Урок в классе специального фортепиано
Подготовка и ход урока в классе специального фортепиано
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_klasse_spetsialnogo_fortepiano.docx | 89.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в классе специального фортепиано
Содержание:
Введение
- Индивидуальный план
- Подготовка к уроку
- Ход урока
- Мастерское исполнение произведения педагогом. Показ.
- Раскрытие содержания – словесные пояснения, обзорные сравнения
- Стилистические критерии
- Чтение с листа, гаммы
- Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы. На педагога по специальности возлагается ответственная задача музыкального развития учащегося, формирование его морального облика.
Форма индивидуальных занятий в специальном классе создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) обуславливает педагогические задачи и методы работы. От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей.
- Индивидуальный план
Урок по специальности представляет собой основную форму работы с учащимся – пианистом. На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие, воспитание. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение её успешности в дальнейшем. На уроках как бы проводится итог – пусть минимальный – домашних занятий за предшествующий небольшой отрезок времени и дается творческий импульс и материал для последующей работы.
Развитие ученика протекает постепенно, и педагогу необходимо отдавать себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется обязательная постоянная забота о качестве систематичности занятий, и конечно, о том, чтобы были интересными для ученика. Нельзя допускать, чтобы на занятиях царила уныло-безразличная атмосфера, когда преподаватель говорит, а ученик лишь покорно его выслушивает.
Как известно, при обучении игре на фортепиано, педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Индивидуального плана работы учащегося вполне достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Составление индивидуального плана – ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, и наоборот ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия. Поэтому составлять план надо очень продуманно.
Само название – индивидуальный план – очень точно передает сущность этого важного для педагогической работы документа. Он должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного, конкретного ученика, и тоже время планом, намечающим перспективы дальнейшего движения вперёд.
Необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы возможно ярче и скорее «раскрыть» ученика, развить все лучшие задатки его натуры.
Обычно чем одареннее ученик, тем более отчетливо выражается его желание играть то или иное сочинение, иногда настолько, что даже при отказе дать просимую пьесу он будет учить её тайком.
Естественно, что ученикам менее способным, с недостаточно отчетливыми художественными стремлениями, надо помочь вырабатывать свое отношение к музыке, следствием чего явиться и более остро выраженное тяготение к определенным сочинениям. Для этого важно не только стимулировать высказывания учеником своих желаний, но и создавать условия благоприятствующие тому, чтобы он больше слушал музыки и имел достаточно широкие возможности выбора произведений.
Одна из частых ошибок (преимущественно молодых педагогов) – завышение трудности сочинения. Это приводит к недостаточно высокому качеству исполнения, и, в конце концов, может вызвать привычку играть небрежно.
Выбирая репертуар необходимо систематически расширять музыкальный кругозор ученика, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значительных композиторов.
Следует приобщать к выразительным средствам музыкального искусства, к музыкальному языку современности. Наконец, необходимо иметь ввиду и задачу полноценного развития пианизма ученика.
Несколько сочинений проходятся в порядке ознакомления (их также следует, с соответствующей политикой включать в план). Желательно, чтобы это были не только фортепианные пьесы, но и различные народные песни, романсы классиков, переложения оперной, симфонической и камерной литературы и т.д. Цель прохождения всех и этих сочинений - расширение кругозора ученика, развитие навыков чтения нот, ансамблевого составления и аккомпанимента.
При составлении индивидуального плана надо продумать и то, что будет исполнено на вечерах, на экзамене, концерте. Подбирать программу для выступления надо так, чтобы показать ученика разнообразно и выявить его достижения. При составлении программы следует позаботиться и о том, чтобы она была по возможности разнообразной в отношении характера сочинения, темпов, тонального плана.
- Подготовка к уроку.
Подготовка к уроку (не обязательна, но часто нужна) может заключаться, например, в просмотре фортепианной литературы, различных редакций того или иного произведения и выборе лучшей, в ознакомлении с источниками музыкально-исторического, биографического порядка (или восстановлении их в памяти). В некоторых случаях полезно, кроме того, наметить план урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над трудными местами в произведениях и т.п.
