Рабочая программа по предмету " Домра"
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа " Музыкальный инструмент Домра" имеет художественно - музыкальную направленность и включает в себя художественно зстетическое воспитание и общее музыкальное образование основанное на сложившейся традиционной школе обучения игры на домре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_domre.doc | 208.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Нижневартовска
«Детская школа искусств № 2»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ДОМРА»
Срок реализации 7лет
Выполнила преподаватель по классу домры
Бакирова Эльвира Энверовна
г. Нижневартовск
2012
Пояснительная записка
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Музыкальный инструмент – Домра» - имеет художественно – музыкальную направленность и включает в себя художественно – эстетическое воспитание и общее музыкальное образование, основанное на сложившейся традиционной школе обучения игры на домре. Данная программа составлена на основе программы Министерства культуры РФ 2003 г., одобренной научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ, составителем И.Г. Дьяконовой.
Актуальность программы состоит в освоении культурных ценностей и духовно – нравственного наследия. Обучение на музыкальном инструменте – домра позволяет создать условия для духовно – нравственного и художественно – эстетического развития личности обучающегося. Программа создает условия для социального культурного самоопределения обучаемого, его творческой реализации, формирования общей культуры личности и адаптации ее к жизни, что соответствует концепции художественного образования в РФ, закону РФ «Об образовании».
Новизна программы заключается в конкретных требованиях для обучающихся по каждому классу и примерное распределение часов по годам обучения. В нее включен раздел, отражающий историю возникновения инструмента, а также освящен вопрос передовых школ домрового исполнительства. Инновационный характер образовательной программы определяет одну из важных задач деятельности школ искусств. Отвечает на вопросы как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения, как определяется качество образования. В программу введен региональный компонент, он выражен введением в программу обучающихся произведений композиторов нашего региона (Олейников Н., Пищаев Ю., Кокорин А., Милушев Э.).
Педагогическая целесообразность состоит в развитии образно – эмоционального мышления обучающегося, созданием условий для формирования его эстетического вкуса посредством обучения игры на инструменте.
Цель программы – формировать и развивать навыки игры на инструменте; формировать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать к мировым культурным ценностям; воспитать саморазвивающуюся личность путем творческой деятельности, открыв обучающимся доступ к пониманию искусства, стимулируя развитие всех природных способностей; создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса.
Задачи образовательной программы:
- Заинтересовать обучающихся, воспитывать их как всесторонне развитых культурных слушателей;
- Развивать ассоциативно – образное мышление, способность воспринимать художественную реальность и понимать своеобразие языка искусства;
- Освоить средства выразительности, воплощающие характер музыки;
- Воспитание художественного мышления, развитие личной инициативы;
- Воздействовать через музыку на духовный мир обучающегося.
Содержание музыкального образования
Включает в себя:
- обучение игре на музыкальном инструменте;
- развитие общего кругозора и художественного вкуса;
- подразумевает изучение теории истории музыки, получения знаний творчества композиторов прошлого и современности;
- изучение различных стилей и жанров музыки разных народов.
Основным средством обучения, воспитания и развития является учебный репертуар. Для изучения подбираются пьесы по принципу возрастающей трудности, что способствует планомерному развитию учащегося. В репертуаре учащегося произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов классиков. Широко и полно представлены различные музыкальные стили и жанры, музыкальные формы с учетом музыкальных интересов и художественного вкуса учащегося.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 7 лет.
В реализации программы участвуют обучающиеся. с 6-7лет до 14-15лет. Программа построена по принципу поэтапности и последовательности, технической и художественной доступности учебного материала с учетом возраста детей.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебно – воспитательного процесса является урок. Форма организации урока – индивидуальная. Примерная структура урока:
1. Организационный момент – мотивация на деятельность.
2. Проверочный – проверка домашнего задания.
3. Основная часть – объяснение теоретического материала:
- работа над исполнением программных произведений;
- разбор других произведений, изучение новых приемов игры на инструменте.
4. Итоговая часть – оценка работы на уроке, запись в дневнике, выставление отметки.
5. Информационный – сообщение требований домашнего задания
Методы
- Словесный – объяснение поставленных задач.
- Наглядно – слуховой – способствует активизации слухового контроля. а также лучшему запоминанию учебного материала (используется исполнительский показ, прослушивание музыкальных произведений в аудио и видеозаписи).
- Практический – освоение музыкального репертуара
- Самостоятельная работа- проверка качества усвоенного материала.
- Зрительно – наглядный – связан с показом художественных репродукций произведений изобразительного искусства различных стилей и эпох.
Учет и контроль успеваемости
Формы контроля успеваемости – текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий (поурочный) – осуществляется регулярно на каждом уроке. Служит для поддержания учебной дисциплины на организацию систематических домашних занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки.
Промежуточный – контрольные уроки, академические концерты, технические зачеты, а также открытые концерты, конкурсы, фестивали. Академические концерты проводятся систематически 2 раза в году, по одному в каждом полугодии – с оценкой. Форма оценки – индивидуальная, дифференцированная. Исполняется два разнохарактерных произведения и один этюд. Участие в конкурсах, фестивалях, открытых концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Технический зачет проводится один раз в учебном году – во втором полугодии, исполняются мажорные и минорные гаммы, этюд, упражнения Шрадика, чтение с листа, знание терминов. Контрольный урок с анализом результатов проводится в конце каждой четверти.
Итоговая аттестация (экзамен) – определяет уровень и качество освоения образовательной программы. На экзамене исполняются 4 различные по жанру и форме произведения. Форма оценки дифференцированная.
Ожидаемые результаты
Выпускник класса «Музыкальный инструмент. Домра» должен иметь сформированный комплекс духовно – нравственных, эстетических качеств, музыкально – исторических знаний, иметь широкий репертуар, уметь самостоятельно грамотно анализировать и разучивать произведения, выразительно и технично исполнять (в объеме репертуара детской школы искусств), читать с листа, иметь навыки музицирования в ансамбле, оркестре.
