Учебная программа по предмету " Баян, аккордеон" (ПО.01.УП.01) в области музыкального исполнительства дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты""

Бакиров Марцурт Фаикович

Учебная программа по предмету " Баян, аккордеон"  в области музыкального исполнительства дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства" Народные инструменты" . Срок реализации 5(6) лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgt_bayan-akkordeon_5-6_let.doc150 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«БАЯН. АККОРДЕОН».

(ПО.01.УП.01)

в области музыкального исполнительства

дополнительной предпрофессиональной образовательной

программы в области музыкального искусства

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Срок реализации 5 (6) лет

Нижневартовск 2012

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Горина Наталья Васильевна

______________

(подпись)

дата утверждения

Разработчик – Бакиров Марцурт Фаикович, преподаватель высшей

категории по классу баяна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «БАЯН. АККОРДЕОН.» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Программа предназначена для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств с учетом обеспечения преемственности образовательных программ в области музыкального искусства и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства.

Программа направлена на духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности, выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем возрасте, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства.

Срок реализации программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 10-12 лет, составляет 5(6) лет.

Срок реализации программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «БАЯН. АККОРДЕОН»:

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Максимальная учебная нагрузка

924

Аудиторная учебная нагрузка, в том числе:

363

- практические занятия

343

- контрольные уроки, зачеты, академические концерты,

технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

20

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе:

561

- выполнение домашнего задания

481

- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др.

30

- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия)

50

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

2

предмета «БАЯН.АККОРДЕОН.» (дополнительный год):

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Максимальная учебная нагрузка

214,5

Аудиторная учебная нагрузка, в том числе:

82,5

- практические занятия

94

- контрольные уроки, зачеты, академические концерты,

технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе:

132

- выполнение домашнего задания

124

- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др.

4

- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия)

4

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

1

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию

ФОРМОЙ  организации  аудиторных занятий является – индивидуальный урок, проводимый два раза в неделю.

ЦЕЛЬ: реализации данной программы является обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, выявление и развитие одаренных детей в области музыкального искусства.

Задачи:

– привить обучающим  интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформировать  комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для  достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

- выявить и развить музыкально-творческие способности (музыкальный слух, память, чувство ритма, образного мышления),

- привить навыки самостоятельной работы.

Содержание учебного курса

I класс

I. Вводное занятие. Знакомство с различными музыкальными жанрами (песня, танец, марш).Значимость и приемственность музыки в жизни человека.

II. «Донотный» период. Подготовка двигательного аппарата посредством специального, индивидуально подобранного комплекса упражнений. Формирование физиологически целесообразной посадки, постановки рук, работа над свободой движений и их слуховой контроль.

III. Музыкальная грамота. Объяснение длительностей. Понятие метроритма: такт, размер (2/4,3/4,4/4), паузы, затакт, залигованные ноты, шестнадцатые ноты, синкопа, нота с точкой. Знаки альтерации. Случайные и ключевые знаки.

IV. Художественно-музыкальная работа. Развитие навыков интонирования и ассоциативно-образного мышления путем связи нотного материала со словом. Использование пьес, сопровождаемых стихами. Средства музыкальной выразительности: знакомство с фразировкой, динамическими оттенками. Понятие темпа в музыке.

С помощью ярко-образного и доступного репертуара закладываются основные принципы работы с музыкальным текстом:

  • чтение с листа;
  • разбор музыкальных произведений;
  • анализ музыкальных произведений.

V. Учебно –техническая работа. Простейшие навыки звукоизвлечения. Правильное ведение и смена меха. Координация рук, синхронность действий. Упражнения на различные виды техники (легато, нон легато, стаккато). Гаммы мажорные однооктавные каждой рукой отдельно. Объяснение педагогом правил ухода за инструментом,  подготовки домашнего задания.

VI. Чтение с листа. Знакомство с методикой чтения с листа: определение ключевых знаков, тональности, размера, длительностей. Формирование навыков чтения с листа. Разбор небольших произведений в форме периода.

VII. Внеаудиторная работа. Посещение различных учреждений культуры: музеев, художественных выставок, филармоний, концертов известных  исполнителей-музыкантов, участие в различных творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

В течение 1 класса ученик должен  получить  следующий объем знаний, умений, навыков:

- освоить основные музыкальные понятия и термины: длительности нот, размер 2/4, 3/4, 4/4, паузы, метр, ритм.

- уметь определять размер, тональность, количество фраз, мотивов.

- знать историю возникновения  и развития  инструмента, его устройство;

- знать правило рациональной посадки.

- освоить навык самостоятельной работы.

Годовые требования.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 18-20          музыкальных произведений: 7-8 народных песен, 4-5 пьес  песенного и танцевального     характера, 3  этюда различного изложения, 3 ансамбля с педагогом, а также (для более продвинутых учеников) 1 пьесу с элементами полифонии. Освоение нотной грамоты; простейшие упражнения в чтении нот с листа. Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей. Гаммы до-мажор и соль-мажор в одну октаву двумя руками, короткое и длинное арпеджио.

