МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока на тему: «Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся»
Дидактическое обоснование урока: Урок разработан в соответствии с требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы по предмету скрипка МОУ ДО «ДМХШ им Г.Струве» с учетом обучения с 1-го по 8-ой класс. Рассмотрены разные этапы работы над художественными произведениями (1,2 и 7 классы). |
Тема урока: «Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся» |
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков. |
Дидактическая цель: Систематизация и обобщение умений и навыков и более глубокое их осмысление, особенности изучения и работы над художественными произведениями на разных этапах обучения в классе скрипки на примере анализа произведений: В. Якубовская «Дождичек», В. Якубовская «Петушок», В.Якубовская «Козочка», р.н.п. «Сорока», Л.Бетховен «Сурок», украинская народная песня «Журавель», Г. Гендель Вариации, Н.Рубинштейн «Прялка», М. М. Иполитов-Иванов «Мелодия», А. Вивальди Концерт a moll I часть. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.skripka1.doc | 89.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования «Детская Музыкально – хоровая школа им.Г.Струве»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока на тему:
«Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся»
Подготовила: преподаватель по классу
скрипки Печенкина Наталья Владимировна
Железногорск 2016г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока преподаватель по классу скрипки
Печенкина Наталья Владимировна
Место проведения: МОУ ДО «ДМХШ им.Г.Струве», кабинет №6
Дата проведения: 01.04.2016г.
Тема урока: «Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: выявить и проанализировать комплекс методов обучения на примере художественных произведений, используя технический материал, на различных этапах обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепление теоретических знаний;
- Выработка умения применять полученные навыки на практике;
- Воспитательные:
- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении художественными приемами;
- Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).
Развивающие:
- Формирование у учащихся интереса к изучению гамм, этюдов, упражнений;
- Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);
- Развитие трудолюбия, уверенности в себе;
Методы: системно - деятельностный подход, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления, аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
II Основная часть урока
1.Работа над постановкой рук на начальном этапе освоения.
2.Работа с начинающими скрипачами на примере сборника В.Якубовской «Вверх по ступеням» над динамическими оттенками, распределением смычка, соединением струн, над различными видами штрихов.
3.Физминутка.
4.Работа над различными видами штрихов во 2 м классе на программных произведениях Л.Бетховен «Сурок» и украинской народной песне «Журавель» с использованием технического материала.
5.Работа во 2 м классе над произведением крупной формы Г.Гендель Вариации.
6.Работа в 7 классе над произведениями Н.Рубинштейн «Прялка» и М.М.Иполитов-Иванов «Мелодия».
7.Физминутка.
-8.Выработка технических навыков в исполнении гамм, этюдов, упражнений и применение этих навыков в работе над художественными произведениями.
9.Работа над произведением крупной формы А.Вивальди Концертa moll I часть с использованием технического материала (упражнения, гаммы, этюды).
III Заключительный этап
1.Рефлексия
2.Домашнее задание.
3.Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.
Ход урока
Вступительная часть.
Обучение на скрипке – это довольно длительный процесс, который занимает большой промежуток времени. Ребенок начинает своё обучение в дошкольном возрасте, а заканчивает в подростковом, весь процесс обучения занимает 7- 8 лет. Поддержать постоянный и неослабевающий интерес к музыке, к преодолению трудностей – задача необыкновенно трудная, сложная и может быть решена только при максимальной творческой самоотдаче педагога. Причем, чем младше возраст обучающегося, тем она ответственнее и труднее осуществима. Длительное время отрабатывать смены смычка на открытых струнах или добиваться четкого штриха в гамме продуктивно может лишь взрослый музыкант, вполне отдающий себе отчет в том, какой ему нужен результат. Ребенок же, занимаясь по этой «взрослой» методике, чаще всего скучает и не добивается удовлетворительных и прочных результатов. Педагогу следует искать методы изучения приемов скрипичной игры, которые бы естественно согласовывались с особенностями детского мышления. Педагоги давно обратили внимание на необыкновенную емкость восприятия маленьких детей, на удивительные качественные особенности их мышления. В отличие от логического, анализирующего и обобщающего взрослого детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое, пространственное), целостное, чрезвычайно эмоционально насыщенное и необыкновенно проницательное и продуктивное. Его пронизывают самые активные встречные процессы восприятия, в которых большое место занимают воображение и фантазия. Дети дошкольного возраста легко инсценируют песенки в соответствии с развитием сюжета. Как же не взять это на вооружение педагогу для изучения различных выразительных средств - штрихов, звукоизвлечения и нюансов. На самом первом этапе развития дети охотнее играют песенки со словами, нежели без слов, их музыкальное мышление полностью подчинено словесному образу. Затем совершается переход от этих пьес с данным конкретным образным мышлением к более обобщенным музыкальным образам, где само название (танец, песня, марш) дает подсказку направлению образного мышления ребенка. Но после изучения этих достаточно доступных ребенку по своему содержанию пьес переход к работе над крупной формой сложен, так как обилие образов, отсутствие конкретно - образного названия требуют уже достаточно хорошего освоения музыкального языка, наличия некоторого навыка к музыкальным обобщениям. И с помощью словесного определения образов, их динамики легче совершить этот переход.