По окончании ДШИ учащийся должен:
1. Иметь представление о следующих понятиях:
- основные приемы игры;
- штрихи;
- интонирование;
- динамика;
- тембр звука;
- мелизмы;
- красочные приемы игры.
2. Владеть основными игровыми приемами:
- различными видами атаки звука и артикуляции;
- сменой позиций (свободно ориентируясь в первых четырех), сменой струн;
- начальными навыками исполнения двойных нот, аккордов;
- некоторыми красочными приемами;
- умение оперировать тембровыми красками, динамическими нюансами от f до p;
- преодолевать несложные ритмические трудности;
- обрести навыки слухового контроля исполнения, интонирования;
- расшифровать и исполнить несложные мелизмы.
Содержание учебного курса
Начальный этап обучения – 1-2 класс.
Основные задачи: развитие слуха, ритма, памяти;
возбуждение интереса и мотивации к обучению;
организация мышления учащихся;
воспитание начальных исполнительских навыков;
развитие задатков самостоятельного творчества.
1 класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Музицирование (чтение с листа, подбор по слуху, ансамбль) | 6 | 14 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Выработка свободной и естественной посадки за инструментом, правильное исходное положение рук и всего корпуса. Организация двигательно – игровых навыков.
История исполнительства
История возникновения домры на Руси. Скоморохи. Устройство инструмента: корпус, гриф, дека, панцирь, струны, лады.
Учебно – техническая работа
Работа над свободой мышечных движений. Осознание связи слуховых и двигательных ощущений. Воспитание трех тонусных состояний: пониженный тонус, активная мышечная свобода, состояние игрового тонуса. Выработка броска и нажима на основе упражнений для рациональной работы пальцев левой и правой рук. Освоение простейших исполнительских приемов, элементов, важнейших средств выразительности: pizzicato, единичное движение медиатора, переменное движение медиатора, единичное тремолирование. Гаммы мажорные однооктавные E-dur, A-dur, C-dur, тоническое трезвучие. Приемы игры pizz,V, V. Исполнение штрихов: стаккато, деташе.
Учебно – художественная работа
1. Навыки интонирования путем связи нотного материала со словом.
2. Средства музыкальной выразительности, определяющие различие жанра: темп, динамику, длительности, представление о музыкальном звуке. Первичные навыки изучения пьес: знакомство с фразировкой, дыханием.
Музыкально – теоретическая работа
Название нот, расположение их на нотном стане, на грифе. Название струн. Такт, тактовая черта, затакт. Длительности нот и пауз, их обозначение. Исполнение песенок – попевок со счетом вслух, без счета, пропевая со словами. Знаки альтерации (ключевые, случайные) – расположение на грифе. Музыкальный размер: 2 /4, 3/ 4, 4/4. Реприза. Понятие тональности (мажор – светлый, радостный; минор – грустный). Понятие: пьеса, этюд, гамма, упражнение.
Чтение с листа
Формирование навыков чтения с листа: определение ключевых знаков, тональности, размера, длительностей, штрихов. Разбор небольших произведений в форме периода, преимущественно в первой позиции.
Ансамбль
Формирование представления учащегося об игре в ансамбле с концертмейстером. Развитие первоначального навыка дыхания.
По окончании первого класса учащийся должен:
- знать историю возникновения домры, составные части и технические возможности инструмента;
- соблюдать постановку игрового аппарата, владеть способами звукоизвлечения: переменные удары, pizz, деташе, стаккато;
- знать нотную грамоту;
- расположение нот в первой позиции;
- уметь сделать простой анализ пьесы;
- иметь понятие о музыкальных жанрах, динамике, аппликатуре, ладе.
У обучающегося должна быть сформирована удобная посадка, приобретен элементарный исполнительский навык.
Технические требования: однооктавные мажорные гаммы G-dur, A-dur, арпеджио, 2-3 этюда с простым ритмическим рисунком, 12-15 пьес различных по характеру. В течении года 2 академических концерта 1 полугодие – 2 разнохарактерных пьесы; 2 полугодие – переводной экзамен, на котором исполняют 2 разнохарактерных пьесы и этюд.
Примерные переводные программы
1 полугодие:
1. р.н.п. «Как под горкой»
Шаинский В. «Про кузнечика»
Метлов Н. «Паук и мухи»
2. р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Филиппенко А. «Цыплятки»
Красев М. «Зайчики»
3. укр.н.п. «Ой, джигуне.джигуне»
Гладков Г. «Песнка львенка и черепахи»
Моцарт В.А. «Азбука»
4. Бейгельман Л. Этюд из первой тетради (по выбору)
Даргомыжский А. «Козачок»
Иьина Р. «Козлик»
2 полугодие:
1. Люли Ж.Б. «Жан и Пьеро»
Калинников В. «Журавель»
Островский А. «Спят усталые игрушки»
2. Глюк К.В. « Веселый танец»
Чайковский П.И. «Камаринская»
р.н.п. «Вы послушайте, ребята» обр. Александрова А.
3. Моцарт В.А. «Майская песня»
Пьерпон Ж. «Бубенчик»
Чайковский П.И. «Марш деревянных солдатиков»
4. Бах И.С. Гавот
Римский –Корсаков Н.А. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
р.н.п. «Как под яблонькой»
Пьесы на открытых струнах
1. «Я иду с цветами»
2. « Барашеньки»
3. «Про кота»
4. «Красная коровка»
5. «Андрей – воробей»
6. «Как на тоненький ледок»
7. «На рассвете»
Пьесы на развитие игровых движений 1-го, 2-го, 3-го пальцев левой руки
Детские песенки:
1. «Два кота»
2. «Ой, звоны звонят»
3. «Приди, приди солнышко»
4. «Сорока»
5. «Во саду ли в огороде»
6. «Как под горкой, под горой»
Произведения русских композиторов
1. Аренский А. «Кукушка»
2. Бортнянский Д. «Колыбельная»
3. Кюи Ц. «Песенка», «Майский день»
4. Лядов А. «Зайчик»
5. Ребиков В. «Зимой», «Лягушка», «Моя ласточка сизокрылая»
Произведения зарубежных композиторов
1. Бах И.С. «Песня»
2. Брамс И. «Петрушка»
3. Гайдн И. «Песня»
4. Люли Ж. «Менуэт», «Песенка»
5. Моцарт В.А. «Азбука», «Аллегретто», « Вальс», «Майская песня».
