технологическая карта урока в 6 классе
технологическая карта урока в 6 классе по ФГОС
Технологическая карта урока музыки.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год.
Тема 3 четверти: «В чем сила музыки?».
Тема урока: «Тема природы в музыке».
Урок открытия новых знаний.
Прогнозируемые результаты.
Знание определенных понятий и терминов. Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики. Умение провести интонационно-образный анализ музыкального произведения. Анализировать содержание музыкального произведения через определение музыкальной формы (вариации). Предъявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Уважение к культуре народов мира.
Учебно-методический комплект.
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, поурочное планирование.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год
Хрестоматия музыкального материала 6 кл.: -
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка.6 класс».
Учебный предмет | Музыка | ||
Класс | 6 | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний.
| ||
Цель, задачи урока | Цель урока: Познакомить детей с оперой Римского-Корсакова «Снегурочка» Задача познавательная: Углубить знания детей о русской музыке и музыке Римского-Корсакова мира, ее интонационных особенностях. Задача развивающая: Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и пения музыкальных произведений. Задача воспитательная: Воспитывать толерантность, уважение к русской культуре. | ||
Технологии, методы | Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии проблемного обучения. Методы: соучастие, поощрение, наблюдение, проблемная ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа, слуховой контроль. | ||
Основные понятия, термины | Опера, либретто | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Межпредметные связи | Ресурсы | |
Индивидуальная, групповая, фронтальная | ИЗО, итория, литература | Основные: УМКПрограмма «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год Дополнительные: Интернет – ресурсы, видеоролики, презентация, личные дидактические разработки учителя. Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского | |
Технология обучения.
Этапы урока | Задачи этапа | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
| Психологический настрой на урок. | Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без |
Установочная беседа. | Учащиеся сушают учителя и выводят тему урока |
2.Актуализация знаний по теме урока: «В чём сила музыки».
| Осознание цели предстоящей деятельности. | Тема, цель и задачи урока. | Учитель предоставляет «конфликтный» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности. Диалог учителя и учащихся: русская музыка Классическая и народная музыка. ^ Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова Рассказываю о создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым ^ Слушание и анализ «Песни Леля»
| Содержательный анализ в группах, погружение в тему. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, формулировка эвристических вопросов. Учащиесяпроявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности: народные истоки классической музыки; интонационные особенности;
|
3.Обобщение изученного материала.
| Систематизация знаний.
+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства. |
Слайд 2. ^ Смотрим фрагмент мультфильма
.
. | Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает задания, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах, ситуации успеха. Организует учебное исследование: Каков исполнительский план пр=ия?
Какие инструменты исполняют главную тему? Почему? Как развивается музыка?Что такое тема, вариации? Организует поиск решения проблемы, на основании услышанного и исполненного музыкального материала. | Учащиеся обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения музыкального материала. Осуществляют работу в малых группах.
|
4.Физминутка. | Музыкальная игра. |
| Учитель проводит физминутку. | Выполняют движения соответственно словам песни. |
5.Закрепление. | Психологический настрой на концертное исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского |
| Обобщающая беседа: певческая установка и т. д.
| Разучивание и показ песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского |
6. Обобщение результатов. | Контроль. | Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни. | Диалог учителя и учащихся. Диагностическая работа. | Осуществляют пошаговый контроль.Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
7.Домашнее задание. | Повторение. | Выставка рисунков. | «Мое любимое музыкальное произведение» | Самоанализ домашней деятельности учащихся. |
8.Подведение итогов урока. | Рефлексия. | . Тема, цель и задачи урока. | Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставление оценок. | Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Дети прощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся). |
Технологическая карта урока музыки.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год.
Тема 3 четверти: «В чем сила музыки?».
Тема урока: «Тема природы в музыке».
Урок открытия новых знаний.
Прогнозируемые результаты.
Знание определенных понятий и терминов. Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики. Умение провести интонационно-образный анализ музыкального произведения. Анализировать содержание музыкального произведения через определение музыкальной формы (вариации). Предъявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Уважение к культуре народов мира.
Учебно-методический комплект.
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, поурочное планирование.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год
Хрестоматия музыкального материала 6 кл.: -
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка.6 класс».
Учебный предмет | Музыка | ||
Класс | 6 | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний.
| ||
Цель, задачи урока | Цель урока: Познакомить детей с оперой Римского-Корсакова «Снегурочка» Задача познавательная: Углубить знания детей о русской музыке и музыке Римского-Корсакова мира, ее интонационных особенностях. Задача развивающая: Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и пения музыкальных произведений. Задача воспитательная: Воспитывать толерантность, уважение к русской культуре. | ||
Технологии, методы | Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии проблемного обучения. Методы: соучастие, поощрение, наблюдение, проблемная ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа, слуховой контроль. | ||
Основные понятия, термины | Опера, либретто | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Межпредметные связи | Ресурсы | |
Индивидуальная, групповая, фронтальная | ИЗО, итория, литература | Основные: УМКПрограмма «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год Дополнительные: Интернет – ресурсы, видеоролики, презентация, личные дидактические разработки учителя. Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского | |
Технология обучения.
