Открытый урок по сольфеджио "Интервалы"

Мой отрытый урок по сольфеджио для учащихся 2 класса 7-летне программы обучения. Тема урока - "Интервалы".

В календарном плане 2 класса эта тема является центральной. Подробному изучению интервалов уделяется вся 2 четверть. И в последующие четверти и годы мы не раз будем возвращаться к понятию интервала как важному строительному материалу музыкальной ткани.

          На предшествующем открытому уроке мы познакомились с понятием интервала, названиями интервалов, их ступеневыми обозначениями.

           На открытом уроке эти знания закрепляются, расширяются и углубляются. Добавляются новые понятия: консонанс-диссонанс, гармонический и мелодический виды интервалов, широкие-узкие интервалы.

         На следующих уроках будут подробно изучаться секунды, терции, примы, октавы, кварты и квинты. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК КОЗЛОВОЙ Н.Г.

по сольфеджио

во 2 классе 7-летняя программа обучения

ТЕМА УРОКА: «Интервалы»

ЦЕЛИ:

Образовательные цели:

  1. закрепить понятие «интервала»;
  2. работать над свободным оперированием названиями интервалов, их ступеневой величиной;
  3. наработка навыка зрительного восприятия интервалов в нотной записи;
  4. наработка мышечных ощущений при исполнении различных интервалов на фортепиано;
  5. начало работы над вокально-интонационным освоением интервалов;
  6. познакомиться с  понятиями мелодического и гармонического видов интервала, консонанса и диссонанса, широкого – узкого интервала
  7. продолжение развития навыка двухголосного пения (в том числе с координацией – домашнее задание).

Развивающие цели:

  1. Развитие умения сознательно слушать музыку, анализировать её на слух и по нотному тексту.
  2. Расширение кругозора учащихся;
  3. Развитие мышления учащихся. Формирование у детей умения сравнивать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать знания, определять и объяснять понятия, доказывать своё мнение.
  4. Продолжение работы над развитием внимания, памяти, речи и коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание нравственно-этических представлений учащихся, формирование их мировоззрения.
  2. Работа над воспитанием гуманного отношения учащихся друг к другу, создание атмосферы свободного бесконфликтного общения на основе сотрудничества и взаимоуважения.
  3. Воспитание дисциплинированности, ответственности и работоспособности  учеников.
  4. Эстетическое воспитание детей, формирование у них хорошего вкуса, умения видеть,  понимать и ценить  прекрасное в искусстве и жизни.

ПЛАН УРОКА:

I.    Организационный момент. Музыкальное приветствие.

  1. Повторение.
  1. слово «интервал», определение музыкального интервала,
  2. названия интервалов
  1. Закрепление.
  1. Сказка о скрипичном ключе и интервалах
  2. «Парад интервалов»
  3. «Задачка» для интервалов
  4. «Гимн интервалов»
  1. Новая тема.

        Анализ муз. примеров - № 41, 40, 43.

Мелодические и гармонические интервалы ( в мелодии, в двухголосии, в аккордах)

 

  1. Проверка дом. задания.

    №41: анализ, ритм, тактирование, пение сольфеджио, пение со словами верхнего голоса.

    пение на 2 голоса с педагогом

  1. Новая тема.

Консонанс – диссонанс. Звучание. Определение. Образные ассоциации. Определение на слух.

  1. Итог урока.  Домашнее задание с комментариями. Выставление оценок.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
  2. Повторение.
  1. Что мы изучали на прошлом уроке?

Записываю на доске: «Энтевралы». Так? От какого слова «интервалы»?  - «интер» - значит, « между». В музыке  что значит «интервал»? (расстояние между двумя звуками). А если звука 3, то это …аккорд. В нём тоже есть интервалы, кстати. Кто заметил?

2. Названия интервалов. Сколько их всего?

1  2  3  4  5  6  7  8

Прочитать быстро от самого узкого к самому широкому, наоборот, чётные, нечётные, вразбивку (по моей указке). Лучшему – «5».

  1. Закрепление.

    А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла с интервалами. Идите к пианино. Все моменты сказки педагог озвучивает на фортепиано.