2 класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Музицирование (чтение с листа, подбор по слуху, ансамбль) | 6 | 14 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Продолжение работы по формированию и закреплению постановочных, двигательных, игровых навыков. Преодоление статической неподвижности руки. Ощущение веса руки на грифе через подушечку игрового пальца. Координация игрового аппарата.
История исполнительства
Андреев В.В. создатель «Великорусского оркестра». Ясное представление о домре как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте. О роли домры в профессиональном оркестре народных инструментов. Какие разновидности этого инструмента существуют.
Учебно – техническая работа
Исполнительская техника: нажим, толчок, бросок. Игра мелодий в одной аппликатурной позиции. Освоение навыка плавного, легкого скольжения левов руки вдоль грифа. Специфические приемы: pizz, флажолетто, элементы тремоло. Работа над координацией рук (подготовительные упражнения Вольской Т.). Организация игрового аппарата – в технике non – legato, пластика игровых движений правой руки. Перпендикулярное, круговое, диагональное сопоставление игровых движений по замаху. Пластика игровых движений левой руки: движения пальцев, игра в одной позиции, подмена пальцев на одном ладу, движение запястьем, продольное движение по грифу, скольжение вверх, вниз. Гаммы: мажорные в одну октаву; E – dur, A – dur, D – dur, G – dur, тоические трезвучия в них. Штрихи П, ПV, дубль – штрих, деташе, pizz б.п. Ритмические группировки: триоль (три удара на каждую ноту с опорой на первую). Каждодневные упражнения Шрадика Г. для развития беглости и выносливости пальцев левой руки с №№ 1 – 5.
Учебно – художественная работа
Развитие музыкально – слуховых представлений, в том числе взаимодействия «внутреннего» и «внешнего» слуха. Дальнейшее развитие музыкально – образного мышления. Динамические оттенки: p, mp, mf, f.
Музыкально – теоретическая подготовка
Понятие одноименных и параллельных тональностей. Строение мажорных и минорных гамм – 3 вида, тонические трезвучия (понятие тона и полутона). Расположение знаков альтерации возле скрипичного ключа. Понятие фразировки, интонирования, дыхания, термины определяющие темп движения и динамические оттенки. Формирование начальных представлений о музыкальной форме.
Чтение с листа
Осмысленное прочтение нотного текста, фиксированное внимание ученика на его важнейшие компоненты: лад, тональность, размер, ритм, знаки альтерации, динамика, темп. Умение просматривать нотный текст на насколько тактов вперед.
Ансамбль
Формирование и развитие навыка слухового контроля игры в ансамбле. Работа над синхронностью дыхания, движений при игре в ансамбле.
Подбор по слуху
Определение по слуху движения мелодии (на месте, вверх или вниз в пределах кварты). Подбор звуковых сочетаний, песенок в медленном темпе.
По окончании 2 класса обучающийся должен знать:
- требования к правильной организации игрового аппарата;
- расположение нот на грифе до 12 лада;
- мажорные гаммы – А, E, C, G – dur , знаки в них;
- динамические оттенки от p до f ;
- понятие триоль, квартоль в гамме;
- иностранные термины.
Уметь:
исполнять однооктавную мажорную гамму очередным, дубль – штрихом или деташе, а также триоль или квартоль на каждый звук, трезвучия. Самостоятельно разобрать пьесу, соответствующую уровню технической подготовки, соблюдая аппликатуру, ритмический рисунок. Представить на акадамический концерт 2 разнохарактерные пьесы и этюд.
Примерные переводные программы
1. Панин В. Этюд
Гурилев А. «Домик крошечка»
р.н.п. «Катенька веселая» обр. Балакирева М.
2. Шишаков Ю. Этюд
Каркасси М. «Аллегретто»
Кокорин А. «Солнечный зайчик»
3. Бейгельман Л. Этюд №5
Шольц П. «Непрерывное движение»
Андреев В. «Как под яблонькой»
Примерный репертуарный список
Детская песенка «Котик»
Иванников В. «Паучок»
Кабалевский Д. «Прогулка»
р.н.п. «Во лузях»
чеш.н.п. «Аннушка»
р.н.п. «Уж как во поле калинушка»
Шитте Л. Этюд
Зачарьина Т. «Маленький вальс»
Иорданский М. «Песенка зайчиков»
лат.н.п. «Шесть маленьких барабанщиков» обр. Евдокимова В.
Левина З. «Матрешки»
р.н.п. «По малину в сад пойдем»
р.н.п. « Я на горку шла»
Левина З. «Неваляшки»
р.н.п. «Катенька веселая» обр. Балакирева М.
лат.н.п. «Я девушка – как розочка» обр. Попонова В.
р.н.п. «Я на камушке сижу» обр. Римского – Корсакова Н.А.
Бетховен Л.Экосез
Шаинский В. «Про кузнечика»
Обработки народных песен
Алексеев Б. «Ой, под вишнею»
Андреев В. «Как под яблонькой»
р.н.п. «Вы послушайте, ребята» обр. Александрова А.