Конкретная обстановка урока будет, конечно, вносить изменения в намеченный план и требовать от педагогов некоторой имправизационности. Эта имправизационность заключается в умении гибко осуществлять противоположное плану. Правда, иногда, во время урока возникают новые методические соображения, новая трактовка произведений, что вносит принципиальные изменения в предварительный план.
Сюда же в первую очередь следует отнести заботу о том, чтобы репертуар учащегося был «в пальцах» у педагога. Нередко нужно также просмотреть (а за частую и как следует поучить) партии сопровождения, в каких-либо концертах, где-то проверить аппликатуру и т.д. Учителю надлежит быть в курсе выходящей литературы по вопросам эстетики, общей педагогике, проблемам преподавания в области фортепианного искусства, ему необходимо ознакомится с новыми произведениями для фортепиано. Всё это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешны.
3. Ход урока
Остановимся, прежде всего на начале урока – проверка выполненной учеником работы. Нередко учащийся, едва начав играть принесенное на урок произведение, исполняет что-нибудь, либо неверно, либо не совсем так, как хотелось бы педагогу. Реакция преподавателя на это бывает различной. Иногда тотчас останавливает ученика, начинает делать замечания. Конечно, возможны случаи, когда такой прием вполне допустим и даже нужен.
В каких случаях можно так заниматься? Пожалуй только в тех, когда педагог сразу слышит, что ученик дома совсем не работал и ничего из сделанных указаний не выполнил. Тогда, может быть. имеет смысл, прервав его пару раз и отметив плохую работу, закрыть ноты и потребовать исправления ошибок. И то лишь, если педагог вполне уверен, что причина плохо выученного урока в недобросовестном отношении к делу, в лени, нежелании работать.
У Сафонова был свой способ занятий с учениками, плохо выучившими урок. Обычно очень активный, темпераментный, делавший много указаний , он, в этих случаях складывал руки на груди и начинал вздыхать, а потом зевать . За время игры, - вспоминает М.Л.Пресман, - ученику больше ни одного замечания не делалось. Ученик волнуется, играет всё хуже и хуже, Наконец, он доиграл пьесу до конца. Сафонов, делая последний самый глубокий вздох и самый продолжительный зевок, кладет локти на свои колена, опирается о ладони рук… и … молчит. Проходит минута… полторы… две… в классе мертвая тишина…, боимся шевельнуться. При общем гробовом молчании раздается тихий, преувеличенно мягкий и протяжный голос Сафонова: - Ну что же!... Достаточно». (М.Л.Пресман «Уголок музыкальной жизни Москвы 80-х годов. Воспоминание о Рахманинове». Составление, редакция, примечания и предисловие З.Апетян. Т.1, 1957 г., стр.233).
Однако, если говорить об уроке обобщенно, то никак нельзя согласиться с тем, что это всегда целесообразно. Если педагог станет прерывать игру учащегося, едва заметив в ней те или иные недостатки, ученик не сможет исполнить произведение целиком, а это исполнение важно для обоих. Во-первых, педагог таким путём может составить более ясное представление о проделанной домашней работе; во-вторых, ученик, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановок, привыкает концентрировать свои силы на этой задаче и тем воспитывает в себе важные исполнительские качества кроме выше сказанного, педагог дожжен видеть, понял ли учащийся сочинение в целом, сумел ли почувствовать линию развития, соотношение целого и частей, каковы, наконец, все недостатки исполнения. Для учащегося, исполнение на уроке разучиваемого произведения целиком, тоже имеет большое значение. Если дома он учил по частям, больше работая над деталями, то ему не только полезно, но и необходимо сыграть в классе сочинение от начала и до конца – прежде всего для развития способности охватить целое и для его восприятия. Разумеется, педагог, прослушав исполнение, укажет неточности, ошибки, будет работать над их исправлением, пояснив, что было неверно понято и т.п. Но для ученика полезнее самому почувствовать эти недостатки, понять, в чем они заключаются. Не следует слишком загружать ученика множеством замечаний. Опытный педагог обращает , прежде всего, внимание на самое главное – на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубую ошибку. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям.