2 КЛАСС

1. Организация игрового аппарата.

Закрепление всех навыков, полученных в первом классе -  постановочных моментов, укрепление игрового аппарата. Развитие уверенных и свободных движений пальцев правой руки и координации их с движениями правой руки.

2.История исполнительства.

Сведения о родственных инструментах различной конструкции в России и за рубежом. Первые исполнители и композиторы оригинальных сочинений.

3. Музыкальная грамота.

Строение гамм: мажорной и минорной (3 вида). Строение тонического трезвучия. Изучение терминологии: динамическая нюансировка; темпы: медленные, умеренные, быстрые; понятия: фразировка, интонирование, кульминация, дыхание.

4.Художественно-музыкальная работа.

Анализ выразительных возможностей музыки и ее инструментальное воплощение. Овладение интонационными, темпо-ритмическими, артикуляционными элементами выразительностями. Развитие навыка слухового контроля, самостоятельный анализ своего исполнения (ошибки, причины их возникновения и способы их устранения).

5. Учебно-техническая работа.

Работа над плавным ведением меха, изменениями характера ведения меха при исполнении акцентов; над динамикой ( p, f, crech., dim., rit.), пальцевой беглостью (закрепление аппликатурных формул мажорных и минорных гамм, арпеджио, аккордов), ровностью звучания в гаммообразных последовательностях  штрихами  легато, нон легато, стаккато.

6. Чтение с листа.

Воспитание и наработка умения с первого просмотра определить тональность, размер, тип изложения мелодии, ритмические особенности мелодии и аккомпанемента, характер и темп. Умение смотреть на один такт вперед. Используется материал за первый класс.

7. Внеаудиторная  работа.

Посещение различных учреждений культуры (музеи, выставки художественного творчества, филармоний, концертные залы), участие в творческих мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

В течении второго года  обучения  обучающийся получает следующий объем знаний, умений и навыков:

- знать требования к организации игрового аппарата;

- самостоятельно разобрать пьесу, соответствующую уровню технической пометь грамотно исполнять музыкальные произведения различных жанров;

- здготовки, точно выполняя штрихи и ритмический рисунок;

- унать основные виды изложения в пьесах с элементами полифонии;

- знать строение гамм (мажор, минор) и умение их строить.

- знать основные понятия: динамические оттенки, темпы.

- иметь навык самостоятельной подготовки домашнего задания.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником  8-10 музыкальных произведений различного характера и жанра: 2 народные обработки песни  или танца разных народов, 2 несложных   произведения с элементами полифонии, 1- 2  пьесы эстрадного жанра, 1-2 оригинальных сочинения для баяна или аккордеона); 2 этюда на разные виды техники, гаммы мажорные до 2-х знаков в ключе ( G, D, F) двумя руками штрихами легато, нон легато, стаккато в две октавы, гамму ля-минор(3 вида) обеими руками, арпеджио короткое и длинное, аккорды двумя руками.

3 КЛАСС

1.Организация игрового аппарата.

Закрепление свободы игрового аппарата и развитие навыков естественной игры, экономии мышечной энергии. Чередование мышечного напряжения с расслаблением. Формирование основ двигательной техники левой руки. Совершенствование основных приемов звукоизвлечения.

2. История исполнительства.

История создания народного оркестра. Творчество В.Андреева. Краткие сведения о композиторах и исполнителях на народных инструментах (Ю.Шишаков, В.Кусяков, Ю.Дранга, В.Золотарев, В.Городовская, Т.Вольская).

3. Музыкальная грамота.

Сведения о музыкальных жанрах: танцевальные (менуэт, полонез, вальс, полька), песенные (песня, ария, романс).Освоение новых форм  музыкальных произведений ( рондо, сонатина).Тоновая величина интервалов. Агогические изменения темпа.

4. Художественно-музыкальная работа.

Понимание художественно-исполнительской цели. Контроль над выразительностью исполнения, ритмической и технической четкостью. Навык разбора структуры исполняемых произведений, поиск кульминации. Работа над полифоническим произведением – голосоведение и аппликатура, целостность звучания многоголосия.

5. Учебно-техническая работа.

Меховедение: изучение и наработка техники незаметной смены меха перед сильной долей, динамической градацией: пианиссимо – фортиссимо. Развитие беглости пальцев на материале гамм с разнообразием в динамике, штрихах и ритмических группировках.

6. Чтение с листа.

Развитие зрительно-двигательной связи: зрительное восприятие нотного текста, звуковое воспроизведение текста на инструменте. Чтение музыкальных произведений с простым ритмическим рисунком. Анализ трудностей и ошибок.

7. Внеаудиторная работа.

Организация посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, концертных залов, театров, музеев). Участие обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, фестивалях, мастер-классах, концертах, творческих вечерах).

