Презентация к уроку "Работа над первой частью Сонатины ля минор op 88 №3 Ф.Кулау"

Алиева Лилия Джамилевна

Презентация к уроку в музыкальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril.pptx1.94 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над первой частью Сонатины ор. 88 № 3 ля-минор Ф. Кулау Открытый урок Преподавателя МБОУ ДОД «Октябрьская музыкальная школа» Алиевой Лилии Джамилевны 25 марта 2016 год

Слайд 2

Цель урока: расширить и обобщить знания учащегося о сонатной форме, активизировать образное и творческое мышление, работать над освоением приемов фортепианной игры. Задачи урока : образовательная: дать представление о биографии и творчестве Ф. Кулау, форме 1-й части сонатины ор. 88 № 3 ля-минор; развивающая: развивать музыкальные способности (мелодический и гармонический слух, чувство ритма), пианистическую технику; воспитательная: воспитывать исполнительскую культуру, упорство в достижении поставленной цели.

Слайд 3

Тип урока: урок углубленной работы над текстом произведения. Методы: историко-биографический, семантический, аналитический, частично-поисковый. Специфические методы фортепианной педагогики (по А.П. Щапову): «попутный показ»; «одновременное интонирование»; «направляющие указания»; «поправочные остановки».

Слайд 4

Фридрих Кулау (1786-1832) – немецко-датский композитор Родился в г.Гамбурге (Германия) в семье военных музыкантов. С началом наполеоновских войн (1810 г.) переехал в Данию. Получил известность как автор оперной (оперы « Лулу », «Холм эльфов и др.) и камерно-инструментальной (сонаты и концерты для фортепиано, флейты). Кулау называли «Бетховеном флейты» Также давал частные уроки игры на фортепиано и сочинял для своих учеников небольшие произведения (пьесы, 4 цикла сонатин).

Слайд 5

Годы жизни Кулау в Дании пришлись на особый этап в развитии страны, который называют «Золотым веком» Дании (первая половина XIX в.). Культурное развитие страны было на взлете. Король Дании Фридрих VI покровительствовал театральной, музыкальной и литературной жизни Копенгагена. Музыка из финала оперы Кулау «Холм эльфов» на датскую народную песню стал гимном Дании. Виды Дании

Слайд 6

Современниками Кулау были выдающиеся музыканты Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, К. Вебер, Л. Шпор, писатели Ф. Шиллер, Новалис, Г.Х. Андерсен. Кулау был организованным, трудолюбивым, быстро работающим композитором. Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. «Он никогда не говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких предложениях», – вспоминали друзья композитора. Л. Бетховен Г.Андерсен

Слайд 7

Сонатина ( итал . Sonatina – уменьшительное от sonata ) – небольшая соната, более лаконичная по размеру, значительно проще по содержанию и легче технически. Сонатины XIX века представляют собой трехчастные циклы: 1-я часть (сонатное аллегро), медленная часть и быстрый финал (чаще всего в форме рондо). 1-я ч. складывается обычно из 3-х разделов . Но в сонатинах эта форма могла видоизменяться.

Слайд 8

Первый раздел 1-й части Сонатины ор. 88 ля-минор

Слайд 9

Образная трактовка партий 1-й части Сонатины (сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка»), главная партия «Часто вечером и утром приплывала Русалочка к тому месту, где оставила принца, видела, как созрели и были сорваны в садах плоды, как стаял снег на высоких горах, но принца больше не видала и возвращалась домой с каждым разом все печальнее и печальнее».

Слайд 10

Побочная партия (принц), Заключительная партия (буря на море) «Начиналась буря! Матросы принялись убирать паруса; огромный корабль страшно качало, а ветер так и мчал его по бушующим волнам; вокруг корабля вставали высокие водяные горы, грозившие сомкнуться над мачтами корабля, но он нырял между водяными стенами, как лебедь, и снова взлетал на гребень волн».

