Открытый урок по сольфеджио "Интервалы"
Мой отрытый урок по сольфеджио для учащихся 2 класса 7-летне программы обучения. Тема урока - "Интервалы".
В календарном плане 2 класса эта тема является центральной. Подробному изучению интервалов уделяется вся 2 четверть. И в последующие четверти и годы мы не раз будем возвращаться к понятию интервала как важному строительному материалу музыкальной ткани.
На предшествующем открытому уроке мы познакомились с понятием интервала, названиями интервалов, их ступеневыми обозначениями.
На открытом уроке эти знания закрепляются, расширяются и углубляются. Добавляются новые понятия: консонанс-диссонанс, гармонический и мелодический виды интервалов, широкие-узкие интервалы.
На следующих уроках будут подробно изучаться секунды, терции, примы, октавы, кварты и квинты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по сольфеджио "Интервалы" | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК КОЗЛОВОЙ Н.Г.
по сольфеджио
во 2 классе 7-летняя программа обучения
ТЕМА УРОКА: «Интервалы»
ЦЕЛИ:
Образовательные цели:
- закрепить понятие «интервала»;
- работать над свободным оперированием названиями интервалов, их ступеневой величиной;
- наработка навыка зрительного восприятия интервалов в нотной записи;
- наработка мышечных ощущений при исполнении различных интервалов на фортепиано;
- начало работы над вокально-интонационным освоением интервалов;
- познакомиться с понятиями мелодического и гармонического видов интервала, консонанса и диссонанса, широкого – узкого интервала
- продолжение развития навыка двухголосного пения (в том числе с координацией – домашнее задание).
Развивающие цели:
- Развитие умения сознательно слушать музыку, анализировать её на слух и по нотному тексту.
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие мышления учащихся. Формирование у детей умения сравнивать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать знания, определять и объяснять понятия, доказывать своё мнение.
- Продолжение работы над развитием внимания, памяти, речи и коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные цели:
- Воспитание нравственно-этических представлений учащихся, формирование их мировоззрения.
- Работа над воспитанием гуманного отношения учащихся друг к другу, создание атмосферы свободного бесконфликтного общения на основе сотрудничества и взаимоуважения.
- Воспитание дисциплинированности, ответственности и работоспособности учеников.
- Эстетическое воспитание детей, формирование у них хорошего вкуса, умения видеть, понимать и ценить прекрасное в искусстве и жизни.
ПЛАН УРОКА:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Повторение.
- слово «интервал», определение музыкального интервала,
- названия интервалов
- Закрепление.
- Сказка о скрипичном ключе и интервалах
- «Парад интервалов»
- «Задачка» для интервалов
- «Гимн интервалов»
- Новая тема.
Анализ муз. примеров - № 41, 40, 43.
Мелодические и гармонические интервалы ( в мелодии, в двухголосии, в аккордах)
- Проверка дом. задания.
№41: анализ, ритм, тактирование, пение сольфеджио, пение со словами верхнего голоса.
пение на 2 голоса с педагогом
- Новая тема.
Консонанс – диссонанс. Звучание. Определение. Образные ассоциации. Определение на слух.
- Итог урока. Домашнее задание с комментариями. Выставление оценок.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Повторение.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
Записываю на доске: «Энтевралы». Так? От какого слова «интервалы»? - «интер» - значит, « между». В музыке что значит «интервал»? (расстояние между двумя звуками). А если звука 3, то это …аккорд. В нём тоже есть интервалы, кстати. Кто заметил?
2. Названия интервалов. Сколько их всего?
1 2 3 4 5 6 7 8
Прочитать быстро от самого узкого к самому широкому, наоборот, чётные, нечётные, вразбивку (по моей указке). Лучшему – «5».
- Закрепление.
А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с интервалами. Идите к пианино. Все моменты сказки педагог озвучивает на фортепиано.