В течении 3 года обучения обучающийся получает следующий объем знаний, умений и навыков:

- уметь контролировать постановку исполнительского аппарата;

- уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения средней сложности,  иметь представление о наиболее рациональной аппликатуре при чтении с листа и разборе музыкальных произведений;

- знать строение музыкального произведения крупной формы;

- освоить новые технические  приемы игры: дуоль, триоль, квартоль;

- знать творчество композиторов исполняемых произведений, а также об современных композиторах и  исполнителях на народных инструментах;

- уметь правильно организовать время  для  подготовки домашнего задания.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с обучающимся 8-10 музыкальных произведений различного жанра: 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы    (сонатина, рондо, вариации), 2  народные обработки песни  или танца  разных народов, 1  произведение эстрадного жанра, 2 оригинальных произведения для баяна-аккордеона, 1  произведение русского, зарубежного или  советского композитора; 2 этюда на различные виды техники, гаммы мажорные и минорные до 2-3х знаков в ключе (Es-dur, E-dur, D-dur, D-moll, E-moll) различными ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль).

4 класс.

1.Организация исполнительского аппарата.

Выработка и закрепление определенных игровых позиций, развитие технических навыков, приобретение игровой дисциплины, умение контролировать качество звука.

2. История исполнительства.

Оркестры русских народных инструментов. Разновидности инструментов, используемых в народном оркестре. Ансамбли баянов-аккордеонов, просмотр и    прослушивание CD, DVD записей.

3.Музыкально-теоретическая подготовка.

Орнаментика в музыкальных произведениях, изложенных в  различных стилях – развитие умения самостоятельно расшифровать мелизмы: мордент, форшлаг, трель. Знакомство с понятиями: каденция, хроматизм, модуляция, форма – простая, двух – и трехчастная, крупная форма (форма рондо, вариационная форма, сонатная форма, части сюиты), знание терминов, используемых при изучении музыкальных произведений.

4. Художественно-музыкальная работа.

Овладение интонационными, темпо-ритмическими, артикуляционными элементами выразительности в произведениях малой  и  крупной формы: рондо, сонатах, вариациях. Развитие самостоятельности в анализе, разборе произведений, решение исполнительских задач (вопросы аппликатуры, фразировки, динамики)

5. Учебно-техническая работа.

Работа над голосоведением, сменой меха на тянущемся тоне, над тремоло мехом, крупной техникой, кистевым ударом. Техническое развитие обучающегося, совершенствование приемов звукоизвлечения. Упражнения на развитие разных видов мелкой техники,  арпеджированная, интервальная техника.

6. Чтение с листа.Использование разных позиций и рациональный подбор аппликатуры при чтении с листа и разборе нового музыкального произведения.

7. Внеаудиторная работа.

Организация посещений обучающихся учреждений культуры, выставочных залов, концертных залов, филармоний. Участие обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсы, мастер-классы, концерты)

В течение 4 года обучения обучающийся должен получить следующий объем знаний, умений и навыков:

- уметь контролировать качество ведения меха и качество звука, голосоведение;

-  освоить новые исполнительские приемы игры (тремоло мехом, применение первого пальца);

-  знать структуру  музыкальных произведений крупной  формы, полифонии, рондо;

-  уметь самостоятельно анализировать музыкальное произведение при разборе текста, определять кульминацию, ориентироваться в выборе аппликатуры;

- знать и владеть красочными приемами   в произведениях полифонической и крупной формы;

- знать различные оркестры и ансамбли  русских народных инструментов, разновидности народных инструментов;

- уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением, контролировать подготовку домашнего задания.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с обучающимся 8-10 музыкальных произведений: 1 полифонию (желательно произведение зарубежного классика), 1 произведение крупной формы (соната, сюита, рондо, вариации), 2 обработки народного танца или песни, 1 произведение русского композитора, 1 произведение советского композитора, 1 оригинальное произведение, 1 произведение эстрадного жанра, 2 этюда различной ритмической сложности. Гаммы с 3-х рядов до 4-х знаков в ключе мажорные и минорные в терцию, хроматическая гамма, арпеджио, аккорды с обращениями.

5 класс

1. Организация игрового аппарата.

Совершенствование навыков владения основными приемами игры, достижение легкости в исполнении, выразительности. Рациональная организация движений, техника смены позиций.

2. История исполнительства.

Современные композиторы В.Власов, Е.Дербенко, А.Кусяков, В.Семенов, Ю.Дранга. Их творчество, прослушивание и просмотр видеозаписей.

3. Музыкально-теоретическая подготовка.

Понятие о секвентности, модуляции. Смешанные размеры ( 5/4, 7/8). Понятие о сюите, ее строение. Анализ формы музыкальных произведений: тема, период, принципы развития.

4. Художественно-музыкальная работа.