Предположим теперь, что педагог, заметив какие – либо (даже существенные) недостатки в игре ученика, делает замечания во время исполнения. Эти указания, скорее всего, не дадут желаемых результатов. Частые, и так сказать, «попутные» замечания помешают самому преподавателю уловить другие неточности в игре ученика или ясно воспринять его исполнение в целом. К тому же многие указания педагога, сделанные во время игры, пройдут незамеченными, так как он просто не сможет их выслушать. Обилие словно «мимоходом» брошенных замечаний обесценивает их, да и может создать на уроке суетливую и утомительную обстановку.
Продолжая дальнейшую работу на уроке, не редко целесообразнее остановиться сначала на наиболее типичных для данного сочинения трудностях. Можно пройти с учеником на занятии всё произведение или часть его, можно взять наиболее трудные «узловые» моменты, отложив пока работу над второстепенными для данной стадии изучения деталями.
Поработав в классе с хорошо подготовленным учеником, преподаватель может сразу заметить, что необязательно приносить это сочинение на следующий урок.
Учащийся, уходя с урока, всегда должен знать, над чем ему в настоящий момент надо работать в каждом произведении, что у него не получается, представлять себе к чему конкретно следует стремиться, как надо учить. Поэтому педагог, завершая на уроке работу над каким –либо произведением, нередко отмечает (уже только на словах, без привлечения инструмента), в чем заключаются главные требования, как надо идти к их выполнению. Примерно на первом – третьем годах обучения (иногда и немного позже) необходимо записывать задания, суммируя их в дневник ученика.
3.1. Большое место занимает показ на фортепиано. Мы знаем, какое могущественное воздействие на ученика оказывает яркое, мастерское исполнение педагогом произведения. В подтверждении этого вспомним высказывания учеников Н.Г.Рубинштейна о благотворительном влиянии его игры. «Как будила музыкальную мысль всякая сделанная им поправка - пишет Р.Геника, - как возбуждала фантазию всякая сыгранная им фраза. В интимной обстановке класса, среди небольшой кучки товарищей, замирая от восторга, когда Николай Григорьевич проигрывал нам наши пьесы, стоя около него так близко- близко, как бы осязая физически это дивное артистическое творчество, я впитывал идеалы высочайшего совершенства фортепианной игры».
3.2. Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого произведения, нельзя во всей полноте передать словами или каким – либо другим способом. Помимо ярких образных замечаний, бесед о произведении, точных словесных указаний, педагогу всегда надо уметь показать ученику «в живом звучании» всё то, о чем он ему рассказывает.
Необходимо, однако, сразу же отметить, что исполнение педагогом в классе, изучаемых сочинений, отнюдь не всегда полезно. Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой пьесы может затормозить развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период работы над сочинением полезно играть его ученику.
Используя на уроке собственное исполнение, педагог придает своим объяснениям большую убедительность, обогащает их. При занятиях с недостаточно подготовленными учениками работа над произведением часто начинается с показа, с проигрывания педагогом данного сочинения или каких – либо отрывков из него, так как ученик сам еще далеко не всегда может составить о пьесе верное представление по первому с ней знакомству. Своим показом, педагог делает более яркой конкретную цель работы, рельефнее выявляет художественные намерения, которые сам учащийся еще не всегда достаточно ясно осознает. Целью же самого показа должно быть не слепое копирование исполнения преподавателя, а понимание своих недостатков, отчетливое представление о направленности работы. Подлинно музыкальный «союз» учащегося, инструмента и педагога способствует созданию на занятиях творческой атмосферы, сказывается на желании работать, отражается на самом качестве работы.
Второй путь раскрытия содержания – словесные пояснения. Педагог должен уметь говорить о музыке, притом возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. Это помогает выявить связи музыки с реальным миром, который нашел в ней свое отражение, делает её более доступной ученику.
Словесные пояснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику. Важно, поэтому, деля их, учитывать возраст учащегося, их знания, интересы. Особенно пробуждают инициативу ребенка образы, найденные им самим в совместной работе с педагогом.
