Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Музыкальный инструмент "Балалайка"
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balalayka_kopiya.doc | 172 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
( балалайка)
Выполнила : БАКИРОВА ЭЛЬВИРА ЭНВЕРОВНА
Нижневартовск 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Примерные списки произведений
- Методическая литература
- Учебная литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» по видам инструментов балалайка (далее – «Музыкальный инструмент (балалайка») разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (балалайка») составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка») со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Количество недель | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | |
Аудиторные занятия | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 210 |
Самостоятельная работа | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 210 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 76 | 64 | 76 | 64 | 76 | 420 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (балалайка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на балалайке, формирование практических умений и навыков игры на инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
- ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
- формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.
Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
1 год обучения
I полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем. |
2 четверть | Прием non legato, арпеджиато, legato. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. |
II полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Прием стаккато. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы ля минор . Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. |
4 четверть | Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с концертмейстером. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Академический зачет. |
2 год обучения
I полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Приемы игры: бряцание. Пиццикато левой рукой (срывы) . Гаммы Фа мажор. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий. |
2 четверть | Основы техники игры интервалов. Прием стаккато. Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения. |
II полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Гаммы Фа мажор, Ми мажор. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. |
4 четверть | 1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или прием игры. |
3 год обучения
I полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | 2 двухоктавные гаммы. Приемы игры: бряцание , пиццикато, дубль штрих, пиццикато левой рукой (срывы). Прием вибрато и гитарный прием . Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни. |
2 четверть | Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков. |
II полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Приемы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный прием. Пиццикато пальцами левой руки. Глиссандо. Основы аккордовой техники. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Подготовка итоговой программы. |
4 четверть | Подготовка к итоговой аттестации. |
Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.
1 год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке, (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато .
В течение первого года обучения обучающийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор , упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Хроматическое упражнение на первой струне.
2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую струну.
3. Гамма Ля мажор, ля минор.
4.Бакланова Н. Два этюда.
5. Чайкин Н. Этюд.
6 Александров А. Этюд.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Русская народная песня «Во саду ли в огороде
2. б.н.п. «Перепелочка»
3. Захарьина В. «Маленький вальс»
2 вариант
- Ж.Векерлен Детская песенка
- В.Котельников «Веселый муравей»
- А.Спадавеккиа «Добрый жук»
3 вариант
- Люлли Ж. «Песенка»
- Аз.Иванов «Полька»
- Русская народная песня «Метелица». Обр. Тихомирова А.
2 год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приемы игры: бряцание, гитарный прием.
Освоение техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: pizz б.п , стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения обучающийся должен пройти: гаммы однооктавные Фа мажор, Ми мажор , арпеджио; упражнения; этюды (3-4); пьесы (10-12). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
- Гайдн И. Менуэт
- Котельников В. Танец
- Русская народная песня «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит». Обр. Илюхина А.
2 вариант
1. Циполи Д. Менуэт
2. Тиличеева «Вальс»
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот». Обр. Авксентьева Е.
3 вариант
1.Бетховен Л.Экосез №2
2.Котельников В. «Шутка»
3. Русская народная песня «За реченькой диво». Обр. Городовской В.
Репертуар для ансамблей
- Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. Глейхмана В.
- Кабалевский Д. «Маленькая полька».
- Русская народная песня «Коробейники». Обр. .Цветкова В.
- Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Захарьина Т.
- Русская народная песня «Веселые гуси». Обр. Красева М.
6.Бетховен Л.«Сурок»
По окончании второго года обучения сформированы следующие знания, умения, навыки. обучающийся:
- играет разнохарактерные мелодии,
- знаком с позиционной игрой,
- владеет приемом пиццикато, бряцание
- знает основные музыкальные термины.
3 год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приемы игры: к ранее изученным приемам добавляется двойное пиццикато, большая, малая, обратная дроби, тремоло. Основы аккордовой техники.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар произведений АндрееваВ., ТрояновскогоБ., .ШаловаА. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы взамен одной сольной пьесы.
Примерные итоговые исполнительские программы
1 вариант
- Конов В. Сюита в 3 частях « Наигрыш», «Шарманка», « Походная»
- В.Цветков В. «Страдания»
- Котельников В. « Ах вы сени» р.н.п.
