Концерт-лекция "Танцевальная музыка"
Рассказ о разнообразных танцах мира и музыке её сопровождающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальная гостинная "Танцевальная музыка" | 37.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная «Танцевальная музыка»
Автор и ведущая Ребреш О.А.
Добрый день дорогие ребята. Сегодня наш рассказ о танце и танцевальной музыке. Танец существует столько же, сколько и человечество. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Танец - это искусство движений в определенном ритме. Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи. Танец во все времена был неотъемлемой частью культурной и общественной жизни, при любом событии танцы и песни играли важную роль проведение семейных обрядов, ярмарки, а также мероприятия, связанные с сельскохозяйственным трудом.
Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев.
Хорово́д (рус. карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец. «Карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью
- Ансамбль флейтистов «Ноктюрн» Бакланова «Хоровод»
Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.
Менуэт-(фр. от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату.
- «Менуэт» исполняет средняя группа хореографического ансамбля «Дивертисмент» рук.Глушкова Наталья Владимировна.
Русская пляска — вид русского народного танца. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Раньше это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу. И чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя.
- Русская пляска П.И.Чайковский – исполняет Грачёва Дарья уч-ся 3 класса, преп. Абдуллина Л.М.,кон-р Скоряк В.Г.
Музыка каждого танца имеет определенный темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Танцы каждого народа обладают неповторимым своеобразием - в них выражение жизни и характера народа. Барыня — русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между "барыней" (помещицей) и "мужиком" (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Во время танца рефреном звучит фраза:Барыня-барыня, сударыня барыня!
- «Барыня» исполняет Евграфова Надежда старшая группа хореографического ансамбля «Дивертисмент»
Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага. По характеру полька близка нашей кадрили. В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.
- П.И. Чайковский «Полька» - исполняет Эльтеров Даниил уч-ся 2 кл.преп. Абдуллина Л.М. кон-р Скоряк В.Г.
Красивы и очень отличны по характеру танцы разных народов. Cуществует множество танцев, зародившихся в народной среде, которые так и остались истинно народными. Многие народные танцы дошли до нашего времени в своем первозданном виде.
Молдавский танец – его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». У молдавского танца своя собственная богатая и действительно оригинальная история. С незапамятных времен танцы сопровождались песнями, хлопками, задающими ритм, или игрой на ударных инструментах. Много позже танцорам стали аккомпанировать духовые оркестры или тарафы, в состав которых входили скрипки, цимбалы, флейты и прочие народные инструменты. Танцы сопровождались и сопровождаются сатирическими или шутливыми частушками.
- «Молдавский народный танец» ансамбль «Квинта» рук.Ребреш,
конц-р.Темир Э.Г.
Своеобразны норвежские народные крестьянские танцы. Наиболее ярким представителем норвежской классики является композитор Эдвард Григ. В своих произведениях он воплотил мелодии и ритмы народных танцев - чинного и неторопливого гангара танец- шествие, его танцуют парами . Веселого и стремительного халлинга- сольный мужской танец демонстрирующий силу и ловкость. Изобилует высокими прыжками и вращениями.
- Э.Григ «Норвежский танец» ансамбль «Квинта»
Армянские танцы полны разнообразия: Кочари – один из основных армянский танцев. Дословный перевод "Кочари" - храбрый мужчина. В старину танец считался "разогревочным" перед началом битвы, так как помогал воинам настроиться на предстоящее сражение. Ритм этого танца является одним из самых «заводных», именно поэтому его так любят танцевать не только в Армении, но и по всему миру.
Берд – в переводе означающий - "крепость". Во время исполнения этого танца, строится живая крепость из участников танца, залезающих друг другу на плечи. Это танец, воспевающий стойкость и силу своего народа.
Ярхушта - армянский барабанный танец. Танец корнями идет еще из языческого прошлого Армении. В старину исполнялся как перед битвами, так и после них. Представляет собой условный поединок двух бойцов, которые с оружием в руках и доспехах бились в танце.