Гречанинов А. «Пойду ль я, выйду ль я»
Давидович Ю. «Вдоль, да по речке»
Римский –Корсаков Н.А. «Я нВ камушке сижу»
Стемпневский С. «Под горою калина»
Фурмин С. «Засвистали казаченьки»
бел.н.танец «Крыжачок»
Произведения русских композиторов
Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет»
Глинка М. И. «Полька»
Гурилев А. «Домик – крошечка», «Сарафанчик»
Майкопар С. «Росинки»
Калинников В. «Журавель»
Произведения современных композиторов
Золотарев В. «Диковинка из Дюссельдорфа»
Кабалевский Д. «Вприпрыжку», «Хоровод», «Артековская полька»
Кокорин А. «Блинчики», «Солнечный зайчик»
Локтев В. «Ты лети, ветерок»
Сарьян С. «Кукла спит»
Шостакович Д. «Вроде марша»
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. Экосез
Каркасси М. «Аллегретто»
Селении И. «Маленький болтун»
Шольц П. «Непрерывное движение»
Этюды
Александров А. Этюд №1
Панин В. Этюд
Шевчик О. Этюд
Куликов П. Этюд
Шишаков Ю. Этюд
Бейгельман Л. Этюд
Этюд на тему р.н.п. «Метелки»
3класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Чтение с листа | 2 | 6 |
7. Ансамбль | 2 | 4 |
8. Подбор по слуху | 2 | 4 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Работа над координацией рук. Преодоление статической неподвижности левой руки. Укрепление пальцев левой руки. Игра кистью, игра предплечьем, одновременная активность мышц кисти и предплечья. Контроль за напряжением, перенапряжением.
История исполнительства
Углубленное знакомство с историей инструмента на Руси. Скоморошество. Творчество Андреева В.В. Великорусский оркестр.
Учебно – техническая работа
Ровность переменных ударов. Тремолирование, снятие в тремолировании, короткие фразы тремало, legato. Развитие беглости, работа над аппликатурой. Мажорные однооктавные гаммы E – dur, A – dur, D – dur, G – dur в 3 – 4 позициях на одной струне. Штрихи: П, ПV, дубль – штрих, деташе, pizz б.п. Ритмические группировки: триоль (три удара на каждую ноту, с опорой на первую), квартоль (четыре удара на каждый звук с опорой на первую). Мажорные двухоктавные гаммы: E – dur, Fis – dur, тонические трезвучия в гаммах. Штрихи стаккато, деташе; группировки 2стакато – 2 легато. Минорные однооктавные гаммы: ми, фа –диез, соль минор тремя видами штрихов: переменный, дубль – штрих, деташе. Упражнения Шрадика №№1 – 5 (упрощенные).
Учебно – художественная работа
Воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе. Развитие слуха, ритма, памяти. Работа над динамикой – ровное динамическое звучание. Работа над нотным текстом – выполнение композиторского замысла: текстовые обозначения, развитие мелодии, кульминации, главная кульминация, аппликатура, динамические оттенки, фразировка и т.п.
Музыкально – теоретическая подготовка
Информация о композиторе исполняемого произведения и его творчестве. Определение формы, жанра, стиля, содержания. Тональность, кульминация, динамические оттенки, характер, фразировка.
Чтение с листа
Зрительный образ произведения, анализ текста. Активизация слуховой активности, сосредоточенность на тексте. Чтение с листа в умеренном темпе пьес из репертуара 2 класса.
Ансамбль
Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов.
Подбор по слуху
Подбор знакомых мелодий в объеме периода с несложным ритмическим рисунком восьмыми, четвертными, половинными длительностями
По окончании 3 класса обучающийся должен знать:
- основные понятия: рондо, сюита;
- выразительные средства в музыкальном произведении;
- иностранные термины;
- требования к правильной организации игрового аппарата;
- расположение нот до 14 лада;
- мажорные двухоктавные гаммы: E – dur, Fis – dur, знаки в гаммах;
- минорные однооктавные гаммы: e – moll, fis – moll, знаки в гаммах.
Обучающийся должен уметь:
- контролировать постановку исполнительского аппарата;
- самостоятельно разобрать пьесу, соответствующую уровню технической подготовки, выполняя штрихи, ритмический рисунок;
- исполнить двухоктавную мажорную гамму или минорную гамму (3вида).
Обучающийся должен исполнить в течение года:
- гаммы, упражнения, 4 – 6 этюдов на различные виды техники;
- 10 – 12 пьес различных эпох и стилей, ознакомиться с циклической формой (сюитой).
У учащегося должны быть воспитаны: интерес к музыке, потребность в художественной деятельности, в выступлениях, участии в концертах.
Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на академическом концерте:
1. Александров А. Этюд №1
Кокорин А. «Солнечный зайчик»
Каркасси М. «Аллегретто»
2. Бейгельман Л. Этюд №9
Андреев В. «Грезы»
р.н.п. «Калинка» обр. Давидовича Ю.
3. Куликов П. Этюд
Глинка М.И. «Романс»
р.н.п. «Сама садик я садила» обр. Красева М.
Обработки народных песен и танцев
Андреев В. «Светит месяц»
Гречанинов А. «Пойду ль я, выйду ль я»
Давидович Ю. «Калинка»
Красев М. «Янка», «Ой, за гаем, гаем»
Осипов Д. «Шуточная»
Сапожников В. «Уж ты поле мое»
Фурмин С. «Ой, гоп тай ни, ни»
Произведения русских композиторов
Андреев В. «Грезы»
Глинка М.И. «Жаворонок»
Гречанинов А. «Веселая песенка»
Римский – Корсаков Н.А. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
Чайковский П.И. «Игра в лошадки»
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. «Конрданс»
Вебер К. «Вальс», «Хор охотников»
Гайдн И. Фрагмент финала из симфонии №6
Корелли А. «Сарабанда»
Каччини Д. «Аve Maria»
Линике И. Маленькая соната
Моцарт В. «Майская песня»
Муффат Г. «Буре»
Шуман Р. «Веселый крестьянин»
Произведения современных композиторов
Давидович Ю. Две пьесы из «Весенней сюиты», «Солнечный зайчик», «Первый цветок»
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино»
Дьяконова И. Былина
Золотарев В. «Диковинка из Дюссельдорфа»
Кокорин А. «Солнечный зайчик»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Галоп»
Локтев В. «Топотушки»
Попонов В, «Наигрыш»
Рустамов Р. «Листики»
Сарьян С. «Кукла спит»
Ушкарев А. «Родничок»
Хватов В. Скерцино
Цыганков А. «Капельки»
Шаинский В. «Антошка» обр. Оленникова Н.