Активизация творческого воображения и восприятия. Воспитание самостоятельности в решении художественных задач и выборе выразительных средств. Использование сочинений различных стилей, эпох. Совершенствование навыков пения на инструменте в произведениях кантиленного характера.

5. Учебно-техническая работа.

Совершенствование всех основных видов техники, овладение основными приемами игры и средствами художественной выразительности. Упражнения и этюды на развитие различных видов техники: мелкая техника, гаммаобразные последовательности, скачки, арпеджированная техника, интервальная техника, аккордовая техника, колористические приемы для выборочного использования. Приемы игры и ритмические группировки, изученные ранее.

6. Чтение с листа.

Развитие углубленного слышания читаемого текста, автоматизация аппликатурных навыков. Чтение нотного текста, соответствующий  уровню подготовки ученика.

7. Внеаудиторная работа.

Посещение обучающихся учреждений культуры (театров, музеев, концертных залов). Участие в различных творческих мероприятиях ОУ, выездных фестивалях-конкурсах всероссийского, регионального, международного масштаба.

В течение 5 года обучения обучающийся должен получить следующий объем знаний, умений и навыков:

- знать основы музыкальной грамоты, основные музыкальные термины и понятия, историю исполнительства;

- умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии с его стилевыми особенностями;

- знать художественно-исполнительские возможности народного инструмента;

- иметь навык к творческой инициативе, сформированных представлениях о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.

Годовые требования:

В течение учебного года педагог должен проработать с обучающимся 7-8 музыкальных произведений различного жанра: 1 полифоническое произведение 3-4голосное  (прелюдия с фугой, фантазия с фугой и т.д.),1  произведение крупной формы (сюита, соната 3х частная, рондо, концерт  и т.д.); 1 произведение русского композитора, 1 обработку  народной песни или танца, 1 произведение оригинального сочинения для баяна или аккордеона, 1 произведение виртуозного характера, 1 произведение эстрадного характера

6 класс

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Максимальная учебная нагрузка

214,5

Аудиторная учебная нагрузка, в том числе:

82,5

- практические занятия

94

- контрольные уроки, зачеты, академические концерты,

технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося, в том числе:

132

- выполнение домашнего задания

124

- посещение учреждений культуры и искусства (филармонии, театры, музеи и др.

4

- участие в культурно-просветительской деятельности (творческие мероприятия)

4

Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

1

1. Организация игрового аппарата.

Достижения легкости в исполнении, свободы владения инструментом.

2. История исполнительства на народных инструментах.

Мировые чемпионаты, соревнования баянистов в Европе, России. Ведущие специалисты-музыканты в современной педагогике и российской школе исполнителей на баяне (аккордеоне).

3. Музыкально-теоретическая подготовка.

Обобщение накопленного теоретического материала. Овладение основами музыкальной грамоты, овладение навыками анализа музыкального произведения, знанием основных направлений в музыкальном искусстве.

4. Учебно-техническая работа.

Совершенствование базовых элементов исполнительской техники: владение мехом, пальцевой активности, беглости, артикуляции, формирование интонационного облика характерные стилевым особенностям эпох.  Пути преодоления технических трудностей через упрощение или усложнения технических задач. Решение звуковых, ритмических, динамических  задач, использование художественно оправданных технических приемов. Самостоятельная работа над преодолением технических трудностей.

5. Учебно-художественная работа.

Использование исполнительских навыков как многообразные возможности для достижения  убедительной интерпретации авторского текста путем накапливания репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм. Углубленный анализ мелодического, гармонического языка. Использование теоретических знаний на практике. Рациональное использование системы приемов работы над музыкальным произведением.

6. Чтение нот с листа.

Использование разных позиций и рациональный подбор аппликатуры при чтении с листа и разборе нового музыкального произведения.

7. Внеаудиторная работа.

Посещение обучающихся учреждений культуры (театров, музеев, концертных залов). Участие в различных творческих мероприятиях ОУ, выездных фестивалях-конкурсах всероссийского, регионального, Международного масштаба.

В течение 6 года обучения обучающийся должен получить следующий объем знаний, умений и навыков:

- знать основы музыкальной грамоты, основные музыкальные понятия, термины, историю исполнительства;

- уметь исполнять музыкальные произведения в характере, соответственно стиля, выдерживая форму, правильную фразировку, штрихи, уметь выбрать наилучший аппликатурный вариант;

- свободно читать нотный текст несложных произведений в размерах 2\4, 3\4,  4\4, включающие различные ритмические группы из наиболее употребительных длительностей (шестнадцатые, синкопы, триоли, пунктирный ритм и др.), мелизмы (форшлаги, морденты, трели).

- подбирать на слух и транспонировать различные музыкальные пьесы на уровне своего музыкального развития;

- иметь навык самостоятельной работы при изучении музыкальных произведений.

