Презентация "Немного о домре".

Якубцова Светлана Петровна

Знакомство с домрой: происхождение, разновидности, устройство. Известные исполнители-домристы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Немного о домре Якубцова Светлана Петровна г.Инта 2015г.

Слайд 3

История происхождения Наибольшее распространение домра получила в XVI—XVII веках у скоморохов , как сольный и ансамблевый инструмент. Предположительно занесена на Русь татарами во время монголо-татарского ига . Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и на лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров - скоморохов . Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру.

Слайд 5

Возрождение домры В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руко -водитель первого оркестра народных инструментов, музыкант- исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С.И.Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найден- ного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инстру -мента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной до- мрой . Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил на-звание «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева , пианисту и компо-зитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые во- шли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Слайд 7

Квартет басовых домр

Слайд 8

Контрабасовая домра

Слайд 11

Строение домры

Слайд 13

История исполнительства на домре Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр. Первым профессиональным домристом был П. П. Каркин . Именно ему обязаны разработкой основных приемов звукоизвлечения . Каркиным в начале века осуществлены первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных исполнителей. В 1909 году состоялось первое сольное выступление домриста. В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20-х годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им. Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для профессиональных оркестров русских народных инструментов.

Слайд 15

Домра-солирующий инструмент Начиная с середины 40-х годов прошлого столетия, домра предстала как инструмент профессионально-академического плана. Сегодня исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Слайд 16

Американская ассоциация балалайки и домры

Слайд 17

Александр Цыганков

Слайд 18

Цыганков Александр Андреевич Народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор Александр Цыганков является выдающимся профессиональным исполнителем на старинном русском народном инструменте – домре С 1982г. Александр Цыганков – солист на домре в концертно-филармоническом отделе (ныне объединении) Москонцерта . До настоящего времени эта организация является основным местом работы выдающегося музыканта. Со своим жизненным другом, женой и блистательной пианисткой – аккомпаниатором Инной Шевченко в течении 36 лет А.Цыганков дал около 1500 сольных концертов во всех регионах Российской Федерации, республиках бывшего Советского Союза и зарубежных странах. В России нет ни одного крупного города, где бы не звучала домра А.Цыганкова . С Инной Шевченко записано несколько компакт-дисков в России, Голландии, Японии, США. Музыкант преподает на кафедре струнных народных инструментов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской деятельностью. Музыкант-виртуоз досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали ‘Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре”. Огромное внимание Александр Цыганков уделяет просветительской работе по популяризации домры и других народных инструментов.

Слайд 19

«Золотая домра мира» вместе с оркестром Таттимбета

Слайд 20

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская , В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко , возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов.

Слайд 21

Мария Сахнова(домра).Государственный оркестр народных инструментов РТ.