Слайд 11

Второй раздел Сонатины

Слайд 14

Работа над мелодической линией Главная партия – «ариозо Русалочки», мелодия гибкая, изменчивая. Интонация заключается в осмысленности звучания (Б.В. Асафьев). Цель: услышать различную степень напряжения, «натяжения» в интервалах. Приемы: отдельное, преувеличенно выразительное исполнение мелодии, украшения играть мягко и напевно («вплетать в мелодию»); пропевание мелодии. Необходимо избегать интонационных «штампов», все ходы должны быть эмоционально прочувствованы. Цель: прослушать длинные звуки в мелодии. Приемы: соблюдать пульсацию в длинных звуках; делать мысленное crescendo (усиление звучности) внутри длинных звуков.

Слайд 15

Работа над мелодической линией Цель: добиться цельности мелодии, выстроить ее динамический «профиль». Приемы: отметить в тексте опорные точки, выстроить динамику; стремиться к «продольному слышанию » музыкальной фразы, играть «со стремлением к вершине»; каждую тему сонаты играть так, будто ее исполняет новый инструмент (Г.п. – скрипка, П.п. – флейта и т. п.).

Слайд 16

Работа над ритмом Цель: почувствовать единый пульс и ритм произведения. Приемы работы: прежде чем начать играть, почувствовать ритм движения (установить внутреннюю «зарядку») и только потом начинать исполнение музыки. рукой отбивать счет, а мелодию напевать; сопоставлять начала Побочной (маршеобразной) и Заключительной партий с начальными тактами Сонатины (Главной партией); дирижировать произведение по нотам, представляя, будто играет «воображаемый пианист».

Слайд 17

Работа над ритмом Цель: гибко переходить от четного деления (восьмые и шестнадцатые) к нечетному (триоли восьмыми нотами). Упражнение: в размере 4/4 по гамме До-мажор вверх играем один такт дуолями (восьмые), один такт триолями, один такт квартолями (шестнадцатые). Вниз играем – в обратном порядке. Сохраняем пульсацию четвертями. Упражнение: игра на крышке инструмента (правая рука), пульс четвертями отсчитывается или отбивается левой рукой.

Слайд 18

Работа над гармонией и фактурой сопровождения (левая рука) Цель: достичь детализированной, прослушанной, но более тихой, чем правая, партии левой руки. Достижение «звуковой перспективы», разнообразия в окраске гармоний левой руки. Приемы: поиграть созвучия аккордами, вслушиваясь в окраску образующихся аккордов; играть мелодию в сочетании с упрощенным вариантом («скелетом») аккомпанемента; медленное проигрывание обеими руками, со вслушиванием в свою игру, соблюдением динамического соотношения между партиями правой и левой руки.

Слайд 19

Работа над техническими сложностями В Побочной партии: работаем над гаммообразными пассажами с ритмическими вариантами: 4 длинные + 4 короткие ноты, далее 6 длинных + 6 коротких нот и наоборот; учим эти же пассажи разными штрихами: на легкое стаккато ( piano ), на легато ( forte и piano ); прорабатываем репетиции пальцами 3-2-1 – по звукам гаммы вверх и вниз. В Заключительной партии: отмечаем и показываем движением кисти мотивное строение длинных пассажей.

Слайд 20

Домашнее задание: найти аналогии характеру и настроению Главной, Побочной, Заключительной партии, Коды 1-й части Сонатины ор. 88 № 3 ля-минор с помощью «Словаря эстетических эмоций» В.Г. Ражникова . Как меняется характер тем во втором разделе Сонатины? поработать над мелодией и аккомпанементом в Главной партии (пение, выделение опорных точек, игра «скелета» аккомпанемента); делать упражнение на сочетание дуолей , триолей, квартолей по гамме До-мажор; технически проработать мелкие длительности (шестнадцатые) в Побочной и Заключительной партиях; выучить партию правой руки наизусть.

Слайд 21

Список источников и литературы Кулау Ф. Сонатина ор. 88 № 3 ля-минор (ноты, аудиозаписи) / http://classic-online.ru/ru/production/46673 Коган Г.М. Работа пианиста. – М.: Музгиз , 1963. – 200 с. Ражников В.Г. Словарь эстетических эмоций / http://www.domraland.narod.ru/library/slovar.pdf . Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика- XXI , 2004. – 192 с. Способин И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 2007. – 400 с. Уроки Гольденвейзера / Сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI, 2000. – 248 с. Хвостиков М. Неизвестный Фридрих Кулау : к 225-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 7-8. – С. 82-84. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI , 2009. – 176 с.

Слайд 22

Спасибо за внимание!