Годовые требования:

Профессионально-ориентированный уровень:   В течение учебного года педагог должен проработать с  обучающимся  8 – 10 музыкальных произведений, в том числе несколько – в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 пьесы оригинального жанра; 1-2 этюда, 1-2 обработки народной песни или танца. Учащиеся должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, качественного звукоизвлечения. На итоговой аттестации исполняются: полифония, крупная форма, пьеса оригинального жанра, обработка народной песни или танца.

Формы и методы контроля. Система оценок.

Основной формой контроля успеваемости  обучающихся  является – текущий,  промежуточный и итоговый.

Текущая аттестация (поурочная) осуществляется  регулярно на каждом уроке. Служит для поддержания учебной дисциплины. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки.

Промежуточная аттестация  проводится в форме  контрольных уроков, академических концертов, технических зачетов, а также открытых концертов, конкурсов, фестивалей  и т. д.

Академические концерты проводятся систематически – два раза в учебном году (в конце первого и второго полугодия) с оценкой. Проводится в концертном зале. Это публичное выступление, которое показывает уровень успешности музыкально-исполнительского развития на освоенной учеником программе. Исполняется два разнохарактерных произведения.

Участие в конкурсах, фестивалях, открытых концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Технический зачет проводится два раза в учебном году – в первом полугодии исполняются мажорные гаммы, этюд, знание музыкальной терминологии (в соответствии с программными требованиями для каждого класса), определение знаков в тональностях,  во втором полугодии – минорные гаммы,  этюд, чтение нот с листа. Данный зачет проводится в классном порядке (в учебной аудитории). Обучающиеся должны продемонстрировать грамотное исполнение гамм и этюдов, с соблюдением всех требований к данному зачету, а также показать максимальную (соответствующую  уровню подготовки ученика)  беглость пальцев.

Контрольный урок проводится  в конце каждой четверти с выставлением оценки за четверть. Педагог проверяет знания, умения и  навыки обучающегося на материале  пройденных  музыкальных произведений.

  1. Итоговая аттестация  – государственный экзамен. Исполнение сольной программы,  состоящей из четырех  музыкальных произведений, различных по жанру и форме (полифоническое произведение, произведение крупной формы, обработку народной песни или танца, оригинальное произведение для баяна - аккордеона). Оценивается  качество исполнения,  знание и использование возможностей инструмента для осуществления художественного - технического замысла композитора, а также качество освоения  образовательной программы (степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства).

Критерии оценок:

Оценка «5» («отлично»):

- метроритм

-  увлечённость исполнением;

-  художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  корректировка игры при необходимой ситуации;

-  свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительность интонирования;

-  единство темпа;

-  яркое динамическое разнообразие

Оценка «4» («хорошое.»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

  • стабильность воспроизведения нотного текста;
  • выразительность интонирования

-      попытка передачи динамического разнообразия;

-     единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

  • однообразие и монотонность звучания.

.Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлечения и  звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

  • метро-ритмическая неустойчивость.

График промежуточной и итоговой аттестации:

1 класс:

академический концерт – 1 полугодие (декабрь) и 2 полугодие (май)  исполнение 2-х разнохарактерных произведений;

2 класс:

1) технический зачет – 2 полугодие (февраль) исполнение мажорных  гамм  до двух знаков в ключе  двумя руками в 2 октавы, арпеджио длинное и короткое, аккорды,  различными штрихами (легато, нон легато, стаккато), этюд, термины;  2 полугодие (март) исполнение гаммы ля-минор двумя руками  (3 вида), арпеджио, аккорды, этюд, знаки в тональностях, чтение нот с листа.

2) академический концерт – 1 полугодие  (декабрь) – исполняется  пьеса с элементами полифонии и пьеса по выбору; 2 полугодие (май) – исполняется обработка народной песни или танца и   две пьесы по выбору.

3 класс:

1) технический зачет – 2 полугодие (февраль) исполнение мажорных гамм до 3х знаков в ключе, различными штрихами и  ритмическими группировками (дуоль, триоль), арпеджио короткое и длинное, аккорды, этюд, термины; 2 полугодие (март) – исполнение минорных гамм (3 вида)  до двух знаков в ключе, арпеджио короткое и длинное, аккорды, этюд, знаки в ключе, чтение нот с листа.

2) академический концерт – 1 полугодие (декабрь) исполняется полифоническое произведение, обработка народной песни или танца; 2 полугодие (май) исполняется произведение крупной формы (сонатина, часть сюиты, вариации), пьеса оригинального жанра, обработка р.н.п.

4 класс:

1) технический зачет – 2 полугодие: исполнение мажорных гамм до 4х знаков в ключе в терцию, хроматическая гамма, арпеджио, аккорды, термины, этюд; 2 полугодие: исполнение минорных гамм  до 3х знаков в ключе в терцию, арпеджио, аккорды, этюд, знаки в тональностях, чтение нот с листа.

2) академический концерт – 1 полугодие: исполняется полифоническое произведение,  обработка народной песни или танца; 2 полугодие: исполняется произведение крупной формы (рондо, сюита, соната или сонатина в 3х частях, вариации), оригинальная пьеса для баяна – аккордеона., обработка р.н.п.