Этюды
Бейгельман Л. Этюд №9
Бейгельман Л. Этюд №16
Бейгельман Л. Этюд №13
Дулов Г. Этюд
Гедике А. Этюд
Круглов В. Этюд
4 класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Чтение с листа | 2 | 6 |
7. Ансамбль | 2 | 4 |
8. Подбор по слуху | 2 | 4 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Уточнения в постановке пальцев левой руки. Укрепление пальцев левой руки и координационной работы рук. Активность мышц кисти и предплечья при игре контрастной динамики.
История исполнительства
Развитие домрового исполнительства на протяжении ХХ столетия. Исполнительство на пороге ХХ века. Прослушивание записей исполнителей на домре: Вольская Т., Круглов В., Цыганков А.
Учебно – техническая работа
Работа над кантиленой. Твердая, мягкая и подчеркнутая атака звука. Аккорды – стаккато, tenuto. Развитие беглости, работа над аппликатурой. Мажорные двухоктавные гамм с 1 – 3 лад и тонические трезвучия. Штрихи: все штрихи выученные ранее, а также markato, legato. Ритмические группировки: триоль, квартоль, на каждый звук, квартоль в разложенном виде, пунктирный ритм. Минорные гаммы: ми, фа – диез, соль минор 3 вида и тонические трезвыуия (переменный, дубль – штрих, дташе). Игра гамм с динамическим развитием (крещендо, диминуэндо).
Учебно – художественная работа
Воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе. Выявлении индивидуальности (дифференцированный подход к каждому ученику). Работа над техническими и художественными задачами как единым средством музыкальной выразительности, художественный образ – работа над выразительностью исполнения. Закрепление и развитие навыков полученных на начальном этапе обучения. Развитие слухового контроля, музыкально – образного мышления. Красочные приемы: игра у грифа, vibr., pizz. ср. пальцем.
Музыкально – теоретическая работа
Информация о композиторе исполняемого произведения и его творчестве. Определение формы, жанра, стиля, содержания. Тональность, кульминация, динамические оттенки, характер, фразировка и т.д.
Чтение с листа
Зрительный разбор произведения, анализ текста. Чтение с листа в умеренном темпе пьес из репертуара 2 – 3 классов. Анализ трудностей и ошибок чтения с листа.
Ансамбль
Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов.
Подбор по слуху
Подбор знакомых мелодий в объеме периода с несложным ритмическим рисунком.
По окончании 4 класса обучающийся должен знать:
- основные понятия: форма, стиль, жанр, содержание.
Уметь:
- контролировать постановку исполнительского аппарата;
- работать над техническими и художественными задачами произведений различных форм.
У обучающегося должны быть воспитаны: интерес у музыке, потребность в художественной деятельности, в выступлениях, участии в концертах, конкурсах, развиты аналитические умения.
Обучающийся должен исполнять: гаммы до 3 – х знаков, упражнения, 4 – 6 этюдов на различные виды техники, 10 – 12 пьес различных эпох и стилей, ознакомиться циклической формой (сонатина, концертино, вариации, сюита).
Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на академическом концерте
1. Бейгельман Л. Этюд №9
Кокорин А. «Вальс»
бел.н.п. «Янка» обр. Красева М.
2. Гедике А. Этюд
Андреев В. «Бабочка»
Зверев А. «В старинном стиле»
3. Дулов Г. Этюд
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Дженкинсон Э. «Танец»
Обработки народных песен и танцев
Андреев В. «Светит месяц»
Давидович Ю. «Калинка»
Красев М. «Эко сердце, эко бедное мое», «Полно те, ребята»
Камалдинов Г. «Соловьем залетным»
Осипов Д. «Шуточная»
Сапожников В. «Уж ты поле мое»
Триодин П. «Ах долга ты ночь»
Произведения русских композиторов
Андреев В. «Грезы», «Бабочка», «Листок из альбома»
Верстовский А. «Вальс»
Глинка М. «Жаворонок», «Романс», танец из оперы «Иван Сусанин», «Андалузский танец»
Мясковский Н. «Мазурка»
Римский –Корсаков Н. «Мазурка»
Чайковский П.И. «Игра в лошадки»
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С. Рондо из сюиты си минор
Бетховен Л. Конрданс
Бом К. «Непрерывное движение»
Гайдн И. Фрагмент финала из симфонии №6
Госсек Ф. «Тамбурин»
Даргомыжский А. «Танец»
Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»
Дюран А. Чакона
Корелли А. Сарабанда
Линике И. Маленькая соната
Маттесон И. Менуэт
Мари Г. Ария в старинном стиле
Рамо Ж. Ригодон
Россини Д. Хор тирольцев
Произведения современных композиторов
Давидович Ю. Две пьесы из «Весенней сюиты»
Забутов Ю. Полька
Зверев А. «В старинном стиле», «Рондо»
Кокорин А. «Вальс», «Осенний напев»
Меццакапо Е. Болеро «Толедо»
Мясковский Н. Мазурка
Попонов В. «На тройке»
Салеман – Владимиров Д. «Непрерывное движение»
Ушкарев А. «Родничок»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»
Цыганков А. «Волчок», Песня», «Марш»
Шостакович Д. «Заводная кукла»
Шмитц М. «Принцесса танцует вальс»
Этюды
Бейгельман Л. Этюд №9
Бейгельман Л. Этюд №16
Бейгельман Л. Этюд №13
Дулов Г. Этюд
Гедике Г. Этюд
Пильщиков А. Этюд
Круглов В. Этюд
5 класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Чтение с листа | 2 | 6 |
7. Ансамбль | 2 | 4 |
8. Подбор по слуху | 2 | 4 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Уточнение в постановке пальцев левой руки. Работа над основными приемами игры с использованием дифференцированной, мышечной активности правой и левой рук.
