воспитательная работа в классе преподавателя по фортепиано

Казанцева Наталья Семёновна

Обучение музыки должно быть одним из важнейших элементов воспитания учеников. Музыкальное искусство - это общедоступный язык, понятный людям разных возрастов, национальностей и степеней развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota_v_fort.klasse_-_kopiya.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  район Ленинградской области

Муниципальное   образовательное учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская  школа  искусств

Воспитательная работа в классе преподавателя по фортепиано

                 

                               Подготовила:    преподаватель  по классу фортепиано                                

                                                      Казанцева Наталья Семёновна

                

                                 

                                            п. Саперное  2016 год

« Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека. Музыкальное искусство – это общедоступный язык, понятный людям разных национальностей, возрастов, степеней развития, это одно из могущественных средств воздействия, объединяющее большое количество людей одновременно, поэтому чрезвычайно важно – в большей или меньшей степени – приобщать людей к этому искусству», - так определил роль музыки в жизни каждого человека величайший педагог и музыкант А.Гольденвейзер.

Обучение фортепианной игре сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа.            

При всем её разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и

характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать, наконец забота о здоровье и физическом развитии ученика. Из перечисленных направлений самым первостепенным и важным является воспитание у ученика любви к музыке.

Пробуждать глубокий и длительный интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Известно, что многие педагоги успешно развивают любовь к музыке. Каким образом это достигается? Обычно прежде всего тем, что сами они её горячо любят, что соприкосновение с искусством заставляет их «загораться». Это создает в классе подлинно художественную атмосферу и увлекает учеников. Пробуждению интереса к музыке способствуют рассказы педагога и чтение книг об авторах разучиваемых произведений, посещение театров, просмотр биографических фильмов о композиторах, прослушивание произведений в исполнении величайших исполнителей мирового уровня, посещение концертов и прослушивание исполнения произведений в исполнении сверстников на конкурсах и концертах – словом , всё то, что расширяет кругозор ученика в области искусства.

Важно воспитать любовь к музыке не только у учеников – будущих профессионалов, но и у тех, кто в будущем связывают свою жизнь с другими профессиями, которые могут стать только любителями музыки. Именно этих людей гораздо больше чем профессиональных музыкантов и наша задача воспитать их истинными любителями и ценителями музыки. Музыка не только научит чувствовать прекрасное, не только расширит представление о жизни и о себе, она научит воспринимать многообразие жизни, научит глубоко и тонко чувствовать вообще.

« Главная цель музыкального воспитания – воспитать не музыкантов, а людей»,- писал В.А. Сухомлинский и это должно быть девизом каждого педагога.

Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. При этом немаловажную роль играет образ самого педагога, его настроение, внешний вид, тон, с которым он приветствует ученика. Для меня также не последнее место занимает настроение ученика, с которым он приходит на урок, его желание или нежелание заниматься музыкой в данный момент. Одним словом очень важно установить контакт с учеником, расположить его к себе.

В процессе занятий возникает необходимость постоянно затрагивать разнообразные области воспитательной работы. Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, неприметной для ученика. Нет ничего хуже, когда она принимает форму глубокомысленных поучений. замечания или беседы , имеющие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, по возможности яркую, образную и запоминающуюся форму. Любящий свою работу, опытный педагог, глубоко вникающий в художественное содержание музыкальных произведений. Будет касаться и их образов, и  воплощения в них многих жизненно важных тем, и эстетических воззрений композитора , и идеалов, которыми вдохновлялось его творчество. Пламенный патриотизм Шопена, неукротимый дух борца – свободолюбца Бетховена, солнечный оптимизм Моцарта, страстная любовь к русскому человеку Чайковского и многие другие темы этого рода должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара.

При умном и тонком подходе к явлениям искусства это может оказать на ученика сильнейшее воспитательное воздействие. Большое значение в жизни школы занимают родительские классные собрания. Они позволяют педагогу использовать очень важные и эффективные формы комплексного воздействия на ученика. Например: похвала ученика в присутствии своих товарищей помогает преодолеть в себе какие-то недостатки, поверить в свои силы. Тематика классных собраний может быть самой разнообразной. Это и беседы о композиторах, музыке, об искусстве, о значительных событиях общественной жизни, о правилах хорошего тона.