Жил-был великий музыкальный король - (Скрипичный ключ). Он любил во всём порядок, строил каждый день ноты по порядку. ( Что получалось? гамма)
Однажды он отправился погулять в свой любимый клавиатурный парк. Идёт и удивляется. То навстречу ему из-за дерева что-то широченное выскочит, то с ветки что-то маленькое под ноги брякнется…
А дальше и вовсе непонятное – целыми гроздьями ноты катятся, ладно такими – (терциями), а то ведь и такие попадаются – (тритонами). Рассердился король, и, вернувшись во дворец, приказал срочно собрать у себя все интервалы, которые есть. И немедленно построиться по порядку. И как на параде, чтобы имена свои называли чётко и быстро и вперёд выходили. Вот так: показываю как играть Дорожку нтервалов.
От «до» парад интервалов начи-най! (Дорожка интервалов – ученики играют по очереди от разных клавиш):
А теперь от самого широкого интервала к самому узкому давай!
А можно все интервалы сыграть одной рукой? Узкие интервалы – можно сыграть 1,2,3,4 пальцами – какие это интервалы? А широкие – только 1-5 – какие?
А теперь от «ре» (играют желающие дети)
А теперь от «соль»: (играют желающие дети)
Строил он их строил, аж сам упарился. А интервальчики стоят, как солдатики. Мы, говорят, ещё не то можем. Вот загадай нам самые сложные задачи – вмиг справимся!
- А вот разгадайте это секретное письмо моего старшего брата – Басового ключа шпионы мои перехватили
↑6 1 ↓2 ↑2 ↓3 ↓4 1
(«В лесу родилась ёлочка»)
ещё – 1 1 ↑2 ↓2 ↑4 ↓2
Полюбил король интервалы, и приказал, чтобы ни одно музыкальное произведение без них не создавалось.
Даже «Гимн» про интервалы сложили. Что такое «гимн»? (песня, прославляющая кого-нибудь или что-нибудь)
«Гимн интервалов»
Прима, секунда, терция, кварта,
квинта, секста, септима, октава.
Кто не знает эти интервалы
Быть музыкантом не имеет права.
Разважничались интервалы. Без нас, говорят, никакой музыки не получится. А мы сейчас это проверим.
- Новая тема. Интервалы в мелодии и в гармонии.
Учебник № 43 «Конь» Где здесь можно найти интервалы? В мелодии. Они обозначены скобками внизу и подписаны. Не до конца. Это будет одним из ваших домашних заданий.
№ 40 «В церкви»
Знакомая музыка? Как называется? Кто автор? (слушали на Слушании музыки)
Где здесь интервалы? В аккордах, в верхней строчке у правой руки какие? (называем 1 такт), а в левой? (называют)
№ 41 «Светлячок». Грузинская песня. Домашнее задание – выучить верхний голос. Как его отличить от нижнего? (по штилям)
Хлопаем ритм, пунктирный ритм, тактирование в размере ¾, тональность, поём вместе сольфеджио верхний голос. Поём на два голоса (я - нижний, ученики – верхний).
Красиво? А какие интервалы у нас между голосами получались? 1, 6,3 Красивые интервалы, благозвучные…
А если так: (играю секундами, тритонами) – царапает слух, резко звучит.
Музыканты называют благозвучные интервалы – КОНСОНАНСАМИ, а резкие – ДИССОНАНСАМИ.
Звучание слов.
Но, если бы музыка состояла только из консонансов, то это было бы скучно. Вот так ( играю последнюю фразу «Светлячка» с тритоном в кадансе) – красиво? Да. Для чего нужны диссонансы – как перчик, пряность – по чуть-чуть, для остроты, пикантности.
Рисунки – отгадайте, где консонанс, а где – диссонанс. ( рисунок консонанса и диссонанса – в домашнее задание)
- Закрепление новой темы.
Определение на слух консонансы – диссонансы.
Играю « Светлячок» в секунду, октаву, тритон, септиму, терцию.
Д К Д Д К
Самопроверка.
- Итоги урока.
Какие новые слова узнали»? Что нового вы узнали об интервалах? Какие они бывают? – узкие и широкие, резкие и благозвучные, в мелодии и в аккордах, в двухголосии. Что вам сегодня на уроке больше понравилось делать? Трудно было? Всё понятно?
Домашнее задание с комментариями:
- учебник № 43 переписать, обозначить интервалы в мелодии,
- рисунок консонанса и диссонанса