- Айвазян «Армянский народный танец» - исполняет Диев Стефан уч-ся 2 кл. преп.ДубовскаяЛ.В. кон-р Пузин О.А.
Еврейские танцы формировались и развивались на протяжении многих веков, сочетая традиции как самих евреев, так и традиции язычников, с которыми они жили рядом. Издревле носившие религиозный характер, танцы евреев по сей день остаются неотъемлемой деталью семейных и всенародных праздников. Тем не менее, свой собственный стиль и некоторые традиции — к примеру, правило, что нельзя танцевать вместе с противоположным полом на официальных мероприятиях они сохранили. Хава нагила – (в переводе «давайте радоваться и ликовать» изначально был народной песней на иврите) и композиция «Семь сорок» до сих пор пользуется особой популярностью. Как бы печально не складывалась судьба еврейского народа, врождённые жизнелюбие и оптимизм, особенно ярко отражённые в танцевальном искусстве, помогли ему выстоять, сохранить свою культуру, очень своеобразную, не похожую ни на что иное и вместе с тем естественным образом впитавшую традиции других народов.
- Еврейские народные танцы – исполняет ансамбль «Квинта» преп. Ребреш , кон-р. ТемирЭ.Г.
Всем известны богатые традиции грузинского народа и их большая любовь к народным танцам. Все грузинские народные танцы в зависимости от количества участников делятся на три основных вида: групповые, парные, сольные. В Аджарии ведущим танцем считается «ачарули»- кокетливый танец, основой которого является флирт и игривость исполнителей. Свадебный танец «картули» напротив отличается своей скромностью, манерностью и грацией. В этом танце отражается строгость нравов грузинского народа и их чувство долга. Во время исполнения «картули» девушка и мужчина танцуют на расстоянии, при этом, даже не касаясь друг друга. Мтиулури этот танец по праву считается воплощением мужества грузинского народа. Его смысл заключается в мужском соревновании за женщину и территорию. Женщина при этом тоже участвует в танце и демонстрирует свои сильные стороны. Быстрый темп музыки придает танцу еще больше эмоциональности и огня.
- Айвазян «Грузинский танец»- исполняет Дорофеева Анна 5 курс преп. Дубовская Л.В. кон-р Пузин О.А.
Таранте́лла — итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула - паука, так же как и танца, от названия южноитальянского города Таранто. В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
- Сквайер «Тарантелла» - испол. Пузина Алиса 6 кл.
Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. В одних случаях роль их чисто прикладная - они сопровождают танец. Такие произведения, как правило, не очень сложны. Но есть танцевальные произведения, предназначенные для концертного исполнения: сюиты И.С.Баха, фортепианные произведения Шуберта, Брамса, Глинки, Чайковского и многих, других композиторов. Широкое применение нашёл танец в театральной музыке, и прежде всего в балете. Музыка в балете сплошь состоит из пьес танцевального склада. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих.
Па-де-труа (с французского. pas de trois, ШАГ ТРЕХ) — музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией третьего танцовщика. Исторический бальный танец, объединяющий в себе элементы трёх танцев: менуэт, мазурка, вальс.
12.«Па-де-труа» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»- испол. Средняя группа хореогр. ансамбля «Дивертисмент»
13. Ансамбль флейтистов «Ноктюрн» исполнит танец Феи драже из балета Щелкунчик П.И.Чайковского
Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это вальс. Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях.
Этот вальс
Этот вальс
Этот вальс
Этот медленный, плавный полёт,
Для неё,
Для него,
И для Вас
Вальс над школою нашей плывёт…
Во второй половине 18 века этот вальс из сельских кабачков, с деревенских свадеб переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Это недопустимо. Еще в начале 19 века его преследовали: в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и, как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал, даже не закончив фразу. В России Павел 1 издал «Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую».
Но вальс уже нельзя было остановить. Он шел по всем странам Европы. А прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер. Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”. Ну а мы послушаем вальс..