5 класс:

1) технический зачет: 2 полугодие -  исполнение мажорных гамм в интервале б.6 различными штрихами, арпеджио, аккорды, этюд, термины; 2 полугодие – исполнение минорных гамм до 4х знаков в ключе, арпеджио, аккорды, этюд, знаки в тональностях, чтение нот с листа.

2) академический концерт: 1 полугодие – исполняется полифоническое произведение (3х – 4х-голосное), обработка народной песни; 2 полугодие – исполняется произведение крупной формы (вариации, сонатина 3х частная, рондо и т.д); пьеса по выбору (оригинальное произведение, эстрадная пьеса, пьесы русских, советских, зарубежных  композиторов, обработка р.н.п.

6 класс – итоговая аттестация:

1) прослушивание выпускников:  декабрь -  исполняются два произведения – полифоническое произведение и обработка народной песни или танца;

2) прослушивание выпускников: март – исполняются три произведения – полифония, обработка, крупная форма.

3) прослушивание выпускников (допуск) апрель – исполняются четыре произведения – полифония, произведение крупной формы, обработка народной песни, пьеса оригинального жанра;

4) государственный экзамен – май – исполняются четыре разножанровых произведения.

  1. Методическое обеспечение программы.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:

- портреты композиторов;

- портреты ведущих исполнителей  баянистов, аккордеонистов;

- иллюстрации различных видов баянов;

- набор карточек с музыкальными инструментами, их историей;

- говорящая игра «Музыкальные инструменты» с историей возникновения изображенных инструментов и их звучанием;

- схема динамических оттенков, знаков альтерации;

- таблица-словарь эстетических эмоций;

- таблица музыкальных жанров.

МЕТОДИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:

- рабочая программа по предмету «БАЯН»  5-7летнее обучение;

- карты открытых уроков на тему: «Развитие навыков подбора по слуху в классе баяна»; «Развитие полифонического слуха у обучающихся младших классов»; «Штрихи -  как средства музыкальной  выразительности»;

- доклад на тему: «Концертное выступление»;

- справочник баяниста;

- журнал «Народник»;

- методическая литература: «Искусство игры на баяне» Ф. Липс; «Транспонирование на баяне» Г. Шахов; сборник статей «Баян и баянисты»; «Развитие навыка подбора аккомпанемента по слуху» В. Мотов, Г. Шахов; «Преодоление технических трудностей на баяне» А. Чиняков; сборник научно-методических работ преподавателей образовательных учреждений в сфере культуры и искусства.(Ханты-Мансийск, 2010г)

- учебное пособие «Азбука маленького баяниста» в 2х частях, автор  Г. Крылова;

- CD диски видеозаписей концертов ведущих исполнителей на народных инструментах: «Парад планет» -  творческий альянс аккордеонистов; А. Архиповский (балалайка);