История исполнительства
История и культура исполнительства на домре. Знакомство с творчеством ведущих музыкантов домристов А.Цыганкова, В.Круглова, Т.Вольской. Просмотр аудио и ведеозаписей.
Учебно – техническая работа
Работа над развитием беглости пальцев. Атака звука в гамме. Портаменто. Двойные ноты, смена позиций, форшлаг, трель, мордент. Мажорные двухоктавные гаммы до 4 лада и трезвучия, штрихи и ритмические рисунки, изученные ранее, а также исполнение гамм «комплексом» (Круглов В. «Совершенствование техники игры на трехструнной домре»). Игра гамм с динамическим развитием (крещендо, диминуэндо), ритмические рисунки – секстоли, октоли. Минорные двухоктавные гаммы фа, ля минор (3вида), а также изученные ранее и трезвучия гаммах.
Учебно – художественная работа
Тембровое разнообразие, тембровая однородность звучания, gliss. пальцев левой руки. Работа над осознанием и раскрытием художественного образа в исполняемом произведении, развитие навыков самостоятельной работы над произведением.
Музыкально – теоретическая работа
Гаммы фа – диез мажор, фа минор и знаки, знакомство с переменными размерами, Понятие «крупная форма».
Чтение нот с листа
Чтение произведений из репертуара 2 -3 классов в медленном, умеренном, подвижном темпах.
Ансамбль
Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов.
Подбор по слуху
Самостоятельный подбор известных мелодий.
По окончании 5 класса обучающийся должен знать:
- исполнителей;
- понятие «крупная форма»;
- агогика;
- музыкально – теоретический анализ музыкальных произведений.
Уметь:
- самостоятельно анализировать и разучивать музыкальные
произведения;
- читать с листа;
- ориентироваться в первых 3 – позициях;
- владеть сменой позиции.
У обучающегося должно быть воспитано осознанное отношение к художественной деятельности, приобретен разнообразный опыт деятельности (исполнительской, ансамблевой, игры в оркестре), развита самостоятельность в музицировании, участие в мероприятиях, в использовании знаний и опыта в практической деятельности в общеобразовательной школе и т.д.
Обучающийся должен исполнить: 8 – 10 произведений, в том числе зарубежных и русских композиторов – классиков, произведения крупной (циклической) формы – сонатины, концертино, вариации и т.д., 4 этюда на различные виды техники, гаммы до 5 лада, упражнения.
Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на академическом концерте:
1. Петров Ю. Этюд F – dur
Бах И.С. Рондо из сюиты си минор
Цыганков А. Скерцо
2. Круглов В. Этюд
Будашкин Н. Анданте
Шалов А. «Играй моя травушка» обр.
3. Красавин Н. Этюд D – dur
Шуберт Ф. Баркарола
Малиновский Л. Детская сюита №1
Обработки народных песен и танцев
Гнутов В. «Как на этой, на долине»
Ипполитов – Иванов М. «Я на камушке сижу»
Камалдинов Г. «Соловьем залетным»
Красев М. «По улице мостовой»
Лоскутов А. «Веселая голова»
Римский – Корсаков Н.А. Две русские народные песни
Осипов Д. «Шуточная»
Триодин П. «Ах долга ты ночь»
Трояновский Б. «Цвели цветики»
Шалов А. «Играй моя травушка», «Не корите меня, не браните», «Винят меня в народе»
Произведения русских композиторов
Андреев В. «Листок из альбома»
Аренский Танец из балета «Египетские ночи»
Василенко С. Танец из балета «Мирандолина»
Глазунов А. Легкая соната
Ипполитов – Иванов М. Песня без слов
Лядов А. Прелюдия
Ребиков В. «Тарантелла», «Вальс»
Мусоргский М. «Колыбельная Еремушке»
Чайковский П. Мазурка. Экосез из оперы «Евгений Онегин».
Произведения зарубежных композиторов
Бах В.Ф. «Весной»
Бах И.С. Рондо из сюиты си минор
Бом К. Непрерывное движение
Гендель Ларгетто
Госсек Ф. Тамбурин
Данкля Ш. Романс
Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»
Дженкинсон Э. Танец
Дюран А. Чакона
Мари Г. Ария в старинном стиле
Моцарт В. Немецкий танец
Обер Л. Жига
Рамо Ж. Ригодон
Чеполлони А. Венецианская баркарола
Шуберт Ф. Мелодия
Произведения современных композиторов
Будашкин Н. Анданте
Власов А. Мелодия
Глиэр Р. Ария
Захаров В. Колхозная полька
Зверев А. Сюита
Лапинский П. Пиццикато
Маляров В. «Галинкины забавы» сюита для детей
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
Тактакишвили Ш. «Утешение» из музыкальных картинок «Мир детей»
Шостакович Д. «Заводная кукла»
Цыганков А. Скерцо
Произведения крупной формы
Гайдн И. Венгерское рондо
Линике Маленькая соната
Барчунов П. Концерт №2
Этюды
Панин В. Этюд
Красавин Н. Этюд ля мажор
Петров Ю. Этюд №1, Этюд №2
Красавин Н. Этюд ре мажор
Петров Ю. Этюд фа мажор
Круглов В. Этюд №7, Этюд №5
6 класс Учебно - методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Чтение с листа | 2 | 6 |
7. Ансамбль | 2 | 4 |
8. Подбор по слуху | 2 | 4 |
Всего 72 |
Организация игрового аппарата
Закрепление комплекса двигательно – игровых действий домриста. Целенаправленная координация игровых действий обеими руками.
История исполнительства
Знакомство с творчеством Андреева В. (вальсы, полонезы, мазурки, обработки народных песен), прослушивание звукозаписей.