2 вариант
- П. Чайковский П. Гавот из балета «Спящая красавица»
- В. Андреев В. Вальс «Грезы»
- Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр.Трояновского Б.
3 вариант
1. И.Гайдн Vivace
2. А.Зверев Две части из сюиты «Из любимых книжек»: «Буратино и пудель Артемон», «Петрушка на ярмарке»
3.Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. Шалова А.
4 вариант
- Бах И.С. Гавот
- Шаинский В.«Антошка». Обр. Олейникова
- Римский-Корсаков Н. Мазурка
5 вариант
1. Бетховен Л. Менуэт Ля мажор
2. Чайковский П. Камаринская
3. Цветков В. «Частушка»
6 вариант
- Моцарт В. «Майская песня»
- Чайковский П.«Марш деревянных солдатиков»
- Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
7 вариант
- Перселл Г. Ария
- Илюхин « Гопачок»
- Глейхман В.. «Перепляс »
Репертуар для ансамблей
- Андреев В.«Испанский танец»
- Андреев В. «Гвардейский марш»
- Бах И.С. «Менуэт». Пер. М.Белавина
- Бетховен Л. «Прекрасный цветок». Пер. А.Александрова
.Гайдн И. «Шутка»
- ГендельГ. «Менуэт»
- Забутов Ю.«В деревне»
- Любарский Н. «На лошадке»
- Моцарт Л. «Бурре». Пер. Г.Бишко
- Перковский П. «Ссора»
11. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. Шалова А.
12. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Трояновского Б.
13. Русская народная песня «Виноград в саду цветет». Обр. Александрова А.
14. Русская народная песня «Посеяли девки лен». Обр. Александрова А.
15. Н.Римский-Корсаков «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка». Пер. Чунина В.
16. Русская народная песня «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. Лядова А.
17. Русская народная песня «Вечерком красна девица». Обр. .Евдокимова В.
18. Шалов А. «Маленький машинист»
19. Шуман Р. «Мелодия». Пер. Белавина М.
Репертуарные сборники для ансамблей
Азбука домриста. Младшие классы ДМШ. Составитель Разумеева Т.Ю. М., «Кифара», 2006
Азбука домриста. Тетрадь 2. / Составитель И.Г.Дьяконова. М., Классика-XXI, 2004
Александров А. «Школа игры на трехструнной домре». М., Музыка, 1990
Дуэты балалаек. Хрестоматия для ДМШ. Сост. Белавин М.. М., 1991
Играем вместе. Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта домра-балалайка для учащихся ДМШ. Выпуск 1. Сост. Сенин И, Н.Бурдыкина. Аллегро, 2008
Легкие дуэты. Домра в детской музыкальной школе. Вып. 1. Сост. И пер. Ю.Ногаревой. СПб, Композитор, 2004
Педагогический репертуар ДМШ. Домра. Ансамбли. Сост. Г.Гинтова. СПб, 1998
Чунин В. «Школа игры на трехструнной домре». М., Советский композитор, 1990
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля обучающихся являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация обучающихся,
- итоговая аттестация обучающихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации обучающихся являются:
- зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
- переводные зачеты (дифференцированные);
- академические концерты;
- контрольные уроки.
Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если обучающийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах.
4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРИЗВЕДЕНИЙ
1 год обучения
Р.н.п. «Не летай, соловей». Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Ходит зайка по саду». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Дорожкин А. «Мелодия». Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке»
Детская песенка «На льду». .Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Ой, ду-ду». Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»
Бакланова А. «Этюд» Ля мажор. ЦветковВ. «Школа игры на балалайке»
Бакланова А. «Этюд» ля минор. Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «У нас было на Дону». Обр. Дорожкина А.. Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке»
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде». ЦветковВ. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Во поле береза стояла». ЦветковВ. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «По малину в сад пойдем». НечепоренкоН. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Со вьюном я хожу». Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Как под горкой под горой». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Укр.н.п. «Веселые гуси». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
2 год обучения
«Этюд» Глейхмана В. (Ля мажор). Цветков В. «Школа игры на балалайке»
«Этюд» Шишакова Ю.(Ля мажор). Цветков В. «Школа игры на балалайке»
«Этюд» Чайкина Н. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
«Этюд» ЦветковаВ.. Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «У голубя, у сизого». Обр. .Глейхмана В. Цветков В «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «За реченькой диво». Обр. Глейхмана В.. Хрестоматия балалаечника 1-3 кл. Сост. Глейхман В.