Тема урока: «Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся»
Цель урока: Систематизация и обобщение умений и навыков и более глубокое их осмысление, особенности изучения и работы над художественными произведениями на различных этапах обучения в классе скрипки.
Основная часть урока.
Итак, на нашем уроке мы посмотрим, какие задачи при изучении художественных произведений на разных этапах обучения ставятся перед учащимися, разберем – какие при этом возникают проблемы и постараемся найти способы решения этих проблем. Так же в ходе урока учащаяся младших классов сможет посмотреть и услышать, каких результатов можно достичь при регулярной работе над техническим материалом.
Работу построим из двух частей. Первую часть урока я буду проводить с ученицей 2 го класса Шмотьевой Алисой, а вторую с ученицей 7 класса Агарковой Настей.
Материалом для сегодняшнего урока послужит несколько произведений, а в самом начале урока сборник В.Якубовской « Вверх по ступенькам. Начальный курс игры на скрипке». Пособие «Вверх по ступенькам» предназначено для дошкольников 5- 7 лет и первоклассников. Оно призвано помочь детям пройти начальный и, может быть самый трудный и ответственный этап обучения, не утратив первоначального естественного интереса к музыке. Пособие В.А. Якубовской впервые предлагает детям и их педагогам освоить уже на начальном этапе обучения смену позиций, используя простейшие приемы. Для замены традиционных упражнений на пустых струнах автор пособия предлагает множество песенок, играть которые детям гораздо приятнее и веселее. В сборнике нет гамм и этюдов.
В пособии приведены ноты 61 пьесы. Особенностью этого издания пособия является включение в него раздела, названного "Методическая часть" (с. 3—10). Оно содержит следующие разделы Методические рекомендации: Организация и продолжительность урока с дошкольниками. Развитие слуха. Организация игровых навыков без инструмента. Подготовка постановочных навыков без скрипки и смычка. Первые уроки. Последовательность развития постановки левой руки. Постановка правой руки. Использование нотного материала.
Об авторе: Валентина Александровна Якубовская — педагог класса скрипки Музыкального училища имени М. П. Мусоргского, а также доцент кафедры скрипки и альта Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заведующая секцией педагогической практики, кандидат искусствоведения. Валентина Александровна — преподаватель скрипки с 40-летним опытом, долгое время работала педагогом в детской музыкальной школе.
Сейчас Алиса учится во втором классе. Алиса давай вспомним время, когда ты пришла в пять с половиной лет заниматься на скрипке. Когда ты не знала сольфеджио и не умела играть на скрипке. Первыми пьесами, которые ты исполняла и были как раз пьесы из сборника « Ввверх по ступенькам». Давай вспомним, как ты это делала.
Ученица играет пьесу В.Якубовской «Дождичек»
Вопрос: Как ты распределяешь смычок в этой пьесе?
Ответ: Я начинаю с середины смычка, на пиано играю небольшим смычком серединой смычка, на кресчендо увеличиваю постепенно количество смычка, на форте играю целым смычком.
Вопрос: Какие навыки игры формируются в этой пьесе?
Ответ: На открытой струне отрабатывается использование различных частей смычка в соответствии с динамическими оттенками.
А теперь сыграй пьесу «Петушок». Ученица играет пьесу. Перед ученицей ставится задача – правильно распределить смычок. Четвертные ноты - на целый смычок, восьмые ноты – на половину смычка.