  • учебно-методическое пособие:  «Школа художественного мастерства баяниста» В. Ушенин; «Первая ступенька» О. Шплатова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов высших музыкальных учебных заведений. М., 1981.
  2. Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1981.
  3. Акимов Ю.Т. Школа игры на баяне. М., 1981.
  4. Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство: Справочник. М., 2001.
  5. Басурманов А.П. Искусство игры на баяне. Абакан, 1979.
  6. Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре. Начальный курс. М., 1978.
  7. Беляков В.Ф., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. Освоение выборной клавиатуры. М., 1978.
  8. Беньяминов Б.Г. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов. М.; Л., 1964.
  9. Галактионов В.М. Движение меха в работе баяниста. М.,1990.
  10. Говорушко П.И. Школа игры на баяне. Л., 1969.
  11. Демченко В.А. Технические упражнения для баяна. М., 1967.
  12. Завьялов В.Р. Баян и вопросы педагогики. Методическое пособие. М., 1971.
  13. Завьялов В.Р. Баянное искусство. Воронеж, 1995.
  14. Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Л.; М., 1975.
  15. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М., 1997.
  16. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., 1998.
  17. Липс Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции. Москва; Курган, 1999.
  18. Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
  19. Народник: Информационный бюллетень. М., 1993-2002.
  20. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М.,1978.
  21. Платонов В.А. Чтение нот с листа: Пособие для баянистов. М., 1970.
  22. Полетаев А.И. Пятипальцевая аппликатура на баяне. М., 1962.
  23. Ризоль Н.И.Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. М., 1977.
  24. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. М., 1978.
  25. Сурков А.А. Пособие для начального обучения игре на баяне. М., 1973.
  26. Шаров В.П. Динамика баяна. О двигательных навыках левой руки баяниста. Кишинев, 1976.
  27. Ястребов Ю.Г. Основы баянной аппликатуры. Владивосток, 1984.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Акимов Ю., Талакин А. «Педагогический репертуар аккордеониста» 3- 5 класс ДМШ, выпуск 9. - Москва: «Музыка», 1980 г.
  • Акимов Ю., Талакин А. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 класс ДМШ. - Москва: «Музыка», 1979 г.
  • Алексеев И., Корецкий В. – составители сборника «Баян 5 класс. - Киев: «Музична Украина», 1987 г.
  • Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 1 класс» - Киев: «Музична Украина», 1987г.
  • Алексеев И., Корецкий Н. – составители сборника «Баян 3 класс для ДМШ» - Киев: «Музична Украина», 1981г.
  • Алёхин В. – составитель сборника «Полифонические пьесы для баяна» выпуск 5. - Москва: «Советский композитор», 1978г.
  • Алёхин Е., Павин С., Шашкин П. «Хрестоматия баяниста» 3-5 класс ДМШ, выпуск 1. - Москва: «Музыка», 1973г.
  • Бажилин Р. – составитель сборника «Аккордеон в джазе». – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
  • Бажилин Р. – составитель сборника «Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет» - Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
  • Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 4. – Москва: Издательство Катанского В., 2005г
  • Бажилин Р. – составитель сборника «За праздничным столом» популярные песни в переложении для аккордеона и баяна, выпуск 1. – Москва: Издательство Катанского В., 2000г.
  • Бажилин Р. «Детский альбом» для аккордеона. - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
  • Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона «В стиле популярной музыки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
  • Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне» - Москва: Издательство Катанского В., 2002г.
  • Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне), аккомпанемент песен». – Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
  • Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне». - Москва: Издательство Катанского В., 2004г.
  • Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне» - Москва: «Советский композитор», 1979г.
  • Бах И.С. «Избранные произведения в переложении для готово-выборного баяна», выпуск 1. Составитель сборника Ковтонюк В. – Москва: «Всероссийское музыкальное общество», 1996г.
  • Бах И.С. «Инвенции для фортепиано» Редакция Бузони Ф. – Москва: «Музыка», 1991г.
  • Беляев А. Концертные обработки для баяна «Моя любимая» - Москва: Московская типография, 2000г.
  • Бережков В. «Пьесы для баяна» – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004г.
  • Бесфамильнов В., Зубарев А. – редакторы - составители сборника «Выборный баян 3 класс» - Киев: «Музична Украина», 1982г.
  • Бланк С. «Двенадцать пьес и одна сюита» аккордеон, баян – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001г.
  • Бойцова Г.«Юный аккордеонист» 1, 2 часть – Москва: «Музыка», 1994г.
  • Бонаков В. «Пьесы для готово-выборного баяна» - Москва: «Советский композитор», 1977г.
  • Бушуев Ф. – составитель сборника «Сонатины и вариации для баяна», выпуск 11 - Москва: «Советский композитор», 1979г.
  • Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 64, 1-3 класс. – Москва: «Советский композитор», 1991г.
  • Бушуев Ф. «Баян в музыкальной школе», выпуск 7, 1-2 класс. – Москва: «Советский композитор», 1971г.
  • Векслер Б. «Концертные пьесы для аккордеона», выпуск 2. – Москва: Издательство Катанского В., 2001г.
  • Власов В. «Альбом для детей и юношества» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2000г.
  • Власов В. «Эстрадно-джазовые композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1. Составитель сборника В.Ушаков. - Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
  • Гаврилов Л.В. «Этюды для баяна». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
  • Гамаюнов О. «Баян-эксцентрик». Концертные пьесы для детей. – Тула, 2000г.
  • Герасимов В. «Пьесы для готово-выборного баяна». - Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г.
  • Говорушко П. – редактор- составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 2 - Ленинград: «Музыка», 1987г
  • Говорушко П. – составитель сборника «Произведения русских и зарубежных композиторов для ДМШ», переложение для баяна, выпуск 4 - Ленинград: «Музыка», 1989г.
  • Говорушко П. «Репертуарная тетрадь юного баяниста». – Ленинград: «Музыка», 1989г.