Этапы урока | Задачи этапа | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
| Психологический настрой на урок. | Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без |
Установочная беседа. | Учащиеся сушают учителя и выводят тему урока |
2.Актуализация знаний по теме урока: «В чём сила музыки».
| Осознание цели предстоящей деятельности. | Тема, цель и задачи урока. | Учитель предоставляет «конфликтный» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности. Диалог учителя и учащихся: русская музыка Классическая и народная музыка. ^ Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова Рассказываю о создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым ^ Слушание и анализ «Песни Леля»
| Содержательный анализ в группах, погружение в тему. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, формулировка эвристических вопросов. Учащиесяпроявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности: народные истоки классической музыки; интонационные особенности;
|
3.Обобщение изученного материала.
| Систематизация знаний.
+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства. |
Слайд 2. ^ Смотрим фрагмент мультфильма
.
. | Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает задания, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах, ситуации успеха. Организует учебное исследование: Каков исполнительский план пр=ия?
Какие инструменты исполняют главную тему? Почему? Как развивается музыка?Что такое тема, вариации? Организует поиск решения проблемы, на основании услышанного и исполненного музыкального материала. | Учащиеся обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения музыкального материала. Осуществляют работу в малых группах.
|
4.Физминутка. | Музыкальная игра. |
| Учитель проводит физминутку. | Выполняют движения соответственно словам песни. |
5.Закрепление. | Психологический настрой на концертное исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского |
| Обобщающая беседа: певческая установка и т. д.
| Разучивание и показ песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского |
6. Обобщение результатов. | Контроль. | Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни. | Диалог учителя и учащихся. Диагностическая работа. | Осуществляют пошаговый контроль.Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
7.Домашнее задание. | Повторение. | Выставка рисунков. | «Мое любимое музыкальное произведение» | Самоанализ домашней деятельности учащихся. |
8.Подведение итогов урока. | Рефлексия. | . Тема, цель и задачи урока. | Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставление оценок. | Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Дети прощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся). |
Технологическая карта урока музыки.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год.
Тема 3 четверти: «В чем сила музыки?».
Тема урока: «Тема природы в музыке».
Урок открытия новых знаний.
Прогнозируемые результаты.
Знание определенных понятий и терминов. Умение раскрывать особенности музыки через словесные характеристики. Умение провести интонационно-образный анализ музыкального произведения. Анализировать содержание музыкального произведения через определение музыкальной формы (вариации). Предъявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Уважение к культуре народов мира.
Учебно-методический комплект.
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, поурочное планирование.
Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр), разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год
Хрестоматия музыкального материала 6 кл.: -
Фонохрестоматия музыкального материала «Музыка.6 класс».
Учебный предмет Музыка
Класс 6
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цель, задачи урока Цель урока: Познакомить детей с оперой Римского-Корсакова «Снегурочка»
Задача познавательная: Углубить знания детей о русской музыке и музыке Римского-Корсакова мира, ее интонационных особенностях.
Задача развивающая: Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и пения музыкальных произведений. Задача воспитательная: Воспитывать толерантность, уважение к русской культуре.
Технологии, методы Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии проблемного обучения. Методы: соучастие, поощрение, наблюдение, проблемная ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа, слуховой контроль.
Основные понятия, термины Опера, либретто
Организация пространства
Формы работы Межпредметные связи Ресурсы
Индивидуальная, групповая, фронтальная ИЗО, итория, литература Основные: УМКПрограмма «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год
Дополнительные: Интернет – ресурсы, видеоролики, презентация, личные дидактические разработки учителя.
Музыкальный материал:
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
Пролог из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
«Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского)
Технология обучения.
Этапы
урока Задачи этапа Оформление доски,
наглядность Деятельность учителя Деятельность
учащихся
1.Организационный момент.
Психологический настрой на урок. Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без
природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу
бываем от природы оторваны. На фоне музыки «Рассвет на Москва-реке»
Установочная беседа. Учащиеся сушают учителя и выводят тему урока
2.Актуализация знаний по теме урока: «В чём сила музыки».
Осознание цели предстоящей деятельности. Тема, цель и задачи урока. Учитель предоставляет «конфликтный» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности.
Диалог учителя и учащихся: русская музыка Классическая и народная музыка.
^ Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова
Рассказываю о создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым
^ Слушание Арии Снегурочки
^ Слушание и анализ «Песни Леля»
Содержательный анализ в группах, погружение в тему. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, формулировка эвристических вопросов.
Учащиесяпроявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности: народные истоки классической музыки; интонационные особенности;
3.Обобщение изученного материала.
