией Анной и шестилетним Вольфгангом он отправился в концертную поездку, посетив Мюнхен, Вену, чуть позже – Париж, где маленький гений, наряженный в пышный придворный костюм, вызвал бурный восторг публики своей виртуозной игрой на органе и клавесине. ( Отрывок художественного фильма « Маленький Моцарт»).
Моцарт – юноша уже не так интересовал публику, как Моцарт чудо – ребенок. Надо возвращаться в Зальцбург, где Вольфганг и его отец состояли на службе у архиепископа, и выполнять его заказы. В Зальцбурге, где не было оперного театра, пришлось ограничиться сочинениями инструментальных произведений и духовной музыки. Однако поездки в Мюнхен, Париж расширили творческий кругозор композитора и укрепили его в стремлении к независимости. После удачной постановки в Мюнхене оперы « Идоменей» Моцарт порвал с архиепископом и с 1781 г. остался жить в Вене.
Здесь наступает расцвет творческого гения Моцарта. В операх « Похищение из сераля» ( 1782), « Свадьба Фигаро» (1786), « Дон Жуан» (1788) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике. Эти же качества присущи и его симфониям, концертам, квартетам и сонатам, в которых он создает высшие классические образцы жанров.
Едучи с матерью в Париж, Моцарт – ему тогда было двадцать один год – остановился в Мангейме, родине знаменитой мангеймской школы. Значение ее в развитии инструментальной музыки было очень велико. И нет ничего удивительного, что Моцарт остался под большим впечатлением от общения с музыкантами и музыкой этого города. В одном из писем отцу он обращает внимание на рассадку мангеймского оркестра и силу его звучания – все это было ново для него. В Мангейме окрепла дружба Моцарта с Каннабихом, учеником Стамица, авторитетнейшим мангеймским музыкантом. Моцарт был принят в доме Каннабиха, где провел много дней за пиршественным столом, играми и танцами. Каннабих восхищался им, то же чувство Моцарт вызывал и у его дочери Розы. Кто знает, быть может, она была даже влюблена в него? В этой атмосфере свежих музыкальных впечатлений и семейных радостей Моцарт сочинил сонату ре мажор (КV311). В этой музыке много света, воздуха, много радости. В этой музыке нет грусти. Надо представить себе летний день, когда комната вся залита солнцем…
- исп. Храменкова А.С.
Чтобы лучше понять музыку Моцарта, необходимо познакомиться с нравами и обычаями того времени. Это было время утонченности и чопорности во всем – в обращении, в разговоре, в костюме. Мужчины носили напудренный парик с косичкой сзади, кружевное жабо, кружевные манжеты, шитый фрак, чулки, башмаки; дамы носили прическу вверх, вроде башни, ходили в платьях, в которых нельзя было почти повернуться. Танцы были медленные, с низкими, глубокими поклонами или подпрыгиванием и т.п. Кажется странным говорить об этом по поводу фортепианной музыки Моцарта, но если вслушаться со вниманием, то нетрудно будет убедиться, что манерность того времени отразилась и на ней…
-В.А.Моцарт «Четыре танца» исп. Храменкова М.( №1,№2)
-Моцарт удивительный композитор и большой шутник. Однажды он написал очень необычный дуэт для двух скрипок. Называется дуэт "Der Spiegel" - "Зеркало". Или "Застольная мелодия для двоих".
Исполняется он так: музыканты встают (или садятся за стол) лицом друг к другу, а нотный листок кладётся между ними. Партии каждой скрипки записаны на одной и той же странице зеркально. Скрипичные ключи стоят по обеим сторонам нотного стана тоже зеркально. Каждый скрипач должен начинать читать ноты с того конца листа, который лежит ближе к нему. Таким образом, при исполнении музыканты встречаются на середине нотного листа, и продолжают удаляться друг от друга, пока не доиграют до конца. ( видеозапись скрипичного дуэта « Зеркало»).
-Исполнение произведений Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой – все должно быть абсолютно, предельно ясным. Поэтому большинство пианистов больше всего волнуются при исполнении Моцарта: очень трудно в немногих звуках уметь сказать так много..
- В.А.Моцарт «Четыре танца» исп. Катаева А. (№3,№4).
- Весна 1785 год (29 лет) В.А.Моцарт известнейший в городе композитор получает записку с просьбой о встрече.
- « Вы верите в счастье?» - услышал Моцарт незнакомый голос
-« Да»
-« Вы можете написать такую музыку, которая сделает человека абсолютно счастливым хотя бы на то время, что он ее слушает?»
-« Да» - уверенно ответил Моцарт
- « В таком случае, подарите нам несколько минут счастья»- в знак согласия Моцарт кивнул.
Моцарт готовится к новому проекту с атером по фамилии Эмануэль Шиканедер – самый знаменитый актер своего времени, его главным талантом было бесконечно развлекать публику. В 1791году Моцарт и Шиканедер создают оперу « Волшебная флейта» - первый в мире продюсерский проект. За хорошие деньги наняты лучшие из профессионалов, на сцене установлены огромные зеркала, воздвигнуты потрясающие декорации – египетские пирамиды и задействованы настоящие львы. « Волшебная флейта» позволяет своему владельцу одерживать вверх над любыми жизненными обстоятельствами. Главные герои «Томино» и « Помино» поют : « Владея силой музыки, мы пройдем радостно сквозь смерть и темную ночь!»…
- В последний вечер своей жизни Моцарт мысленно следил за представлением оперы « Волшебная флейта» .. Вместе с трагическим « Реквиемом» эта солнечная опера-сказка завершила творчество великого композитора. всегда дарившего людям мудрость и добро, свет и радость.
-хор из оперы « Волшебная флейта» - « Послушай, как звуки хрустально чисты» - исполняет хор старших классов.
Великий композитор Моцарт
Создал немало классных пьес:
Симфонии, сонаты, песни
И увертюры в этом списке есть
От самого вступленья и до коды
Произведения наполнены теплом,
Хоть пьесы по характеру различны,
Но все они похожи лишь в одном:
Написаны они все от руки Поэта
Поэта музыки, Титана всех времён!
Кто знал тогда, что в ХХI веке
Все будут знать его и говорить о нём?!
Без восхищения о гении не скажешь!
Послушал много я симфоний и сонат
И перед Моцартом хотел бы очутиться
Примерно 230 лет тому назад!!!
Понаблюдать хотел бы за процессом
Созданья шуток, песен и кантат,
Попить чайку с великим гением напару
Иметь блокнот и фотоаппарат!
Я б непременно попросил афтограф,
И "счёлкнулся" бы с Моцартом раз 100,
И безусловно попросил прощенья
За то, что отрываю я его!
И кажется бы долго говорили
О музыке, о жизни, всё равно
Я б не забыл сказать СПАСИБО
За музыкальные творения его!!!
Список используемой литературы:
- Гофман, М.-Р. Музыка друг на всю жизнь / М.-Р. Гофман.- М.: Музыка, 1999.-120с.
- Медушевский, В.В. Энциклопедический словарь юного музыканта / В.В. Медушевский, О.О. Очаковская.- М.: Педагогика, 1985.-341с.
- Меркулов, А.М. Как исполнять Моцарта / А.М. Меркулов.- М.: Классика-XXI, 2003.-184с.