Вопрос: Что помогло тебе правильно распределить смычок в пьесе?
Ответ: Текст песенки. Короткий слог - половина смычка. Длинный – целый смычок.
А теперь пьеса «Козочка».
Вопрос: Как в этой пьесе нужно распределять смычок?
Ответ: Первая строчка mf(громко) - целый смычок, вторая строчка p (тихо)– половина смычка. Играть в середине смычка. В середине смычка удобнее переносить смычок со струны на струну.
Мы играли пьесы на открытых струнах, а теперь перейдем к пьесам с первым пальцем. Ученица играет пьесу «Зарядка».
Вопрос: Что научилась ты делать в этой пьесе?
Ответ: Поднимать и опускать первый палец. Это зарядка для первого пальчика. И распределять смычок. На последней целой ноте нужно смычок вести в четыре раза медленнее.
А теперь пьеса Е.Тиличеевой « Цирковые собачки». Ученица играет пьесу.
Учитель: А давай сделаем наших собачек весёлыми. (Ученица играет штрихом стаккато)
Учитель: А теперь – серьезными (ученица играет штрихом мартле)
Учитель: А теперь - быстрыми (две ноты легато на один смычок)
А теперь перенесемся во второй класс и вспомним, что ты играла в третьей четверти. Ты подросла на целый год и уже играешь серьезные пьесы. Л.Бетховен «Сурок»
Вопрос: Ч то ты можешь представить или кого, если у пьесы такое название?
Ответ: Маленького зверька, пушистого, доброго.
Вопрос: А с помощью какого штриха мы будем изображать сурка?
Ответ: партаменте
Вопрос: Ты будешь играть две ноты залигованные на один смычок, одна из которых четверть, а другая восьмая и ноты при этом одной высоты. Как смычком ты будешь отделять ноты?
Ответ: очень мягким движением, без толчков.
Ученица играет пьесу.
Учитель: А теперь еще одна пьеса. Украинская народная песня «Журавель» В этой пьесе несколько образов. Какие штрихи используются в этой пьесе?
Ученица: Штрих мартле для передачи образа журавля и штрих стаккато для образа лягушки. Журавель важный и страшный, а лягушки маленькие и испуганные.
Ученица играет пьесу.
Вопрос: А на чем мы сможем отработать штрихи, встречающиеся в пьесе?
Ответ: на гамме. Пьеса написана в тональности соль мажор.
Ученица играет гамму соль мажор различными штрихами.
Физминутка: Давай покрутим мельницу правой рукой, а потом и левой, а теперь обеими руками. А теперь наклонись, опусти ручки и расслабь, усталость ушла.
Учитель: А теперь мы подошли к работе над произведением крупной формы Г.Гендель Вариации. от латин. слова varius, различный). - Вариацией, т. е. изменением, или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которого мелодия видоизменяется, не теряя при этом своих характерных очертаний. Вариации называются Гавот. Гавот – это старинный французский танец в умеренном темпе. Тема написана четвертями. Вар 1 – восьмыми (в одной четверти 2 восьмых), а вар 2 триолями – в одной четверти 3 восьмых. Каждая вариация состоит из более мелких длительностей.
Ученица исполняет вариации.
Вопрос: Какой технический материал помогает тебе в работе над вариациями?
Ответ: Гамма ля мажор (штрихи деташе ,2 легато,3 легато на один смычок).
Вопрос: А для развития беглости какие упражнения?
Ответ: Упражнения Шрадика. Ученица играет упр.№ 1 Шрадика детеше, 2,4,8,легато на один смычок.
Вопрос: А теперь расскажи какой этюд тебе помогает в работе над Вариациями?
Ответ: К. Родионов Этюд № 40
Спасибо, Алиса. Садись, отдохни, а теперь мы поработаем с Настей. Агаркова Настя учащаяся 7 класса. Настя занимается скрипкой с подготовительной группы детского сада. Сейчас Настя работает над выпускной программой.
Вопрос: Настя, что ты будешь играть на экзамене?
Ответ: А.Вивальди Концерт a moll I часть, М.М. Иполитов – Иванов « Мелодия» и Н.Рубинштейн « Прялка»
Вопрос: Что такое инструментальный концерт?
Ответ: Музыкальный концерт – это сочинение для одного инструмента в сопровождении оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения.