Учебно – техническая работа
Работа над развитием беглости пальцев на материале различных упражнений (Круглов В. «Школа игры на домре», Шрадик Г. Упражнения №№1 – 20). технический материал и элементы красочных приемов игры на домре из произведений Дителя В., Цыганкова А. Основы пассажной техники. Двойные ноты: тремоло, legato, non legato. Мажорные минорные двухоктавные гаммы до 5 лада, трезвучия. Пройденные ранее штрихи и ритмические рисунки, а также квинтоль, септоль. хроматическую гамму. Освоение мелизмов, часто встречающихся в произведениях: форшлаг, трель,группетто, мордент.
Учебно – художественная работа
Развитие и закрепление яркого образного исполнения произведения, навыков слухового контроля. Работа над стилем, формой музыкального произведения посредством использования тембральных особенностей инструмента. Артикуляция в двойных нотах, pizz л.р. (срывы).
Музыкально – теоретическая работа
Ритмы до 8 (триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль), сочетание ритма 2+3, 1+3.
Чтение нот с листа
Чтение разнохарактерных произведений из репертуара 3 – 4 классов в медленном, умеренном, подвижном темпах, различными штрихами.
Ансамбль
Синхронное исполнение разнохарактерных пьес, разноплановых по штрихам и динамике.
Подбор по слуху
Развитие гармонического слуха, подбор знакомых мелодий.
По окончании 6 класса обучающийся должен знать:
- основы музыкальной грамоты;
- основные музыкальные понятия и термины;
- историю исполнительства.
Обучающийся должен уметь:
- самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров;
- читать с листа произведения за 3 – 4 классы;
-играть в ансамбле, оркестре.
Учащийся должен исполнить: мажорные и минорные двухоктавные гаммы, тонические трезвучия. Простейшие смешанные ритмические группировки. Упражнения, технический материал и элементы красочных приемов игры на домре из произведений Дителя В., Цыганкова А. 4 этюда на различные вида техники; 8 – 10 произведений различных эпох и стилей; 1 – 2 произведения циклической формы.
Примерные программы для исполнения на академическом концерте
1. Шишаков Ю. Этюд
Камалдинов Г. Романс
Гайдн И. Венгерское рондо
2. Круглов В. Этюд
Вераччини Ф. Лярго
Лоскутов А. Концерт
3. Петров Н. Этюд
Сен – Санс К. «Лебедь»
Мотов М. «Как ходил, гулял Ванюша»
Обработки народных песен и танцев
Авроров В. «Ах ты ноченька»
Балакирев М. «Не надеялась маменька»
Городовская В. «За окном черемуха колышется», «У зари то, у зореньки»
Красев М. «По улице мостовой»
Круглов В. «Зачем тебя я, милый мой, узнала»
Лоскутов А. «Веселая голова»
Мотов М. «Как ходил, гулял Ванюша»
Произведения русских композиторов
Андреев В. Венский вальс
Глазунов А. Испанская серенада
Глинка М. «Разлука», «Листок из альбома»
Глиэр Р. «У ручья»
Григ Э. Народная песня
Кюи Ц. Восточная мелодия
Лядов А. Протяжная
Рахманинов С. Итальянская полька
Фомин Н. Балетная сцена
Чайковский П. «Романс», «Песня без слов», «Баркарола»
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. Сицилиана из 2 сонаты для флейты и фортепиано
Бом К. Непрерывное движение, Тремоло
Верачинни Ф. Лярго
Гуно Ш. Вальс из балетной музыки к опере «Фауст»
Люли Ж. Жига
Марчелло В. Скерцандо
Сен – Санс К. «Лебедь»
Обер Ж. Жига
Произведения крупной формы
Барчунов П. Концерт №2
Гайдн И. Венгерское рондо
Лоскутов А. Концерт для домры
Моцарт В. Рондо
Петренко М. Концерт №2
Рогалев И. Рондо в старинном стиле
Шнитке А. Сюита в старинном стиле
Произведения современных композиторов
Глиэр Р. «Ручеек»
Дмитриев В. «Старая карусель»
Захаров Э. Юмореска
Камалдинов Г. Романс
Кабалевский Д. Импровизация
Лаптев В. Импровизация
Цыгвнков А. Падэспань
Шуберт Ф. Музыкальный момент
Этюды
Бейгельман Л. Этюды №№ 39,40,44,45
Петров Ю. Этюд ля минор
Шишаков Ю. Этюд ля мажор
Евдокимов В. Этюд ля минор
Красавин Н. Этюд соль мажор
Круглов В. Этюд №7, Этюд №2
7класс Учебно – методический план
Тема | Теория | Практика |
1. Организация игрового аппарата | 2 | 4 |
2. История исполнительства | 2 | 2 |
3. Учебно – техническая работа | 4 | 12 |
4. Учебно – художественная работа | 4 | 12 |
5. Музыкально – теоретическая работа | 6 | 4 |
6. Чтение с листа | 2 | 6 |
7. Ансамбль | 2 | 4 |
8. Подбор по слуху | 2 | 4 |
Всего 72 |
Учебно – техническая работа
Мажорные, минорные двухоктавные гаммы – все штрихи, ритмические рисунки, ритмические группировки, пройденные ранее. Хроматические гаммы, однооктавные гамы в терцию. Упражнения Шрадика Г. №№1 – 25. технический материал и элементы красочных приемов игры на домре из произведений Дителя В., Цыганкова А.
Художественная работа над репертуаром
Работа над целостностью художественного произведения. работа над техникой, качеством звукоизвлечения и художественной законченностью произведения – содержанием и музыкальной формой.
Художественное воспитание
Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности (в выборе репертуара, разучивании произведений и программ, выборе различных видов деятельности), потребности (в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности.
Чтение нот с листа
Чтение разнохарактерных произведений из репертуара 4 – 5 классов в медленном, умеренном, подвижном темпах, различными штрихами.
Ансамбль
Синхронное исполнение разнохарактерных пьес, разноплановых по штрихам и динамике.
Подбор по слуху
Развитие гармонического слуха, подбор знакомых мелодий.
