Проект структуры технологической карты урока по программе Красильниковой М.С. «К вершинам музыкального искусства»

Каримова Ирина Леонидовна

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока. который обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Задача технологической карты — отразить  «деятельностный подход» в обучении.

На каждом этапе урока есть возможность  отследить  свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическая карта урока–  современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока. который обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Задача технологической карты — отразить  «деятельностный подход» в обучении.

На каждом этапе урока есть возможность  отследить  свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическая карта урока–  современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Проект структуры технологической карты урока по программе Красильниковой М.С.

«К вершинам музыкального искусства»

Каримова И.Л.

МАОУ «СОШ№83»

Предмет: музыка

Класс: 4

Тема урока

Музыкальная история в симфонии.

 (ЧайковскийП.И., финал Симфонии№4)

Место урока по теме

Первый урок в теме «Симфония как целостная музыкальная история», 2 четверть.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный.

Урок изучения нового материала на опыте освоения детьми симфонии Бетховена.

Метод симфонической палмофонии (прием - пластическое дирижирование), метод симфонической палмографии (графическая запись), метод действенного анализа, метод порождающего анализа (способность анализировать, моделировать)

Цель урока

Задачи урока

Сформировать представление о финале Симфонии 4 Чайковского, как о целостной музыкальной истории.

  1. Иметь представление о построении музыки финала в основе на предыдущий  музыкальный опыт.
  2. Различать на слух и исполнять две темы финала, определить их место в развитии финала.
  3. Составить графическую запись главной и побочной темы.
  4. Прогнозировать дальнейшее развитие тем в разработке финала.
  5. Исполнить вокально и пластически интонируя темы в  разделах  экспозиции  и разработки финала.

Планируемые  результаты

предметные

метапредметные

личностные

Имеют представление о построении музыки финала(экспозиция , разработка, реприза).

Выявляют особенности преобразования народной песни в симф. тему.

Проводят аналогию между финалами симфоний Бетховена и Чайковского.

Соотносят характер тем с характером их развития, моделируя это развитие.

Пластически интонируют темы финала в развитии.

Ориентируются  в графической модели муз. произведения.

Участвуют в диалоге и обсуждении музыкальных тем финила.

Моделируют дальнейшее развитие тем.

Развивают познавательный интерес.

Углубляют знания о русской музыкальной культуре.

Ощущают потребность в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе исполнительской деятельности (пластическое интонирование).

 Ход урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля/ оценивание

1 этап, мотивационный,  цель: введение в проблему, выход на тему урока

Показ побочной темы финала 4 симфонии Чайковского.

2.Актуализация знаний

Из письма Чайковского: «В сущности моя симфония есть подражание пятой Бетховенской, то есть, я подражал не музыкальным его мыслям, но основной идее»

Узнают мелодию р.н.п. «Во поле березка…». Анализируют почему она звучит непривычно. Что могло ее так изменить? Подбор жеста по характеру темы и звучанию инструментов. Моделируют характер звучания главной темы, используя прием интанационного сходства и контраста.

Слушают главную праздничную тему, анализируя сходство и различие своего варианта темы  и темы композитора.

Вспоминают  построение симфонии Бетховена - форма сонатного аллегро. Экспозиция-показ тем, разработка – их изменение, реприза – повторение с учетом изменения, кода – заключение. Связующее звено – две темы.

Выявляют особенности преобразования народной песни в симфоническую тему. Определяют личностный, национальный характер побочной темы, праздничный энергичный характер главной темы. Дают им название: главная - праздничная, побочная – песенная, личностная.

Предполагают  сюжет истории – появление на русском народном празднике(гл. тема) какого-то человека с настроением отличного от общего веселья(побочная тема).

Подбирают характер жеста для исполнения тем экспозиции.

По предыдущему опыту работы с симфонией Бетховена моделируют  дальнейшее развитие тем.

Осознают, что переходят к другому этапу развития тем – разработке.

Беседа, ответы на вопросы. Хоровое исполнение, дирижирование главной и побочной темы.

Закрепление знаний о симфоническом цикле, форме сонатного аллегро.

3.Новый материал.

Как будет меняться праздник?  

Найдите ответы в музыке.

Моделируют словесно дальнейшее развитие сюжета.

Выслушивают предположения учащихся, высказывают свои. Соотносят их с музыкой Чайковского. Слушают второе проведение главной темы  (в разработке). . Предполагают, что на празднике появился духовой оркестр. Подбирают дирижерские жесты к исполнению темы.

Слышат  продолжение праздничной темы в новом маршево-плясовом энергичном характере, усиливающем торжественное настроение.

Пластически интонируют праздничную тему второго проведения.

Попробуйте поимпровизировать  в пении и пластическом интонировании побочную тему. Смоделировать поведение человека на празднике.

Послушайте побочную тему. Какие состояния человека передал композитор?

Моделируют словесно, вокально, пластические  разные состояния человека(жалобно, грозно, убедительно)

Определяют развитие темы в пяти вариациях.

Воплощают характер музыки в жестах.

Анализируют оркестровку в вариациях темы.

Составляют графическую запись вариаций.

Пластически интонируют побочную тему второго проведения.

Обратить внимание на характер дирижерского жеста.

Проверка графических записей в тетради.

Вывод.

Как меняется соотношение двух тем

на втором этапе развития –разработке. Представьте себя на месте личности пришедшей на праздник.

Размышляют. Аргументируют.

Делают вывод:

Первый этап – контрастное сопоставление тем.

Второй этап темы не взаимодействуют, но по характеру отдаляются друг от друга. Праздник становится более торжественным, а человек на празднике претерпевает большие изменения личности и в празднике не участвует.

Пластически интонируют два этапа развития тем.

Заканчивается на этом музыкальная история? Что ждет нашего героя впереди. Мотивация следющего урока.

Понимают, что история требует продолжения. Представляя себя на месте личности,  предполагают, что у главного героя должна быть какая-то причина непринятия народного гулянья. Создают проблему следующего урока.