Р.н.п. «Куманечек, побывай у меня». Обр. В.Цветкова. В.Цветков «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Во сыром бору тропинка». Обр. Цветкова В. Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Р.н.п. «Я на камушке сижу». Обр. Калинникова В. «Репертуар балалаечника», вып. 3
Кабалевский Д.«Маленькая полька». «Репертуар балалаечника», вып. 3
Чешская народная песня «Аннушка». «Начинающий балалаечник», вып. 5
Английская народная песня «Зеленые рукава». «Начинающий балалаечник», вып. 5
Немецкая народная песня «Хохлатка». Обр.Черепнина.Ю НечепоренкоП. «Школа игры на балалайке»
Польский танец «Краковяк». Обр. В. Евдокимова. «Балалаечнику- любителю»
Р.н.п. «Коробейники». Обр. Гейхмана В. «Педагогический репертуар», вып.3, сост. Гейхман В.
Бетховен Л. «Прекрасный цветок». Нечепоренко П.«Школа игры на балалайке»
3 год обучения
Куликов П. «Этюд». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Глейхман В. «Этюд». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Шуберт Ф. «Вальс» Ре мажор. Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Бакланова Н. «Этюд». .Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Цветков В. «Царевна лебедь». .Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Вебер К. «Вальс». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Моцарт В.«Игра детей». Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»
Гедике А. «Заинька». НечепоренкоП. «Школа игры на балалайке»
Гладков Г. «Колыбельная». «Начинающему балалаечнику», вып.7
Шуман Р. «Марш». Нечепоренко П. «Школа игры на балалайке»Цветков В.«Марш». В.Цветков «Школа игры на балалайке»
Цветков В.«Страдания». В.Цветков В. «Школа игры на балалайке»
Бетховен Л. «Менуэт» Ля мажор. «Хрестоматия балалаечника», 1-3 кл., сост. Глейхман В.
Глейхман В. Вальс «Осень». Пьесы. 1-3 классы ДМШ
Цветков В.«Частушка». Цветков В. «Школа игры на балалайке»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л.,1983
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.,1979
Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991
Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М.,1986
Соколов Ф. Русская народная балалайка. М.,1962
Цветков В. «Школа игры на балалайке». М., 2000
Шалов А. Основы игры на балалайке. Л.,1970
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Альбом начинающего балалаечника. Вып.7. М.,1978
Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1. Сост. П Манич. Киев,1972
Андреев В. Избранные произведения. М.,1983
Балалаечнику – любителю. Вып.2. М.,1979
Балалайка. 3 класс ДМШ. Сост. П.Манич. Киев,1982
Балалайка. 4 кл. ДМШ. Сост. П. Манич. Киев,1983
Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке». М., Советский композитор, 1989
Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ. Сост. М.Грелавин. М.,1991
Легкие пьесы. Вып.1. Сост. А.Дорожкин. М.,1959
Легкие пьесы. Вып. 2. Сост. А.Дорожкин. М.,1983
Легкие пьесы. Вып. 5. Сост. А.Дорожкин. М.,1964
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е. М.,1991
Педагогический репертуар. Вып. 2. М.,1966
Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Сост. В.Глейхман. М.,1979
Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып 5. Сост. В. Глейхман,1982
Пьесы. Сост. А.Шалов. М.-Л.,1966
Пьесы для балалайки. 1-3 классы ДМШ. Сост. В.Глейхман. М.,1999
Репертуар балалаечника. Вып. 2. М.,1966
Репертуар балалаечника. Вып. 3. Сост. В.Ильяшевич. Киев,1984
Репертуар балалаечника. Вып.12. Сост. Н.Вязьмин. М.,1978
Репертуар балалаечника. Вып.18. М.,1983
Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. Сост. В.Глейхман. М.,1976
Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. Сост. В.Щербак. М.,1996
Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1963
Хрестоматия для балалайки. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1965
Хрестоматия для балалайки. 5 класс ДМШ. Сост. В.Авксентьев, Б.Авксентьев, Е.Авксентьев. М.,1965
Цветков В. «Школа игры на балалайке». М., 2000
Юный балалаечник. Л.,1982