Систематизация знаний.
+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.
Слайд 2. ^ Смотрим фрагмент мультфильма
.
. Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает задания, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах, ситуации успеха.
Организует учебное исследование: Каков исполнительский план пр=ия?
Какие инструменты исполняют главную тему? Почему? Как развивается музыка?Что такое тема, вариации?
Организует поиск решения проблемы, на основании услышанного и исполненного музыкального материала. Учащиеся обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения музыкального материала. Осуществляют работу в малых группах.
4.Физминутка. Музыкальная игра. Учитель проводит физминутку. Выполняют движения соответственно словам песни.
5.Закрепление. Психологический настрой на концертное исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского Обобщающая беседа: певческая установка и т. д.
Разучивание и показ песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского
6. Обобщение результатов. Контроль. Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни. Диалог учителя и учащихся.
Диагностическая работа. Осуществляют пошаговый контроль.Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.
7.Домашнее задание. Повторение. Выставка рисунков. «Мое любимое музыкальное произведение» Самоанализ домашней деятельности учащихся.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. . Тема, цель и задачи урока. Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Выставление оценок. Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Дети прощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karty_na_21.03.2016.docx | 35.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока краеведения.
Программа «Культура края» (авт. Е.Колесова, Е. Пушнова, Е. Гаврилова)
Тема урока: «СГК. Музыкальные традиции города».
Урок открытия новых знаний.
Прогнозируемые результаты.
Знание определенных понятий и терминов. Предъявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Уважение к культуре народов мира.
Учебно-методический комплект
Учебник «Культура края» , р/т к учебнику
Учебный предмет | краеведение | ||
Класс | 8 | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||
Цель, задачи урока | Цель урока: Познакомить детей с музыкальными традициями города Саратова. СГК, Задача познавательная: Углубить знания детей о музыкальных традициях города Саратова. СГК, Задача развивающая: Развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания музыкальных произведений. Задача воспитательная: Воспитывать толерантность, уважение к русской культуре. | ||
Технологии, методы | Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, ИКТ, технологии проблемного обучения. Методы: соучастие, поощрение, наблюдение, проблемная ситуация, интонационно-стилевое постижение музыки, ассоциативный поиск в целях активизации воображения, исполнительская деятельность, беседа, слуховой контроль. | ||
Основные понятия, термины | консерватория | ||
Организация пространства | |||
Формы работы | Межпредметные связи | Ресурсы | |
Индивидуальная, групповая, фронтальная | ИЗО, итория, литература | Основные: УМКПрограмма «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», 2012 год Дополнительные: Интернет – ресурсы, видеоролики, презентация, личные дидактические разработки учителя. Музыкальный материал: Фрагменты записей выступлений мастеров саратовской сцены. |
Технология обучения.
Этапы урока | Задачи этапа | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Психологический настрой на урок. | В центре Саратова, на проспекте Кирова, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных образов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, четкий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это - Государственная консерватория имени Л. В. Собинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и была в то время третьим высшим музыкальным заведением страны. | Установочная беседа. | Учащиеся слушают учителя и выводят тему урока |
2.Актуализация знаний по теме урока: «СГК». | Осознание цели предстоящей деятельности. | Тема, цель и задачи урока. | Учитель предоставляет «конфликтный» материал, создает погружение в проблему, готовность к предстоящей деятельности. Диалог учителя и учащихся: | Содержательный анализ в группах, погружение в тему. Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, формулировка эвристических вопросов. Учащиеся проявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности: народные истоки классической музыки; интонационные особенности; |
3.Обобщение изученного материала. | Систематизация знаний. |
. | Учитель стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Предлагает задания, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах, ситуации успеха. Организует поиск решения проблемы, на основании услышанного и исполненного музыкального материала. | Учащиеся обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, сравнения, обобщения музыкального материала. Осуществляют работу в малых группах.
|
4.Физминутка. | Музыкальная игра. | Учитель проводит физминутку. | Выполняют движения соответственно словам песни. | |
5.Закрепление. | Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памятник истории и культуры. | Обобщающая беседа | ||
6. Обобщение результатов. | Контроль. | Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте родной природы, | Диалог учителя и учащихся. Диагностическая работа. | Осуществляют пошаговый контроль. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |
7.Домашнее задание. | Повторение. | Выставка рисунков. | «Мой любимый музыкальный исполнитель г. Саратова» | Самоанализ домашней деятельности учащихся. |
8.Подведение итогов урока. | Рефлексия. | . Тема, цель и задачи урока. | Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Выставление оценок. | Личная рефлексия, самооценка. Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Дети прощаются и выходят из класса под музыку (на выбор учащихся). |
Тема урока: Закрепление. Урок-концерт по теме: «В чём сила музыки?»