Вопрос: Сколько частей в инструментальном концерте?
Ответ: Три. Я играю первую часть.
Вопрос: А какие темы есть в концерте?
Ответ: Главная и побочная. Главная – волевая и энергичная, а побочная нежная и певучая.
Вопрос: Какой технический материал ты использовала в работе над концертом. Какие гаммы, этюды и упражнения помогли тебе в работе над этими темами?
Ответ: Гамма соль мажор, Г. Шрадик Упражнения для развития беглости, Ф. Вольфарт Этюды № 45 и №25
Ученица играет гамму, этюды, потом упражнения.
А теперь покажи нам концерт. Настя исполняет концерт.
Заключительный этап.
В конце занятия учащиеся оценили свои достижения, наметили пути работы над недостатками и возможности применения полученных навыков в работе над художественными произведениями. Итак, из проведенного занятия становится ясно, что важно не просто проиграть произведение и выучить его. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно применить приобретенные навыки в работе над художественными произведениями.
Цели и задачи: закрепить пройденный материал, настроить ученика на полноценную домашнюю работу.
Рефлексия:
Вопрос: Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего запомнили? С какими трудностями вы столкнулись? Что понравилось? Оцените свою работу? С каким настроением вы заканчиваете урок?
(Соотношу цель урока с полученным результатом. Определяю цель следующего урока и задаю домашнее задание).
Список использованных источников:
- В. Стеценко. Методы обучения игры на скрипке. Музыкальная Украина 2004
- С.О.Мильтонян. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь 2003
- Ю.И.Янкелевич. Педагогическое наследие. Москва 1993
- М.Либерман, М.Берлянчик . «Культура звука скрипача» Москва «Музыка» 1983
- В.Третьяченко. Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача. Москва. «Музыка»1986
- И.Петрова. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. Москва «Музыка» 1986
- Л.Гуревич. Воспитание аппликатурного мышления скрипача. Москва 2009
- В.Григорьев. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта – исполнителя. Москва 2001
- Б.Кременштейн. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта исполнителя. Москва 2001
10.В.Руденко, Н.Руденко. Некоторые вопросы подготовки педегога детской музыкальной школы к практической деятельности. Москва 1986
Самоанализ урока
Ученики школы: Шмотьева Алиса -2-ый год обучения, Агаркова Анастасия-8-ий год обучения имеют хорошие музыкальные способности, хороший слух, музыкальную память, чувство ритма, чистую интонацию. Занимаются добросовестно и регулярно, а также относятся к занятиям ответственно. Я считаю, что результат урока показал - цели и задачи достигнуты, т.к. содержание урока было направленно на освоение темы урока.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепление теоретических знаний;
- Выработка умения применять полученные навыки на практике;
- Формирование навыков игры в позиции;
- Выработка технических навыков в исполнении упражнений, гамм, этюдов, и применение этих навыков в работе над художественными произведениями
Воспитательные:
- Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении техническими приемами;
- Воспитание индивидуальных свойств личности учащихся (ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца).
Развивающие:
- Формирование у учащихся интереса к изучению упражнений, гамм, этюдов;
- Развитие индивидуальных способностей учащихся (зрительная, слуховая и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать знания);
- Развитие трудолюбия, уверенности в себе.
Для решения этих задач использовались следующие приемы и методы:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- четкость и ясность поставленной задачи перед учащейся;
- активизация слухового контроля;
- развитие мышления
- практический (работа на инструменте, упражнения);
-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация скрипичных приемов);
- грамотное использование учителем музыкальной терминологии, в доступной для учащейся форме;
- доброжелательная атмосфера урока.
Результат урока:
-учащиеся освоили различные навыки и приемы игры;
- показали умение сочетать различные приемы игры;
- владение музыкальным языком, соответствующее разному этапу обучения;
-владение применять навыки на практике.
На уроке проигрывались разнохарактерные художественные произведения произведения, упражнения, гаммы А- dur(однооктавная), С-dur (однооктавная, двухоктавная и трехоктавная) различными ритмическими вариантами, этюды. Использовался показ на инструменте учителем.
Следует отметить хороший психологический контакт и живой отклик.
Я считаю, что тема урока: «Комплекс методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся» раскрыта.
Учитель: Печенкина Н.В