По окончании 7 класса обучающийся должен уметь:
- самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений;
- читать с листа произведения 4 – 5 классов;
- играть в ансамбле;
- подбирать по слуху мелодии;
- анализировать музыкальные произведения.
Обучающийся должен знать:
- основу музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике;
- основные музыкальные понятия и термины;
- историю исполнительства;
- методику подбора по слуху;
- чтения нот с листа;
- игра в ансамбле.
Обучающийся должен исполнять: хроматические гаммы от всех звуков, все изученные штрихи, ритмические группировки от дуоли до октоли, простейшие смешанные группировки. Шрадик Г. упражнения №№1 – 25, технический материал и элементы красочных приемов игры на домре из произведений Дителя В., Цыганкова А. 4 этюда на различные виды техники, 4 – 6 произведений различных эпох и стилей; на экзамен представить 3 произведения для эстетической группы учащихся, 4 произведения для продвинутых учащихся.
Примерные программы, рекомендуемые для исполнения на экзамене
1. Линике Маленькая соната
Римский – Корсаков Н.А. Песня индийского гостя из оперы «Садко»
Сапожников В. «Веселая скрипка»
р.н.п. «Ехал казак за Дунай» обр. Красева
2. Моцарт В. Турецкое рондо
Хандошкин И. Канцона
р.н.п. «Светит месяц» обр. Андреева В. – Цыганкова А.
Рахманинов С. «Полюбила я, на печаль свою»
3. Бортнянский Д. Соната
Лаптев В. Импровизация
Городовская В. «Памяти Есенина»
Бонончини Дж. Рондо
4. Данкля Ш. Концертное соло
Глиэр Р. Вальс
р.н.п. «Веселая голова» обр. Лоскутова А.
Свиридов Г. Музыкальный момент
Обработки народных песен и танцев
Городовская В. «За окном черемуха колышется»
Мотов В. «Научить ли тя, Ванюша»
Трицкер П. Белорусская полька
Красев М. «По улице мостовой»
Произведения русских композиторов
Аренский А. Незабудка
Балакирев М. Полька
Рахманинов С. Вокализ
Чайковский П. Баркарола
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С. Гавот
Глюк К. Бурре
Вивальди А. Концерт ля минор, 1часть
Куперен Ф. Рондо
Методическое обеспечение
Диагностическая карта обучающегося составляется в индивидуальных планах на конец учебного года по следующим показателям:
Показатель развития | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | |
1.Характеристика музыкальных данных: слух, ритм, память, внимание, музыкальное мышление, эмоциональная отзывчивость. | ||||||||
2.-Уровень обученности -уровень обучаемости | ||||||||
3.Самостоятельность | ||||||||
4.Отношение к занятиям, к музыке, к искусству | ||||||||
5. Уровень общего интеллектуального развития | ||||||||
6. Преодоление недостатков в обучении и развитии | ||||||||
7. Состояние здоровья |
Дидактический материал
Музыкальный словарь, материал для изучения и запоминания музыкальных терминов.
- «Музыкальные инструменты» - знакомство и музыкальными инструментами и историей их развития.
- «До – ре – ми, фасольки» - пособие для обучения нот и длительностей.
Иллюстрации различных видов домр, схема устройства инструмента. Портреты композиторов и ведущих исполнителей на домре.
Методический материал
- схемы программных требований по классам;
- критерии диагностики учебной успеваемости;
- разработки бесед о творчестве Андреева В.В., возникновении и развитии русского народного оркестра, музыкантах – исполнителях на домре;
- сценарии лекций – концертов, посвященных творчеству композиторов Севера и Сибири и другие разработки регионального компонента;
- доклад «методика музыкального воспитания и обучения музыканта»;
- требования к техническому зачету.
Оборудование класса
- для обучающихся 1 и 2 класса инструменты уменьшенного размера (юниор домра);
- домры трех и четырехструнные, изготовленные профессиональными мастерами;
- медиаторы, струны, поролон;
- приспособления для хранения и содержания инструментов: стеллажи, полки в шкафах;
- пюпитр – подставка для нот;
- подставка для ног;
- метроном.
Рекомендуемая методическая литература
1. Бернштейн. Очерки по физиологии движения и физиологии активности.- М., 1966
2. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов исполнителей// Вопросы психологии. 1975.1.
3. Вольская Т. Основы организации исполнительского процесса на домре. Свердловск. 1990
4. Вольская Т. Школа мастерства домриста. Свердловск. 1996.
5. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург. 1995.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. –М., 1965
7. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре домриста. М. 1984.
8. Натансон В., Руденко В, Вопросы методики начального музыкального образования. М. 1981.
9. Олейников Н.Ф. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста. Методические рекомендации. Свердловск. 1979.
10. Олейников Н.Ф. О работе правой руки домриста. Свердловск. 1989
11. Олейников Н.Ф. О технике рук домристов. Екатеринбург. 2004
12. Осмоловская Г., Зеленин В. Скрипичные штрихи и способы исполнения их на домре. Минск, 1981
13. Попопнов В.Б. Русская народная инструментальная музыка. М. 1984.
14. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Ленинград. 1984
15. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. Методика обучения игре на народных инструментах. – Л. 1975.
Список рекомендуемой нотной литературы
- Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М., 1988
- Альбом для детей и юношества/ Составитель А. Цыганков. М. 1996
- Альбом для юношества. Вып./ Составитель В. Круглов М. 1994
- Альбом для юношества. Вып./ Составитель В. Чунин М. 1987
- Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель С. Фурмин М. 1970
- Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
- Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
- Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
- Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры./ Составитель И.Дьяконова. М., 1999
- Начинающему домристу. Вып. 1.. М., 1969
- Педагогический репертуар домриста / Составитель И. Шитенков. М. 1985
- Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М., 1996
- Дербенко. Произведение для трехструнной домры. Курган. 2005
- Бурдыкина Н. Юный домрист. М., 1999
- Кокорин А. Пьесы. Омск, 2000
- Кокорин А. Сборник ансамблей. Омск, 2002