Когда чувствуешь, что ребенок не понимает исполняемой музыки, когда пьеса звучит бледно, невыразительно, полезно натолкнуть его на какую-либо подходящую программу, а затем вместе с ним попытаться его конкретизировать, вызвав к жизни его художественную фантазию.
При умелом воздействии в этих случаях нередко удается быстро пробудить к произведению интерес и добиться нужной выразительности исполнения.
3.3. При работе с учениками важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение и т.п. Проблема стиля имеет потому такое значение, что она дает ученику ключ для решения многих вопросов интерпритации. Раскрывая во время работы, над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решить аналогичные задачи и в других произведениях того же автора. Важно, однако, чтобы стилистические критерии не превращались в догмы, штампы.
Работая с учащимися, необходимо постепенно знакомить их с музыкальными понятиями и с терминологией. Иногда ученик, получающий те или иные знания в курсах сольфеджио, теории музыки, не только не углубляет их на уроках специальности, а по существу, и не применяет – так как они не используются его педагогом по фортепиано, хотя и могли бы помочь пониманию произведения, сознательности работы. Поэтому необходима связь занятий с содержанием изучаемого по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам, а часто и некоторое их опережение, диктуемое самим ходом работы. Воспитание такой грамотности облегчает понимание изучаемого произведения и его структуры, помогает сознательному вслушиванию, ориентировке в исполняемом, приучает по – музыкантски мыслить.
Постепенно осознание исполняемой музыки становиться неотъемлемой частью прочтения текста.
Как правило, на одном уроке невозможно одинаково глубоко и подробно заниматься с учеником всеми произведениями его программы, может не хватить на них и внимания учащегося. Поэтому либо прослушивается весь репертуар, и даются общие указания, либо педагог выбирает для детальной работы несколько произведений. При занятиях с учениками средних классов, таких основных для каждого преподавателя произведений обычно бывает не менее двух-трёх, остальные педагог только прослушивает, сделает замечания, но детальная работа над ними переносится на следующий урок. По мере возрастания сложности, увеличения размеров произведений и углубления работы над ними число «основных» для каждого занятия сочинений , будет сокращаться. При этом надо следить за реакцией ученика: иной раз он бывает огорчен, так как откладывается именно то сочинение, которым он с увлечением занимался дома. Тогда было бы правильно, если позволяет время, всё же прослушать это произведение и дать хотя бы общие указания для дальнейших домашних занятий.
Выбор произведений для работы на уроке не может быть случайным. Нельзя допускать, чтобы те или иные разделы репертуара оставались постоянно в тени. Если, например, педагог часто не успевает заниматься этюдами и вообще техникой ученика, то с течением времени это плохо отразится на его двигательных навыках. Отсутствие времени для серьёзного изучения полифонических произведений на уроке приведет к отставанию этой области его развития и т.п. Имеет смысл начинать урок с произведений, представляющих в данный момент для ученика наибольшую трудность: они нуждаются в его максимальной сосредоточенности. Наряду с этим бывают периоды, когда педагог обязательно должен слушать всё, что в настоящее время находится в работе у любого учащегося: это связано с непосредственной подготовкой к выступлениям – прежде всего к экзаменам. Это необходимо для того, чтобы ученик смог привыкнуть играть свою программу полностью и в нужной последовательности.
3.4. Помимо работы над произведениями, занимающей ведущее место на уроке, в него входят ещё игра гамм, арпеджио и по усмотрению педагога, других упражнений. В урок включается также работа над развитием навыков чтения с листа, имеющих большое значение для всей подготовки музыканта, для свободы ознакомления с музыкальной литературой и для более быстрого разбора изучаемых произведений. Полезна игра с листа четырехручных пьес – вместе с педагогом или с другим учеником. Проверка заданий по чтению с листа на уроке обязательна, при работе с младшими учениками. Занимаясь со старшеклассниками, можно проводить её несколько реже – как позволит распорядок, содержание уроков. Чтению нот и игре гамм лучше уделять время где-нибудь в середине урока, чтобы освежить внимание ученика. Педагоги, оставляющие эту работу на самый конец, обычно систематически не успевают её выполнить.