14. В.Ребиков «Вальс» из оперы –сказки «Ёлка»- исполняет дуэт скрипачей Пугачёва Ксения 4 кл. и Диев Марк 6 кл. преп. Ребреш , кон-р. ТемирЭ.Г.
А сейчас поговорим о танцевальной музыке XX века. Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены новыми мелодическими и ритмическими красками. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот, что в переводе означает “лисий шаг”, американский бальный танец, впрочем, имеющий к лисе отдаленное отношение, т. к. назван по имени американского актера Гарри Фокса, который придумал этот танец в 1914 г. Его характерная манера двигаться получила название Fox`s Trot. В начале фокстрот был не слишком сдержанным танцем со множеством прыжков и взмахов ногами - ведь он создавался для сцены варьете. Танцевали его в различном темпе, но попав в Англию, он подвергся настоящей реформе и приобрел два варианта: более быстрый (quick step) и более медленный (slow fox) - танец сдержанный и элегантный. В исполнении ансамбля вы услышите медленный фокстрот..
15. А.Цфасман «Фокстрот» - исполняет ансамбль скрипачей «Квинта» преп. Ребреш , кон-р. ТемирЭ.Г.
В 20 веке одним из популярных танцев стало танго. Оно ведет свое начало от старинного испанского танца фламенко. В современном понимании (сложившемся в 1900 –х годах) – аргентинский городской парный танец. Основное движение – скользящий шаг, свободно варьируемый танцующими.
Астор Пьяццолла- аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво . Также известен как мастер игры на бандонеоне.
16. А.Пьяццолла Танго «Пожалуйста»- испол. Дубовская Л.В. кон-р Пузин О.А.
Танец Диско. Рождение этого заводного танца приходится на 1974 год. Появилось это направление в Нью-Йоркских клубах. Прошло совсем немного времени, и Диско-бум охватил все Соединенные Штаты, несколько позже диско перебралось через океан и поразило Европу и Азию. Советский Союз этот молодежный стиль покорил сразу с двух сторон, с Запада (Америка) и с Востока (Индия). Фильм индийского производства «Танцор диско» стал носить культовый характер в стране, а фразы, звучащие в этой киноленте, стали крылатыми. Спустя три года после появления Диско, в 1977 в американский кинопрокат выходит картина «Лихорадка субботним вечером», одну из главных ролей в которой сыграл знаменитый актер Джон Траволта. Эта кинолента наглядно демонстрирует жизнь настоящего Дискомена, который на танцполе забывал о всех жизненных невзгодах и трудностях. Корни этого стиля можно проследить в таких направлениях, как соул и фанк, созданных негритянскими кварталами Америки. Главная отличительная особенность этих танцевальных стилей заключается в равномерном ритме с очень высокой частотой, свыше 120 ударов в минуту, это вдвое больше частоты сердечных сокращений у человека. Можно себе представить, насколько это направление было диковинным для советской молодежи в 80-х годах. Первые зеркальные вращающиеся шары под потолком, дикие ритмы – естественно, все это завораживало и манило, тем более танцевали все, что называется, кто как хотел. Самой популярной группой того времени считается ABBA с ее незабываемыми хитами «Mamma Mia», «Money, money, money» и многими другими. Не менее популярной была группа Arabesque. Вся суть этого стиля заключалась в легкости и бодрости.
Если говорить о сегодняшнем дне, то можно отметить, что стиль Диско понемногу возвращается, хотя до былых вершин его популярность вряд ли взлетит. Сегодня нам все чаще встречаются вывески на клубах «Дискотека 80-х» и такие дискотеки пользуются огромной популярностью у современной молодежи. Феерический успех Диско заключается в простоте танца. Ни в каких особых навыков или специальной подготовке люди не нуждались. Необходимо просто чувствовать ритм и Диско осваивается очень легко.
Завершает нашу встречу в музыкальной гостиной выступление
17.младшей группы хореографического ансамбля «Дивертисмент» Танец – Диско рук. Глушкова Н.В.
Наша гостиная прощается с Вами. До новых встреч!