Тип урока: уроки развивающего контроля
Цели урока: Развитие умений определять жизненное содержание музыки и её силу через её красоту и правдивость. Осознание мысли, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость; лживая музыка приносит человеку вред, травмирует его психику и здоровье.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов..
Технологическая карта урока
этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу | Проявление интереса к материалу. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. | Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу | Демонстрируют знания и умения. | Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей |
Этап локализации индивидуальных затруднений Цель; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. | Определяют места ошибок. Указывают способы действий. Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня | Применение полученных знаний в решении практических заданий. |
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения | Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий. Выбирают способ и средство коррекции. | Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки. |
Этап реализации построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Музыкальная викторина по музыкальному материалу четверти. | Организует обсуждение типовых ошибок и уделяет время тем учащимся у которых возникли затруднения | Учащиеся проговаривают формулировки способов действий, которые вызывают затруднения | Определение алгоритма коррекционной работы. |
Этап обобщения затруднений во внещней речи Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Организует обсуждение типовых затруднений. Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение. | Участвуют в выявлении типичных ошибок. Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение | Вербальная фиксация формулировок способов действия |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений. | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку | Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка. Ситуация успеха |
Этап решения заданий творческого уровня Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. | Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач. Организует выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем | Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня. Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем | Применение знаний для решения задач повышенной сложности и творческих заданий. |
Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности Цель: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности; осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности | Организует проговаривание механизма деятельности по контролю. Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности. | Проговаривают механизм деятельности по контролю. Дают оценку полученным результатам. Фиксируют цель последующей деятельности | Механизм деятельности по контролю. Самооценка результатов деятельности. |
9 класс
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
Цели урока:
- формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия:
- развивать способность сопоставлять художественные образы музыки и кино.
Ход урока.
Урок начинается со звучания мелодии "Адажио" Т.Альбинони (учитель исполнит на фортепиано или пропоёт как вокализ).
Учитель:
- Знакома ли эта мелодия вам, ребята? (далее беседа строится в зависимости от высказанных ответов: если знакома, то просьба назвать автора и произведение).
- Попробуйте её повторить ! (индивидуально поют небольшие фразы)
- Что сразу же впечатляет? (мелодия запоминается быстро, её можно исполнить как песню или вокализ).
У.: Пришло время представить произведение, мелодию которого мы исполнили.(Презентация)
Это "Адажио" для органа и струнных инструментов.
Томазо Джованни Альбинони (1671 - 1750 г.) - венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти.
Произведение внесено в книгу "Рекордов Гиннесса", потому что авторство Альбинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение.
Впервые реконструированное "Адажио" было исполнено в 1958 году.
С тех пор, его мелодия звучала неисчислимое количество раз как музыкальная поддержка в телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка) в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрипции "Адажио" для всевозможных инструментов и составов, практически во всех стилях звучат с эстрады. (См. учебник "Искусство 8-9 классы" Г.Сергеева, И.Кашекова, Е.Критская - с.180-181)
Прошу вас, ребята, внимательно послушать эту музыку в оригинале и высказать свои мысли о содержании. Какое впечатление, какое душевное состояние вызывает эта музыка у каждого из вас?
Звучит "Адажио"
Ответы ребят неоднозначны, но, практически все, говорят о трагичном, скорбном, отчаянном, безнадёжном состоянии, о желании плакать и страдать.
Учитель:
Музыка "Адажио" наполнена явными и скрытыми смыслами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.
Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки "Адажио" разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер Гарри Бардин (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить вечные темы - добро и зло, свет и тень, черное и белое, чужой среди своих.
Давайте же и мы поразмышляем об этом, и каждый из вас сможет высказаться на листе белой бумаги!
Просмотр мультипликационного фильма Гарри Бардина "Адажио".
Ребята записывают свои суждения. Суть ответов сводиться к мыслям о торжестве добра и света, о возрождении отвергнутой души; возникают ассоциации с образами Данко, Иисуса Христа, образами простых людей, не жалеющих своей жизни, ради добра и любви к другим людям.
В финале урока вновь звучит "Адажио" в вокальных аранжировках известных исполнителей современности: С.Брайтман, Л.Фабиан, Н.Баскова (Презентация)
Учитель обращает внимание ребят на литературное содержание песен, в которых главенствует тема любви.
Анна Резникова Я окна в ночь открою, Ты был дождем и снегом, Ты не можешь не прийти, Ты слышишь - сердце бьется, Подхвати его и своим теплом согрей его. | Николай Басков Славим не напрасно Мимолетна наша жизнь, Ночи, как мгновенья, Мимолетна наша жизнь, Встретимся, может, в раю, |
Исполняем фрагменты хором
Домашнее задание:
Сделать презентацию, используя репродукции картин различных художников, фрагменты художественных фильмов, иллюстрации картин природы, фотографии, видеоряд из которых могла бы озвучить музыка Т.Альбинони "Адажио".