Одна из важнейших проблем – взаимосвязь урока и домашних занятий учащегося. Одно из назначений урока – это вызвать ответную реакцию учащегося, выражающуюся в желании усвоить то, что дает ему учитель, вникнуть в узнанное и, конечно, работать далее самому. Развивая, углубляя интерес ученика к музыке, педагог должен научить его заниматься, привить любовь к самому процессу работы на фортепиано.
Самостоятельная работа ученика всегда основывается на музыкальной осмысленности, слуховой активности, отчетливом представлении конкретной (часто совсем узкой) цели занятий в любой момент. Длительное время следует показывать ученику, как надо работать над произведением, прививать необходимые навыки, следить за тем, как он занимается, отмечать каждый положительный момент работы. Постепенно учащийся приучается к постоянному слуховому самоконтролю.
Иногда весьма полезно для ученика поучить то или иное произведение из своего репертуара при педагоге, но без его помощи.
4.Заключение
Для того, чтобы привить учащемуся любовь к работе и целеустремлённость, очень важно, чтобы у него было желание работать именно над данным произведением. Своими показами, беседами об авторе, о самом произведении, прослушиваниями записей и т.п. педагог стимулирует интерес учащегося.
Работа над произведениями в классе – это не только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и т.п. В процессе этой работы постепенно конкретизируется исполнительский замысел в целом и выявляются отдельные детали, которые до тех не были услышаны достаточно рельефно. Кроме того, только таким путем возникает возможность практически научить основным принципам работы над произведением и преодолению различных трудностей.
От умения заниматься неотделимо и самостоятельность мышления, без которой никакие пианистические навыки не смогут помочь учащемуся в работе. Поэтому надо развивать музыкальную инициативу, стимулировать собственное отношение к изучаемым сочинениям фантазию, желание по – своему сыграть произведение.
Полезно, периодически предлагать учащемуся, выучивать какое – либо несложное для него произведение так, «как ему нравиться», без помощи преподавателя. Для этого может быть использовано, либо совсем новое произведение, либо то, над которым уже начата работа (самостоятельный разбор).
Пути и способы развития самостоятельности учащегося направлены на углубление его умения мыслить, заниматься, на стимулирование его инициативы и определяются всем комплексом его индивидуальных данных и условий занятий. От того, насколько плодотворна работа в этом направлении, в большей степени зависит вообще успешность занятий учащегося. В то же время достижение им даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство всей работой. Он всегда останется учителем, ведущим занятия в определенном, продуманном направлении, в формах, нужных данному учащемуся.
Успешное проведение урока во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. В это время у педагога наблюдается повышенно острое ощущение достоинств и недостатков исполнения ученика и ясное осознание путей для достижения цели.
Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям. Допустим, ученик не в состоянии, преодолевать какое – нибудь трудное место или лениться и не выполняет задания, или не проявляет достаточной музыкальной чуткости. Педагог раздражается, повторяет без конца одни и те же замечания, в результате чего у него складывается постепенное отношение к педагогике как к чрезвычайно скучной профессии. Между тем, если бы педагог иначе подошел к разрешению стоящих перед ним задач, такого положения могло бы и не создаться.
Вместо того, чтобы заниматься с учениками «долбёжкой», надо было направить свое внимание на выяснение причин замеченных недостатков, отнестись к стоящим трудностям как к творческим задачам, и тогда, многое, казавшееся ранее неинтересным, стало бы увлекательным. Даже при изучении какого –либо произведения, которое могло бы уже надоесть педагогу, так как он проходил его не один десяток раз, надо уметь заинтересоваться им, открывая в нем новые детали, новые возможности его трактовки учениками самой различной индивидуальности.
Список литературы:
Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано», изд. «Музыка», Москва, 1982 г.
Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста», изд. «Советский композитор», Москва, 1989 г.
А.Д.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», изд. «Музыка», 1978 г.
Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»