  • Грачёв В. – составитель сборника «Хрестоматия баяниста», ДМШ 5 класс. – Москва: «Музыка», 1990г.
  • Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.
  • Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.
  • Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
  • Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.
  • Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна. – Москва: «Музыка», 1983г.
  • Двилянский Е. – составитель сборника «Мой друг – баян», выпуск 19. - Москва: «Композитор», 1994.
  • Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор «Хрестоматия аккордеониста» издание второе, 2 курс музыкальных училищ – Москва: «Музыка», 1985г.
  • Двилянский М. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия аккордеониста» 2 курс музыкальных училищ. - Москва: «Музыка», 1981г.
  • Двилянский М. – составитель сборника «Музыка советской эстрады» произведения для аккордеона или баяна, выпуск 7 – Москва: «Музыка», 1991г.
  • Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 22. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
  • Двилянский М. – составитель сборника «Этюды для аккордеона», выпуск 20. – Москва: «Советский композитор», 1987г.
  • Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 58. – Москва: «Советский композитор», 1989г.
  • Двилянский М. «Аккордеон в музыкальной школе», выпуск 60. – Москва: «Советский композитор», 1990г.
  • Двилянский М. «Альбом для юношества», выпуск 2, произведения для аккордеона – Москва: «Музыка», 1985г.
  • Двилянский М. «Этюды для аккордеона», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1981г.
  • Дербенко Е. «Детская музыка для баяна» Шесть сюит – Москва: «Музыка», 1989г.
  • Дербенко Е. «Альбом для юношества» - Тула, Тульская типография, 2000г.
  • Дербенко Е. «Сюита в классическом стиле в семи частях» для баяна ДМШ - Москва: «Престо», 1996г.
  • Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
  • Дербенко Е. «Эстрадные композиции» для баяна или аккордеона, выпуск 1 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2001г.
  • Дмитриев А. и Лихачёв Ю. – составители сборника «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона – Ленинград: «Музыка», 1990г.
  • Доренский А. «Виртуозные пьесы», педагогический репертуар баяниста, выпуск 3, 4-5 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
  • Доренский А. «Музыка для детей», выпуск 2 для 2-3 классов – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.
  • Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 1-3 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г.
  • Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона» 3-5 классы ДМШ – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008г.
  • Завальный В. «Музыкальная мозаика», альбом для детей и юношества (для баяна и аккордеона). Составление и исполнительская редакция Родина В. – Москва: «Кифара», 1999г.
  • Коробейников А. «Альбом для детей и юношества», пьесы для баяна и аккордеона, часть 2 – Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г.
  • Коробейников А. «Детский альбом» для баяна и аккордеона. – Москва: «Русское музыкальное товарищество», 2004г.
  • Кузнецов В. «Пьесы, обработки и этюды для баяна» – Москва: «Музыка», 1973г.
  • Куклин А.М. «Сон Золушки» пьесы для баяна – Слободской: «Слободские куранты», 1999г.
  • Куликов В. «Ча-ча-ча», популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. – Москва: « Музыка», 1994г.
  • Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 14. – Москва: «Советский композитор», 1985г.
  • Левкодимов Г.Е. – составитель сборника «Аккордеон в музыкальном училище», выпуск 15. – Москва: «Советский композитор», 1986г.
  • Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 3. – Москва: «Музыка», 1986г.
  • Липс Ф. составитель сборника «Антология литературы для баяна», часть 7 – Москва: «Музыка», 1990г.
  • Лихачёв Ю. – составитель сборника «Полифонические пьесы И.С. Баха и его сыновей» в переложении для готово-выборного баяна или аккордеона - Ленинград: «Музыка», 1988г.
  • Лондонов П. «Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона». – Москва: «Советский композитор», 1985г.
  • Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1990г.
  • Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». – Москва: «Музыка», 1989г.
  • Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». – Москва: «Советский композитор», 1987г.
  • Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г.
  • Накапкин В. – составитель сборника «Готово- выборный баян в музыкальной школе», выпуск 35, пьесы для 1-5 класса – Москва: «Советский композитор», 1988г.
  • Накапкин В. «Альбом для юношества», выпуск 4, произведения для баяна. – Москва: «Советский композитор», 1988г.
  • Онегин А.«Школа игры на баяне» - Москва: «Музыка», 1990г.
  • Павин С. «Народные песни и танцы» в обработке для аккордеона – Москва: «Советский композитор», 1985г.
  • Пономарёва Т.Б. – составитель сборника «Карусель», сборник детских сочинений для баяна или аккордеона – Санкт-Петербург: ДМШ им. Андреева, 2006г.
  • Самойлов Д. «Баян 3 – 5 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
  • Самойлов Д. «Баян 5 – 7 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.
  • Семёнов В. «Детский альбом», две сюиты для баяна – Москва: «Престо», 1996г.
  • Семёнов В. «Современная школа игры на баяне». – Москва: «Музыка», 2003г.
  • Скуматов Л. – составитель сборника «Лёгкие пьесы русских и советских композиторов» для готово-выборного баяна, нотная тетрадь баяниста, выпуск 7 – Ленинград: «Музыка», 1976г.
  • Скуматов Л.С. – составитель сборника «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 6 часть: «Оригинальная музыка и обработки», 1-3 годы обучения – Санкт-Петербург: «Композитор», 2007г.
  • Солохин Б. «Пьесы для аккордеона» - Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г.
  • Стативкин Г. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» - Москва: «Музыка», 1989г.
  • Судариков А. «Основы начального обучения игре на баяне», методическое пособие – Москва: «Советский композитор», 1982г.
  • Талакин «Хрестоматия аккордеониста», этюды 4-5 класс – Москва: «Музыка», 1988 г.
  • Талакин А. «Аккордеонисту-любителю», выпуск 24 – Москва: «Советский композитор», 1990г.
  • Ушаков В. - составитель сборника «Композиции для аккордеона», выпуск 3. - Санкт-Петербург: «Композитор», 1998г.