         Жил-был великий музыкальный король -   (Скрипичный ключ). Он любил во всём порядок, строил каждый день ноты по порядку. ( Что получалось? гамма)

Однажды он отправился погулять в свой любимый клавиатурный парк. Идёт и удивляется. То навстречу ему из-за дерева что-то широченное выскочит, то с ветки что-то маленькое под ноги брякнется…

        А дальше и вовсе непонятное – целыми гроздьями ноты катятся, ладно такими – (терциями), а то ведь и такие попадаются – (тритонами). Рассердился король, и, вернувшись во дворец, приказал срочно собрать у себя все интервалы, которые есть. И немедленно построиться по порядку. И как на параде, чтобы имена свои называли чётко и быстро и вперёд выходили. Вот так: показываю как играть Дорожку нтервалов.

От «до»  парад интервалов начи-най!  (Дорожка интервалов – ученики играют по очереди от разных клавиш):

А теперь от самого широкого интервала к самому узкому давай!

 А можно все интервалы сыграть одной рукой?  Узкие интервалы – можно сыграть 1,2,3,4 пальцами – какие это интервалы? А широкие – только 1-5 – какие?

А теперь от «ре» (играют желающие дети)

А теперь от «соль»: (играют желающие дети)

Строил он их строил, аж сам упарился. А интервальчики стоят, как солдатики. Мы, говорят, ещё не то можем. Вот загадай нам самые сложные задачи – вмиг справимся!

- А вот разгадайте  это секретное письмо моего  старшего брата – Басового ключа  шпионы мои перехватили

     

 

        ↑6   1   ↓2    ↑2   ↓3    ↓4    1

(«В лесу родилась ёлочка»)

ещё – 1  1  ↑2   ↓2  ↑4  ↓2  

Полюбил король интервалы, и приказал, чтобы ни одно музыкальное произведение  без них не создавалось.

Даже  «Гимн»  про интервалы сложили. Что такое «гимн»? (песня, прославляющая кого-нибудь или что-нибудь)

«Гимн интервалов»

Прима, секунда, терция, кварта,

квинта, секста, септима, октава.

Кто не знает эти интервалы

Быть музыкантом не имеет права.

Разважничались интервалы. Без нас, говорят, никакой музыки не получится. А мы сейчас это проверим.

  1. Новая тема.  Интервалы в мелодии и в гармонии.

Учебник № 43 «Конь» Где здесь можно найти интервалы? В мелодии. Они обозначены скобками внизу и подписаны. Не до конца. Это будет одним из ваших домашних заданий.

 

№ 40 «В церкви»

Знакомая музыка? Как называется? Кто автор?  (слушали на Слушании музыки)

Где здесь интервалы? В аккордах, в верхней строчке у правой руки какие? (называем 1 такт), а в левой? (называют)

№ 41 «Светлячок». Грузинская песня. Домашнее задание – выучить верхний голос. Как его отличить от нижнего? (по штилям)

Хлопаем ритм, пунктирный ритм, тактирование в размере ¾, тональность, поём вместе сольфеджио верхний голос. Поём на два голоса (я - нижний, ученики – верхний).  

Красиво? А какие интервалы у нас между голосами получались? 1, 6,3 Красивые интервалы, благозвучные…

 А если так: (играю секундами, тритонами) – царапает слух, резко звучит.

Музыканты называют благозвучные интервалы – КОНСОНАНСАМИ, а резкие – ДИССОНАНСАМИ.

Звучание слов.

Но, если бы музыка состояла только из консонансов, то это было бы скучно. Вот так ( играю последнюю фразу «Светлячка» с тритоном в кадансе) – красиво? Да. Для чего нужны диссонансы – как перчик, пряность – по чуть-чуть, для остроты, пикантности.

 Рисунки – отгадайте, где консонанс, а где – диссонанс.   ( рисунок консонанса и диссонанса – в домашнее задание)

  1. Закрепление новой темы.

Определение на слух консонансы – диссонансы.

Играю « Светлячок» в секунду, октаву, тритон, септиму, терцию.

                                           Д            К           Д                Д             К

Самопроверка.

  1. Итоги урока.

Какие новые слова узнали»? Что нового вы узнали об интервалах? Какие они бывают? – узкие и широкие, резкие и благозвучные, в мелодии и в аккордах, в двухголосии. Что вам сегодня на уроке больше понравилось делать? Трудно было? Всё понятно?

Домашнее задание с комментариями:

  1. учебник № 43 переписать, обозначить интервалы в мелодии,
  2. рисунок консонанса и диссонанса