Хорошей формой воспитательной работы является совместное посещение концертов, театров, музеев, экскурсий в памятно-исторические места и прогулки на природу. Общение с «живой» музыкой оказывает на ученика сильное эмоциональное воздействие. Общепризнано важной стороной всего процесса воспитания -  является эстетическое воспитание. Эстетика определяется как учение о прекрасном. Следовательно, первой задачей эстетического воспитания надо считать развитие в ученике способности воспринимать прекрасное. Отличать его от безобразного. Производить сравнительные оценки, любить прекрасное и , наконец, создавать его. Речь идет о красоте всего, что связано с жизнью человека, - о красоте природы, человеческого лица и тела, о красоте человеческих отношений и поступков. Человек, воспитанный в духе  умения ценить красоту, по всей вероятности, будет испытывать отвращение к злу – в том числе и такому, которое не подвергается непосредственному наказанию. Очень многое для развития эстетического чувства может дать природа. Она обостряет ощущение красоты, наполняет запасом впечатлений от прекрасного в окружающем нас мире. Впечатления от природы важны для развития чувства колорита, что способствует обогащению красочных представлений и в области музыки. Общение с природой воспитывает не только любовь к родным местам, но и любовь к Родине, где мы имеем счастье жить, работать и учиться. Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем разносторонне оно ведётся. Не надо упускать случая почаще обращать внимание ученика на красоту образа литературного произведения, картины или скульптуры и при этом желательно проводить параллели, которые смогли бы понять  и прекрасное в музыке. Большое значение в воспитании ученика имеет внеклассная музыкальная работа – выступления в концертах, помощь в самодеятельности, на общешкольных мероприятиях, выступления в детских садах. Такая работа ученика, если она протекает успешно, приносит ему огромное удовлетворение, желание выступать ещё и ещё. Воспитывает бескорыстное желание служить общественным потребностям . составляя важный элемент отношения к своему и чужому труду.

Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда. Ведь творчество по своей сути не  совместимо с безразличием, незаинтересованным отношением к делу, к тому, что художник творит.

Как осуществлять воспитание любви к работе за инструментом и трудовых навыков?

У педагога есть много средств – развитие интереса к занятию музыкой вообще, умение убедительно показать к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная работа, поощрение за её успешное выполнение и др. Очень важно живыми примерами на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над преодолением какой-то трудности. И тем самым вовлекать его в процесс пианистической работы. Очень важно воспитывать самостоятельность ученика. Приходя на первые уроки музыки . ученики сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо чтобы ребёнок с самого же начала мог получить ответы на те многочисленные вопросы, которые не могут у него не возникнуть, чтобы он  и впредь задавал их и себе и педагогу. Это является залогом развития его самостоятельности.

Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает какую художественную цель преследуют указания педагога – рекомендуемая им аппликатура, динамический план, оттенки. Важно постоянно использовать широкие обобщения, позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Обобщения должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами, которые могли бы более  глубоко и наглядно разъяснить его смысл. Общения педагога более лучше усваиваются, если ученику на этой основе предлагается самостоятельно решить различные исполнительские задачи. Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Педагог постепенно должен приучать ученика не только слушать свое исполнение , но и постоянно контролировать себя в процессе работы там, где скорей всего могут  возникнуть ошибки и погрешности исполнения. (много случайных знаков, частая смена ключей, неудобная аппликатура и т.д.)

Ещё очень важно чтобы ученик знал и о том какие ошибки и недостатки часто встречаются и у него самого. Развитие индивидуально-направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы педагога.

Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие музыкальные произведения. Разученные таким путем пьесы целесообразно прослушивать на классных собраниях. Обсуждать их всем классом с последующим выявлением достоинств и недостатков исполнения , и желательно с выставлением оценок. Это будет улучшать самостоятельную работу ученика.

Успех педагога в большей мере зависит от его умения индивидуально построить план общения с каждым учеником. Для этого необходимо постоянно присматриваться к ученику, стараться узнать его интересы, что ему нравиться, а что он не любит, какова обстановка у него в семье и т.д. нет ничего более ошибочного как,  составив об ученике определенное мнение, руководствовать им всецело не протяжении последующего времени. Нельзя забывать о том, что человек, особенно в детстве, очень быстро меняется, и Вы сами можете содействовать этим переменам. Необходимо быть очень внимательным к ученику, чтобы не пропустить каких бы то ни было изменений в его поведении и,  при необходимости протянуть руку помощи. Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Это один из важнейших принципов современной методики.